В статье дается характеристика творчества мастера декоративно-прикладного искусства Б.А. Далентаева, создающего свои изделия в технике резьбы по камню. Наряду с этим она содержит информацию об основных этапах жизненного пути народного умельца. Также в ней нашли отражение ключевые направления его творческой деятельности. Кроме того, статья содержит краткое описание особо ярких работ Байболата Айткалиевича, часть которых находится в фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.
Ключевые слова: поделочный камень, минерал, камнерезное ремесло, творчество.
CHARMING MAGIC OF STONE
(FEATURE ARTICLE ABOUT CREATIVE ACTIVITY OF THE MASTER OF DECORATIVE-APPLIED ARTS B. DALENTAYEV)
Bemm M.A.
In the article the author describes the creative activity of the master of arts and crafts B. Dalentayev creating his art products in stone carving technique. Along with that it contains the information about basic facts of his biography. Main directions of master,s creative activity also have found their reflection in this article. Beside that author makes the short description of Baibolat Dalentayev.s best works, main part of that are preserved in the fund of Eastern-Kasakhstan Regional Architecture and Etnographic Museum Reserve.
Key words: ornamental stone, mineral, stone carving craft, creative activity.
Земля Восточного Казахстана, которую неофициально часто именуют Рудным Алтаем, на протяжении многих лет, оправдывая свое название, славится как сокровищница разнообразных руд и минералов, нашедших самое разнообразное применение в различных сферах человеческой деятельности. Некоторые из них при этом имеют не только производственное, но и декоративное значение, благодаря чему широко используются для изготовления сувениров и ювелирных изделий. По их запасам Восточный Казахстан, конечно же, уступает ряду регионов, в особенности Уралу, и все же в недрах области спрятано немало драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней-самоцветов. Неудивительно, что это благотворно повлияло на развитие камнерезного дела на территории нашего края. Пика своего развития этот вид искусства на его территории достиг в советское время (60-80-е гг. XX века), когда на промышленных предприятиях областного центра – города Усть-Каменогорска («ВНИИцветмет», «ОЮТАС», Востокмашзавод) работали сувенирные цеха, где, в том числе производились изделия и украшения из камня. К сожалению, в 90-е годы в связи с экономическим кризисом вышеназванные производства прекратили свое существование, но, тем не менее, данный вид ремесла на нашей земле окончательно не исчез, а продолжает жить и поныне благодаря энтузиазму и творческому порыву самодеятельных мастеров, преданных своему делу. Среди них в первую очередь необходимо отметить имя Байболата Айткалиевича Далентеаева, творчество которого следует осветить отдельно.
Говоря об этом человеке, следует сказать, что его творческий путь был нелегок и тернист. Он появился на свет в 1956 году в селе Манат Уланского района Восточно-Казахстанской области [1., с. 69]. Затем семья переезжает в соседний поселок Асубулак, где прошло детство будущего народного умельца. Первое его знакомство с миром камей произошло, когда его сосед, работавший на руднике, расположенном в поселке, подарил ему образец горного хрусталя. По словам своего мастера, он был просто зачарован, когда впервые увидел его, и у него сразу возник вопрос: «Откуда берутся такие красивые камни?». Увидев интерес ребенка к миру камней, мужчина проложил приносить будущему мастеру новые «подарки», таким образом пробуждая в нем дальнейшую увлеченность тайнами, которые хранят минералы. С тех пор разноцветные образцы горных пород становятся его излюбленной игрушкой. Позднее уже в подростковом возрасте данный интерес у юного Байболата оформился в осознанное увлечение. В это время вместе со своими друзьями он начал обследовать горные разработки и карьеры в окрестностях своего поселка и близлежащих населенных пунктов в поисках образцов разнообразных минералов, коллекционированием которых он всерьез начал увлекаться. Особенно удачной находкой он считал кристаллы все того же горного хрусталя, образцы эпидолита, розового кварца и особенно берилла. Из них он собрал достаточно большую коллекцию, которой по праву мог гордиться. Кроме того, будущий мастер с малых лет проявлял художественный талант и тягу к творчеству, великолепно рисовал. Его эстетические склонности и стремление к познанию тайн, которые хранят самоцветы, определила выбор им профессионального пути, который он решил связать с камнерезным делом, тем более что способности и стремление юноши познавать новое не остались незамеченными и получили поддержку со стороны педагогов и руководства школы, где он учился. Так он стал одним из участников конкурса, который проводился руководством Белогорского горно-обогатительного комбината, частью которого являлся танталовый рудник в его родном поселке Асубулак. Целью этого конкурса являлся отбор молодых кадров для работы в сувенирном цехе, который планировалось открыть при комбинате. Благодаря этому в 1971 году по окончании 8 классов будущий народный умелец, успешно пройдя конкурсные испытания, вошел в число одиннадцати выпускников двух школ поселка, направленных на обучение в Свердловское художественное училище, на отделение «Камнерезное дело», которое успешно окончил в 1974 году. Когда юный мастер учился на первом курсе данного учебного заведения, в числе работ других студентов училища его творения в 1972 году экспонировались на ВДНХ СССР. По итогам выставки он и двое его товарищей были отмечены медалью «Юный участник ВДНХ».
