• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
издания статьи научные Мышко А.С. Подготовительные операции ткачества крестьян Юго-Западного Алтая

Мышко А.С. Подготовительные операции ткачества крестьян Юго-Западного Алтая

Аннотация: В статье говорится о ткачестве крестьян Юго-Западного Алтая. Домашнее ремесло, которым владели практически все крестьяне и имели весь набор необходимых приспособлений и инструментов для производства пряжи, нитей необходимого сырья для производства ткани. В статье говорится о подготовительных операциях, то есть изготовление основы, перед тем как она попадает непосредственно на ткацкий станок. На основе архивных данных музея-заповедника, рассказов информаторов, анализа легенд экспонатов, собранных на территории области, воссоздается быт русского крестьянина. Автор знакомит с наиболее интересными экспонатами фондовой коллекции

Abstract: The article talks about weaving of peasants of the South-West Altai. It is a domestic craft, which was practically owned by all peasants and had a whole set of necessary devices and tools for the production of yarn, threads of the necessary raw materials for the production of fabric. The article talks about the preparatory operations, i.e. making the warp before it goes directly to the loom. On the basis of archival data of the museum-reserve, stories of informants, analysis of legends of exhibits collected on the territory of the region, the life of a Russian peasant is reconstructed. The author familiarizes with the most interesting exhibits of the stock collection

 

Ключевые слова: Мотовило, вьюшка, сновалка, основа, уток, тюрик, снование, перематывание, чисменка, нить.

Key words: Winder, whorl, whorl, snovalka, base, weft, turik, snoving, rewinding, chimenka, thread.

Ткань является одним из древнейших и самым распространенным видом текстильного материала. Она представляет собой пространственную сетку из двух систем нитей, текстильное полотно, образованное переплетением двух взаимно перпендикулярных систем нитей, выработанных на ткацком станке. Процесс образования ткани называется ткачеством.

Процессу ткачества предшествуют несколько подготовительных операций. Пряжу для основы перематывают на катушки, или бобины. После этого на сновальных машинах нити с бобин перематывают в виде ряда параллельных линий на сновальные валики. [3.Т 54 с 352]

Систему нитей, расположенных вдоль ткани, называют основой, систему нитей, расположенных поперек ткани называют утком.

Сущность ткачества заключается в переплетении нитей основы с нитями утка. Это переплетение осуществляется на ткацких станках различных конструкций и основано на том, что часть нитей основы в ткацких станках при помощи особого механизма поднимается, а остальная часть одновременно с этим опускается, в результате чего между нитями основы образуется пространство, называемое зевом. В этот зев пропускается челнок с утком, затем некоторые нити  основы взаимно перемещаются, зажимая проложенную нить утка и образуя новый зев. Проложенные нити утка периодически прибиваются (уплотняются) к опушке ткани. В ткацком станке нити основы испытывают довольно большое натяжение, и подвергается трению. Поэтому пряжа для основы изготовляется более прочной. [1 c 273]

Подготовка нити основы состоит из ряда операций: перематывание, снование и пробирание отдельных нитей в детали ткацкого станка. Перематывание нитей основы с прядильных мотков на бобины цилиндрической формы. После перематывания нитей основы, бобины поступают на снование. Снование заключается в создании основы, т.е. ряда параллельных друг другу с одинаковым натяжением, на одну большую катушку.

С веретен пряжу перематывают на мотовило, представляющее собой палку с развилкой на нижнем конце и поперечиной на верхнем. Обычная длина мотовила 155 см но бывают и более короткие, до 55 см. С веретена нитку сначала накидывают петлей на нижний конец (вилка, рожки) мотовила, а затем попеременно, на право и налево, так что в развилке нитки перекрещиваются. [4 c 186]

Из фондов музея-заповедника: Черенок в нижней части раздваивается в виде рогатины, в верхней – поперечина насажена на черенок. Мотовило принадлежало Горбатовой Александре Федоровне , 1914г рождения, уроженки деревни Мало-Убинка, Глубоковского района, ВКО. Сделано мотовило ее дедом – Василием Трофимовичем из калинового дерева. [10 Акт146-80 Гик 23-8277]

