На протяжении сотен лет, Восток, бережно хранящий свое культурное достояние, предстает перед нами в разнообразных музейных артефактах. Это особенно ярко проявляется в культуре туркменского народа. Туркменская коллекция Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника начала создаваться в самом конце 1980-х годов, после проведения в 1987-1988 гг. декады культур Союзных Республик. В настоящее время значительная часть туркменской коллекции музея-заповедника представлена в разделе «Народы Средней Азии» постоянной экспозиции «Мы – народ Казахстана».
Основу туркменской коллекции составляют изделия из текстиля. С международным признанием «бухарских», «пендинских» и «текинских» ковров, широкую известность получает и туркменский текстиль. Так, уже в годы арабских завоеваний (с Х века) из Мерва вывозят в разные страны шелк-сырец и особый сорт необыкновенно мягкого хлопка. Здесь выделываются отличные ткани, известные в ту пору на Востоке под названием «Мервских».
В качестве наиболее яркого образца музейной коллекции туркменского текстиля, выступает домотканая ткань – кетени, которая используется для традиционных женских платьев, платков, халатов, а также различных ритуальных изделий, покрывал, детской одежды. Именно кетени, считается самой древней национальной тканью туркмен. Эти традиции туркменских мастериц нашли свое применение и сегодня.
Издревле ее носили мужчины и женщины. Существуют кетени двух цветов: зеленого (яшил кетени) и красного цвета (гырмызы кетени), считавшегося наиболее роскошной. Из нее шили праздничную и свадебную одежду. До сих пор в приданом у невесты должно быть 2-3 платья из гырмызы кетени. Выделка кетени основывается на ручном труде. Сама работа требует терпения, определенных навыков мастерицы. Ткут кетени на деревянных станках, которые называются тара. Окра-шивание ниток производится преимущественно натуральными красителями. Так, для достижения красного цвета, используют растение – марену, для оттенков синего – растительную краску индиго – нил, теплые коричневые и желтые тона получают с помощью гранатовых корок, листьев и скорлупы ореха, луковой шелухи, чая.
Цветовая гамма тканей кетени, производимых туркменскими ткачихами, богата и разнообразна. Замечательным образцом изделия из шелковой домотканой ткани гырмызы кетени является женский свадебный головной халат-накидка гызыл курте, выполненный мастерицей Сопыевой Аманджахан в 1980 году (см. рисунок). Длинный халат обильно декорирован вышивкой растительного характера, в узоре которого выделяются сочетания белого, коричневого и желтого цветов. Красный цвет у туркмен ассоциируется с огнем и животворящими силами, позитивной энергетикой и символизирует домашний очаг.
По центру спинки халата ложные рукава соединены прямоугольным куском ткани «гермеч», изображающей голубей белогои желтого цветов. Вышивка наполнена сакральными символами – убрано крупными цветами – тюльпанами, лучами солнца и мелкими ромбическими спиралями и словами пожелания:«Багтлы болун», что означает «Будьте счастливы!». Края обшиты шерстяной верблюжьей тесьмой с вплетенными черно-желто-красно-белым шелковым шнуром для оберега. Вышитые ромбические спирали по – традиции связаны с символами плодородия и деторождения.
Головной-халат из ткани – кетени, являясь неотъемлемой частью народной традиции, продолжает жить и в настоящее время. Туркменская невеста продолжает носить такой халат первые сорок дней после свадьбы.
Домотканая шелковая ткань кетени нашла свое применение и в таком элементе женского костюма как платок гыйнач. Ахалкетинский гыйнач – это большой платок с бахромой, имеющий треугольную форму, традиционно вышитый из нескольких
узких шелковых домотканых полос малиново-красного цвета. По внешней стороне платка проходит многоярусный тканый узор. Из-за трудоемкости процесса ткачихи используют зеркальце, чтобы следить за четкостью классического узора.
Подобный платок нельзя встретить больше ни у кого из народов Средней Азии. Поверхность шелковой ткани имеет богатую палитру света и цвета, что для туркменских женщин определяет не ее стоимость, а эстетическую притягательность. Предпочтение платкам туркменки отдали почти век назад. Тогда они изрядно потеснили, а кое-где и вытеснили старинные высокие тюрбаны. На сегодня для любой туркменской женщины и девушки платок, полученный в подарок, остается одним из наиболее ценных и дорогих знаков внимания.
Как отмечают этнографы, шелковая ткань кетени всегда была популярной в народе, но сейчас она переживает свое второе рождение: наступил подлинный «бум» этой ткани. В Ашхабаде открываются специализированные магазины, которым мог бы позавидовать любой признанный центр мировой моды.
Литература:
1. Пугаченкова Г.А. Искусство Туркменистана. Очерк с древнейших
времен до 1917 г. Искусство. М., 1967. 327 с.
2. Курбанова М.М. О туркменском прикладном искусстве / Культурное
наследие Туркменистана (глубинные истоки и современные
перспективы). Материалы международной научной конференции /
отв. ред. В.М. Массон. Спб, 2000. 244 с.
3. Байриева А. Прирученный шелк 2006 № 4(13). Электронный
журнал Туркменистан / URL: http://www.turkmenistaninfo.ru/?page_
id=6&type=article&elem_id=page_6/magazine_29/227&lang_id=ru
4. Домотканая шелковая ткань кетени. Электронный ресурс / URL:
http://www.turkmenistan-kultur.at/ru/austria430-seide.html. Дата
обращения: 14.09.2016
5. Загитова М. История халата-накидки / Декоративное искусство.
2013-2014. С.62-65.
6. Аширова Г. Чудный платок – всему голова. Электронный ресурс
Asgabat. Net / URL: http://asgabat.net/stati/kultura-i-tradici/chudnyiplatok-
vsemu-golova.html Дата обращения: 20.09.2016
Опубликовано: Иком Казахстан, 2016 № 5. С. 58-61
< Предыдущая | Следующая > |
---|