Резюме: В центре внимания статьи – актуальность среди молодежи произведений Ф.М. Достоевского о социальной жизни пореформенной России, когда происходила ломка старых патриархально-нравственных устоев и складывались новые буржуазные общественные отношения, основанные на всевластии денег. Трагедия человеческой личности в этих социальных условиях – ключевая тема писателя-гуманиста. «Преступление и наказание» - одно из самых значительных произведений мировой литературы. Это и глубокий философский роман, и тонкая психологическая драма, и захватывающий детектив, и величественная картина мрачного города, где герои грешат и ищут прощения, жертвуют собой и отрекаются от себя ради ближнего. И, наконец, находят успокоение в смирении, покаянии, вере.
«Меня зовут психологом. Неправда,
я лишь реалист в высшем смысле,
то есть изображаю все глубины души человеческой»
Ф.М. Достоевский
11 ноября 2022 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя, мыслителя, философа Фёдора Михайловича Достоевского, творчество которого до сих пор будоражит умы читательской публики по всему миру. Его называют зеркалом русской души, гением, творцом, пророком отечества. Создатель легендарного «Великого Пятикнижия» изменил мировоззрение целого поколения XIX столетия до неузнаваемости и заложил основы жанра «психологический реализм».
К юбилею Ф.М. Достоевского в Восточно-Казахстанском областном музее-заповеднике была организована выставка, на которой были представлены редкие старинные издания книг автора конца XIX - начала ХХ вв.
411 фондовых экземпляров «Исторического вестника 1880-1917 гг.» послужили фактическим источником сведений о пребывании Фёдора Михайловича в Казахстане, помогли нам узнать новые факты, касающиеся дней, проведённых им в ссылке в Семипалатинске.
В фондах музея-заповедника имеются три собрания сочинений Ф.М. Достоевского, изданных до революции 1917 года:
- Полное собрание сочинений Ф.М.Достоевского: с многочисленными приложениями./Всемирная библиотека: Собрание сочинений знаменитых русских и иностранных писателей. – С-Петербург: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение»,1911г.
- Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского. – С-Петербург: Издание А.Ф. Маркса, 1894 г.
- Полное собрание в 6 тт. – С-Петербург: Типография А.С. Суворина, 1886г.
Бытует мнение, что творчество Ф.М. Достоевского не актуально читать среди молодежи, что он не современен. Так ли это?
Хотя настоящая литература вряд ли сопрягается со словом «актуально» - ее ценность не в актуальности, а смысле и глубине. Просто пришла эпоха с другими оценками, которые нельзя назвать плохими. И среди молодежи есть те, кто знает творчество Ф.М. Достоевского. Рассмотрим наиболее читаемый молодежью роман великого писателя.
«Преступление и наказание» - одно из самых и совершенных произведений Достоевского, вокруг которого до сих пор ведутся споры. В этой статье мы обсудим и попытаемся найти ключ к пониманию философской концепции сюжета этого романа. Он был написан в 1865-1866 гг.
«Преступление и наказание» - это «идеологический роман», подобного которому раньше не было ни в русской, ни в мировой литературе. Достоевский попытался решить в нём множество проблем: от социальных и нравственных до философских.
Как отмечал сам Достоевский, роман – это «психологический отчёт одного преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху – процентщицу. Однако речь идёт не об обычном уголовном преступлении. Раскольников убил ростовщицу не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким: матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений Раскольниковао своей судьбе, о судьбе всех «униженных и оскорблённых», о социальных и нравственных законах, по которым живёт человечество.
Жизнь предстаёт перед ним как клубок неразрешимых противоречий. Повсюду он видит картины, бесправия, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди. Да и самому Раскольникову по сути некуда пойти. Живёт он впроголодь, ютится в жалкой каморке, откуда его грозят вышвырнуть на улицу. Не лучше судьба его сестры и матери.
Всё это заставляет Раскольникова задуматься о том, что же происходит вокруг, как устроен этот бесчеловечный мир, где господствуют несправедливость, жестокость, где бедному человеку некуда приклонить голову. Как найти выход из создавшегося положения, почему никто не протестует и все молчат и покорно несут бремя нищеты и бесправия.
Отсюда и родилась в сознании Раскольникова страшная человеческая теория, что все люди делятся на необыкновенных, которым ради высших соображений «все позволено», позволено преступать любые человеческие законы и обыкновенных, удел которых терпеть и покоряться.
Истоки теории Раскольникова восходят к всемирно известным философским учениям Фридриха Ницше, оказавшего невероятное влияние на современников, ставшего духовным отцом европейской нации.