 Экспонаты принадлежали Тетерину Михаилу Андреевичу 1910г рождения, уроженцу и жителю с Орловки, старой веры. Два веретена, два мотовила и коробок для хлеба изготовил  Михаил Андреевич. Мотовила изготовлены в начале 30-х годов на заказ. Михаил Андреевич делал на заказ не только мотовила, но и другие деревянные изделия, в основном по прядильно-ткацкому ремеслу. [8 Акт 241-78 Гик 9-2173]

 Нить, намотанная на мотовило 4 раза, служит единицей измерения и называется нитка. Мотая пряжу на мотовило, ее одновременно считают. Подсчет не везде одинаков, из-за разной длины мотовил. Обычно длина нитки (единицы измерения) равна приблизительно 575 см. Три нитки у русских называется чисменка. 30 ниток (10 чисменок) обычно составляют так называемое пасмо, которое связывают на мотовиле. Пасмо служит единицей измерения при определении толщины холста. Обычно ширина холста у восточных славян равна 25-55 см. Чем тоньше нитки, тем больше их ложится в основу при той же ширине. Число пасм при этой ширине основы колеблется от 7 до 14. Семь идет на самую толстую ткань, из которой делают мешки и половики. Д.К.Зеленин Восточнославянская этнография. [4 c 186-188.]

 Все вещи передала в музей Рыльская Просковья Филипповна, 1928г рождения, уроженка с Секисовка, Глубокоского района, ВКО, которая привезла эти вещи для передачи в музей в ноябре 1980г.  город Лениногорск.

Из фондов музея-заповедника: Мотовило передала Моисеева Елена 1908г рождения, уроженка с Секисовка, православной веры. Делал мотовило ее муж- Моисеев Александр, 1905г рождения, уроженец с Секисовка, православной веры. До войны ездил за дровами, где и вырубил калиновую палку для мотовила. Погиб в войну, в 1942г. Под Сталинградом.[12 Акт 54-81 Гик25-9187]

Мотовило передано в музей жителем села Черемшанка, Глубоковского района, Антроповым Семеном Калистратовичем, 1900г рождения, самодуровской веры, уроженцем этого же села. Мотовило он сделал сам в 1919г. Своей жене  Антроповой Ефросинье Осиповны, 1902г рождения, Мотовило - одно из орудий в прядильно-ткацком ремесле. С прялочки пряжу перематывают на мотовило, здесь же ведут подсчет, перевязывая по три ниточки-чисменки.[11 Акт 131-81 Гик 26-9516]

 с. Черемшанка, Глубоковский район. Информатор: Колесникова Агафья Григрьевга. Лён выращивали в течение лета, потом его вручную дергали, вязали снопы,  стелили и обмолачивали семена, и из них засевали на следующий год. Затем лён сушат в бане, протапливают несколько топок. Когда высохнет, начинают мять на мялке, затем трепят на трепалке, расчесывают деревянным гребнем, щеткой из свиной щетины, и после этого прядут на прялке, пряжу наматывают на мотовило. Когда смотают все нитки, начинают делить и связывать, причём:

3 нитки – чисменка

1 посменок – 30 чисменок – 90 ниток

6 посменок – 180 чисменок – шестуха.

[5 с. 50-51.]

