Казахские молитвенные коврики «жайнамаз» ручной работы из фондов Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея - заповедника являются объектом исследования данной статьи. Целью исследования является возможное выявление видовых особенностей казахских молитвенных ковриков, технология их изготовления. В музейной коллекции имеется двадцать один атрибутированный «жайнамаз». Тринадцать из них ручной работы, остальные восемь фабричного производства. На основании музейной коллекции казахских молитвенных ковриков «жайнамаз» ручной работы из фонда музея – заповедника нужно отметить, что все они относятся к Восточно-Казахстанскому региону, приобретены у представителей Среднего жуза.
Молитвенные коврики, как и другие ритуальные предметы, имеют опосредованное отношение к религии, считают многие исследователи. Коврики больше связаны с удобством физического плана и определенным этническим и эстетическим мировоззрением. «Жайнамаз» (джайнамаз) -коврик для молитвы у мусульман, обитель чистоты и целомудрия. Коврик стелят по направлению в сторону Мекки, в верхней части жайнамаза часто изображается купол, острие которого обращено в ту же сторону. Как правило, учитывается размер места, который занимает человек во время молитвы, сидящий на двух коленях, уткнувшись носом и лбом в место для челобитья. Каждый, кто берет с собой жайнамаз, после молитвы, складывает его и забирает с собой. При молитве не обязательно использовать только жайнамаз. При отсутствии молитвенного коврика, вместо него можно использовать чистые вещи: шкуры халяльных животных, личную одежду, матрасы, ткани и т.д. Опыт использования жайнамаза сформировался позже.
В Коране, в сборниках правил хадиса также не упоминается жайнамаз. Даже в ранний мусульманский период не встречается достоверных сведений об использовании молитвенного коврика. Поскольку жайнамаз может фактически служить отдельным местом поклонения Аллаху для мусульман, ему впоследствии стали придавать особое значение. Считается, что каждый мусульманин, который постелил молитвенный коврик на любое чистое, не загрязненное во всех смыслах место, изолирует себя от внешнего мира.
Казахские молитвенные коврики «жайнамаз» ручной работы из фондов Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея - заповедника являются объектом исследования данной статьи. Целью исследования является возможное выявление видовых особенностей казахских молитвенных ковриков, технология их изготовления. В музейной коллекции имеется двадцать один атрибутированный «жайнамаз». Тринадцать из них ручной работы, остальные восемь фабричного производства. Казахские молитвенные коврики ручной работы из фондов музея -заповедника сшиты в подавляющем большинстве из ткани белого цвета и относятся к Восточно-Казахстанскому региону. В представлении казахов белый цвет – цвет чистоты, чистоты помыслов и намерений, поэтому, скорее всего, использовали за основу белый цвет, считая совершение намаза священным действием.
Есть непременно определенные традиции в расположении сегментов жайнамазов, но, тем не менее, каждый этнос, даже каждый владелец-изготовитель, привносит свои эстетические и личностные соображения при создании молитвенных ковриков. Жайнамазы могут иметь разный рисунок, но их отличительной особенностью является наличие определенной символики. Узоры молитвенных ковриков имеют отличительные особенности по сравнению с другими изделиями. Главное в них наличие центрального объекта композиции в виде арки или молитвенной ниши (михраб). Михраб указывает направление на Мекку, или киблу, являющуюся ориентиром при совершении намаза. На жайнамазах может быть изображение арки, окна с видом на сад, вероятно, райский сад
Например, на молитвенном коврике из села Улькен-Каратал Зайсанского района (фото № 1), относящегося к 20-м годам ХХ века, в верхней части вышиты тамбурным швом три цветущих куста. Центральная часть, куда кладут голову во время молитвы, выделена контурной вышивкой с трилистниками, напоминающей очертания дома. Узоры вышиты желтыми, серыми и бордовыми х/б нитями. Жайнамаз прямоугольной формы, из бязи белого цвета, окантован с трех сторон красной х/б лентой. Жайнамаз передала в дар Икышева Шамшабану, 1929 г.р., Среднего жуза, племени керей, рода ители, подрода тонагаз, уроженка села Каратал Зайсанского района. Жайнамаз сшила Тумабаева Катыш, сведений о которой сдатчица не имеет, для Икышева Тумабая (1877- 1970). По словам сдатчицы, перед молитвой они стелили жайнамаз на пол перед собой, обязательно на западную сторону. Затем садились на колени и отбивали поклоны. Голову клали на центральную часть коврика.
