Музеи – «грандиозная памятная книга человечества», необычайно сложное общественное явление, где сливаются воедино мысль и слово, наука и искусство, духовная жизнь отдельного человека и всего общества, весь необъятный мир культурных ценностей.
В самом центре нашего города, на пересечении старых его улиц, находятся залы областного этнографического музея.
Здания музея - это памятники истории и культуры: бывший магазин купца И.М. Кожевникова, помощника городского головы, построенный в 1914 году пленными чехами; бывшее здание высшего городского начального училища, построенного в 1886 году; бывшее Мариинское женское училище, открытое в 1902 году.
Сейчас здесь размещены экспозиции и выставки музея по казахской и русской этнографии, материальной и духовной культуре народов и малочисленных этногрупп, проживающих в Восточно-Казахстанской области.
Музей открыт в 1968 году в селе Бутаково при восьмилетней школе.
До мая 1971 г. был школьным, в 1971 г. решением Лениногорского горисполкома музею было присвоено звание народного.
С января 1972 г. Министерством культуры КазССР для Лениногорского музея была выделена бюджетная единица научного сотрудника с предписанием использовать ее в Бутаковском музее. На основании решения Лениногорского горисполкома от 19.03.1976 г. музей преобразован в музей под открытым небом.
В соответствии с распоряжением Совета Министров КазССР № 197-р от 10.05.1978 г., приказа Министерства культуры КазССР № 180 от 23.05.1978 г. и решения ВК облисполкома № 556 от 27.09.1978 г. музею присвоен статус областного этнографического с временным размещением в с. Бутаково со штатом в 55 чел. Сотрудники были приняты в Лениногорске, Усть-Каменогорске, Белоусовке, с. Быструхе.
В 1981 г. открыта экспозиция парковой скульптуры и резьбы по дереву – «Сад корней». Автор – резчик завода АЮТАС Курдаков Е.
В 1983 г. музей переезжает в г. Усть-Каменогорск и в этом же году открывается первая стационарная выставка.
На сегодняшний день на базе музея были проведены 2 республиканских семинаров- практикумов и совещание директоров музеев республики:
Методы и формы обслуживания населения в свете решении XXVII съезда КПСС (28-30 мая 1887 г.);
Перестройка и новая роль музеев: проблемы и тенденции (май 1990 г.);
Актуальные проблемы музейного дела на современном этапе» (4-5 июня 1993 г.) – приурочено к 25-летнему юбилею музея.
С 1991 г. музей активно участвует в организации и проведении Наурызов, айтысов, спартакиад, фольклорных фестивалей. Дни Востока в Алматы, Курултаи, 150-летие со дня рождения Абая, 100-летие со дня рождения М. Ауэзова, Дни культуры ВКО в Астане, Президентская елка в Усть-Каменогорске, ежегодные елки Акима, 300-летие со дня рождения Кабанбая, торгово-промышленные выставки – вот далеко не полный перечень тех мероприятий, в которых музей принимал участие, как организатор и оформитель.
На 1 января 2003 г. в музее насчитывалось 18 отделов и 7 секторов:
- отдел учета и хранения фондов;
- отдел казахской этнографии с сектором «Этноаул»;
- отдел русской этнографии с сектором «Этнографическая деревня»;
-отдел этнографии народов и малочисленных этногрупп, проживающих в ВКО;
- отдел экспозиционно-выставочной работы с сектором передвижных выставок;
- отдел декоративно-прикладного искусства;
- отдел просветительской работы и другие.
Ежегодно музей посещают более 100 тыс. человек.
Основатель музея, директор – Заслуженный работник культуры РК Зайцев Н.А.
Восточно-Казахстанский областной этнографический музей обладает редкими собраниями, представляющими этнографическое и историко-культурное наследие народов не только Казахстана, но и других стран. За эти годы музейные фонды с первых 900 предметов увеличились до 35 тысяч.
Сегодня самыми значительными коллекциями музея являются коллекции «Ткани» и «Дерево», каждая из которых насчитывает более 5 тыс. предметов. Это и одежда, и коврово-войлочные изделия, и уникальная коллекция рушников и поясов. Интересны изделия ткачества казахов – баскуры, бау, алаша – безворсовые шерстяные ковры из тканых узорных полос, переметные сумы – коржыны, чехлы.