После окончания обучения и службы в рядах Советской армии молодой умелец возвращается на Родину и начинает свою профессиональную деятельность в качестве мастера сувенирного цеха при Белогорском горно-обогатительном комбинате, однако спустя некоторое время обстоятельства сложились так, что он был вынужден овладеть профессией сепараторщика, более востребованной на предприятии. Здесь Байболат Айткалиевич трудился до начала 90-х годов, когда в связи с развалом СССР, разрывом производственных связей и общим экономическим упадком в стране производство на комбинате было остановлено. Волею судьбы на короткий промежуток времени ему пришлось опробовать себя в новой для себя роли педагога и наставника. В течение двух лет с 1992 по 1994 год он вел уроки труда для учащихся школы поселка Белогорский. Затем вместе с семьей мастер переезжает в г. Усть-Каменогорск и устраивается на работу в Камнерезное отделение механического цеха при опытно-свинцовом заводе научно-исследовательского института «ВНИИцветмет». Именно здесь он получает возможность заниматься любимым делом и именно тут раскрывается весь его неповторимый многогранный талант камнереза. На данном предприятии вместе со своими коллегами мастер изготавливал из разнообразных поделочных камней красочные наборы для шахмат и другие сувениры. Среди лучших своих работ, созданных в этот период, Байболат Айткалиевич называет шкатулку с изображением великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева, выпущенную в честь его 150-летия в 1995 году.
После закрытия сувенирного цеха на «ВНИИцветмете» мастер в 2000 году становится сотрудником Казахстанского монетного двора, и в его творчестве вновь наступает перерыв. После четырех лет работы на этом предприятии следующие девять лет своей жизни он отдал работе в частном геологоразведочному предприятию «Топаз». Здесь в свободное от основной работы время он снова начинает заниматься своим любимым делом, создавая сувенирные и ювелирные изделия. С 2014 года он возвращается во «ВНИИцветмет», где по настоящее время трудится в качестве инженера второй категории, но по-прежнему не оставляет свое увлечение. Существенный импульс для занятия творчеством в последнее время мастер получил благодаря поддержке городского отдела культуры города Усть-Каменогорска, который выделил ему отдельное помещение, где он занимается созданием разнообразных изделий из камня, когда у него выдается свободная минута.
В своей работе он старается использовать местные породы камней и минералов: агат, лепидолит, розовый кварц, яшму, в особенности так называемую риддерскую яшму, открытую в середине XVIII века горным инженером и генерал-майором царской армии Ф.Ф. Риддером, в окрестностях современного горняцкого города, носящего его имя [3]. Большую часть из них он заготовляет самостоятельно в ходе экспедиций, в которые он ездит в летний период совместно со своими друзьями-геологами.
Также Байболат Айткалиевич проявляет активную общественную позицию. С 2008 года является активным членом актива народных мастеров, работающего при ресурсном центре ремесленников ВКО, который создан при Восточно-Казахстанском областном архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике [1., c. 69]. С этого же времени изделия камнереза выставляются на ежегодных выставках декоративно-прикладного искусства, проходящих в стенах музея, а в его фондах начинает формироваться коллекция изделий автора. Кроме того, работы Байболата Айткалиевича неоднократно экспонировались на республиканских и международных выставках. За участие в них он несколько раз награждался дипломами и благодарственными письмами. В июле 2017 года в составе большой делегации он участвовал в проведении Дней Восточно-Казахстанской области в Астане в рамках Международной выставки «ЭКСПО-2017», за что был отмечен благодарственным письмом от регионального управления культуры.
Поражает своим разнообразием ассортимент работ, изготовляемых мастером. Среди них можно встретить изящные вазы, шкатулки, разнообразные ювелирные украшения: бусы, серьги и кулоны из самых разнообразных пород камней, пользующиеся популярностью у усть-каменогорских модниц. Особенно хорошо мастеру удаются декоративные плакетки, основную часть которых он изготовляет из пейзажного агата. Пейзажный агат – это уникальный минерал, рисунок на срезе которого напоминает картину местности с высокими горами и деревьями. Обрамление данных изделий мастер изготовляет из яшмы или змеевика, которые отличаются насыщенным зеленым оттенком и оригинально сочетаются с «пейзажным» рисунком основной части плакетки. Одна из них хранится в фондах ВК областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника (Рисунок 1.). В своем творчестве мастер не обходит стороной и исторические мотивы, примером чему может послужить декоративная плакетка «Жайлау түркі әскері», на которой в технике гравировки он запечатлел древние наскальные рисунки-петроглифы в виде схематических изображений воинов. Это изделие символизирует собой истоки военного искусства казахского народа, берущего свое начало в глубине веков, когда землю Казахстана населеляи его предки – древние тюрки и их более ранние предшественнники – саки и андроновские племена, оставвишие на скалах подобные изображения.
