(на примере Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника)
Одной из наиболее активных посетительских аудиторий Восточно-Казахстанского областного музея-заповедника являются учащиеся школ города Усть-Каменогорска и восточно-казахстанского региона. Зародившийся в 1968 году в неполной средней школе села Бутаково, музей уже более пятидесяти лет выполняет свою главную цель – формирует интерес подрастающего поколения к истории и культуре родного края, помогает развивать навыки исследовательской работы и познавательный интерес учащихся. И это закономерно: ведь у истоков музея в свое время стояли простые сельские школьники, учащиеся разных возрастов и классов. Именно они стали первыми собирателями коллекции, хранителями и экскурсоводами. За прошедшие полвека многие из них стали квалифицированными музейными специалистами, исследователями, заслуженными работниками культуры, а сельский школьный музей стал одним из крупнейших и единственным музеем-заповедником подобного формата в Республике Казахстан, увеличив свои музейные фонды с первых девятисот предметов до семидесяти тысяч единиц хранения.
За годы работы сотрудниками разработаны и успешно проведены множество этнографических мероприятий и музейных уроков, экскурсионных маршрутов по основной и сменным экспозициям музея и музейным объектам, историческим местам и памятникам города и области.
В настоящее время музеи все чаще выходят за рамки традиционных экскурсий – современного школьника трудно чем-либо удивить, а еще труднее заинтересовать и «заставить» вновь вернуться в музей.
Для формирования и пробуждения у школьников осознанного и устойчивого интереса к истории и культуры своей Родины сотрудники музея-заповедника используют самые разнообразные формы и приемы работы: от тематических вечеров и «вечерок» до мастер-классов и массовых, театрализованных представлений.
Особый интерес у школьников вызывают мероприятия, позволяющие реализовать свой творческий потенциал, проявить свою индивидуальность и самостоятельность, а главное – прикоснуться к музейной работе не через посредничество гида или экскурсовода, а самому погрузиться в таинственную атмосферу, почувствовать себя исследователем, путешественником, первооткрывателем.
Музейный квест – это не просто урок истории, этнографии или краеведения. Это новая, современная форма работы, позволяющая сочетать активный отдых с увлекательной поисковой деятельностью, направленной на самостоятельное получение информации и усвоение знаний в ненавязчивой форме. Главная роль здесь отводится не учителю или экскурсоводу, а самим детям, которым необходимо использовать не только знания, полученные ранее, но и проявлять находчивость, смекалку, умение работать в команде, проявлять (или усмирять) лидерские качества и даже спортивные навыки. Музейный квест способствует не только легкому, ненавязчивому получению информации в игровой форме, но и первичному применению ее на практике.
Сотрудниками музея-заповедника разработан и успешно практикуется музейный этнографический квест «Загадки этнографа», рассчитанный на учащихся 2 - 5-х классов общеобразовательных школ. Основу этноквеста составляют вопросы и задания, связанные с историей, этнографией, культурой и архитектурой восточно-казахстанского региона. Учащиеся должны владеть навыками письма и чтения, владеть азами иностранного (русского или казахского и английского) языка, уметь работать с текстом, находить и анализировать информацию, вести диалог, работать самостоятельно и в команде. Такая форма работы позволяет охватить большое число школьников социально-позитивной деятельностью, расширить их кругозор, развивает наблюдательность, интерес к окружающему миру, истории и культуре родного края, воспитывает бережное отношение к историческим местам и памятникам, способствует формированию самостоятельности и практических навыков учащихся. Основным принципом работы выступают возрастные особенности, самостоятельность, непринужденность и максимальная подвижность участников. Этноквест проводится как для учащихся школ с государственным (казахским) языком обучения, так и для школьников, обучающихся в русскоязычных школах.
Основное место проведения этноквеста – Этнографическая деревня Левобережного комплекса музея-заповедника: музей архитектуры и быта, развернувшийся под открытым небом, занимающий площадь около 10 гектар и включающий 17 национальных усадеб и 3 отдельно стоящих объекта конца XIX - середины XX вв., воспроизведенных по архивным документам и литературным источникам.
