Восточно-Казахстанский музей-заповедник располагает богатейшей в Казахстане коллекцией традиционного костюма русских крестьян-старообрядцев, с XVIII века проживающих на территории Юго-Западного Алтая. Особое место в фондовой коллекции занимают две мужские холщовые рубахи. Обе приобретены в районе проживания так называемых «поляков», русских староверов, высланных на Алтай в 1760-ых годах с территории, в те времена входящей в состав Польши. В истории русского традиционного костюма такие рубахи можно выделить в отдельный «вид»: они выделяются в ряду других русских рубах, а среди «внутривидовых» особенностей - удивительное единообразие в конструктивных и декоративных решениях, свидетельствующее о строгом следовании древнему образцу. На их архаичность указывает туникообразный стан, изготовленный из перегнутого по утку отрезка холста, рубаха получается без плечевого шва. Линию стана подчеркивают продольные кумачовые полосы с меандрическим орнаментом, т.н. византийской линией. Исследуя истоки традиции, Е.Ф.Фурсова делает вывод, что «поляцкая» мужская рубаха ведет свою историю от древнеримских туник через византийскую культуру, имевшую большое влияние на костюм Древней Руси[1]. Но и древнеславянские, языческие черты сохранены в удивительной целостности. Обильная вышивка выстраивается по правилам магической гармонии, закрывая слабые места, где прерывается ткань: все краевые срезы и конструктивно важные швы. А также грудь и спину. В основе орнаментальных композиций – ромбы с крючьями и без, которые, как известно, являются символом засеянной нивы и отсылают к теме плодородия[2]. На груди они складываются в крестовидную фигуру, очертания которой размыты значительным количеством мелких деталей. В данном случае этот крест можно прочесть и как языческий солярный знак и как христианский символ. Сакральный смысл декора указывает на обрядовую принадлежность. Действительно, в конце XIX-начале ХХ вв. в «поляцких» деревнях такие рубахи готовили невесты для женихов в качестве подарка к свадьбе. На сегодняшний день их сохранилось немного, несколько единиц вывезены с Алтая на рубеже XIX-XX веков и рассеяны по музеям России. Например, две хранятся в фондах Российского этнографического музея, в г. Санкт-Петербурге. Одна из них была приобретена в наших краях Великим князем Владимиром Александровичем Романовым в 1868 г., во время его поездки по Томской Губернии (см фото №1)[3].
В нашу коллекцию рубахи поступили в 1978 и 1987 годах. Первая рубаха (ГИК-12-3569) сшита ручными швами из льняного полотна домашней выработки, ширина которого 38 см. Рубаха состоит из нескольких деталей, выкроенных по прямым линиям. Стан из перегнутого по утку полотна (сгиб по плечевой линии), он проходит по груди и спине; два боковых полотна – «бочкú» - пришиты таким образом, что между ними и плечевым сгибом остаются отверстия для рукавов. На «бочкàх» у пройм по центру сделаны надрезы для квадратных кумачовых ластовиц. Длинные прямые рукава пришиты под прямым углом. Полотнища рукавов состоят из цельного полотна и полоски (шириной 11 см). Длинные рукава не имеют манжетов (что является самым ранним вариантом оформления запястий). Горловой вырез и смещенный влево разрез обшиты красным «плетешком» (плетеным шнуром). Застёжка на пуговицу и петлю из плетёного шнура. Рубаха богато декорирована. На груди у ворота - заполненный геометрическим орнаментом квадрат, расчлененный вертикальными столбцами, вышитый красным хлопком. От нижней точки разреза, так же со смещением влево - вышита композиция из квадратов, от которой в разные стороны ответвляются изображения хлебных колосьев. На спине в верхней части центрального полотнища вышиты меандрические полосы в виде прямых углов, обращенных вершинами вниз, которые перемежаются “репьями” (ромбами с продленными концами). Швы, соединяющие центральное полотнище и боковины, а также верх боковин и рукава, закрыты нашивными полосками из кумача (ширина 2,8 см), украшенными меандрическим орнаментом - “византийская линия” – вышитыми тамбурным швом синими и белыми нитками. Низ подола рубахи украшен многочастной линейной композицией, обрамленной прямыми полосками кумача, пришитыми с отлетным нижним краем (край оборван по утку, не обработан, ширина - 2,5 см), в центре проставка из кумача (ширина 6 см), декорированная чередой “снежинок”, образованных наложением прямых и косых крестов сине-белого цвета. Промежутки между кумачовыми полосами заполнены вышитым геометрическим орнаментом. Низ рукавов также украшен вышитым геометрическим орнаментом, обрамленным кумачовыми полосками. С изнаночной стороны плечи рубахи подшиты холщовой подоплекой, нижние края которой обрезаны углом. Полотнища стана соединены стачными швами, полотнища рукавов - двойными. Нижние срезы рукавов и подола не обработаны.
Вторая рубаха (КП-9-17712) имеет некоторые отличия: боковые полотнища вверху «наборены» - собраны на нитку мелкими складочками-борами, рукава заужены к низу, они состоят из кошеных полотнищ. Важная деталь, указывающая на время изготовления - все соединительные швы сострочены на швейной машине. На этой рубахе появился воротник–стоечка и планка, закрывающая разрез. Эти детали, вероятно, из числа поздних переделок, к которым можно отнести и укороченный подол, явно обрезанный примерно на 20 см. Сшитая в 1910-ых годах, т.е. на излете традиции, она вполне может завершать долгий ряд повторений из поколения в поколение, начало которому положено более десяти веков назад.
[1] Фурсова Е.Ф. Уникальные образцы рубах алтайских старообрядцев как источник изучения русской одежды. //Гуманитарные науки в Сибири. – 1995. №3. - С.78-80.
[2] Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М, 1987. - С.524.
[3] Интернет. http://www.ruplace.ru/content/view/734/83/
Шарабарина Т.Г.
Научно-практическая конференция, посвященная 45-летию
Павлодарского областного художественного музея.
19 ноября 2009 г. Материалы, г. Павлодар, 2009. С. 13-14.
1. Костюм алтайских старообрядцев «поляков» из фондовой коллекции Российского этнографического музея, г. Санкт-Петербург
---
2. Из фондов музея