Items from the Russian Orthodox Church in the name of the Intercession of the Blessed Virgin Mary of the village of Altai (1882-1930s)
in the stock collections of the Museum-Reserve
Аннотация: Статья содержит сведения по истории основания станицы, строительства храма, существования прихода. Основной акцент сделан на церковную утварь, некогда бытовавшую в храме и свидетельствовавшую о его былом богатстве. Исследован комплекс предметов второй половины XIX – начала XX веков, разными путями попавших из бывшей Покровской церкви станицы Алтайской в фонды музея-заповедника.
Abstrakt: The article contains information on the history of the founding of the village, the construction of the church, the existence of the parish. The main emphasis is placed on church utensils that once existed in the temple and testified to its former wealth. A complex of objects of the second half of the XIX - early XX centuries, which in different ways got from the former Intercession Church of the village of Altayskaya to the funds of the museum-reserve, was investigated.
Ключевые слова: православие в Восточном Казахстане; сельское церковное зодчество; церковь Покрова Пресвятой Богородицы; станица Алтайская; Катон-Карагай; Усть-Каменогорский уезд Семипалатинской области; проект строительства церкви; церковное краеведение, церковная утварь, убранство храма.
Keywords: Orthodoxy in East Kazakhstan; rural church architecture; Church of the Intercession of the Blessed Virgin Mary; village Altayskaya; Katon-Karagay; Ust-Kamenogorsk district of Semipalatinsk region; church construction project; church local history, church utensils, church decoration.
Фото 1. Руины храма. с. Катон-Карагай (в прошлом станица Алтайская), 2006 г.
Из архива иеромонаха Иустина (Ларионов М.М.)
До сих пор замечательный памятник сельского церковного зодчества конца XIX века – здание Покровской церкви казачьей станицы Алтайской, методично уничтожаемое на протяжении всего советского периода и в наши дни (Фото 1), в настоящее время вызывает большой интерес исследователей-краеведов, музейных специалистов, работников туристических компаний и других сфер.
Первые упоминания о Покровской церкви станицы Алтайской Усть-Каменогорского уезда Семипалатинской области Томской губернии (совр. село Катон-Карагай Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области) относятся к концу второй половины XIX – началу XX веков, содержатся в историческом документе – проекте на постройку храма, хранящемуся в фондах музея-заповедника [Проект, 1877], а также в трудах священников Скальского К.Ф. [Скальский, 1900, с. 210-211], Голошубина И.С. [Справочная книга, 1914, с. 437], Герасимова Б.Г. [Герасимов, 1915, с. 43, 180], исследователей Императорского Русского Географического Общества [Россия, 1903, с. 427]. Краткие сведения советского периода по исследуемому вопросу имеются в фондовой документации музея-заповедника [Акты, 1979]. Современная региональная историография указывает на труды к.и.н., клирика Покровской церкви г. Усть-Каменогорска Ларионова М.М. [Ларионов, 2006; 2007; 2010; 2011].
Станица Алтайская, расположенная в живописном месте у подножия Нарымского хребта на высоте 3500 ф., на берегу реки Сарымсакты, впадающей в левый приток Бухтармы Кульмес, была основана сибирским казачеством в 1871 году, когда к русским владениям после Чугучакского договора 1864 года и окончательного разграничения на местности в 1869-1870 годах отошла долина верхней Бухтармы, ранее входившая в пределы Китая [Россия, 1903, с. 427]. В поисках земель и свободы сюда стали стекаться люди из Алтайского края, Бийской губернии и других областей России [Экспедиционные, 1987, с. 6]. До сих пор эта местность привлекает всеобщее внимание краеведов и туристов, т.к. здесь пролегают останки заброшенной старой китайской дороги – в прошлом главной артерии, соединявшей край через Иртыш с внешним миром [Бломквист, 1930, с. 40-41].
Вскоре после основания станицы был решен вопрос о строительстве церкви. 18 октября 1876 года составлен проект на постройку деревянной на каменном фундаменте церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, рассмотренный и одобренный Томской Губернской Строительной Комиссией от 19 апреля 1877 г. за подписью губернатора Супруненко А.Ф. С выдачей 30 апреля того же года храмозданной грамоты было получено разрешение на строительство церкви Его Преосвященством, Преосвященнейшим Петром, епископом Томским и Семипалатинским (Екатериновский Ф.А.). Начало строительных работ окончательно было удостоверено Томской Духовной Консисторией 6 июля 1877 года за подписью протоиерея Иосифа Донецкого и столоначальника А. Попова [Проект, 1877].