Информатор: Каменева Ефросинья Мартыновна, 1933 г.р., уроженка и жительница с. Черемшанка Глубоковского района, последние годы живёт в Усть-Каменогорске. Этот лён… копали вручную, сеяли. Папа работал во время войны на ущастке, по речке Черемшанке, там-ко участок, и они эту полянку вскапывали. Лён сеяли. Потом этот лён вырастит, цветёт красиво, голубое… говорили: «Во как мне клещук впился высоко! Такой лён вырастит» (показывает под грудь). Вот лён, подойдёт время, его дёргают, его выдергают, и называется, где он был сеяный – матка. На эту матку постелют его, вот он лежит, они его пробуют, ломают так – улежался, волокно сделалось… снимают его, когда он улежится, тогда в снопы вяжут. Мы всё помогали, это делали… после этого потом его молотют, семена-то надо делать. Помолотят, привозят, топят баню жарко-жарко-прижарко! Сначала полную баню натолкают, пройти к каменке есть где и все… Вот  натопют эту баню. Вот этот горячий еще лён с бани вытаскивают и мнут. Горсть берут и мнут, на мялке. Наша мялка в музее, мама сдавала. Вот на этой мялке мяли. Я  мяла, трудно-трудно-притрудно, мнёшь его, и так вот похлещишь, костра-то летит, и опять мнёшь-мнёшь его, ещё вот так вот пошоркаешь его об мялку и опять. Костра облетит, всё, сколь горстей, я забыла, десять горстей, иль, сколько связывают в пук. Потом начинают после этого щасать. Гребень, сядешь и щешешь. После этого – исгребье называется, мешки делали, то что упало с кострой, исгребье, из-под гребня. Потом после этого – трепать. Лен трепать – трепалыщкой, не широкая, а узенькая, гладенькая-гладенькая. Уже маленька горстыщка остаётся. Вот эту горстыщку трепют-трепют, дёржут её на весу. Потом опять переворащивают этой стороной, потом опять треплют (показывает, как переворачивают, то есть низ поднимают, а верх опускают). Когда треплют еще костра вываливается и разделяется… Потом  после этого – чёшут. Ческами. Такие вот чески с рущками, колющии, из щетинки. Тут уже ленощек остаётся самый качественный. Такая вот горстыщка (показывает объём примерно 3-4 см). Вот этими чёсками чёшим-чёшим, это отчасывают, складают. Здесь остаётся волокнушещка небольшенькая, вот с этого льна пряли нитки – шились и ткали полотенца. Начинают прясть, а из изгребья потом, в последнюю ощередь.  Начинают прясть, вот день и нощь мамыщка сидит прядёт, я в судне, пещку топлю всё, света-то нет, она сидит перед челом прядет, а я … Еще коптилыщку зажгут, то от коптилки чё-орно в носу и на белье. То погаснет.. помилуй бог, как мы жили, не дай вам бог нашей жизни! После этого, спрядёт сколько полумотков, полумотки – 10 пасм, в пасымке – 10 щисленок, а щисленощки – 3 нитощки. Вот полумотки… берут палощку, такая метровая и сверху такая длинненькая перекладинка, а рогулищки на низу. Вот это вот мотовило, мотаешь на это мотовило полумотки. [7. с. 1-3, 6.]

 с. Черемшанка, Глубоковский район. Информатор: Колесникова Агафья Григрьевга С мотовила пряжа перематывалась на воробы. С мотовила обмотки снимают и отбеливают. Если нужны нитки белого цвета, то в корчагах отбеливают в золе, смешанной с водой и ставят в русскую печку на день, затем в речке моют, колотят вальком и сушат на весеннем солнце.[5. с. 50-51.]

Информатор: Каменева Ефросинья Мартыновна, 1933 г.р., уроженка и жительница с. Черемшанка Глубоковского района, последние годы живёт в Усть-Каменогорске. Потом после этого начинают пещку топить, мощут в золе, разгребут в пещке и в пещку садют. Полную пещку наложут и парют. Золу в кадушке деревянной снащала ошпарят кипятком, потом воды нальют и мощут полумотки, потом в пещке день полежат. Потом вот эти полумотки надо на рещке мыть. Золу-то нужно вымыть. Потом не рещке уже полоскать. Это всё зимой, в пост. Потом они сушат эти полумотки. Высушат, начинают разматывать. [7. с. 1-3, 6.]

Снятый с мотовила моток пряжи наматывают на воробы. Это – две тонкие длинные дощечки, положенные крест-накрест и вращающиеся на высокой подставке. Русские для наматывания пряжи на воробы вставляют в отверстия на концах дощечек четыре веретина.[4 c 186-188.]

Для разматывания ниток служат «воробы», представляющие крест из двух длинных планок, надетых на стержень, вбитый в подставку, надетые на воробы нитки сматываются или на цевки (для утка) или на сновалку (для основы). [2.с168]

Информатор: Каменева Ефросинья Мартыновна, 1933 г.р., уроженка и жительница с. Черемшанка Глубоковского района, последние годы живёт в Усть-Каменогорске. В комнате бабу-ёгу поставят, она должна у вас быть, на треножке. И воробы, они метра наверо, два. Так вот крест-накрест. Баба-яга с дырочкой посерёдке, она на трёх ножках, ну наверно, дерево такое было, ну чтоб ноги-то были, а в серёдке дыращка,  а в дыращку потом одеют колышек. Колышек поставят, а тут он остренький. И на этот колышек на воробах  проделанные дыращки, вот на колышек одеют эти воробы, они крест-накрест, а вот здесь вот наделанные дыращки, это одеют на эти-во воробы полумоток. [7. с. 1-3, 6.]