Жайнамаз из села Самарское ВКО (фото № 2) имеет прямоугольную форму, сшит из двух частей х/б ткани белого цвета. Верхняя часть декорирована геометрическим орнаментом в виде ромбов, овала, выполненных машинным швом. Также верхнее поле украшено растительно-зооморфным орнаментом, выполненным гладью красными и белыми х/б нитями. Молитвенный коврик передала в дар Бокенбаева Бигазы, 1913 г. р., жительница села Самарское ВКО, родившаяся в селе Жанагы (ныне Бастаушы) Самарского района ВКО, род – карауылжасык. Молитвенный коврик в качестве приданого сшила мать Бигазы, дочь Наурыза Магрипа, когда дочери исполнилось 10 лет.
Часто можно увидеть на молитвенных ковриках изображения древа жизни разного вида. Доисламская и исламская тематика используется одновременно с действительными или абстрактными объектами природной среды соответственно географическому расположению. Обычно жайнамазы имеют изображения в виде стилизованных деревьев, цветов, птиц, беспредметных символов.
Жайнамаз прямоугольной формы из Маркакольского района ВКО (фото № 3), сшит из двух частей х/б ткани белого цвета. С трех сторон края обшиты полосками из темно-красной ткани, на которых белыми нитками прошита декоративная строчка "сағатбау". Верхняя часть коврика украшена вышивкой: в центре вертикальная строчка с узорами в виде амулетов "тұмарша", заполненными растительным орнаментом. Узоры разные по размеру. От них отходят веточки с листиками. От большого узора отходят ромбики. По бокам этого элемента вышиты два симметричных восьмиугольника. Центр восьмиугольников вышит так, что белое поле образует восьмилепестковый цветок. Узоры выполнены красными, бирюзовыми, желтыми, голубыми, синими, сиреневыми, фиолетовыми, оранжевыми, белыми нитями.
Молитвенный коврик передала в дар Башабаева Камашкен Сулейменкызы, 1929 г.р., племени найман, рода атакозы, уроженка села Карой Маркакольского района ВКО. Она очень рано научилась вышивать. Вышивала тамбурным швом, гладью, крестом, по канве. Многие необходимые вещи для дома она изготавливала сама: покрывала, подзоры, полотенца, различные накидки,национальные ковры, такие как алаша, сырмак. Для матери, соседей старшего возраста она изготавливала молитвенные коврики.
На шести музейных ковриках изображены растительные узоры, на четырех изображены фигуры в виде треугольников. Возможно узоры в виде треугольников связаны с основами религии. Адепты иногда интерпретируют число «три» как три основы ислама: религия, вера и духовность. На одном из жайнамазов вышиты восьмиугольники. Как известно, символическим знаком ислама является восьмиугольник, представляющий собой два совмещенных квадрата, обозначающих две плоскости Каабы. На двух молитвенных ковриках можно увидеть изображения полумесяцев, звездочек. Изображение полумесяца связано с легендами о жизни пророка Мухаммеда. На жайнамазе из Тарбагатайского района (фото № 4) вышит традиционный казахский зооморфный орнамент «қошқар мүйіз» - «бараньи рога», заключенный в треугольник.
Священный коврик можно сшить из ткани, связать из нитей, приобрести фабричные варианты. В шариате запрещены изображения людей, птиц и зверей, но используется орнамент для декора. По мнению исламоведа Гульнары Каримовой такие запреты связаны с таинственным влиянием рисунка на психику человека. По Корану не рекомендуется этого делать в связи с тем, что человек может начать поклоняться не Аллаху, а животным и людям. Но рисунки с изображением природы успокаивают и увеличивают восхищение ее Творцом. Если на ковриках изображения, похожие на человеческие или анималистические, лучше такие предметы не использовать.
Очень важно определить верхнюю и нижнюю части жайнамаза. На верхней части имеется знак, обозначающий место для челобитья во время намаза. В этом случае необходимо соблюдать осторожность, чтобы не наступить на место челобитья ногами, так как это символ чистоты и нравственности.