О выделении денег на строительство церкви ходатайствовал бывший наказной атаман Войскового хозяйственного правления Сибирского казачьего войска, генерал-адъютант Казнаков Н.Г. Церковь с одним престолом была построена в 1882 году старанием войскового хозяйственного управления, при участии прихожан и благотворителей [Скальский, 1900, с. 210-211]. В плане проекта здание церкви, рассчитанное на 400 человек, имело крестово-шатровый тип. Такой тип сельского церковного зодчества имел повсеместное распространение в крае. Согласно проекту строительства церковь представляла собой четыре отдельных сруба, построенных на одном основании: алтарь, зал для прихожан, притвор и колокольня с комнатой под сторожку. Центральная часть здания завершалась шатровой башней с куполом, увенчанным крестом. С западной стороны ансамбль поддерживался таким же шатровым завершением высокой стройной колокольни с куполом и крестом. Боковые фасады имели дополнительное украшение в виде оконных проемов с декоративными наличниками, а также декоративным оформлением западных, южных и северных врат, к каждым из которых вели семь ступеней [Проект, 1877].
К концу XIX века приход, объединявший население казачьих поселков Урыльского, Мало-Нарымского и деревни Медведки, состоял из 2284 душ обоего пола. К этому времени на приходе была достаточно развитая инфраструктура с духовным окормлением населения и всем самым необходимым для проживания: школа, почтовое отделение и ближайшая телеграфная станция в благочинном селении Зыряновском. Новопостроенная церковь входила в состав благочиния Бухтарминского края Томской губернии, находившегося под управлением благочинного священника, члена Омской Духовной Консистории, протоиерея Акиндина Димитриевича Правдина (с 1911 года настоятель Семипалатинского Знаменского собора) с адресным проживанием в поселке Зыряновском. В штате притча состояли уроженцы Томской губернии: с 1888 года – и.д. псаломщика Василий Матфеевич Храмцов, 43 лет с домашним образованием и с 1890 - священник Николай Стефанович Марсов, 37 лет с курсом духовного училища [Скальский, 1900, с. 202, 210-211].
В начале XX века в состав прихода вошли еще 4 поселка: Алексеевский (Катон-Карагай), Покровский (Чиганаты), Булакты и Тускаин (Бобровка), образованные самовольными выходцами на реке Кара-Кабе. В станице появились представительства алтайского лесничества и ветеренарно-охранный пункт. Ежегодно с 6 по 20 декабря проходила Никольская ярмарка, свидетельствующая о больших денежных оборотах населения. Главными предметами торговли были мануфактура, масло, сало, шерсть, кожа. [Россия, 1903, с. 427-428]. К 1914 году на приходе имелись два кожевенных и один дегтярный заводы, медицинский пункт с доктором и двумя фельдшерами, мелочные и винная лавки. Покровская церковь была прочна и достаточна утварью, чтимых и чудотворных икон отмечено не было [Справочная, 1915, с. 437-438]. Тем не менее, известно, что главным украшением храма была большая престольная икона «Покров Пресвятой Богородицы» в старинном киоте [Акт передачи, 2016; Герасимова, 2019, с. 133-134], посвященная одноименному празднику, в честь которого и была освящена церковь. Храмовая икона, как правило, освещала церковь с момента ее постройки. Согласно церковной традиции икона в отдельно стоящем киоте могла быть расположена перед иконостасом слева от центральных врат.