Из фондов музея-заповедника: «Баба» принадлежала Кузнецовой Полине Серафимовне , 1902г рождения, жительнице с Топиха, Глубоковского района, ВКО. «Бабу» нашла в лесу и приспособила для мотовил. [9 Акт 441-78 Гик 12-3583]

«Баба» принадлежала Семеновой Грипине Нестеровне 1899г. Рождения, жительнице с Бутаково, ВКО. «Бабу» изготовил ее муж Семенов Иван Игнатьевич 1898г.  рождения, уроженец с Бутаково. «Бабу» изготовил он в конце 20-х гг 20в. «Баба» изготовлена из развилки дерева на четырех ножках. Вверху отверстие для штыря. Ножки кривые, сохранилась кора. [9 Акт 442-78 Гик 12-3588]

У русских сматывают нитки с вороб на большие деревянные шпульки (тюрик, турачок, трубица, вьюшка). Это полые цилиндры около 80 см длины и 20-30 см в диаметре. Они вращаются на деревянном или железном стержне, вбитом в стену или в тяжелый деревянный чурбан, стоящий на скамье. Женщина садится между воробами и тюриком и правой рукой крутит тюрик, а левой придерживает сматывающуюся с вороб нить. [4.Стр 186-188.]

Для снования основы предварительно перематывают нитки на тюрики (соответствующие общерусской вьюшке), тюрик – род круглого барабана – представляет собой два деревянных круга, соединенных шестью стержнями, пропущенными по окружности кругов, в центре кругов – круглые отверстия, которыми тюрик надевается на вьюху – станочек, состоящий из горизонтальной оси, укрепленной в вертикальной стойке, врубленной в лежачую плаху, с двух таких тюриков пряжа сматывается на сновалку. [2. стр.168]

Из фондов музея-заповедника: Вьюшка. 30-е годы ХХ века. Представляет собой  деревянный цилиндр из ствола дерева. По краям запрессованы в пазы две деревянных плашки.  В центре каждой из них имеются сквозные отверстия Длина 53,5 см. Диаметр 27,5 см. Предметы передал в музей Колесников Григорий Иванович, 1957г рождения, уроженцем с Бутаково , г Лениногорска, ВКО, жителем г Лениногорска. Вьюшки и бадейку он обнаружил на чердаке своего старого дома, ими пользовалась его бабушка - Тютюнькова Арина Митрофановна, 1904г рождения, федосеевской веры. Использовалась вьюшка в прядильно-ткацком ремесле: одевалась на колышек, вбитый в стену и, вращая по кругу, с помощью кожаного ремешка наматывают пряжу и снуют на сновалке. Поступление 1981 года с. Бутаково  [12 Акт 61-81Гик-25-9194]

Вьюшка. 1945 год. Представляет собой  конструкцию из двух деревянных кругов, между собой соединенных брусками, с помощью шиповых соединений. В центре каждого из кругов имеются сквозные отверстия.  Длина 49 см. Диаметр 25,5 см. Все эти вещи были переданы в музей Гусляковым Виктором Тимофеевичем 1925г рождения, поморской веры, уроженец с Ермолаевка, г Лениногорска, ВКО, а житель села 8-е марта. г. Лениногорска, ВКО. Вьюшка сделана в 1945г. Вторая вьюшка сделана в 1926г.- Гусляковым Тимофеем Ивановичем 1881г рождения, поморской веры. Женщины сматывали на вьюшку пряжу для ткачества. Поступление 1981 года с. 8-е Марта  [11 Акт 143-81 Гик-26-9558]

Информатор: Каменева Ефросинья Мартыновна, 1933 г.р., уроженка и жительница с. Черемшанка Глубоковского района, последние годы живёт в Усть-Каменогорске. И в стене  проверчена, у нас деревянные, дырка, туда забивают кол деревянный, на етот кол одеют вьюшку. И вот на вьюшку мотают! Бренчит! Воробы вот так кащает… А  нас было много, маленькие все, что же через полтора года мама нас рожала. Вот ребёнок-то побежит, ребетёшкам-то,  охота же под эту… под  воробы. И вот на вьюшку вьёшь, вьёшь. Полумоток смотаешь, другую привязываешь, третий…[7. с. 1-3, 6].

