Аннотация: Статья посвящена обзору музейной коллекции декорированных росписью предметов мебели русских крестьян. Исследуется история её формирования, численность, значимость для науки и современное состояние экспонатов. Подробно рассматриваются особенности декора каждого предмета мебели. При изучении процесса их создания пристальное внимание уделяется участию категории художников из числа местного населения. Ставится вопрос о времени постепенного исчезновения данной художественной традиции из повседневной жизни.
Abstract: This article reviews the museum's collection of painted Russian peasant furniture. It examines the history of its formation, size, scientific significance, and current state of the exhibits. The decorative features of each piece are examined in detail. In studying the process of their creation, close attention is paid to the participation of a category of artists from among the local population. The question of when this artistic tradition gradually disappeared from everyday life is raised.
Ключевые слова: Музейная коллекция, самодельная мебель, шкаф, диван, роспись, местные мастера, художественная культура, народная традиция.
Keywords: Museum collection, handmade furniture, wardrobe, sofa, painting, local craftsmen, artistic culture, folk tradition.
Любой современный человек не лишен чувства прекрасного. Было оно присуще и русским крестьянам Юго-Западного Алтая XIX – первой половины XX столетий. Вследствие этого в своей повседневной жизни они стремились придать эстетическую ценность вещам, прежде всего имеющим практическое предназначение. На первом месте в качестве объекта украшения стоял дом. Для этого помимо разнообразной резьбы широко применялась краска. По сведениям известных исследователей Е.Э. Бломквист и Н.П. Гринковой: «Степень отделки окраской была различна: или красили только все мелкие части постройки – опечек, лавки, двери, дверные и оконные косяки, бровки и подоконники, иногда и полати, или покрывали слоем масляной краски и все стены избы, предварительно гладко их выстрогав. Снаружи раскрашивались ставни и наличники. Помимо сплошной окраски, широко распространена роспись. Её можно встретить во многих домах, как снаружи на ставнях и наличниках дома, так, особенно, внутри на дверях и опечках. Но наибольшей роскоши достигает отделка некоторых домов, где, кроме перечисленных частей, расписаны стены, потолок и матица, а иногда и вся подвижная мебель (“канапель”, табуретки, стол, шкафик, “камот”), прялки, крупная бондарная посуда для воды и кваса и пр.» [1, с. 257-259].
К сожалению, старинные расписные дома практически не сохранились в нашем регионе. До нас дошли только отдельные небольшие детали, которые могут дать некоторое представление о характере украшения жилища. Так в фондах музея-заповедника хранится створка двухстворчатой двери конца XIX – начала ХХ столетий. Она небольшого размера: 172 см высотой и 40 см шириной, прямоугольная, трехфиленчатая, светло-серого цвета с металлической ручкой. Филенки вверху и внизу удлиненные со следами росписи на зеленом фоне. В центре, на зеленом прямоугольном фоне филенки – шестилепестковый розовый цветок с белой оживкой в обрамлении чередующихся желтых и розовых бутонов. Роспись оживлена черными приписками (см. Рисунок 1). Краски росписи пребывают в плохом состоянии. Створка получена музеем в дар в 1983 году. Сдатчик – Пантелеев Андриан Кузьмич, 1913 года рождения, уроженец и житель села Белое Катон-Карагайского района ВКО. Створка из дома, который он купил в 1950-х годах, была расписана Кондратием Семеновичем Коробейниковым, который был маляром и расписывал много домов в селе Белое. Им расписан дом Пантелеева и здание местного сельсовета.

Рисунок 1. Расписная створка двери из села Белое: лицевая (слева) и оборотная (справа) стороны.
Впрочем, как следует из процитированных выше сообщений этнографов, украшением одного только жилища дело не ограничивалось: декорировались также и предметы мебели. «Мебель – шкафы, стулья, столы, лавки и кровати обыкновенно также раскрашены» – свидетельствует В.А. Липинская: «в долине р. Бухтармы расписывали в домах потолки, стены, косяки, опечек, двери, табуретки.» [2, с. 115]. Это подтверждает и исследователь Л.М. Русакова посвятившая данной теме специальную работу: «На Алтае раскрашивались не только мебель и прялки, но и орудия труда (гребни для чесания льна, трепала и пр.), а также посуда: точеные чашки, бочонки, сельницы, “водянки” (кадушки), берестяные туески» [3, с. 69].