Около полувека со дня своего основания храм жил полноценной жизнью, но в итоге его постигла участь большинства дореволюционных приходов, подвергнутых одному и тому же сценарию закрытия в первые годы советской власти и последующего уничтожения. Более или менее регулярные богослужения в храме совершались до 1920-х годов, после чего Покровская церковь, как и большинство других православных приходов края, перешла в обновленчество («Живоцерковники», «Красные попы») [Ларионов, 2010, с. 30] – раскольническое движение в Русской Православной Церкви, возникшее и существовавшее в 1922-1940-е годы. После закрытия церкви в 1930-годы здание было передано местными властями под клуб, затем – под школу (в последующем известная, как школа имени Рыкова) [Акты, 1979]. В связи с нуждами школы была осуществлена внутренняя перепланировка здания и внешняя пристройка, разрушена алтарная апсида, сняты купола с крестами и колокольня [Ларионов, 2007]. В дальнейшем здание использовалось для других нужд. Таким образом, изменившее свой облик и разграбленное в наши дни до стен и фрагментов кровли, здание Покровской церкви в руинах вступило в XXI век.
Христианский храм – это, прежде всего, дом молитвы, где, не прекращаясь с апостольских времен, происходит Божественная литургия, завершающаяся самым главным из всех церковных таинств – Евхаристией (Причастие Кровью и Телом Христовым). Евхаристия способствует развитию такой человеческой ипостаси, как обожествление, т.е. когда человек, созданный по образу и подобию Божию, приближается в своем общении к Богу. Отсюда все внутреннее убранство храмов, наполняемых различной церковной утварью, подчинено живому общению человека с Богом. Вера христианская величественная и царственная показывает красоту Церкви, Царства вечности. В этом плане главной частью храма является алтарь, т.к. в нем на Святом Престоле помещаются важнейшие принадлежности для священнодействия во время Божественной Литургии: Антиминс, Евангелие, Крест, Дарохранительница, Дароносица. В северной части алтаря на жертвеннике под покровами находится комплекс предметов, без которых богослужение невозможно: чаша, дискос, звездица, лжица, копие, ковшик для вливания вина с водой в Святую Чашу. На горнем месте, как правило, находится икона Вседержителя. От средней части храма алтарь отделяет иконостас с царскими, северными и южными вратами, украшаемые иконами в определенном порядке. Стены и колонны центрального зала также украшаются иконами почитаемых святых, среди которых особое место занимают местные досточтимые иконы. На аналоях обычно выкладываются иконы в зависимости от праздников и памяти почитаемых святых. Подсвечники, паникадила, ладан, кадильницы, служители в священнических одеждах, совершаемые богослужение – все это в комплексе относится к внутреннему наполнению православного храма и составляет то, без чего невозможно для мирян обращение к Богу [Лекции, 2019-2020].
Церковной утварью, различного рода облачениями, иконами, религиозно-богослужебными книгами и пр. предметами местные храмы комплектовались, как правило, благочинными архиереями через архиерейскую кафедру, получая заказы со складов московских, сибирских и других центров православия и распределяя их по приходам.
Описи церковного имущества, принадлежавшего православным общинам края, акты и протоколы изъятия, составленные каждым приходом согласно требованиям Постановления ВЦИК от 23 февраля 1922 года с целью изъятия ценностей в пользу голодающих, содержат в себе десятки предметов, раскрывающих пышное убранство местных храмов [ГАВКО, Ф. 13. Оп. 1. д. 49]. К сожалению, подобной документации по Покровской церкви станицы Алтайской в устькаменогорском архиве не обнаружено. История храма 20-х – 30-х годов XX века до сих пор остается мало раскрытой. Но, кое-какие крупицы сведений все-таки дошли до нашего времени. Например, известно, что все церковное имущество после закрытия церкви перешло на хранение в частный дом Бояркиных, по случаю службы в храме уроженца и жителя станицы Алтайской Бояркина Алексея Сергеевича, 1886 г.р. Спустя несколько десятков лет, в 1978 году, большая часть приходского имущества из дома Бояркиных была вывезена устькаменогорскими клириками в Покровскую церковь пос. Мирный [Акты, 1979]. В этот же период при подобных обстоятельствах в город была вывезена главная святыня Покровского храма станицы Алтайской – икона «Покров Пресвятой Богородицы» вместе с киотом (Фото 3-4), которую долгие годы потомки станичного казачества сохраняли от поругания и уничтожения. Впоследствии икона была пожертвована в Покровскую церковь пос. Мирный (Фото 2) супружеской четой Яковлевых Александром Михайловичем и Надеждой Петровной при переезде в Россию [Акт передачи, 2016; Герасимова, 2019, с. 133-134]. станицы Алтайской в новом киоте (слева от распятия в настенном киоте) в интерьере Покровской церкви г. Усть-Каменогорска. Фото Сурова Б.С. 2019 г.
