В фондах Восточно-Казахстанского музея-заповедника, в разделе декоративно-прикладного искусства имеется богатая и разнообразная коллекция работ в технике вышивки. Наряду с изделиями утилитарного назначения (полотенца, наволочки и др.) большой интерес представляют декоративные панно с сюжетными композициями. Многие из них собраны в ходе экспедиций в различные города и села Восточного Казахстана.
Большинство экспонатов датировано 40-60-ми годами XX-го века. Это объясняется модными тенденциями того времени, связанными с украшением интерьера дома вышитыми изделиями. В середине XX-го века искусство вышивки в нашей стране переживает новый подъем, оно становится массовым увлечением большинства женщин. Вышивкой занимались люди разных национальностей, профессий и возрастов. Иногда это становилось семейным увлечением, которое захватывало не только женщин, но и мужчин. Декоративные панно в технике вышивки зачастую заменяли картины, их размещали на стенах, оформляя в рамы или просто пришивая по краям работы орнаментальную тесьму. Вышитыми изделиями старались украсить буквально каждый уголок и предмет в доме, их дарили друг другу по праздникам, берегли и передавали по наследству. Многие люди хранят эти вещи до сих пор как семейные реликвии, с которыми связаны добрые и светлые воспоминания их жизни.
В чем же причины такого массового увлечения рукоделием, в частности вышивкой, в конце 40-х - 60-е годы прошлого столетия? Задавая этот вопрос мастерицам, современницам той эпохи, мы слышали следующие ответы: «от бедности, нищеты», «стремление украсить свой дом» (Р.Е. Игнатова, г. Усть-Каменогорск), «порадовать своих близких, детей красивыми вещами», «разнообразить свой досуг» (А.А. Браминова, г. Семей), «Все должно было быть изготовлено своими руками» (А.П. Худякова, г. Шемонаиха). Действительно, даже в самые тяжелые времена лишений и войн в человеке живет, а быть может, даже обостряется потребность в красоте, уюте и гармонии. Пережив военное лихолетье, люди стремились сделать свою жизнь красивее и радостнее. Но в послевоенные годы, когда экономика страны находилась в бедственном положении, большинство граждан не могли приобрести так называемые предметы роскоши. Поэтому женщины в стремлении украсить свой дом обращались к древним традициям рукоделия, которые сохранились еще в народной среде и передавались по наследству.
Вышивка из всех других техник женского рукоделия тоже была выбрана неслучайно. Ведь это – один из самых древних и массовых видов народного искусства, который имеет глубокие исторические, этнографические и религиозные корни. Обычай украшать дом вышитыми изделиями существовал со времен язычества. «В праздники и дни семейных торжеств самые красивые полотенца-платы, «убрусы», «накрючники» и «наспишники», названные так по деревянным крючьям-спицам, развешивали вдоль стен, вешали на окна, на божницу» [3, с. 7]. При этом «…вышивка (как, впрочем, и все, что называется «украшениями») обладала в древности оберегающим смыслом» [5, с. 341]. В ней, содержавшей «всевозможные священные изображения и магические символы» [5, с. 345], была заключена сила добра. Постепенно «в крестьянском искусстве происходит разрыв иконографического круга и … обозначается зарождение новых начал – народного бытового жанра» [2, с.118]. «Начиная с XVIII столетия, преимущественно в ремесленной и городской среде большое место стали занимать реалистические сюжеты, отражающие быт города и деревни, за основу которых обычно брались сказки и народные лубки. Эти сюжеты придавали несвойственную вышивке динамику; возникали новые стилистические приемы, материалы и даже техники исполнения» [3, с. 25]. «Во второй половине XIX – начале XX в. это направление усиливается и занимает значительное место в русском народном изобразительном искусстве» [4, с. 130].
Поэтому закономерно, что в вышивке 1940-60-х гг. наиболее часто встречаются декоративные панно, выполненные в жанре сюжетной композиции, сохраняющие традиции народного искусства. Также как и двести лет назад любимыми темами мастериц-вышивальщиц были, в первую очередь, сюжеты из сказок, былин и басен: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рис. 1), «Хозяйка Медной горы» (рис. 2), «Илья Муромец», «Кукушка и петух» (рис.3) и др. [1]. Такие вышитые иллюстрации были особенно интересны детям, благодаря им ребенок мог образно представить героев своих любимых книжек. Распространены были также реалистичные сюжеты из повседневной жизни, в которых очень часто встречаются изображения детей, которые либо играют с животными: «Мальчик с собачкой», «Ребенок, играющий с котенком», «Мальчик, убегающий от гусей» (рис. 4), либо занятых каким-то делом: «Юная вышивальщица», «Юный лыжник», «Мальчик, пускающий кораблик» [1]. Такое изобилие детской тематики в сюжетных композициях неслучайно, ведь большинство настенных вышивок предназначалось для украшения детской комнаты.