Искусство резчиков по дереву - одно из самых древних видов декоративно-прикладного искусства казахов. В фондах музея хранятся подставки под вещи (жук аяқ), сундуки, коробы для хранения продуктов (кебеже), посуда – тегене – чаша для кумыса, ожау – половник для разлива кумыса и др.
Характер древнерусского искусства, его самобытность, высочайшая духовность с наибольшей силой воплотились в иконе. В музее насчитывается более 300 икон, написанных маслом и в технике темперной живописи. Создавалась коллекция путем приобретения у частных лиц и экспедиций музея по районам области. В течение ряда лет, начиная с 1986 года, 70 из них были отреставрированы в реставрационных мастерских города Москвы. Около 30 отреставрированных икон из фондов музея экспонировались в г. Москве в музее имени А. Рублева на выставке «Провинциальные иконы XVIII – XX в.в.».
Большинство икон – это памятники старообрядческие, бытовавшие в старообрядческой среде. Это и понятно, объясняется историей заселения нашего края. Выделяются народные, или как их еще называют, крестьянские иконы. Тяготение к примитиву можно считать основной стилистической особенностью этих икон.
«Икона – то же для зрения, что и слово для слуха, и то же для неграмотных людей, что книга для грамотных», - писал Иоанн Дамаскин.
Деревенские мастера свободно обращались с иконографией, по-своему освещая традиционные сюжеты и образы. У них были свои излюбленные сюжеты – небесные покровители, заботящиеся о нуждах крестьянина. Особо почитались образы Георгия – «Егория», Ильи пророка. Самый популярный был святой Николай Чудотворец. Икон с изображением св. Николая в фондах музея - около 35.
Очень популярными святыми были среди старообрядцев и св. Кирик и Улита, Зосима и Савватий. В фондах музея хранится икона с редким сюжетом – изображения св. Зосимы и Савватия не на фоне основанного ими монастыря, а рядом с изображением долбленного улея. Икона наглядно показывает народное восприятие этих святых, почитавших среди верующих , прежде всего в качестве покровителей пчеловодства.
На территории края бытовали и иконы сузунского письма (с. Сузун-старинное южно-сибирское село, где существовал иконописный промысел).
Большинство икон небольшого размера («пядничные»), но есть и храмовые, большие. Среди них очень интересная «житийная» икона «Никола Можайский» XVIII в., а также «Тайная вечеря» втор.пол. XIX века с изображением Иисуса Христа с 12 апостолами; «Положение во гроб» XVIII в. и другие.
Одна из наиболее ценных коллекций всего музейного собрания - уникальные кирилловские памятники славянской книжной культуры, датируемые I пол. XVII – нач. XX столетий. Эта коллекция поистине является жемчужиной не только Восточного Казахстана, но и Республики в целом.
В тематическом отношении это преимущественно религиозная литература, включающая в себя книги библейского содержания (Апостолы, Библии, Псалтыри и др.), богослужебные книги (Акафисты, Часовники и др.), нравоучительная литература (Диоптра, Цветник), а также различные жития святых.
Техника изготовления этого рода книг различна: рукописи, печатные издания и гектографы. В этом плане представляет интерес и внешнее оформление: кожаные переплеты с тиснением и застежками, а также металлические оклады с цветной перегородчатой эмалью и живописью.
Коллекция насчитывает более 300 единиц хранения, среди которых особо ценными являются рукописные и старопечатные книги, а наиболее многочисленными – поздние печатные издания XIX – нач. XX в.в., представленные как старообрядческими, так и православными типографиями городов Вильно, Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Почаева, Уральска и др.
