При первом знакомстве с коллекцией икон Восточно-Казахстанского областного этнографического музея [1] в феврале 2003 г. моё внимание привлекла икона в чёрном киоте неизвестного святителя в священническом облачении [2] (ил. №1).
Драматическими были условия поступления экспоната в музей. Икона случайно найдена в 1950 году в мусорном отвале у озера «Грязное» жителем села Кормиха Новоегорьевского района Алтайского края Прокопием Михайловичем Быковым, 1911 года рождения, у которого ВКОЭМ и приобрел икону в 1982 г. [3]. У киота отсутствовал задник и стекло на сломанной наружной рамке, а поверхность иконы - покрыта сетью кракелюр, имелись утраты красочного слоя и тонкого слоя левкаса по краям, на митре и выше её, царапина под правым глазом, крестообразная царапина и след от термического ожога на правой ленте омофора.
Святитель на иконе облачен в фелонь, омофор и митру, украшенную самоцветами. Изображение – поясное, с поворотом три четверти влево. В правой руке святой держит напрестольный крест, в левой – чётки, на груди – наперсный крест. Интересной особенностью иконы является то, что синяя фелонь украшена белыми и красными полосами. Лицо святителя с заостренными, болезненными чертами исполнено внутреннего достоинства, удивительно сопряженного со смирением. Нимб вокруг головы отсутствует, есть небольшое сияние вокруг митры.
Загадка иконы с неизвестным святителем не давала мне покоя. Поиск начал с изучения обширной иконографии русских святых и это вскоре, дало свои результаты. Так, просматривая «Энциклопедию православной святости» [4], увидел знакомое на изображение русского святителя на московской иконе XIX века, по типу лица, облачению и характерным атрибутам полностью соответствующего изображению святителя на иконе из ВКОЭМ. Святой носил имя епископа Иннокентия Иркутского. Московская икона отличается от нашей иконы басмой с растительным орнаментом и более молодым лицом святителя (ил.№2).
Находка заставила вернуться к более детальному изучению иконы святителя из ВКОЭМ. Обследование фона под семикратным увеличением позволило обнаружить в верхнем правом углу иконы малозаметную, полустертую надпись, выполненную желтой краской: СВ [….] ентий епи [….] Iрку [….]. (ил.№3). В пользу того, что перед нами именно Иннокентий Иркутский также свидетельствуют синий, красный и белый цвета, присутствующие на фелони, что соответствует колору Андреевского флага военно-морского флота России.
Теперь уже не осталось сомнений, что передо мной икона святого Иннокентия, епископа Иркутского и Нерчинского.
Так чем же прославил себя русский святитель Иннокентий Иркутский?
В миру он носил имя Иоанна Кульчицкого, происходившего из родовитой дворянской семьи в Черниговской губернии [ 5 ]. С 1695 года обучался в Киевской коллегии (по другим источникам – Киевской духовной Академии). В 1709 году он принял постриг в Киевско-Печёрской Лавре и рукоположен в иеромонахи. В 1710 г. был вызван в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где преподавал словесность, и в 1714 г. стал префектом Академии и преподавателем философии, метафизики и нравственного богословия, наблюдал за порядком жизни академистов.
В 1719 г. был вызван в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь и в санесоборного иеромонаха назначен на корабль «Самсон», откуда вскоре переведен в финляндский корпус, в городе Або, в сане обер-иеромонаха флота, и возглавил флотское духовенство. С конца 1720 г. он исправляет должность наместника Александра-Невской Лавры. 5 марта 1721 г. он был рукоположен в присутствии Петра I в сан епископа Переяславского «въ хинское государство (Китай) для проповеди слова Божия и ради размножения православной веры». 19 апреля того же года новоназначенный епископ отправился к месту назначения в сопровождении 12 человек, но только к марту 1722 года добрался до пограничного городка Селенгинска и ожидал здесь разрешения из Пекина, чтобы отправиться в Китай. Но в результате нерасторопности русских властей и интриг иезуитов китайское правительство не разрешило «Великому Господину Иннокентию» быть в своем государстве. Так епископ был вынужден остаться в Забайкалье на целых пять лет, без средств и в полной неизвестности, терпя крайнюю нужду и находя лишь утешение и твердость в ежедневном богослужении, в свободное время, занимаясь иконописью и беседуя с бурятами-буддистами.
