Аннотация: В докладе анализируется опыт использования видеороликов для проведения массово-просветительской работы среди населения. Рассматривается процесс создания ролика, выделяются его основные этапы. Намечаются необходимые условия для дальнейшего улучшения качества информационных сообщений.
Ключевые слова: Информационные технологии. Видеоролик. Экспонат. Этнография. История.
THE USE OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES FOR MASS EDUCATIONAL WORK.
Annotation: The report analyzes the experience of using video clips for conducting mass educational work among the population. The process of creating a video is considered, its main stages are highlighted. Necessary conditions for further improvement of the quality of information messages are outlined.
Key words: Information Technology. Video clip. Exhibit. Ethnography. History.
В условиях современной всемирной глобализации проблема сохранения многовекового исторического наследия для дальнейшего плодотворного развития духовной и материальной культуры является основополагающей в независимой Республике Казахстан. Ведь народ, оторванный от своих корней, обречен на утрату этнической идентичности и самобытного культурного кода, на деградацию и последующую ассимиляцию. Первостепенную роль в решении этой важнейшей задачи наряду с прочими культурными организациями должны сыграть музеи. Но для того чтобы шагать в ногу со временем, им необходимо пройти модернизацию, научиться всестороннее использовать в своей работе все самые новейшие достижения научно-технического прогресса современной постиндустриальной цивилизации.
В начале XXI века бурное развитие информационных технологий дало музеям принципиально новые возможности для ведения массово-просветительской работы. Интернет позволил с большей полнотой охватить все слои и категории населения Республика Казахстан, а также ярче, нагляднее, интереснее показать людям всё многообразие древнего культурного наследия различных этносов нашего многонационального государства. Для достижения данной важнейшей цели к настоящему времени в составе нашего культурного учреждения создан специальный отдел информационных технологий, который на постоянной основе занимается сайтом музея-заповедника, его развитием и продвижением в интернете. Также у музея-заповедника существует персональный ютуб-канал, на котором регулярно выкладываются ролики, посвященные самым различным аспектам материальной и духовной культуры разных народов Республики Казахстан.
Среди всего тематического многообразия таких информационных сообщений в последнее время широкое распространение получили ролики, посвященные одному какому-либо экспонату: самовару, утюгу, челноку, зеркалу, веретену и так далее. Такой формат позволяет в сравнительно небольшом сообщении дать пользователю интернета наглядное представление о предмете, целостную информацию об истории данной вещи, её бытовой функции, этнографическом значении, а также пробудить интерес и побудить к дальнейшему поиску информации. Ролики доступны всем людям и в любое время в отличие от традиционных лекций и экскурсий. В настоящее время подготовкой подобных информационных сообщений занимаются специалисты и сотрудники научно-экспозиционных отделов музея-заповедника.
Каждый такой видеоролик готовится на основе данных, полученных в процессе тщательного научного исследования музейной коллекции этих экспонатов. В ходе её изучения среди них отбираются наиболее интересные и эстетичные для последующей видеодемонстрации. При этом особое внимание обращается на степень их типичности, необычные экспонаты выделяются в отдельную группу, а их специфика и оригинальность специально подчеркивается в последующем. Также проводится скрупулезное изучение истории предмета, о котором снимается ролик. Для этого привлекаются дополнительные материалы, прежде всего научная литература, то есть статьи и монографии этнографов и историков материальной культуры человечества. Кроме них рассматриваются упоминания об этом предмете в художественной литературе и фольклоре: различные произведения отечественных писателей и поэтов, старинные народные песни, частушки, пословицы, поговорки, загадки.