Коллекция книг арабской графики, хранящаяся в фондах областного этнографического музея, вызывает несомненный интерес, как у специалистов так и у всех интересующихся духовной культурой тюркских народов. Коллекция датируется I пол. XIX в. – нач. XX в.в. Её особенностью является многоязычность. Книги были изданы преимущественно в типографиях Казани, Оренбурга, Уфы, Ташкента и др. городов на основе арабской графики с использованием арабского, турецкого, татарского, казахского и др. языков. Эта традиция своими корнями уходит в глубь веков, когда тюркоязычные народы еще не размежевались на отдельные народы и создавали общие литературные памятники. Коллекция насчитывает около 100 единиц хранения. Среди них главенствующее место занимают Кораны и прочая религиозно-правовая литература, сборники шариата, хадисы, молитвенники, обереги и др. Книги светского содержания немногочисленны. В основном – это учебные пособия и художественная литература, предназначенная для татарских медресе. Есть предположение, что поэма «Хиса Саиф Мулюк» (название книги и датировка – 1894 г. – определены главным имамом Восточно-Казахстанской области, специалистом арабского языка – Ибрагимом кажи Карнакбаевым) является одним из последующих изданий первой печатной книги на казахском языке «Сейфуль Малик», изданной в 1807 году в г. Казани. Особый интерес вызывают рукописи, главным украшением которых считается почерк «насталик» - разновидность арабской вязи с плавными изгибами и закругленными линиями, использовавшийся специалистами каллиграфистами только при создании рукописей.
Одна из наиболее особо редких коллекций всего музейного собрания – памятники славянской книжной культуры, датируемые I пол. XVII – нач. XX столетий. Коллекция насчитывает более 300 ед. хранения. Включает в себя старообрядческие рукописи и гектографированные издания, старопечатные книги и поздние издания богослужбно-религиозного содержания. Определяющим признаком коллекции является кириллица – старославянская азбука, употреблявшаяся в Древней Руси с IX в. после её создания византийскими братьями, славянскими просветителями Кириллом и Мефодием. Несмотря на реформу шрифта и печати, проведенную по указу Петра I в 1708-1710 г.г., кириллицу продолжали использовать при издании церковной литературы вплоть до 1917 года. Ярким пятном среди других книг в коллекции выделяется «Священное Евангелие» 1909 г.
«Священное Евангелие» из станицы Алтайской весьма узнаваемая книга. Она неоднократно выставлялась в залах ОЭМ, побывала на многих передвижных выставках города и за его пределами. Это уникальное издание, пожалуй, единственное в республике чудо полиграфической техники начала ХХ века. Необычным форматом и богатством оформления (массивный оклад с изящной гравировкой и перегородчатой эмалью вокруг медальонов с живописными портретами евангелистов и библейскими сюжетами) старинный фолиант неизменно привлекает к себе внимание посетителей выставок. Это великолепное творение профессиональных мастеров накануне Октябрьской революции. Такие книги в начале прошлого столетия издавались в Москве «по благословению Синода» для православных храмов. Использовали их в качестве напрестольных храмов книг во время божественной литургии для чтения евангельских проповедей.
Священное Евангелие, сегодня хранящееся в музее, некогда украшало православную церковь во имя Покрова пресвятой Богородицы станицы Алтайской Семипалатинской области – современный Катон-Карагай.
Станица была основана в 1869 году. По воспоминаниям Н. Ядринцева на 1886 г. она уже представляла замечательную смесь населения: казахи, киргизы, крестьяне уживались рядом и представляли живописные группы на улицах с русскими строениями и азиатскими арыками.
В научных трудах другого исследователя и местного священника Б. Герасимова имеются сведения на начало века о том, что «станица Алтайская» была расположена в 1,05 верстах за Катоном. В ней насчитывалось 143 двора с четырьмя улицами. Станица была густо засажена зеленью и давно известна как курорт. В ней находилась деревянная церковь и школа 2-ой ступени. Это и есть та самая церковь во имя Покрова пресвятой Богородицы, с которой связана история Священного Евангелия.
Достаточно богата в музее коллекция нумизматики, насчитывающая более 600 монет XVIII – XX в.в. В фондах музея представлены монеты всех российских императоров от Петра I до Николая ІІ. Интерес представляют и рубли, выпущенные в честь различных событий. В музее хранятся монеты – памятники русской воинской славы (от рубля времен Александра І в честь 100-летия победы в Отечественной войне 1812 г. до юбилейного рубля 1913 г., выпущенного к 300-летию дома Романовых и советские монеты из золота (номиналом в 100 руб.), платины ( в 150 руб.), серебра ( в 5 и 10 руб.), выпускавшиеся с 1977 по 1980 г.г. в преддверии Московских Олимпийских игр (более 1500 предметов).