Вместе с тем, до наших дней сохранилось очень мало декорированных росписью предметов мебели, хотя в свое время они были широко распространены по свидетельствам очевидцев. Возможно, это объясняется тем обстоятельством, что данные вещи постепенно приходили в негодность в процессе их повседневного использования по прямому бытовому назначению. Больше всего до нас дошло украшенных росписью настенных шкафов для посуды: в музейной коллекции их насчитывается три экземпляра.
Первый шкаф приобретен музеем за пять рублей в 1979 году. Продавец – Филимонова Маланья Филипповна, 1928 года рождения, православной веры, уроженка и жительница села Орловка Глубоковского района ВКО. По её словам, шкаф был куплен вместе с домом в 1947 году. Экспонат 72 см в длину, 32 см в ширину и 109 см в высоту. Прямоугольный двустворчатый на металлических петлях. Окрашен зеленым цветом, створки окантованы красным цветом. Дверцы шкафа филенчатые. На светлом белом фоне в четырех углах – синий цветок, по вертикали – красные бутоны-ягодки. В центре, на профилированных красных удлиненных поверхностях – сине-желтый цветок с отходящим вверх и вниз синим цветком с желтыми бутонами. Роспись оживлена белой оживкой и черными линиями-приписками (см. Рисунок 2). Краска в некоторых местах утрачена от времени. Экспонат можно датировать первой половиной ХХ века.
Рисунок 2. Расписной настенный шкаф из села Орловка.

Рисунок 3. Расписной настенный шкаф из села Черемшанка.
Второй шкаф был приобретен музеем за двадцать рублей в 1982 году. Продавец – Егорова Пелагея Ивановна, пенсионерка, поповской веры, 1915 года рождения, уроженка и жительница села Черемшанка Глубоковского района ВКО, проживавшая по адресу: улица Кирова, дом №38. Согласно словам продавца, шкаф настенный изготовил в 1800-х годах её дед Коробейников Василий Мартынович, уроженец и житель села Черемшанка. Шкаф передавался по наследству, пользовались до настоящего времени. Размеры предмета 77 см в длину, 40 см в ширину и 140 см в высоту. Прямоугольный зеленый двухстворчатый с резным навершием. Навершие в виде трапеции. Края навершия внизу округлые, в центре – три полукруга, декорированные резными углубленными окружностями. Края окантованы красным цветом. На зеленом фоне навершия – симметричная цветочная композиция. Дверцы шкафа крепятся металлическими петлями. Створка шкафа разделена на две филенки. Филенки окантованы красной и синей полосами. На четырех филенках повторяющаяся цветочная композиция: на красном профилированном фоне нарисован синий многолепестковый цветок с отходящим вверх и вниз удлиненным синим листочком. Обрамляет центральный узор композиция из трех красных цветков и синих удлиненных листьев (слева и справа) и по одному цветку (сверху и снизу) с синими удлиненными листочками. Роспись оживлена белой оживкой и черной разживкой (см. Рисунок 3). Краска потерлась, верхняя часть надломлена. Шкаф можно датировать второй половиной XIX века.
Третий посудный шкафчик конца XIX – начала XX столетий был собран Лопатиным П.И. во время экспедиции в село Черемшанку Глубоковского района ВКО в 1980-е годы. Сдатчик и предыдущие владельцы шкафа остались не известны. Его размеры не очень велики: длина составляет 105 см, ширина – 35 см, а высота – 78,5 см. Прямоугольный коричневый двухстворчатый. Створка разделена на две филенки. На филенках – повторяющаяся композиция: в центре, на зеленом профилированном фоне, красный цветок с отходящим вверх и вниз красным удлиненным листком. Обрамляет композицию на красном фоне (слева и справа) желтый цветок с бело-желтой серединой с синей обводкой и синими ягодками. От цветка отходит вверх и вниз удлиненный зеленый листок. Вверху и внизу – желтый цветок с синей обводкой с бело-желтой серединой и синими ягодками. Роспись оживлена белой оживкой и черной разживкой (см. Рисунок 4). Повреждение красочного слоя в верхней части шкафа. Данный экспонат радует глаз своей яркой красочной росписью со сложной многофигурной композицией. К сожалению, нельзя сказать ничего определенного о его изготовителе, точном времени и месте создания, а также предыдущих владельцах.