Бытовые сюжеты были самые разнообразные, это не только сценки из современной жизни, будь то трудовые будни или праздники (рис.5, 6), но также изображения людей разных времен и народностей в соответствующих костюмах и обстановке. Например, в музейной коллекции часто повторяется сюжет «Девушка с кувшином», на которой изображена молодая итальянка, сидящая на берегу реки.
Но все же самой любимой и характерной для того времени темой было изображение оленей на фоне пейзажа: «Олени на поляне», «Олень у воды», «Отдыхающий олень» и др. [1]. Надо отметить, что пейзаж как самостоятельный жанр в вышивке встречался довольно редко, в основном, вышивали животных на фоне природы. Почему же именно изображение оленя было настолько популярным в 1950-60-е годы? Объяснить это трудно, известно только, что образ оленя в народном искусстве существует с давних времен, у древних славян он символизировал движение солнца, а рога оленя уподоблялись солнечному сиянию. Со временем первоначальный смысл этого мифологического образа, конечно же, утратился, сохранилась только его декоративная сторона, столь привлекательная в народной среде. Изображения этих красивых благородных животных часто можно было встретить не только на вышивках, но и на гобеленовых, плюшевых коврах, а также на одежде.
Вышивали, как правило, на пяльцах, используя плотную хлопчатобумажную, льняную, иногда шелковую ткань. Распространенной техникой в те годы была вышивка крестом и его разновидностями (болгарский крест, полукрест), реже вышивали гладью, с применением хлопчатобумажных ниток мулине. В основном, мастерицы использовали для вышивания схемы на бумаге и готовые трафареты с различными рисунками на ткани, которые выпускали предприятия легкой промышленности СССР. Обычно в нижней части тканевых трафаретов ставился штамп с указанием наименования изделия, размеров, цены, названия предприятия. К примеру, на одном из фондовых экспонатов (Е.М. Куркимбаева, «Олень и олененок», 1960-е гг.) под вышитым рисунком можно прочитать надпись: «Рисунок вышивки крестом, размер 39 х 40, цена 40 коп Кожно-галантерейной ф-ки № 9 управление промышленности…» [1]. Очень часто образцы для вышивок размещались в различных женских журналах: «Крестьянка», «Работница», «Советская женщина» и др.. Бывало, что мастерицы, особенно жившие в глубинке, выписывали образцы вышивок из более крупных городов, как, например, Е.А. Лапта из с. Тройницкое Таврического района, которая выписывала схемы и трафареты из г. Новосибирска [1].
Довольно редким было то, что мастерицы сами придумывали композицию работы, т.к. это требовало наличие определенных художественных способностей. Но, как раз именно такие работы, «рожденные живой народной фантазией» [2, с.25], оказываются наиболее интересными и привлекательными. «…Подобные вышивки часто отличаются повествовательностью, в передаче образов много наивной непосредственности восприятия…» [2, с. 25]. Замечательная вышивка была передана в дар музею во время экспедиции в г. Семей в 2008 году (рис.7) . На белой хлопчатобумажной ткани вышито изображение кошки, одетой по моде того времени, которая прогуливает в коляске своего котенка. Рядом расположен фантастический куст с яркими цветами и сидящими на ветке ласточками. Интересно, что изображение кошки с котенком выполнено контурно, тогда как куст вышит сплошной гладью. Наверняка, работа просто осталась незаконченной, но, именно это придает ей особое своеобразие и обаяние. Автор вышивки - жительница г. Семей Браминова Амина Абдульмановна, 1921 г.р., занималась вышивкой в 1947-49 гг., после рождения первенца. Вышеописанное декоративное панно она вышивала в качестве прикроватного коврика для своей новорожденной дочки.
Идет время, меняется мода, высокие технологии внедряются в различные сферы жизни, вытесняя и заменяя ручной труд, а с ним и древние народные традиции. Сегодня уже редко в каком доме можно встретить ручные вышитые изделия, настенные панно, украшающие интерьер. Эти милые сердцу вещицы, порой немного наивные, но всегда искренние, созданные с любовью и нежностью, вызывают теплые, добрые чувства. В наши дни вышивка 40-60-х годов прошлого столетия имеет большую этнографическую ценность, являясь одной из характерных особенностей быта той эпохи, требующей сохранения и дальнейшего изучения.
Источники и литература
1. Архив ВК областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.
2. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. – М., 1972.
3. Дурасов Г.П., Яковлев Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. М., 1990. 320 с.
4. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М., 1978.
5. Семенова М. Мы_- славяне. СПб., 1997. 560 с.
Романова Е.А.
Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы 8-й международной научной конференции, посвященной 20-летию историко-этнографических исследований сектораустной истории и этнографии ЛИК АлтГПА. Выпуск 8 / под редакцией Т.Г. Щегловой. – Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия, 2011. – 358 с.
< Предыдущая | Следующая > |
---|