Также Байболат Айткалиевич в различных техниках искусно создает всевозможные многоцветные панно. Так красочно и реалистично смотрится созданная им композиция «Бабочка», представляющая собой объемное изображение данного насекомого, сидящего на листе дерева. Оно также входит в фондовую коллекцию нашего музея [2, с. 23]. Наряду с этим в его собрании находится целый ряд других работ автора, среди которых следует выделить изготовленную из цельного куска мрамора вазу с изящным изогнутым туловом, а также оригинальный миниатюрный сувенир «Пирамида Хеопса», вырезанный им из красной яшмы. Он представляет собой стилизованную уменьшенную копию этого сооружения, установленную на круглую подставку.
Вершиной творчества мастера является панно в виде административной карты Казахстана, выполненное им в 2015 году в технике флорентийской мозаики (древний вид искусства, зародившийся в итальянском городе Флоренция в XVI веке и представляющий собой технику составления рисунков из отдельных фрагментов разноцветных камней) [4, c. 47]. Удивительно то, с какой точностью ему удалось изобразить на нем контуры нашей страны и ее отдельных регионов. Элементы карты изготовлены из различных поделочных камней. При этом каждый из них имеет свой оригинальный оттенок (Рисунок 2.).
Все вышесказанное говорит о том, что Байболат Айткалиевич достиг в своем ремесле поистине больших высот, но, тем не менее, он не собирается останавливаться на достигнутом и строит новые творческие планы, которые ему, несомненно, удастся воплотить в жизнь, ведь его энергии и жизненному оптимизму могут позавидовать даже юные мастера. У него есть только один повод для грусти – ему пока еще не удалось подготовить учеников, которые смогли бы продолжить его дело. За последние годы он уже пробовал приобщить к своему ремеслу нескольких молодых людей, однако, немного поработав вместе с мастером, они уходили, посчитав труд камнереза слишком тяжелым. По его словам, «современная молодежь абсолютно не желает заниматься физическим трудом и хочет проводить свое рабочее время в теплом офисе, сидя за компьютером». И все же он надеется, что рано или поздно найдется человек, который, также как он, сможет увидеть магическую, чарующую красоту камня, что позволит ему стать его достойным последователем мастера. Хочется надеяться, что эти надежды не беспочвенны, ведь работы Байболата Айткалиевича не оставляют равнодушными даже тех людей, которые далеки от искусства. Творения мастера отличается добротностью и высоким качеством исполнения, в каждом из них ему удается подчеркнуть все оттенки материала и показать декоративные достоинства камня, заставить зрителя увидеть его неповторимую магическую красоту и очарование. Все это говорит о том, что Байболат Айткалиевич в душе является немного волшебником, который благодаря своему безграничному таланту творит настоящие чудеса.А это значит, что его ремесло должно жить, чтобы в дальнейшем восхищать, и радовать людей, пробуждая в них стремление к прекрасному.
Список литературы
1. Мухамеджанова Р.Ч., Черкашина В.А. В мире радужных ремесел. Справочно-информационный сборник о мастерах Восточного Казахстана. – Усть-Каменогорск: Восточно-Казахстанский областной этнографический музей, 2016. – 164 с.
2. Мухамеджанова Р.Ч. Каталог «Изделия из камня мастеров Восточного Казахстана» - Усть-Каменогорск: Восточно-Казахстанский областной этнографический музей, 2011. – 32 с.
3. Риддерская яшма и брекчия. Жизнь, отданная науке. // Риддерский историко-краеведческий музей. [Режим доступа: http://riddermuseum.kz/ru/newss/635-ridderskaya-yashma-i-brekchiya-zhizn-otdannaya-nauke.html; дата обращения: 20.08.2018 г.].
4. Федотов Г.В. Когда оживает камень. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 144 с.: ил. («Основы художественного ремесла»).
Бемм Максим Александрович, младший научный сотрудник
отдела народного и декоративно-прикладного искусства
Опубликована в сборнике «История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай)», Материалы международной научно-практической конференции (16-18 сентября 2019 года) / Отв. ред. Ф.И. Куликов, Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2019. – 370 с., стр. 30-34.