И только в 1727 г. свершилось назначение пастыря епископом новообразованной епархии Иркутской и Нерчинской. Здесь в последние годы жизни, преодолевая болезни, неутомимо работал он в обстановке грубых нравов и пороков местного населения. Прилагал большой труд в борьбе с грубыми языческими обрядами, приучая верующих соблюдать святость брака, посты и исполнять важнейшие христианские заповеди. Организовал школу для подготовки священников, открывал новые церкви, изыскивал средства для необходимого оснащения церквей и монастырей. Он был по отношению к пастве строгим, но справедливым, простым и общедоступным, кротким и смиренным. Скончался епископ Иннокентий 27 ноября 1731 года. В 1769 году при исправлении церкви тело епископа, одежда и гроб были найдены нетленными. 19 января 1805 г. многострадальный епископ был прославлен в лике святых православной церкви. Память о святителе отмечается 22/9 февраля и 9 декабря/26 ноября (по новому и старому стилям, соответственно)[6].
В заключительном разделе статьи обратимся к стилевой принадлежности иконы святителя епископа Иннокентия Иркутского из ВКОЭМ. Композиция иконы необычная. Несколько вытянутые пропорции фигуры святителя, отсутствие ковчега и поля. По этим признакам наша икона перекликается с украинской иконой «Св. Пантелеимон» из собрания ВКОЭМ[7].
Колорит иконы нетипичен для собственно русских икон. В иконе доминируют зелёные тона (бирюзовый, зеленоватый), которые дополняются пятнами чистого красного и синего цветов с характерным присутствием чистого желтого цвета, заменяющего позолоту. Практически отсутствуют пробелы. Все эти признаки типичны для украинской иконы, стилевой разновидности фряжской иконы, бытовавшей как собственно на Украине, так и в Западной Сибири, Алтае и сопредельных территориях.
Подобное построение колорита и композиции мы видим в украинской иконе «Святитель Иоасаф Белгородский» из Троице-Сергиевой Лавры [8], (ил. № 4).
Тонкий левкасный слой, сетчатые кракелюры, фряжский тип письма, наконец трехчетвертной поворот фигуры влево свидетельствуют в пользу того, что икона написана на стыке XIX и XX веков.
Наконец, чисто только украинскими пристрастиями можно объяснить волю заказчика на изготовление национально стилизованной иконы почитаемого сибирского святого, этнического украинца. В деревне Кормиха, недалеко от которой нашли икону, входившую по легенде в иконостас сожженной церкви этого же села, жили переселенцы из Украины, к которым и принадлежал, передавший в музей икону, Прокопий Михайлович Быков, род которого переселился на Алтай из Украины в 30-е годы XX века [9].
На территории Восточно-Казахстанской области до 1917 года существовали два храма, посвященных святому – домовая церковь в учительской семинарии города Семипалатинска и молитвенный дом в селе Тройницком, населенном преимущественно украинцами [10].
Итак, исследование иконы неизвестного святителя из ВКОЭМ, в конечном итоге позволило дополнить иконографию святых музейного собрания первой иконой святителя Иннокентия, епископа Иркутского и Нерчинского, и уточнить её стилевую принадлежность и датировку. Статья посвящается 200-летию канонизации Иннокентия Иркутского.
Примечания:
- Далее ВКОЭМ ;
- ВКОЭМ, КП XXIX – 11735, дерево, левкас, темпера, 17,2 х 13 х 1,7 см.;
- Сведения взяты из акта приема ВКОЭМ № 302 – 1982;
- Энциклопедия православной святости, М., 1997 г., т. 1, с.246;
- Родился мужду 1680 и 1682г.г.
- Русский биографический словарь, СПБ, 1897 г., т. «Ибак – Ключарёв», с.108, Энциклопедия православной святости М., 1997 г., т. 1, с.245 - 246;
- Сушко П.Н. Украинские иконы в собрании ВКОЭМ. сб. Этнография Алтая и сопредельных территорий, выпуск 5, Барнаул 2003г., с.275;
- Энциклопедия православной святости, М, 1997г., т.1, с.270;
- См. примечание 3;
- Календарные и справочные сведения по Семипалатинскому, Павлодарскому, Усть-Каменогорскому, Зайсанскому, Каркаралинскому уездам за 1914г. – фонд редких книг ВКОЭМ, Кпо-18-20472, с.8 и 72.
Петр Сушко
Журнал «Мир музея», 2005 г., №2
Список иллюстраций:
- Икона «Святитель Иннокентий епископ Иркутский», ВКОЭМ, к. XIX – н.XX в.
- Икона «Святитель Иннокентий епископ Иркутский», Москва, XIX в.
- Надпись на иконе «Святитель Иннокентий епископ Иркутский» из ВКОЭМ.
- Икона «Святитель Иоасаф Белгородский», XIX в., Троице Сергиева Лавра.
< Предыдущая | Следующая > |
---|