Фото 2. Икона «Покров Пресвятой Богородицы» из Покровской церкви
Фото 3. Икона «Покров Пресвятой Богородицы» из церкви станицы Алтайской. 80х50см. Дерево. Грунт. Масло. Российская империя. Конец XIX – начало XX вв. |
Фото 4. Старый деревянный киот, в котором находилась икона «Покров Пресвятой Богородицы» из церкви станицы Алтайской. 140х97см. Конец XIX – начало XX вв. |
Иконография образа основана на событиях, произошедших в начале X века во Влахернском храме Константинополя, когда Богородица защитила своим Покровом жителей от нашествия. По типу иконографии икона позднего провинциального письма, исполнена в живописной манере конца XIX века, иконописец неизвестен. В центре композиции Богородица на облаках с омофором в руках, в сопровождении ангелов и сонма святых. В нижней части
на амвоне под изображением Богородицы – Роман Сладкопевец. Щит иконы состоит из склеенных досок. Ковчега нет. Следует отметить, что церквей во имя Покрова Пресвятой Богородицы в крае имелось не так уж много. Из описи имущества Покровской церкви села Верхубинского благочиния 26 округа Змеиногорского уезда Томской епархии (совр. село Верх-Уба Шемонаихинского района ВКО) известно, что в храме бытовала подобная, в большом киоте, престольная икона [ГАВКО, Ф. 13. Оп. 1. д. 49. лл. 122]. Была ли она написана рукою того же иконописца, что в станице Алтайской, таких сведений пока не обнаружено. Среди семи праздничных икон Покрова Пресвятой Богородицы в собрании музея-заповедника икона с такой композицией также отсутствует [Каталог, 2019, с. 197-204]. Однако на этом история храмовой святыни из церкви станицы Алтайской не заканчивается.
В 1979 году, потомком служителя Покровской церкви станицы Алтайской, уроженцем и жителем с. Катон-Карагай Катон-Карагайского района ВКО Александром Бояркиным были переданы в музей-заповедник еще несколько предметов второй половины XIX – начала XX веков, в свое время украшавшие убранство Покровского храма станицы Алтайской: иконы «Святитель Николай Чудотворец» и «Тихвинская Божья Матерь», венец венчальный, богослужебные книги: Священное Евангелие, Псалтирь, Минея месячная на январь, Апостол и проект строительства храма, благодаря чему в фондах этнографического музея-заповедника сложился комплекс предметов, свидетельствующих о былом богатстве Покровской церкви станицы Алтайской.
Прежде всего, это русские православные иконы провинциального письма. Подокладная икона «Святитель Николай Мирликийский» (Фото 5), в металлическом окладе с орнаментальными мотивами и раме, с задником из деревянных брусков. Письмо фряжское. Доска иконы цельная. Ковчега, опуши и полей у иконы нет. Святитель в фелони, омофоре и митре изображен в древней никейской композиции с полуфигурами в верхних углах, восседающими на облаках и указывающими на святителя: (слева) Господь Вседержитель с Евангелием правой рукой благословляет по древлеправославному канону, (справа) Пресвятая Богородица в коричневом мафории. Рамка и подрамник требуют реставрации. Из 20 подокладных икон в коллекции музея-заповедника четыре – с сюжетом «Святитель Николай Мирликийский» и только одна рассматриваемая икона исполнена в древней никейской композиции. Эту икону от подобных других отличает наличие легенды, указывающей на немаловажный факт бытования в конкретной русской православной казачьей церкви Бухтарминского региона.