Рисунок 4. Расписной настенный шкаф из села Черемшанка.
Такое относительно большое количество сохранившихся расписных шкафов можно объяснить тем обстоятельством, что они меньше изнашивались в повседневной жизни, чем иные вещи. Кроме вышерассмотренных экспонатов в фондах музея-заповедника находится только один декорированный росписью предмет мебели: деревянный диван (канапель). Канапель куплена музеем за шесть рублей в 1981 году. Продавец – Панкратьева Елена Емельяновна, 1901 года рождения, уроженка села Огнево Большенарымского района ВКО, с 1952 года жительница села Маяк Зыряновского района ВКО, старообрядческой веры. Канапель досталась от отца мужа – Панкратьева Мирона Павловича, приблизительно 1868 года рождения, уроженца села Огнево, старообрядческой веры. В селе Огнево жил Рыбаков Федосей Мартевьянович, он занимался росписью деревянных предметов, предположительно им и расписана канапель. Её размеры составляют 170 см в длину, 45 см в ширину и 85 см в высоту. В виде длинной скамьи со спинкой и подлокотниками на четырех ножках, охристого цвета. Спинка широкая, крепится к сиденью стойками – подлокотниками. Спинку украшает крупная цветочная композиция: в центре – три цветка (в середине – синий, слева и справа от него – желто-белые) в обрамлении коричневых (с оттенками) листьев, с симметрично отходящей влево и вправо ветвью с цветами (белым и синими) и удлиненными листьями коричневого оттенка. Роспись оживлена белой оживкой и черными приписками (см. Рисунок 5). Соединения в каркасе канапели расшатаны и скреплены жестью. Экспонат можно датировать началом ХХ века.

Рисунок 5. Расписной диван (канапель) из села Огнево.
Процесс создания данных предметов был поэтапным. Сначала сельский плотник или даже сам будущий хозяин, владевший навыками столярного ремесла, изготовлял собственно мебель. Затем уже готовый предмет покрывался росписью. Как сообщает В.А. Липинская: «Используя единые мотивы, а также определенные формы из композиции, художники по-разному развивали их соответственно своим представлениям и навыкам. Наиболее высоким уровнем мастерства обладали кустари-охотники, распространители художественного творчества, сложившегося в различных местностях Приуралья и Западной Сибири. Красильным ремеслом занимались мужчины. Другую группу составляли местные мастера, работавшие по заказам населения. Среди них известны не только мужчины, но и женщины. Это были наиболее одаренные в художественном отношении представители местного населения, овладевшие в большей или меньшей мере приемами профессионалов. Лучших из них знали и в окрестных селениях. Наконец, сами хозяева домов украшали свое жилище, как умели» [2, с. 117 – 118].
Таким образом, разные предметы мебели могли расписывать люди различного уровня профессионального мастерства. Наибольший интерес представляют местные художники, жившие и работавшие в определенном селе и его ближайших окрестностях. В.А. Липинская приводит сведения об известных народных умельцах из деревни Верх-Уймонской Усть-Коксинского района Республики Алтай: Агафье Семеновне Атамановой и Софье Ерофеевне Агашовой [2, с. 118]. Как видим, сопроводительные легенды на наши экспонаты позволяют установить ФИО и постоянные районы работы ещё нескольких мастеров. Это Кондратий Семенович Коробейников из села Белое Катон-Карагайского района, Василий Мартынович Коробейников из села Черемшанка Глубоковского района, Федосей Мартевьянович Рыбаков из села Огнево Большенарымского района Восточно-Казахстанской области. Информация о происхождении предметов показывает: декоративная роспись одновременно существовала в нескольких районах, то есть была широко распространена в нашей области. Данные сведения представляют ценность для дальнейшего исследования местных художественных традиций русских крестьян Юго-Западного Алтая.
