Известна точная дата создания ансамбля «Бастеньки»: 6 июня 1988 года. Инициатором и организатором его создания была Шарабарина Т.Г., заведующая отделом русского фольклора Восточно-Казахстанского этнографического музея. По образованию филолог, участвовала в студенческих фольклорных экспедициях, способствовала выбору ансамблем фольклорно-этнографического направления. Посредством ансамбля отдел фольклора обнародовал результаты своей исследовательской работы, что в музеях обычно делается через экспозиции. Первым руководителем ансамбля была сотрудница отдела Вареникова Н.В., а участниками- работники и не работники музея. Ансамбль помимо концертов проводил вечёрки, колядки, народный праздник «Троица», фрагменты свадебного обряда с приглашением молодой пары и сотрудника ЗАГСа в музей для регистрации брака. Социально-экономическое положение 1990-х годов было причиной сокращения штатов в музее и закрытия отдела фольклора, а ансамбль продолжил работу при отделе русской этнографии. Руководство взяла на себя участница ансамбля Чирцова С.А., работая в музее на 0,5 ставки. Вскоре Чирцова С.А. отказалась от руководства, затем ушла из коллектива. Руководителем стал Яковлев А.А., входивший в состав ансамбля практически с самого его создания. Отсутствие музыкального образования восполнялось фольклорным и этнографическим опытом. Первое знакомство с фольклором состоялось в семье, которая проживала в старинном старообрядческом селе Бутаково: пели родители, бабушка, другие родственники, соседи. В детском и молодом возрасте ещё «захватил» пение старинных песен в быту, на свадьбах, на народных праздниках, проводах в армию. Начиная со школьных лет работал в этнографическом музее, был участником многочисленных этнографических экспедиций по территории Восточно-Казахстанской области. В настоящее время продолжает работать в музее, в должности заведующего отделом русской этнографии. Этот опыт служит верным ориентиром для «Бастенек» в многообразии современных фольклорных направлений. В настоящее время состав ансамбля составляет костяк из пяти человек. Кроме руководителя это Наталья Сабитова, Лариса Кокушинская, Лариса Пригородова, Екатерина Семибратова. Наталья Сабитова в ансамбле с 1992 года, когда поступила в музыкальный колледж по специальности «Народный хор». Позднее закончила Восточно-Казахстанский Госуниверситет по специальности учитель музыки. В первые годы нахождения в составе ансамбля была в творческом поиске: традиционный фольклор, стилизованный фольклор, сольное эстрадное пение, уходила из ансамбля. В настоящее время в традиционном фольклоре окончательно и бесповоротно. У неё разносторонние увлечения: шьёт народные костюмы, сейчас увлеклась традиционной набойкой на ткани, представляет театр Петрушки. В настоящее время она является музыкальным руководителем ансамбля «Бастеньки». Основное место работы- музыкальный руководитель в детском саду. Лариса Кокушинская пришла в ансамбль в 1998 году, поступив в колледж искусств по специальности «Хоровое дирижирование». Увлекается изготовлением народных костюмов, изделий декоративно- прикладного искусства. Лариса Пригородова поет в группе более 17 лет. По основной профессии – учитель музыки. Создала детскую фольклорную группу «Прялица» на базе СШ №32, является автором школьной образовательной программы по фольклору. Работает в детской школе искусств «Шабыт» преподавателем русского фольклора. В этой же школе работает Лариса Кокушинская, являясь в настоящее время соруководителем ансамбля «Прялица». Занятия с «Прялицей» проводятся в кабинете «Русского фольклора», оформленном своими руками под интерьер русской избы. Екатерина Семибратова в ранней юности занималась в группе рукопашного боя «Оберег». На одном из фольклорных мероприятий в 2002 году, где участвовал «Оберег», Катя и «прибилась» к ансамблю, а потом и «прижилась». Сейчас она профессиональный фольклорист, вместе с Л. Кокушинской закончила Алтайскую Государственную Академию культуры и искусств, получив специальность «Руководитель этнокультурного центра, преподаватель по специальности «Народное художественное творчество». В ансамбле в разное время и с разной продолжительностью пели и другие участники, поскольку в него принимается любой желающий, кому нравятся старинные песни и есть способности или, как выразилась одна из сельских исполнительниц, «склон к пению».