Другая храмовая русская икона «Пресвятая Богородица Тихвинская» (Фото 6), с поясным изображение Богородицы в 3/4 обороте направо с сидящим на ее левой руке Иисусом Христом, благословляющего правой рукой по старообрядческому канону, в левой – держащим свернутый свиток. Письмо каноническое провинциальное. Щит иконы состоит из трех склеенных досок,
Фото 5. Икона подокладная. Святитель Николай Мирликийский. Масло, штамповка, гравировка, гальванопокрытие. Дерево, грунт, металл, ткань. 27х22х1,4 см. Российская империя. Конец XIX – начало XX вв. Музей-заповедник: ГИК-19-6428 |
Фото 6. Икона. Тихвинская Божья Матерь. Темпера. Дерево, паволока тканая, левкас, серебро. 35,5х31,1х2,4 см. Российская империя. Конец XIX в. Музей-заповедник: ГИК-20-6562 |
шпонки врезные торцовые, нижняя – выходит за формат иконы. Икона атрибутирована, как старообрядческая и включена в каталог «Русские старообрядческие иконы в собрании музея-заповедника (XVIII-20-е гг. XX в.)». В 1989 г. икона прошла реставрацию во В/О «Союзреставрация», СНРПМ-2 г. Москвы [Каталог, 2019, с 86]. Из четырех темперных икон с подобным сюжетом в фондовой коллекции имеет сходство с иконой аналогичного сюжета второй половины XIX века, поступившей в 1983 году из села Тарханки Глубоковского района ВКО.
Венец венчальный (Фото 7). Чеканка, сборка. Латунь. В основании – корона из 8 декоративных лепестков, к каждому из которых прикреплены пластины с геометрическим орнаментом, скрепленные вверху розеткой и увенчанные символической державой с 4-х конечным крестом. Венцы в паре использовали для совершения одного из семи главных таинств в Русской Православной Церкви, одевая их на голову брачующимся во время венчания. В собрании музея-заповедника, в коллекции металлических культовых предметов русского православия имеется всего 3 ед. венцов, два из которых, немного отличающихся по форме и декору, поступили из села Быструха Глубоковского района ВКО. Предмет включен в неизданный пока еще альбом культовых предметов в собрании музея-заповедника [Ларионов, 2011].
Фото 7. Венец венчальный. Чеканка, сборка. Латунь. 26х25,5 см. Конец XIX – начало XX вв. Музей-заповедник: ГИК-20-6552 |
Фото 8. Священное Евангелие.
Москва, Синодальная типография, 1909 г. Музей-заповедник: ГИК-19-6429 |
Книги поздней кирилловской печати на церковнославянском языке, наиболее важные в числе богослужебных книг, среди которых три издания Московской Синодальной типографии: Священное Евангелие 1909 г. (Фото 8), Апостол 1894 г., Минея месячная на январь 1876 г. и Псалтирь 1907 г. Уральской Старообрядческой типографии).
Все книги являются памятниками русской книжной культуры. Как полиграфический образец церковной печати начала XX века выделяется Священное Евангелие в металлическом окладе с изящной гравировкой, медальонами в наугольниках с изображением портретов 4-х евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна, выполненных в технике живописи по металлу, и сценами Воскресения Христова (на верхней крышке) и Святой Троицы (на нижней). В отделке медальонов, застежек, корешка присутствует цветная перегородчатая эмаль. На нижней крышке имеются подставки-жуковины для предохранения от трения с поверхностью. Внутреннее украшение книги составляют четыре прекрасные гравюры с портретами евангелистов, отпечатанные в Московской Синодальной Литографии. Подобные книги издавались «по благословению Синода» для православных храмов большими тиражами, однако к концу XX столетия они стали большой редкостью, особенно для нашего региона. На верхнем форзаце Минеи месячной имеется историческая надпись, говорящая о принадлежности книги к данному приходу: «Алтайская стан. Покровской церкви. 1881 г. 15 августа», далее указана стоимость книги: «цена 12 книг 45 руб. 75 коп».
Фото 9. Проект на постройку деревянной на каменном фундаменте церкви во имя
Покрова Пресвятой Богородицы в станице Алтайской, на 400 человек, 1877 г.
47,0х65,8 см. Музей-заповедник: ГИК-20-6843
Комплекс предметов завершает проект строительства Покровской церкви станицы Алтайской, выполненный пером тушью/в чернилах на плотной бумаге, посаженной на х/б ткань (Фото 9). Отдельные детали подкрашены охристой краской. В плане и разрезах фасада на чертежах указаны размеры здания. Это, пожалуй, единственный сохранившийся документ с чертежами сельской церкви Прииртышья.