Коллекция серебра музея – изумительна. В ней собраны прекраснейшие произведения культуры и искусства – серебряные ювелирные украшения, монеты, изделия религиозного культа, посуда. Самым старинным серебряным изделием музея, датируемым 1788 г., является ложка для второго. На черенке ложки клейма неизвестного московского мастера, изделия которого хранятся также в г. Москве, в Государственном историческом музее.
Уникальна полоскательница 1848 г. известной фирмы Сазикова П.Ф. имевшей звание придворного поставщика, неоднократно получавшей награды на лондонских выставках, изделия которой вывозились для сбыта за границу.
В 1999 г. музеем приобретены столовые приборы в 162 предмета из серебра, 800 пробы у жительницы г. Усть-Каменогорска Беньяш Валентины Евгеньевны. Серебро досталось ей от дедушки по материнской линии – Левина Соломона Пинхуановича (1880 – 1969 г.г.), жившего в Берлине. Столовое серебро было изготовлено в Германии в 1910 г. На всех предметах имеется гравированный вензель, обозначающий фамилию, имя, отчество владельца.
Многонациональный состав населения области ( в ВКО проживают представители 105 национальностей), профиль музея определили создание в 1989 г. при музее отдела этнографии народов и малочисленных этногрупп ВКО.
Немцы – это наиболее многочисленная этногруппа области. Несмотря на массовый отток немецкого населения, на начало 1999 г. в области насчитывалось 18 тыс. немцев. В результате научно-исследовательской и собирательской работы собрание музея пополнилось значительным количеством музейных предметов, большинство из которых имеют этнографическую ценность, глубоко отражают самобытную культуру немецкой диаспоры. Это мебель, предметы домашней утвари, любовно выполненные умелыми руками немецких мастеров, коллекция свадебных украшений, предметы женского рукоделия, выполненные в национальном стиле, фотографии.
Интересна коллекция мужских и женских корейских костюмов и предметов декоративно-прикладного искусства из Сеула (Корея), подаренная музею пастором – миссионером Ким Хон Бе и корейским культурным центром. Всего коллекция насчитывает 132 предмета.
Другие коллекции музея:
- мелкая меднолитная пластика (XVII –XX в.в.) – 285 предмета;
- коллекция фарфора (Императорский завод, заводы Гарднера, Попова, Корнилова, Кузнецовых и др.; XVIII – нач. ХХ в.в.) – более 1000 единиц;
- бронзовое и чугунное литье (XVIII – нач. ХХ в.в.) – более 200 единиц;
- изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней (XVIII – нач. ХХ в.в.), более 200 экспонатов.
Музей располагает 3 зданиями, где оформлены экспозиции и выставки:
В первом (большом) зале по ул. Горького, 59 располагается экспозиция по материальной культуре «Этнографическое наследие казахов Верхнего Прииртышья к. XIX - н.XX в.в., состоящая из следующих разделов:
а) Предметы кочевого быта (конская сбруя, седла найманского типа, камча, аркан и т.д.)
б) Охота (охотничьи принадлежности, чучела ловчих птиц: беркута, ястреба, тетеревятника и промысловых зверей: волка, лисицы.
в) Оружие казахских батыров (найза, кылыш, калкан, босмойын, айбалта).
г) Кузнечное ремесло (инструменты кузнеца Алпысбаева Оразалы и предметы художественного кузнечного ремесла: ошак, майшамдар, поле для игры в тогызкумалак).
д) Казахские национальные музыкальные инструменты (домбра, инкрустированная костью и металлом, сыбызгы (свирель), саз сырнай (духовой инструмент), тай туяк (копытца стригунка) – ударный инструмент.
е) Ювелирное искусство (білезіктер – браслеты, сыргалар – серьги, жузіктер – перстни), туймелер – пуговицы, капсырмалар – застёжки).
ж) Казахские мужские пояса
з) На почетном месте зала установлена 6-канатная юрта с внутренним убранством. Покрытие юрты из белого войлока.