Ф. Ницше считал, что существует два основных типа морали: мораль господина и мораль раба. Для людей первого типа моральных принципов на первом месте находится их сила, благородство и гордость. Они оценивают поступки, обращая внимание на то, какой результат получил для себя тот, кто действовал. Люди с рабским типом морали полагают, что ключевую роль играют доброта и смирение, поэтому оценивают не результат поступков, а качество намерений (добрые или злые).
Если «господин» может в результате своих действий получить для себя выгоду, он совершит поступок, который привеженцы рабской морали могут посчитать плохим.
По словам Ницше, господская и рабская мораль являются универсальными и между их сторонниками постоянно идет борьба [5].
Во всемирно известном остросюжетном романе американского писателя ХХ в. Джека Лондона «Мартин Иден» также можно наблюдать полемику нигилистической ницшеанской идеи о сверхчеловеке, которая способствовала душевным терзаниям, личностному распаду и, как следствие, экзистенциальному кризису Мартина Идена, совершившего самоубийство, не отрекаясь от своих воззрений до самого конца.
«Мир принадлежит сильному, который при этом благороден и не валяется в свином корыте торгашества и спекуляции. Мир принадлежит людям истинного благородства, великолепным белокурым бестиям, умеющим утвердить себя и свою волю. И они поглотят вас, социалистов, которые боятся социализма. Ваша рабская мораль сговорчивых и почтительных нипочём вас не спасёт. Конечно, вы в этом ничего не смыслите, я больше не стану вам этим докучать. Но одно запомните. В Окленде индивидуалистов раз - два и обчёлся, и один из них – Мартин Иден». [3: 324].
Именно с идеями Федора Михайловича перекликается мировоззрение главного героя Джека Лондона. В романе великого русского классика мы читаем следующее:
«…Первый разряд, т.е. материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного».
«Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и много различны; большей частью они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушение настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, – смотря впрочем, по идее и по размерам её, - это заметьте. В этом только смысле я говорю в моей статье об их праве на преступление». [1: 260-261]
«Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил... Ну, понятно теперь?» [1: 405-406].
С этой целью Раскольников и решил путём преступления испытать себя, проверить, «обыкновенный» он человек или «необыкновенный», кто он «тварь ли дрожащая или право имеет», «вошь ли, как все, или человек»? Однако путь, избранный Раскольниковым, ложен, его протест оказался несостоятельным, потому что он носил антигуманный характер. И это он не сразу, но понял.
Характер Раскольникова противоречив. Он весь в сомнениях, колебаниях. В его характере сочетаются непомерная гордость, озлобленность, холодность с мягкостью, добротой, отзывчивостью к чужим несчастьям. В его сознании постоянно происходит борьба, он спорит с самим собой, пытаясь убедить себя в правильности своей теории. Но он ошибся. Он начинает ощущать себе отщепенцем. Он понимает, что между ним и людьми образовалась пропасть. Он сам поставил себе вне законов человеческого общества.
«Разве я старушонку убил?- говорит Раскольников, – себя убил».
В этом и есть сущность наказания Раскольникова. Муки совести привели его в конце концов к тому, что он идет с повинной и отдаёт себе в руки правосудия. И уже в первый год пребывания на каторге начинается «постепенное обновление», «постепенное перерождение», возвращение к людям, к жизни.
Трудно поверить, но в наше время Родион Раскольников, появившийся более 100 лет назад литературный персонаж, амбициозный студент с топором в руках, с горящими глазами, охваченный бессильной яростью, искавший своё предназначение во мраке собственных демонов, морально близок современной молодёжи цифровой эпохи, поскольку человеческая природа и психология остаются неизменными. Многим так же как в середине XIX в. приходится сталкиваться с бедностью, жестокостью, насилием, лицемерием, пороками, социальным неравенством, духовным кризисом, общественными противоречиями, жизненными испытаниями, красной нитью сплетающими прошлое, настоящее и будущее, обнажающими прошлое, настоящее и будущее, обнажающими истинную натуру всех и каждого, невольно заставляя размышлять о сущности бытия, проблемах и парадоксах цивилизации.
Международная научная конференция приуроченная к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского «Достоевский в мировой культуре: история и современность» проходила в онлайн формате на Youtube-канале Института русской литературы РАН (Пушкинского дома).
В программу форума включены четыре заседания, на которых из России, деятели культуры Италии, Польши, Китая, Венгрии, Словении, США, Аргентины, Бразилии обсуждают вопросы рецепции личности и творчества Достоевского в мировой культуре [4].