В качестве иллюстративного материала применяются не только фотографии экспонатов из фондовых коллекций музея-заповедника, но и подходящие картины известных художников, на которых присутствует сцена бытового использования данного предмета или фотографии археологических находок этих вещей обнаруженных в процессе раскопок. Также в роликах используются небольшие видео вставки с постановочными сценами использования данного предмета в быту в прежние времена. Для их съемок применяется любительская актерская игра научных сотрудников музея. Некоторые сцены снимаются в стационарных экспозициях и выставках, находящихся в павильонах музея-заповедника. Но наиболее важны в этом плане две этнографические деревни, расположенные в парке имени К. Кайсенова и в музейном комплексе на левом берегу Иртыша. Находящиеся там дома крестьян и горожан второй половины XIX – середины XX веков позволяют показать быт людей как бы «изнутри», в тщательно воссозданной обстановке того времени. В качестве звукового фона для ролика зачастую используются музыкальные произведения, тематически связанные с историей данного предмета, например старинные народные песни. Правильное сочетание всех компонентов позволяет создать у зрителя нужное настроение для полного «погружения» в прошлое. При демонстрации ролика акцент обычно делается на эмоциональное восприятие зрителя, вызывающее чувство ностальгии по давно прошедшим годам.
Перед созданием каждого ролика обязательно заранее составляется подробный сценарный план. В нем будущий ролик разбивается на несколько отдельных последовательных тематических эпизодов, определяется длительность и смысловое содержание каждого, отмечаются наиболее важные моменты, на которых впоследствии будет специально заострено особое внимание. Хорошо продуманный сценарный план значительно облегчает процесс создания самого ролика. В соответствии с планом отбираются иллюстративные материалы для будущего информационного сообщения. Также в рамках сценарного плана заранее составляется закадровый текст лекции по истории данного бытового предмета с пояснениями к материалам видеоролика, существенно облегчающий для зрителя восприятие показанного на экране.
В процессе создания ролика сначала производится голосовая запись текста лекции. Затем в результате монтажа на неё накладываются заранее отобранные и подготовленные фото и видео материалы. Готовый ролик передается в отдел информационных технологий с целью размещения его на ютуб-канале музея-заповедника. Каждый ролик должен рассматриваться как целостное авторское произведение, несущее на себе отпечаток личности своего творца со всеми присущими ему индивидуальными особенностями. Поэтому необходимо отметить, что процесс создания любого ролика требует от его автора наличия как определенных творческих талантов, так и специфических технических навыков. Например, представляется очень важным наличие хотя бы самых минимальных режиссерских умений, чутья к нужному ракурсу при съемке, хорошему кадру, удачной подаче материала и так далее. Поэтому в дальнейшем является перспективным привлечение к процессу производства новых роликов профессионалов своего дела с узкой специализацией: режиссеров, сценаристов, настоящих артистов, специалистов по фото и видео съемке, которые станут работать в тесном взаимодействии с научными сотрудниками. Каждый при этом будет заниматься своей сферой деятельности, дополняя работу друг друга, которая в результате станет значительно лучше, выйдя на принципиально иной уровень качества.
Освоение современных информационных технологий настоятельно диктуется и другими временными, но от того не менее значительными обстоятельствами. Мировая пандемия COVID-19 привела к вынужденному введению карантинных мер безопасности, среди которых первое место занял режим удаленной работы людей на дому. Выставочные залы, павильоны и экспозиции в этнодеревнях музея-заповедника на длительный срок оказались закрыты для посетителей в целях предотвращения массового скопления людей и неизбежного вследствие этого вирусного распространения инфекции. В таких условиях использование возможностей интернета не просто выходит на передний план, но остается по сути дела единственным путем, позволяющим научным сотрудникам музея-заповедника проводить массово-просветительскую работу среди населения Республики Казахстан.
Можно надеяться, что тщательное изучение и критическое осмысление опыта Восточно-Казахстанского областного музея-заповедника в сфере применения информационных технологий приведет к дальнейшему развитию и творческому обогащению нового метода массово-просветительской работы, внедрению его в повседневную практику других музеев Республики Казахстан, что будет способствовать всестороннему прогрессу культуры нашей страны на пути независимого развития в XXI веке.
Нечаев Р.Ю.
Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник.
Город Усть-Каменогорск.
Научный сотрудник отдела русской этнографии.
Статья опубликована в сборнике материалов республиканской научно-практической конференции
«ПУТЬ НЕЗАВИСИМОСТИ: СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ»,
посвященной 30 летию Независимости Республики Казахстан, организованной Министерством культуры и спорта Республики Казахстан,
Национальным музеем Республики Казахстан, на основе послания и программной статьи Президента Республики Казахстан К.К. Токаева «Независимость дороже всего», страницы 217-220.