Предметы убранства: напольные войлочные ковры – текеметы и сырмаки, тканые паласы – алаша, на стенах – вышитые ковры – тускиизы. С шанырака свисают красочные тканые ворсовые и безворсовые ленты – жел бау и тастама бау и кисточки - шашак бау. Справа от входа: кебеже – ларь для хранения продуктов, асадал – шкафчик для посуды, аяккап, торсык, сулгі – полотенце , кесекап, кесе, кобдиша – шкатулка, далее казахская кровать – агаш тосек с постельными принадлежностями и шымылдыком (занавеской), на почетном месте у стены – сандыктар (резные сундуки для приданого) и жукаяк (подставка) с сложенными на ней коврами и одеялами. Слева от почетного места висят лисья шкура, коржын; на полу медвежья шкура. Слева от входа на стене : мужские вещи (камча, уздечка, опахало – желпіуш). В центре юрты круглый стол – дастархан, на котором чаша для кумыса – шараяк, чаши маленькие – тостаганы, ожау, традиционные казахские лепешки (шелпек), баурсаки, курт. Рядом самовар с заварным чайником, шайсырмак – маленький коврик, напольная подушка (жер жастык).
Справа от юрты на подставке чиевые композиции К. Акашевой «Шілде (июль), «Жарканат» (Летучая мышь). В центре зала находится и декоративный столик с пуфиками – предметы современного прикладного искусства. Слева от юрты на подиуме седло с набором конского снаряжения, изготовленное мастером из Курчума В.М. Выходцевым, рядом курык (шест) с арканом для ловли лошадей. На стене герб и флаг Казахстана.
Во втором (малом) зале представлена экспозиция, отражающая духовную культуру: «Ислам. Развитие казахской письменности».
Разделы:
а) Коран – священная книга мусульман (коранические издания из фондов музея).
б) Предметы религиозного культа (четки, жайнамазы, чаши из Мекки для питья священной воды – замзам, тумары).
в) Развитие казахской письменности (орхоно-енисейские знаки - древнетюркское письмо; на планшетах – таблицах, сканированные изображения предметов с надписями древнетюркским письмом из нашего региона, книги рукописные и типографские на арабском, татарском языках, латиницей и кириллицей на казахском языке, алфавит А. Байтурсынова, каллиграфическое художественное письмо (Куснихат), ксерокопии казахских эпосов, вакуфных грамот и письма Абылай хана.
В экспозиции также находятся одежда имама И. Карнакбайулы, предметы, связанные с доисламскими верованиями казахов, буклет с видами мавзолея Х.Я. Яссави, портреты Х.А. Яссави, Абылай хана, И. Алтынсарина, суры из Корана в специальных рамках на 3 языках (арабском, казахском, русском ).
В галерее оформлена выставка из фондовой коллекции «Орнамент – музыка для глаз».
Главное назначение галереи – организация стационарных выставок из других музеев, городов Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья на основе взаимных договоренностей.
Экспозиция здания по ул. Урицкого, 67 представлена разделами, раскрывающими культуру, этнографию русского и других народов, проживающих в Восточном Казахстане.
Раздел «Казахстан – наш общий дом» представляет культуру и быт многонационального населения Восточно – Казахстанской области: предметы быта, национальные костюмы, музыкальные инструменты и т.д.
Территория Восточно-Казахстанской области заселялась в результате освоения новых земель, заселения крепостей Колывано – Воскресенской линии (украинцы, русские, эстонцы, татары), переселенческого движения в годы аграрных преобразований Столыпина П.А. (украинцы, белорусы), коллективизация в 20-е – 30-е годы ХХ вв., раскулачивания, насильственной депортации в ходе Великой Отечественной войны (немцы, корейцы, ингуши, чеченцы, курды, турки), эвакуации в 1941 – 45 г.г. в связи с индустриальным развитием края и освоения целины и т.д.
Во время переселения люди брали самые дорогие, самые ценные семейные реликвии. На выставке можно познакомиться с еврейским культовым предметом – тфилином, который надевают мальчики с 13 лет для чтения молитв в будни, а также рукописные календари, составленные на иврите; яркие, самобытные национальные костюмы мордовцев – мокшей; уникальные национальные инструменты чавал, кяманча, тар распространненные в Азербайджане, Армении, Грузии и в Средней Азии; живописные, красочные украинские костюмы, татарский свадебный костюм невесты и головной убор (калфак), расшитый речным жемчугом.