Учёные института русской литературы РАН в год 200-летия Ф.М. Достоевского опросили лидеров мнений в 15 странах об их отношении к русскому классику. Это были исследователи творчества Достоевского из России, Италии, Польши, Китая, Венгрии, Словении, Аргентины, Бразилии.
Ответы деятелей культуры убеждают в том, что для мира романы Достоевского – это не столько способ понять Россию и загадочную русскую душу, сколько путь самопознания, которым идут люди, вне зависимости от места и времени, где они родились и живут.
Романы Достоевского не о России и не о русском национальном характере, убеждены многие исследователи творчества Достоевского, а о сложности человеческой души и трагедии бытия.
Известный китайский поэт Цзиди Мацзя напоминает о важнейшем предостережении Достоевского на все времена: «В поступках, начавшихся с добрых намерений, но закончившихся злом проявился во всей полноте трагизм человечества: результатом добра может стать зло. Раскрывая тайну, что зло, по сути, порождено добром, писателю пришлось докопать своей мотыгой до глубочайшей чернейшей части человеческой души». «…зло является составляющей частью человеческой личности, вечно сопровождающей человечество; демон может проснуться в любой момент в душе человека».
Популярный южнокорейский композитор, автор песен и эссеист Бобби Чон сравнил скитания Раскольникова в своих моральных правилах с блужданием наших современников по Всемирной паутине: «Научный прогресс, изобретение Интернета и мобильной техники дали людям почти безграничную свободу и анонимность в виртуальной реальности. О человеке можно узнать не по его речи, а по его поисковым запросам».
Как Раскольников из «Преступления и наказания» продолжал нервозно блуждать в своих моральных правилах, так и сейчас мораль каждого из нас проходит проверку в нашей повседневной жизни. Даже сейчас «раскольниковы XXI века с вредоносными кодами могут скитаться в даркнете».
Одно из самых полюбившихся исследователям мнений принадлежит Дато Маградзе, одному из самых известных поэтов Грузии, номинированного на Нобелевскую премию по литературе: «Достоевский – словно папарацци движений души и каждый нюанс душевных вибраций не остаётся для него незаметным. Писатель на «ты» с истоком любого греха, но его бескрайняя любовь обращена к Христу».
Прошло много лет со дня его рождения, но его книги, мысли и идеи до сих пор сохранили свою актуальность и остаются предметом широкого обсуждения. Его имя стоит в ряду выдающихся имён не только русской, но и всей мировой литературы. Ф.М. Достоевский самый популярный русский писатель в мире. Его произведения переведены на 170 языков.
Его книги серьезно изучаются не только литературоведами или психологами, но и политиками и учёными. Почему именно Достоевский вызывает такой интерес в разных странах?
Дело в том, что для читателей он не просто известный писатель, а ещё и гениальный художник слова, гуманист, демократ, исследователь человеческой души.
Отталкиваясь от реальных фактов окружающей действительности, пытаясь осмыслить и обобщить их, Достоевский настойчиво искал выход из противоречий современной жизни, мечтал найти и указать путь, который мог бы привести человечество к гармонии и счастью. Именно поэтому его книги имеют особую актуальность в настоящее время. Достоевский обозначил главные нравственные проблемы общества, от решения которых зависит дальнейшая судьба человечества. Всемирно известное творение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» заставляет серьезно задуматься не одно поколение читателей. Произведением можно искренне восхищаться или категорично не принимать, но невозможно отрицать его гениальность и уникальность основной идеи.
Достоевский будет актуален в каждую эпоху, всегда. Это произведения, написанные на века. Они отражают подлинную сущность человека, они отражают его натуру во всем многообразии, во всех противоречиях в первозданном виде. Достоевский постигал такие грани человеческой натуры, о которой не смели помыслить другие писатели. Достоевский не только вдохновляет и одухотворяет. Это чтение повседневное не для отдыха, не для приятного досуга. Это вдумчивое, осознанное чтение, осмысление которого преподносит тебе и духовное богатство и расширяет кругозор.
Ф.М. Достоевский своим творчеством дает пищу для размышлений, ставит перед нами вопросы: кто мы и для чего созданы?
Библиография:
1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. - Издательство «Азбука», 2018г.
2. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке./Сост. и вступ.статья Н.И. Якушина. - М.: Детская литература, 1981.-11-12 с.
3. Лондон Дж. Мартин Иден. - М.: Издательство «АСТ», - . стр-324.
4. Михальченко Н. Где и за что любят Достоевского?/Электронный ресурс: http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=253cd3c2-de59-48bc-a3f6-3e21d5561368. Дата обращения: 25.07.2022.
5. Современный философский словарь./ Под ред. В.Е.Кемерова. - М.:ПАНПРИНТ, - 1998г.