Известно, что в суфийском братстве жайнамаз считался духовным престолом, унаследованным от основателя братства его вождям. То есть в этом смысле жайнамаз является одним из священных понятий, используемых в суфийском братстве. Многие мистические понятия, связанные с названием жайнамаз, родились из-за этого познания. Пошив или ткачество молитвенных ковриков широко распространено в сфере традиционных ремесел в исламских странах.
С каждым годом видоизменяются молитвенные коврики. Например, дагестанские изобретатели изобрели «умный» жайнамаз. Особенность его заключается в том, что он помогает правильно выполнять все действия молитвы и не запутываться в количестве ракатов. Например, если человек совершает ошибку, т. е. спешит или задерживается при выполнении молитвенных действий, сенсорный фон жайнамаз сигнализирует вибрационной волной. Но эти вибрационные волны не разделяют мысли молящегося, - говорят авторы этого произведения. Чтение молитвы не отрывая глаз от точки челобитья в жайнамазе самый главный прием. Чтобы не отвлекать молящегося посторонними мыслями, в развернутом виде на коврике не должно быть лишнего рисунка. К выбору священного коврика нужно относиться с ответственностью. На сегодняшний день большинство товаров поступают из Китая. К сожалению, часто на этих ковриках декор нанесен только с целью украшения. Они могут быть красиво оформленными в плане дизайна, но часто не соответствуют стандартам жайнамаза. Лучше приобретать молитвенные коврики производства исламских стран, так как они соответствуют всем канонам религии, не отвлекают мысли молящегося лишним декором, кроме этого отличаются, как правило, лучшим качеством.
Жайнамаз - символ мусульманства, чистоты. По словам пророка, чистота равняется половине веры. Поэтому нельзя быть равнодушным к выбору молитвенного коврика.
На основании музейной коллекции казахских молитвенных ковриков «жайнамаз» ручной работы из фонда музея – заповедника нужно отметить, что все они относятся к Восточно-Казахстанскому региону, приобретены у представителей Среднего жуза. Можно сделать предположение, что белый цвет основы жайнамазов для региона Восточного Казахстана является наиболее традиционным по сравнению с другими цветами. Для создания рисунка применяется вышивка, аппликация. Традиционность казахских жайнамазов определяется в большей мере наличием определенной символики, характерной для такого вида изделий. Для декора жайнамазов применяется в основном растительный орнамент, также геометрический орнамент в виде треугольников и восьмиугольников, космогонический в виде полумесяцев и звездочек, зооморфный в виде роговидного узора на одном из ковриков. Орнаментальные мотивы в основном характеризуются строгостью исполнения, лаконичным решением.
Значимость изучения казахских молитвенных ковриков «жайнамаз» ручной работы из фонда музея – заповедника очевидна ввиду ограниченного количества исследовательского материала. Такое положение определяет обстоятельство, когда казахские молитвенные коврики региона Восточного Казахстана действительно представляют определенный научный интерес.
Литература:
- Гогиберидзе Г. М. Исламский толковый словарь. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 266 с.
- Жайнамаз // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005.
- Резван Е. А. Саджжада // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, ГРВЛ, 1991. — С. 202—203. — 315 с
- https://nipalki.ru/chto-zaprescheno-izobrazhat-musulmanam-rastitelnye-ornamenty-zhivotnyh-i-lyudey-geometricheskie-figury/
Казахские молитвенные коврики «жайнамаз» ручной работы из фондов Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея - заповедника являются объектом исследования данной статьи. Целью исследования является возможное выявление видовых особенностей казахских молитвенных ковриков, технология их изготовления. В музейной коллекции имеется двадцать один атрибутированный «жайнамаз». Тринадцать из них ручной работы, остальные восемь фабричного производства. На основании музейной коллекции казахских молитвенных ковриков «жайнамаз» ручной работы из фонда музея – заповедника нужно отметить, что все они относятся к Восточно-Казахстанскому региону, приобретены у представителей Среднего жуза.
Асылова Л.М. – снс отдела казахской этнографии
музея-заповедника
Статья опубликована в сборнике «Материалы Международной научно-практической конференции «Роль музеев в изучении и сохранении историко-культурного наследия Республики Казахстан», акимат Павлодарской области, управление культуры, развития языков и архивного дела Павлодарской области, Павлодарский областной историко-краеведческий музей им. Г.Н. Потанина, г. Павлодар, 2022 г., стр. 113-117
< Предыдущая | Следующая > |
---|