В 2004 и 2007 годах сотрудники отдела народного и декоративно-прикладного искусства музея-заповедника побывали в экспедициях по Семипалатинскому региону и Катон-Карагайскому району ВКО. Во время поездки были выявлены мастерицы, среди которых и молодежь (16 – 25 лет), занимающиеся традиционными казахскими ремеслами. Отрадно, что молодые мастерицы с желанием обучаются забытым ремеслам у старшего поколения, в особенности одному из древнейших искусств – плетению из чия.
Традиционно, из чия изготавливали циновки. Чий (ши) – вид степного тростника. Плетение циновок, так же, как и войлочные и ткацкие ремесла имеют многовековую историю. Без чиевой циновки невозможно представить жизнь казахов в дореволюционное время, циновка сохранила широкое распространение и ныне [4, с.74].
Чиевые циновки служат для утепления юрты, подстилкой при приготовлении шерсти и пряжи войлочных изделий. Одновременно циновки защищали жилище от проникновения насекомых, змей; эти изделия служили к тому же, как дверной полог, ширма для кухни, подстилка (без шерстяной обмотки) под войлок, а также в качестве салфетки для сушки кисломолочных продуктов [5, с.27].
«Циновка используется в традиционном быту и в лечебной практике, с ее помощью лечат от радикулита, отложение солей следующим образом: вокруг больного ставят циновку, затем сквозь нее обрызгивают ее отваром специальных трав, что дает по сведениям респондентов, целительный эффект» [ 6, с.63 ].
Первоначальный процесс работы начинается со сбора чия. Заготовка чия в разных регионах имеет свои особенности. Чий, растущий на песчаных и супесчаных почвах, собирают в период начало сухостоя стеблей. В жарком климатическом поясе, например, в Гурьевской и на юге Актюбинской области, чий собирают в конце июня, а в менее жарком, например, в Кустанайской и Восточно-Казахстанской областях – в конце сентября [1, с.63].
В старые времена бабушки-рукодельницы заготавливали чиевые стебли, которые с корнем вырывали руками [2, 3]. После сбора стебли очищали от коры и некоторое время держали над огнем, удаляя остатки коры и заравнивая шероховатости стебля [4, c. 74].
Процесс изготовления чия довольно трудоемок. Существуют два способа выравнивания стеблей растения. В начальном этапе одни мастера подрезают ножницами (секатором) каждый стебель в отдельности, другие – подравнивают концы стеблей, связанные между собой уже в процессе работы (рис.13).
Узорные циновки изготавливались в технике обмотки каждого стебля шерстью.
Узорными циновками украшали внутренние решетчатые и наружные стены юрты. Поскольку циновка располагалась и за решеткой юрты, следовательно, целиком не обозревается, поэтому нуждается в цветовой насыщенности и крупномасштабном решении орнамента, что и делается народными мастерицами [7, с.11] .
Традиционным плетением из чия занимается старейшая рукодельница, проживающая в г. Семей Омаргалиева Нагым Солтанбековна (рис.1). Мастерица с юных лет умела ткать ковры; вышивать наволочки подзоры, салфетки; плести циновки – одно из любимых ремесел.
Ее работа – панно из чия с орнаментальными (зооморфные) фигурами синего цвета на оранжевом фоне, их декоративность свидельствуют о глубоком понимании мастера законов композиции и гармонии цветов (рис.2). Несмотря на свой возраст (75 лет), мастерица, как человек увлеченный, всегда полна творческих задумок. Свои знания передает молодому поколению (дочерям, внучкам), а также обучает учащихся плетениию на уроках труда.
Художник, мастер народного прикладного искусства Умыт Байназарова создала из чия серию панно (больших размеров), оформленных в рамки КП19-20824 (рис.5), КП19-20825 (рис.6). В ее работах ярко выражен национальный колорит, цветовая гамма. Изделия узнаваемы и неповторимы, наделены глубиной чувств, основаны на органической связи с истоками народной культуры. В данное время предметы, созданные мастерицей украшают стены выставочного зала.
В музее-заповеднике находятся и удивительные по художественному решению скульптурные композиции из чия «Удод»- КП18-2054 (рис. 3) и «Лето»-КП18-20543 (рис.4). Автором великолепных предметов является профессиональный художник Акашева Куляш Акашевна. Произведения талантливого художника заключают в себе гармонию цвета и формы, пластику линий, замысловатость композиционных решений.
В фондах музея находится компоция из чия «Қошқар мұйіз» (бараний рог) КП19-21153 (рис.7), привлекающая внимание мягкими цветовыми переходами, крупным узором, современным стилистическим решением.
Победитель Республиканского конкурса народного искусства «Шебер»-2009 в номинации «Төлтумалық» (подлинность) Кожамжарова Гульнар Даутовна из с. Енбек Катон-Карагайского района, известная в области мастерица традиционных ремесел прекрасно владеет и техникой плетения из чия (рис.9). Народным ремеслам ее с детства обучала бабушка.
Гульнар Даутовна выполнила циновку (айшық шым ши), по всей плоскости которой нанесены узоры айшық, в виде вписанных друг в друга ромбовидных фигур различного цвета (рис.8). Орнаментика этого довольно распространенного шым шия переносится мастерицами на ковровые изделия и носит название ши ою – узор чия.
При работе с чием считает мастерица удобнее использовать при обматывании чия не нитки, а саму шерсть, так как нитки могут спадать с гладкой поверхности стебля. Также, следуя традициям старых мастеров, она окрашивает шерсть природными красителями.
Для получения навыков по плетению из чия Ресурсным центром ВКО (создан при музее) был организован и проведен учебный тренинг «Основы казахского традиционного плетения из чия», где тренером-консультантом была Г. Кожамжарова. Тренинг вызвал у ремесленников Восточного Казахстана большой интерес и желание обучиться основам ремесла (рис.9,10,11,12, 13,14).
В результате прошедшего тренинга, мастера, не только освоили, но и обучили мастерству своих учеников изготовлению как традиционных, так и современных изделий.
Так учащиеся из Дома подростков под руководством мастера-педагога Быковой Зои Прокопьевны (участницы тренинга) подготовили к ежегодной весенней выставке панно из чия с элементами флористики (рис. 16).
Профессиональный художник, мастер декоративно-прикладного искусства Леонова Ольга Петровна выполнила панно со стилизованным цветочным орнаментом, в котором войлок и чий получили новое звучание (рис. 15).
В результате исследования можно сделать вывод, что национальные традиции древнего ремесла продолжают жить и в XXI веке.
Источники и литература:
1. У. Джанибеков Культура казахского ремесла, Алма-Ата, Онер, 1982 г., стр.63
2. Экспедиционный материал по Катон-Карагайскому, ВКО, 2007
3. Экспедиционный материал по Урджарскому району, ВКО, 2004
4. Муканов М.С. Казахские домашние художественные ремесла. «Казахстан» Алма-Ата, 1979. 74 с.
5. Раимханова К.Н., Мекебаева А.А. – Народные промыслы и ремесла казахов – Алматы, 2003. 27 с.
6. Тохтабаева Ш. Ж. Шедевры Великой степи – Алматы «Дайк-Пресс» 2008. 63 с.
7. Традиционное ткачество Казахстана – Алма-Ата – «Өнер», 1987. 11 с.
Мухамеджанова Р.Ч.
Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы 8-й международной научной конференции, посвященной 20-летию историко-этнографических исследований сектора устной истории и этнографии ЛИК АлтГПА. Выпуск 8 / под редакцией Т.Г. Щегловой. – Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия, 2011. – 358 с.
< Предыдущая | Следующая > |
---|