С двух тюриков пряжа сматывается на сновалку, последняя устраивается всегда около дома и представляет собой обычную сновальню, состоящую из двух больших деревянных рам, соединенных перпендикулярно друг другу. В месте соединения проходит вертикальная ось, вращающаяся нижним концом в камне или деревянном обрубке, верхнем – в горизонтальной жерди, укрепленной одним концом на изгороди или стене, другим на специальной стойке. Эти сновальни отличаются от распространенных в Великороссии и Украине, своей как бы сплющенностью по вертикальной линии. Здесь каждое крыло сновальни представляет собой квадрат, в то время, как в Европейской России крыло является прямоугольником, вытянутым по вертикали, кроме того сновальни устанавливали в помещениях – в подполье на севере и в избе или сарае на юге, так что ось упиралась в матицу. На Бухтарме же их ставили всегда в ограде под открытым небом или в проулке между домами. Со сновальни пряжа снимается ввиде плетенки, затем путем сложных манипуляций переводят ее на ткацкий стан – «красна». [2. с.168]

Информатор: Каменева Ефросинья Мартыновна, 1933 г.р., уроженка и жительница с. Черемшанка Глубоковского района, последние годы живёт в Усть-Каменогорске. Надо сновать, в деревне двое, нет – трое сновалок, вот в очередь все. Сновать на улице, холодно. Тоже так же сделанные, как бы сказать, четыре палки, и вот на этих палках… вьюшку ставишь, и начинаешь, тут такая вот рогулищка. Делаешь петельку, восьмерочку, и эти воробы вокруг сновалки крутишь правой рукой. А нужно две нитыщки, две вьюшки свяжут, и дёржишь, и сновалки крутишь, они крутятся-крутятся, они выше, выше, сколь нужно - шесть или три стены, отщитаешь, от этой палки до этой – столбик, полный круг – стена, а два столбушка – полстены.[7. с. 1-3, 6.]

С. Солдатово Катон-Карагайского района Информатор:  Шарунова Надежда  Викторовна, 1941 г.р., уроженка с. Солдатово.   Длина основы (полотна) в 8 метров называется «стенка»; длина- в 2 метра называется «столбик» (расстояние между столбиками сновалок).  [6. с.24.]

Из фондов музея-заповедника: Сновалки комнатные служат для расчета основы в ткачестве. Представляют собой два плоских широких бруска (длина 160 мс, ширина 9 см толщина 2,5 см) соединенных посередине доской. В брусьях посередине просверлены ряд небольших сквозных отверстий, в которые вставлены колышки, за которые цепляются нити при сновании. Многие колышки расклинены для прочности, один из крайних колышков в виде рогатины. Длина 160 см. Сновалки приобретены в селе Черемшанка, Глубоковского района, ВКО у Кулакова Петра Наумовича, 1935г рождения, уроженца села Васильевка, ВКО. Сновалки ему перешли вместе с домом, который принадлежал Губушкину  Харлампию Федотовичу, приблизительно 1895г рождения, уроженцу села Черемшанка. По утверждению Петра Наумовича, все вещи, найденные на чердаке его дома, вещи делал он сам. По свидетельству старожилов  Черемшанки такие сновалки появились сравнительно недавно, примерно 30 лет назад. [13 Акт 65-82 Гик 28-10795]

Со сновальни пряжа снимается в виде плетенки, затем путем сложных манипуляций переводят ее на ткацкий стан – «красна». Со сновальни нити основы поступают на ткацкий станок. Что касается нитей утка, то с вороб или тюриков их перематывают на маленькие трубочки – специальные шпульки (цевки), которые закладываются в челнок.