В 1986 г. по распоряжению отдела по работе с религиозными учреждениями облисполкома Восточного Казахстана автор статьи и сотрудник музея Илющенко Е.Ф. были направлены в действующую Покровскую церковь г. Усть-Каменогорска с целью инвентаризации церковного имущества. В результате были зафиксированы предметы, имеющие историко-культурную ценность, среди которых оказались иконы, богослужебные книги и прочая церковная утварь. Возможно, какие-то из этих предметов были связаны с историей Покровской церкви станицы Алтайской, но об этом тогда никто не мог предполагать. Экспедиционные материалы музея-заповедника 1990 года свидетельствуют о том, что советский период в ризницу Усть-Каменогорской Покровской церкви поступали иконы, книги и прочие предметы церковной утвари не только из Катон-Карагая, но и из других мест, в частности, из села Сенного Большенарымского района ВКО. От бывшей старосты церкви Бердюгиной М.Е. через жительницу г. Усть-Каменогорска Екатерину Трошиху(?) были переданы купель, ризы (5 шт.), книги, большой разборный на винтах крест из чистого серебра, которым крестили детей [Осерчева, 1990].
В 1995 г. комплекс фондовых предметов, связанных с историей Покровской церкви станицы Алтайской, пополнился еще одним экспонатом. По проекту 1877 года из фондов музея-заповедника жителем г. Усть-Каменогорска Барковым С.Н. был изготовлен деревянный макет церкви (Фото 10), в последующем неоднократно демонстрировавшийся на выставках в музее-заповеднике.
Фото 10. Макет церкви Покрова Пресвятой
Богородицы из станицы Алтайской.
Автор: Барков С.Н. Ель,отделка из лиственницы.
г. Усть-Каменогорск, 1995 г.
Музей-заповедник: КПнв-3-2863
Фото 11. Киот с репродукцией иконы
«Покров Пресвятой Богородицы» после реставрации.
140х97см. ВК областной музей-заповедник.
Фото Мазницына А.А. 2020 г.
В виду неблагоприятных условий существования храма, находящегося на грани исчезновения, в 2006 году сотрудник сектора истории религий при отделе редких книг и иконописи музея-заповедника Ларионов М.М. (иеромонах Иустин) на основании проведенных полевых исследований, фотографий храма конца XX века, а также фондового проекта 1877 года выполнил на ватмане шариковой ручкой и карандашом реконструкцию первоначального облика здания Покровской церкви со стороны северного фасада, заключающего в себе следующие составные части: притвор с колокольней, имеющей смотровое завершение; трапезная; основной объем, заканчивающийся смотровой крышей с куполом; алтарная часть. Оригинал реконструкции хранится в фондовой коллекции музея-заповедника (Фото 12).
Фото 12. Реконструкция Покровского храма станицы Алтайской.
Автор: иеромонах Иустин (Ларионов М.М.), 2006 г.
42,0х29,7 см. Музей-заповедник: КП-50-30278
Последним экспонатом, пополнившим коллекцию фондовых предметов, стал старинный киот из-под храмовой иконы «Покров Пресвятой Богородицы» из казачьей станицы Алтайской, переданный музею-заповеднику осенью 2019 года по благословению Настоятеля Покровского храма, благочинного Усть-Каменогорского церковного округа, иерея Алексия Владимировича Анищенко
при активном содействии клирика Покровской церкви в пос. Мирном иеромонаха Иустина. Полуразрушенный киот был восстановлен реставраторами музея-заповедника (Фото 11).
В итоге, фондовые коллекции музея-заповедника хранят в себе девять предметов, бытовавших в конце XIX – начале XX веков в Покровской церкви станицы Алтайской. Музей-заповедник не только сохранил переданные ему предметы церковной утвари, но и приумножил их количество, добавив макет и реконструкцию храма, сохраняя историю для последующих поколений.
Данное исследование позволяет утверждать, что музеи, как учреждения культуры, придают новый статус предметам, переходящим из категории церковной утвари в категорию музейных ценностей, из чего следует, что религиозные учреждения и музеи, как сообщающиеся сосуды, представляют собой единый синергичный организм в плане сохранения памятников истории и культуры.