Основу творчества составляют собственные записи ансамбля и материалы, записанные в ходе музейных экспедиций по территории Восточно-Казахстанской области (Южный и Юго-Западный Алтай), где проживали и проживают старообрядцы этногрупп «каменщики» (долина реки Бухтарма) и «поляки» (долины рек Ульба и Уба), а также казаки Иртышской оборонительной линии. Богатый материал записан в Глубоковском районе - с. Черемшанка (1987 г, 2004 г), сс. Мало-Убинка и Волчиха (1991 г.), с. Секисовка (1990г.), с. Быструха (2003 г., 2004 г.), с. Бобровка (2010 г.); в Большенарымском районе - с. Сенное (1990 г.); в Зыряновском районе- с. Быково (1993 г.), сс. Новокрестьянка, Маяк, Сольвьёво, Снегирево и Тургусун (2002г); в Шемонаихинском районе- с. Верх-Уба (1990 г), г.Шемонаиха (1991г); в Серебрянском районе - с.Северное (2005г); в г. Риддер- с. Поперечное г (2004 г), с. Ливино (2005г); в Катон-Карагайском районе - с. Коробиха (2003 г.,2005 г.), с. Солдатово (2003 г). Отдельные (понравившиеся) песни в репертуар ансамбля приходят в результате общения с фольклорными коллективами во время участия в фольклорных фестивалях. Одним из первых фестивалей, в котором принял участие ансамбль, был «Краевой фестиваль гармонистов» в г.Барнауле в 1992 году. С 1996 года Новосибирские фестивали «На Кирилла и Мефодия» заложили плодотворную творческую дружбу ансамбля «Бастеньки» с Новосибирским Центром русского фольклора и этнографии. Происходило знакомство с фольклорными коллективами из разных регионов России, погружение в атмосферу фольклорных фестивалей. Для молодых участниц ансамбля это было открытием мира традиционной русской культуры, вхождением в круг единомышленников. Каждый фестиваль давал своеобразный творческий заряд до следующего фестиваля. «Бастеньки» сделали для себя открытие, что пением старинных песен увлекается очень много российской молодёжи. Предложение директора и художественного руководителя Центра фольклора В.В.Асанова о проведении фестивалей поочерёдно в разных городах и передача эстафеты от г.Новосибирска г.Омску вызвало у «Бастенек» желание провести подобный фестиваль в г.Усть-Каменогорске. Идея нашла поддержку Восточно-Казахстанского Управления культуры. Первый фестиваль в Усть-Каменогорске состоялся в 2000 году. Это был фестиваль русской песни. В первых фестивалях крайне редко можно было услышать традицию. Вместо своих исконных песен участники стремились петь «как по телевизору». Усилиями ансамбля «Бастеньки» фестиваль из года в год стал приобретать фольклорные очертания. С 2001 года он стал называться «Беловодье», как в старину «прозывался» Алтай в народных легендах. Со временем всё больше коллективов в исполнительской манере стали следовать примеру ансамбля «Бастеньки», т.е. обращаться к традиции. На каждом последующем фестивале появлялись 1-2 местных коллектива, поющих или пытающихся петь традицию. Стали подтягиваться коллективы из других городов Казахстана и тоже под влиянием фестиваля корректировать направление своего творчества. На наш взгляд, это важно. Ансамбль «Бастеньки» стал в регионе своеобразным центром по продвижению русского традиционного фольклора. Помимо творческого руководства фестивалем он был инициатором проведения и проводил самостоятельно народные праздники. При его участии, к примеру, городской праздник «Масленица» пополнился региональными традициями, такими, как «Масленичный поезд», сценарии строились на основе такого фольклорного жанра, как народная драма («Лодка»). С сохранением местных традиций проводятся и другие народные праздники: «Рождественские Святки», «Красная Горка», «Троица», «Иван Купала», «Покров», «Кузьминки». При их подготовке нередко используются методические материалы Новосибирского Центра фольклора, других центров традиционной культуры, а также обретается опыт в ходе личного общения на фестивалях. Ансамбль «Бастеньки» поддерживает творческие контакты и дружбу с фольклорными коллективами из многих регионов России, ежегодно выезжая на фестивали. Прежде всего, это Новосибирск, Алтайский край, Томск, Омск, Москва. Приходилось бывать и в некоторых других регионах.
Ансамбль записал три компакт-диска. Первый диск «Свадебные песни старообрядцев Рудного Алтая» вышел в 2008 году и задумывался как аудиоприложение к книге Т.Г.Шарабариной «Свадебный обряд старообрядцев Рудного Алтая». Второй диск под названием «Я люта была…» вышел в 2009 году и включает разножанровые песни бухтарминских старообрядцев. Третий диск «Ты лети калена стрела…», выпущенный в 2012 году, содержит песни старообрядцев-«поляков». Положено начало очередного диска «Песни казаков Южного Алтая», прерванное рождением детей у троих участниц ансамбля. В настоящее время ансамбль продолжает свою творческую жизнь и в следующем году собирается отмечать своё 30-летие.
Ансамбль «Бастеньки» 26 января 2017 года
< Предыдущая | Следующая > |
---|