Таким образом, домашнее ткачество, как необходимое и жизненно важное ремесло, существовало повсеместно среди крестьян края. Ткачество длительный и сложный процесс. Один из этапов этого процесса – подготовительные операции ткачества, рассмотренный в данной статье, важное звено в технологическом процессе. Судя по тому, сколько предметов для обеспечения данного процесса находятся в фондах, можно судить о важности этой работы. Для приготовления основы требовалось мотовило, воробы, вьюшка, сновалка. Большое количество вьюшек имеется в фондах, вьюшки разных конструкций. Общерусское название «Тюрик» здесь встречается очень редко, в основном все называют «вьюшка». Все приспособления, включая детали ткацкого станка, изготовлены крестьянами самостоятельно.

Библиографический список.

1. Андрусевич Д.А Гуревич Б.С. Товароведение промышленных товаров. Редактор Р.А. Хохлова. Издательство Центросоюза Москва 1961.- 642 с.

2. Бломквист Е. Э.  Гринкова Н.П.  Бухтарминские старообрядцы. Монография. Напечатано по распоряжению Академии Наук СССР март 1930.  И. о. Непременного Секретаря академик В. Комаров. Ленинград 1930. – 460 с.

3. Большая советская энциклопедия под редакцией С.И. Вавилова Т 54 М 1946 – 832 с.

4. Зеленин Д.К.  Восточнославянская этнография. Монография. Академия Наук СССР Ордена Дружбы Народов институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. «Наука» Москва 1991 – 511с.

5.  Текущий архив КГКП «Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник». Отчет о командировке зав. отделом русской этнографии Яковлева А.А. в Катон-Карагайский район 1981 года. // Отчеты сотрудников музея по научным командировкам. Фонд 1, опись 1, дело 64.

6. Текущий архив КГКП «Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник». Отчет о командировке зав отделом русской этнографии ЯковлеваА.А.. в Катон-Карагайский район 2003 года. // Отчеты сотрудников музея по научным командировкам. Б/н.

7. Текущий архив КГКП «Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник». Отчет о командировке 2006 года. // Отчеты сотрудников музея по научным командировкам. Б/н.

8.   Акты приема экспонатов музея-заповедника1978 год №201-300 начат 21.09.78 - окончен 3. 11.78. На 133 листах Усть-Каменогорск.

9.   Акты приема экспонатов музея-заповедника 1978 год №401-500 начат 22. 11.78.- окончен 07. 12.79. На 128 листах Усть-Каменогорск.

10.   Акты приема экспонатов музея-заповедника 1980 год. №77-150 начат 14.02.80.- окончен 30. 07.80. На 103 листах. Усть-Каменогорск.

11.   Акты приема экспонатов музея-заповедника 1981 год №101- 200 начат 06.07.81. – окончен 26.02.81. На 142 листах. Усть-Каменогорск.

12.   Акты приема экспонатов музея-заповедника 1981 год №1-100 начат 25.11.80 – окончен 06.07.81. На 114 листах Усть-Каменогорск.

13.  Акты приема экспонатов музея-заповедника1982 год №1-100 начат 29.12.81 – окончен10. 03.82. На 140 листах Усть-Каменогорск.

 

Статья опубликована в сборнике Макарьевские чтения на ХХ международной научно-практической конференции (18 -19 сентября 2025 года)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ГОРНОАЛТАЙСКАЯ ЕПАРХИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Д. СЕРЕКБАЕВА

Страницы 242 - 248

 

 

 Мышко Андрей Степанович, старший научный сотрудник отдела русской этнографии  Восточно-Казахстанский Областной Архитектурно-Этнографический Природно-Ландшафтный музей-заповедник  Казахстан г. Усть-Каменогорск

e-mail:nechaev_r@mail.ru

 

Preparatory operations of weaving of peasants of South-West Altai

Preparatory operations of weaving by peasants of the South-West Altai

 

Andrey Stepanovich Myshko, senior researcher of the department of Russian ethnography East Kazakhstan Regional Architectural-Ethnographic Natural-Landscape

Museum-Reserve Kazakhstan Ust-Kamenogorsk

e-mail:nechaev_r@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Поиск в текстовой базе

Статистика

Пользователи : 830
Статьи : 3028
Просмотры материалов : 39517545

Счётчики

 Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


... страница выбора языка... kz...ru
Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


КОНЦЕПЦИЯ развития КГКП «Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник»...

Голосования

вам понравился наш сайт?
 

Похожие материалы