Специфические условия работы «под открытым» небом позволяют вовлечь в работу этноквеста большое количество участников (до пятидесяти и более человек) и проводить его в любое время, независимо от работы музея-заповедника и наличия посетителей: учащиеся выполняют задания, играют, свободно перемещаются по территории Этнодеревни, не мешая другим экскурсантам знакомиться с музейной экспозицией и интерьерами домов. Но при этом, эти же условия «под открытым небом» ограничивают сезонное время проведения мероприятия: с мая по октябрь, так как длительное времяпровождение (длительность этноквеста около 1,5 часов) учащихся в холодное время года на открытом воздухе нежелательно, а объекты Этнодеревни на зимний сезон демонтируются и консервируются. В зимнее время этноквест проводится в выставочных залах музея-заповедника, корректируется под выставочную экспозицию: сокращается время проведения до одного астрономического часа, уменьшается количество заданий и меняется их характер, а главное – в помещении снижается двигательная активность участников.
Этноквест в Этнографической деревне – это своеобразное путешествие в естественных природных условиях, в ходе которого учащиеся одновременно погружаются в специально организованное предметное пространство разнообразных природно-климатических зон, архитектурных строений, объектов и памятников истории и культуры.
Начинается путешествие с поездки на прогулочном паровозике – «исследователи едут в этнографическую экспедицию»: через ботанический сад, березовую рощу, зону семейного отдыха, свадебный комплекс «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», через объекты архитектурно-собирательных образов древней международной торгово-дипломатической трассы «Шелковый Путь», учащиеся приезжают в самый центр Этнографического Левобережного Комплекса – Этнодеревню. Здесь они работают, проводят свои первые этнографические исследования.
Участники этноквеста делятся на команды по 7-10 человек, снабжаются всем, необходимым для работы материалом: ручки, маркеры, писчая бумага, фотоматериал, вопросник с бланками ответов по экспозиции, ребусы, шарады, головоломки. Каждая группа получает индивидуальный маршрутный и оценочный листы, инструкции и бланки для ответов на вопросы. Проводится подробный инструктаж по работе. Особо оговаривается и заостряется внимание участников на источниках информации, которые они могут встретить только в музее: штендеры, буклеты, путеводители, информационные киоски и т.д. Исследовательская работа по заданиям осуществляется только детьми, без помощи и вмешательства взрослых, ведущий (музейный сотрудник) консультирует участников только на начальном этапе, оценивает их работу и подводит итог. Весь этноквест проводится в режиме эстафеты, соревнования между командами: учитываются правильность, точность и скорость выполнения задания. За квест каждая команда может пройти от одного до пяти маршрутов, что, в конечном итоге, также отражается на итоговой оценке.
Одним из критериев успешности музейного квеста является правильный подбор заданий для каждой возрастной группы: они не должны быть слишком легкими или слишком сложными, должны быть логически связаны друг другом по принципу «цепочки» - конец одного задания – это начало следующего. Кроме того, важно правильно рассчитать время под каждое конкретное задание.
В течение этноквеста проходит чередование теоретической, практической и игровой деятельности участников. Народная игра – обязательная часть этноквеста. Игры также носят командный, соревновательный характер, что дает участникам не только получить знания о культуре исследуемого народа, но и получить дополнительный оценочный балл. Более того игра в этнографическом квесте – это наиболее простой и эффективный способ расширить словарный запас участников: команда к действию или предмет, с которым проходит игра называются на языке того, народа, которому она принадлежит.
Заключительный этап музейного квеста – это не только подведение итогов, подсчет баллов и определение победителя, но и выявление обучающего результата (что нового дети узнали, чему научились, как усвоили новые знания) через контрольные вопросы ведущего. Подводить итоги и награждать победителя могу помогать учителя и родители учащихся.
Таким образом, музейный этноквест на открытой площадке - это уникальная возможность окунуться в мир профессии этнографа через исследовательский самообразовательный процесс и активный, познавательный отдых и дидактическую игру, в ходе которых участники получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения для достижения цели, приобретая при этом навыки практической деятельности. Данная форма работы укрепляет дружеские связи, формирует нравственные качества и способствует развитию творческой инициативы, исследовательских способностей участников, даёт возможность, эффективно осуществлять воспитание здорового образа жизни, социальных взаимоотношений, культуры общения, интеллектуальной, нравственной и художественной культуры детей младшего школьного возраста.
Т. Е. Свахина
Материалы XVIII Круглого стола «Музей и проблемы культурного туризма», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020 г., стр. 192-196
< Предыдущая | Следующая > |
---|