Библиографический список:
1. Проект на постройку деревянной на каменном фундаменте церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы в станице Алтайской Семипалатинской области. Музей-заповедник: ВКОЭМЗ:ГИК-20-6843
2. Скальский К. Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. Омск, тип. А. К. Демидова, 1900 г. – 422 с. http://ka-z-ak.ru/index.php?Itemid=236&option=com (дата обращения: 26.02.2014).
3. Справочная книга Омской епархии. 1915 год. Составитель свящ. Голошубин И. Омск: тип. Иртыш, 1914 г. – 1250 с. http://ka-z-ak.ru/index.php?Itemid=235&option=com_wrapper&view (дата обращения: 26.02.2014).
4. Герасимов Б.Г. Избранные труды: факсимильное издание. - Усть-Каменогорск: Шыгыс-Баспа, 2000 – 335 с. // Поездка на Рахмановские минеральные ключи. Старинные церкви Семипалатинской области. 1915 г. ВКОЭМЗ: КП-26-23334.
5. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Том XVIII. Киргизский край. / Под редакцией В.П.Семенова. Спб, издание А.Ф.Девриена, 1903 г. Репринтное издание. – Уральск, 2006. – 496 с. (+ карта). ВКОЭМЗ:
6. Акты приема №1845-1979, №1894-1979 / Фондовая документация ВК областного музея-заповедника.
7. Ларионов М.М. Реконструкция деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что в станице Алтайской Устькаменогорского уезда Семипалатинской области, построенной в 1882 году старанием Казачьего Войскового Хозяйственного Управления при участии прихожан. Усть-Каменогорск, 2006 г. ВКОЕМЗ: КП-50-30278.
8. Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск, 2007. – 144 с.: ил. ВКОЭМЗ: КП-49-29829
9. Ларионов М.М., к.и.н. Покровская церковь станицы Алтайской (Катон-Карагай). Трагические страницы истории // Вестник Университета Кайнар. № 1/1(76), Алматы, 2010. – С. 28 – 31. ВКОЭМЗ:
10. Экспедиционные материалы ВКОЭМ, Катон-Карагайский район – 1987 г. Запись О.Н.Осерчевой, д. 1/251.
11. Е.Э.Бломквист, Н.П.Гринкова. Бухтарминские старообрядцы – Л., 1930. Выпуск 17 АН Союза советских социалистических республик. Материалы комиссии экспедиционных исследований. Серия Казахстанская. - с. 460. ВКОЭМЗ: КП-21-21987.
12. Акт передачи иконы Покрова Пресвятой Богородицы из Покровского храма станицы Алтайской (Катон-Карагай) Покровскому храму г. Усть-Каменогорска. Сдатчики: Яковлев А.М., Яковлева Н.П., Яковлев С.А. Усть-Каменогорск, 13.04.016 г.
13. Герасимова А.Н. (Доценко). Верно службу мы служили... Усть-Каменогорск. Восток-печать, 2019. – 200 с.
14. Лекции по литургике иеромонаха Силуана (Магилев А.Е.), клирика Андреевского кафедрального собора г. Усть-Каменогорска для взрослой группы Воскресной школы Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии РПЦ в Казахстане. 2019-2020 гг.
15. Акты осмотра и протоколы изъятия, переписка с губернской комиссией, описи церковного имущества, отчеты о количестве изъятых ценностей из церквей Усть-Каменогорского уезда и города и зачислении их в особый фонд Центральной комиссии помощи голодающим. ГАВКО. Ф. 13. Оп. 1. Д 49. Ч.II (9 мая 1922-17 марта 1924). Л. 234; (лл. 149-150).
16. Каталог: Русские старообрядческие иконы в собрании музея-заповедника (XVIII-20-е гг. XX в.). Автор: Сушко П.Н. Усть-Каменогорск, 2018 г. - 212 с. ВКОЭМЗ: КП-83-38571.
17. Ларионов М.М. Коллекция культовых предметов в собрании Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника: православие и старообрядчество. Усть-Каменогорск, 2011. – 102 с.: ил
18. Осерчева О.Н. Большенарымский район, с. Сенное. Информатор: Шимина Е..В. // Личный архив. Экспедиционные материалы – 1990.
Статья опубликована в сборнике "Макарьевские чтения": материалы XV международной научно-практической конференции (18 сентября 2020 года) / Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ. – 296 с. (с. 163-174)
< Предыдущая | Следующая > |
---|