Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический природно-ландшафтный музей-заповедник единственный в Республике Казахстан музей с таким профилем работы, который в своих фондах хранит уникальные экспонаты, рассказывающие об истории и этнографии не только казахов и русских, но и других народов, проживающих в крае.
Коллекция музея включает редкие собрания, представляющие этнографическое и историко-культурное наследие, принадлежащее 40 народам и национальностям.
С полиэтнической культурой народов Восточного Казахстана можно познакомиться на территории Левобережного этнографического комплекса. Здесь под открытым небом, экспонируются памятники народной архитектуры с традиционными хозяйственными постройками. Площадь этнодеревни составляет 10 гектаров, на сегодняшний день построено 17 усадеб конца XIX-сер. XX веков и три отдельно стоящих объекта.
Если по русскому и казахским домам материалы уже давно были собраны у архитекторов, то по другим народам ни планов, ни чертежей не было. Сотрудники отдела этнографии народов и малочисленных этнических групп провели большую подготовительную работа по сбору пакета документов на дома. Как только планы и чертежи усадеб были готовы архитекторами, их согласовывали с председателями культурных центров Дома Дружбы.
Летом 2010 г. подрядчики, выигравшие тендер на строительство домов народной архитектуры, приступили к строительству.
Уже вначале сентября 2010г. была открыта этнографическая деревня Левобережного комплекса.
В музее представлены дома: уйгуров, корейцев, немцев, татар, белорусов, украинцев, поляков, евреев. Каменные постройки кавказских народов представлены азербайджанской, армянской усадьбой и чеченской средневекой сторожевой башней XIV-XVII в.в. В 2014 году меценат г. Усть-Каменогорска Гомарели Г.О. на свои собственные средства построил грузинскую усадьбу.
В казахском секторе построены бревенчатый дукен, каменная тошала конца XIX – нач. XX в., каменная усадьба, деревянный дом - коржын уй казахов и городской дом казаха.
Русская архитектура представлена домом зажиточного горожанина и усадьбой старообрядца мараловода (конец XIX- нач.XX века). В доме горожанина имеются 5 комнат: девичья, кухня, столовая, гостиная, спальня. Кроме них имеются отапливаемые сени (прихожая) с окном и выходящей в сени топкой голландкой. В купеческих домах стояла дорогая мебель, сделанная по специальным заказам и привезенная из Москвы и Петербурга.
Усадьба старообрядца мараловода двухэтажная, с балконом. На первом этаже расположены изба (кухня), пристен (жилая комната), два подвала (неотапливаемые комнаты, служащие кладовыми), крыльцо с крылечком. На втором этаже расположены изба, горница, сени, балкон и галерея.
. Каждый дом отличается не только внешним видом, оградой, забором, но и внутренним интерьером. В сборе предметов музейным работникам помогли члены культурных центров областного Дома Дружбы.
Строить еврейский дом помогала Крутова Нина Владимировна. Она не только работала с местной еврейской диаспорой, но наладила тесный контакт со следующими структурными подразделениями: ВК отделение Еврейского Агентства для Израиля «Сохнут» (Г.А. Дементьева), Еврейский культурный центр (хэсэд «Фаина» - еврейский общинный центр, В.В. Лебедев), Израильский информационно-культурный центр (И.И Штейнберг). Одна из старейших членов еврейской общины нашего города Ставинская Сара Абрамовна подробно рассказала ей о планировке еврейского дома и о его внутреннем обустройстве. Прообразом еврейского дома стала застройка штетлов Подолии первой половины ХХ века. «Штетл» переводится с идиш как «городок». В штибле, т.е. в гостиной проходила вся жизнь еврейской семьи. В интерьере дома мы постарались показать быт еврея портного в нач. ХХ века. В будние дни здесь хозяин дома - портной шил, принимал заказ на пошив одежды и поэтому в гостиной комнате вы увидите манекен с недошитой одеждой. На столе швейная машинка, ножницы портного и сантиметр, в шкатулке лежат катушечные нитки разного цвета. Парадная комната - это место сбора всей семьи для общения, работы, совместного досуга. А в праздники и Шаббат вся семья собиралась за накрытым столом.