Когда же практика декоративной росписи мебели ушла из повседневной жизни? К сожалению, недостаток информации не позволяет дать точный ответ на этот вопрос. Все дошедшие до нас предметы музейной коллекции датируются в довольно широком диапазоне от второй половиной XIX до первой половиной XX века. Но так как в нашем распоряжении нет экспонатов, созданных явно позднее середины прошлого столетия, то это время следует считать верхней границей существования данной художественной традиции. Очевидно, её постепенное угасание было порождено целым комплексом разных факторов экономического, социального, технического характера. Прежде всего, декорирование росписью предметов мебели изначально являлось роскошью, доступной далеко не всем, а только зажиточным крестьянам [1, с. 269-270]. Первая Мировая и Гражданская войны, экономические трудности 1920-1930-х годов, а затем Великая Отечественная война – все это существенно ухудшило материальное положение сельского населения, резко сократив тем самым спрос на услуги художников. Наличие расписной мебели также плохо сочеталось с господствовавшим в быту того периода аскетизмом, ставшим новой добродетелью советских граждан. Как следствие это привело к постепенному уменьшению количества художников, утрате необходимых знаний и навыков. Когда же после Великой Отечественной Войны благосостояние сельского населения начало постепенно повышаться, самодельная мебель оказалась вытеснена из повседневной жизни продукцией мебельных фабрик. Приобретенную в лавках и магазинах готовую фабричную мебель уже никто не расписывал. Так была окончательно утрачена народная традиция, пришедшая из глубины веков.
Таким образом, даже незначительное количество дошедших до нашего времени украшенных росписью предметов мебели позволяет лучше понять место и роль декоративно-прикладного искусства в повседневной жизни русских крестьян Юго-Западного Алтая в XIX – первой половине XX столетий. Также их рассмотрение дает возможность уточнить особенности декора посуды и орудий труда, которые должны непременно учитываться при исследовании локальных художественных традиций местного русского населения Восточно-Казахстанской области. Все предметы мебели постоянно находятся в стационарных экспозициях музея-заповедника. Они нуждаются в бережном сохранении для передачи грядущим поколениям людей как часть культурного наследия наших предков. Мы не исключаем пополнения фондовой коллекции музея-заповедника за счет обнаружения новых декорированных предметов мебели. Такие находки позволят не только обогатить музейной собрание, но и скорректировать выводы нашего небольшого исследования.
Библиографический список
1. Бломквист Е.Э., Гринкова Н.П. Бухтарминские старообрядцы. – Л., 1930. – 460 с.
2. Липинская В.А. Старожилы и переселенцы: русские на Алтае. XVIII – начало XX века. - М.: Наука, 1996. – 269 с.
3. Русакова Л.М. Традиционное изобразительно искусство русских крестьян Сибири. – Новосибирск, 1989. – 176 с.
Статья опубликована в сборнике материалов XX международной научно-практической конференции «МАКАРЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ», проходившей 18-19 сентября 2025 года в Горно-Алтайском государственном университете, в городе Горно-Алтайске.
Страницы: 248 – 253.
Сборник рекомендован к печати редакционно-издательским советом
Горно-Алтайского государственного университета.
Организаторы конференции:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВНЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ГОРНО-АЛТАЙСКАЯ ЕПАРХИЯ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
(МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)»
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Д. СЕРИКБАЕВА
Decorated with paintings pieces of furniture of russian peasants
from the collection of the museum-reserve
Roman Yuryevich Nechaev, research associate of department of Russian ethnography, master of history
East Kazakhstan regional architectural ethnographic and natural landscape museum-reserve
070000, Republic of Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk, Beibitshilik Street, 29
e-mail: nechaev_r@mail.ru




Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по 