Одной из особенностей еврейского дома является неоштукатуренный участок восточной стены в парадной комнате, напоминающий о разрушенном Иерусалимском Храме. Обязательное условие в еврейской кухне, соблюдение кашрута (особые требования к пище у евреев), т.е. в кухне должны быть два рабочих стола и два набора посуды, необходимые для мясной и молочной пищи. Все это соблюдено в нашем еврейском доме.
Постоянным консультантом в ходе постройки белорусской хаты стала Нина Николаевна Прищепчик - преподаватель белорусского языка в воскресной школе Дома Дружбы. Для экспонирования в белорусской хате Прищепчик Н.Н. передала в дар музею два туеска, ложку, солонку, шкатулку, тарелку.
Профессор архитектурно-строительного института г. Алматы Э.И. Цой помог нам в предоставлении чертежа ханока – традиционной корейской усадьбы нач. ХХ века. Одна из отличительных особенностей корейского традиционного жилища – это уникальная система отопления ондоль. Чертеж ондоля выполнил житель г. Усть-Каменогорск Владимир Кинамович Ким.
Совместно с руководителями Ассоциации корейцев Восточного Казахстана Ли А.М. и Кан Н.С. мы достойно смогли оснастить корейскую усадьбу предметами быта и утварью. Алексей Михайлович лично из своего дома привез традиционный корейский стол, подушки, шкатулки с салфетками. Директор школы «Квансон» Н.С. Кан, передал в дар музыкальный инструмент – чангу, корейский барабан. Корейская семья из г. Усть-Каменогорска преподнесла музею-заповеднику корыто для приготовления традиционного корейского хлеба – чхаль тток, выполненное Ногай В.В. в конце 1990-х гг. и багоди – ковшик, используемый при обработке сои. Профессиональная портниха из г. Семипалатинска Ни С.В. передала в фонд музея традиционную валиковую подушку и корейский костюм – ханбок, сшитый собственными руками.
За основу плана традиционной татарской усадьбы взят деревянный срубный дом казанских татар с двухскатной тесовой кровлей. Особенностью дома является два параллельных входа от сеней со стороны двора и отсутствие ставен на окнах. Дом состоит из двух комнат и холодных сеней. Одна комната «кара уй» - черная изба или женская половина, вторая - «ак уй» - белая комната или гостевая комната. Татарские женщины очень любили занавешивать стены тканями. На стенах комнат можно увидеть татарские домотканые льняные полотенца (сёльга) с узорами на концах, выполненные браной техникой и молитвенный коврик (намазлык). На окнах белые шелковые занавески (пәрдә), а на матицах (кашага). Занавески имеются перед нарами и кроватью (чаршау).
Особенность уйгурской усадьбы состоит в том, что под одной крышей вместе с жилыми помещениями располагаются хозяйственные постройки: две кладовых: сан – для провизии, муки и зерна, қазанлық – для домашней утвари, две постройки для скота (коров, телят и баранов) – егил и помещение для печи – тону для выпечки лепешек. Большую часть комнаты в ашхане и гостевой занимает глинобитное возвышение – супа, которую застилали циновками, войлоком или коврами. В стенах жилых комнат имеются ниши – «оюк». В нишах парадной комнаты хранили постельные принадлежности и книги, в нишах «ашханы» - посуду и постельные принадлежности. Рядом с нишами ставили сундуки с бельем, одеждой и другим имуществом, а поверх могли класть скатанные одеяла.
На территории комплекса на сцене проводятся массовые мероприятия, разработанные сотрудниками музея-заповедника, концерты художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, выступления коллективов этнокультурных объединений не только города, но и районов.
Российское издание журнал «Мир музея» № 3 2020г.