Татарский народ очень большое значение придавал грамоте, поэтому в каждой семье была книга на арабском языке. На выставке можно увидеть Коран-керим 1913 г. издания и книгу «Религиозные учения» – учебное пособие о законоположениях шариата на татарском языке.
Большой интерес представляет коллекция экспонатов, отражающая культуру корейского народа. Почти все предметы переданы в дар музею Ким Хон Бе, пастором церкви «Родник» евангельских христиан-баптистов.
Туркменские национальные женские ювелирные украшения достойны внимания – коллекция серебрянных украшений богато орнаментирована, украшена вставными камнями.
Русское население на территории Восточно-Казахстанской области проживает с конца XVII века и сформировалось из нескольких этногрупп: крестьян-старообрядцев, сибирских казаков, переселенцев пореформенной России. Крестьяне старообрядцы, по местной терминологии – кержаки, в наибольшей степени сохранили элементы архаичной культуры и быта. Это и определило тот факт, что русский этнос в экспозиции музея представлен на примере этногруппы крестьян – старообрядцев. Представители этой этногруппы когда-то заселяли в основном долины рек Бухтармы («каменщики»), Ульбы и Убы («поляки»). Основными занятиями поселенцев были земледелие, животноводство, пчеловодство, мараловодство, охота и рыболовство. Также были развиты домашние промыслы и ремёсла, такие как ткачество, гончарство, кузнечное дело, деревообработка, женское рукоделие. Характерной чертой быта и культуры старообрядцев была их большая религиозность, которая пронизывала весь уклад жизни. Поселения старообрядцев располагались на берегах рек и состояли из деревянных усадеб, включающих дом и хозяйственные постройки. Среди типов планировка жилого дома часто встречалась изба-ординарка или «круглая», состоящая из комнаты и сеней. Русская глинобитная печь служила для приготовления пищи, обогрева в зимнее время и местом для сна детей и хранения постели. Пространство перед печью – «куть» считалось бабьим углом и было местом для приготовления пищи. Особо почитаемым в избе был красный угол, где устраивалась божница - полка для икон и других богослужебных предметов.
Несложный набор мебели и утвари- лавки, сундуки, столы, табуреты, шкафы- изготавливались вручную, украшения избы также были плодом рукоделия хозяйки дома и состояли из полотенец с архаичными орнаментами, ситцевых занавесок, встречалась масляная роспись потолка, стен, окон и мебели. Посуда использовалась из дерева, бересты, глины, в значительном количестве использовалась покупная – фарфоровая, фаянсовая, стеклянная, металлическая.
Среди домашних промыслов и ремесел обработка древесины занимала особое место. С древесиной умел работать каждый мужчина в равной степени: от простейшего изготовления топорища до умения искусно рубить дома и делать бондарную посуду, украшать затейливой резьбой оконные наличники и бытовую утварь.
На выставке представлена коллекция бытовой и обрядовой одежды русских крестьян-староверов конца ХIХ - начала ХХ веков, хранящейся в музее.
По общей классификации русской традиционной одежды региональный костюм тяготеет к северо-великорусскому типу, но имеет свои особенности. Путешественники прошедших веков отмечали, что одежда местных крестьян поражает богатством красок и дороговизной используемых тканей – шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных… Близость к торговым путям из Китая и относительно высокий уровень благосостояния местных крестьян позволяли широко использовать привозные ткани. И ещё, в отличие от других русских крестьян, местные мужики носили катаные шляпы с широкими полями, порой украшенные позументом, розетками из цветного гаруса, селезневыми перышками, кержаки никогда не носили лаптей, и даже летом ходили в особой кожаной обуви с высокими голенищами – в «бутылках». Яркие шерстяные пояса - самый архаический элемент одежды, были обязательны в традиционных костюмах кержаков, как мужчин, так и женщин, и тоже могли служить этническим определением. Существовали некоторые различия и в костюмах «каменщиков» и «поляков». Так, например, женская одежда, которая и там и там состояла из сарафана с рубахой, могла дополняться нарукавниками или фартуком, у «каменщиц» полнее сохраняла архаические крой и декор. «Полячки», более подверженные влиянию городской культуры, больше адаптировали свои традиционные одежды к требованиям тогдашней моды, а позднее и вовсе отдали предпочтение кофтам с юбками. Различия в мужской одежде ярче всего видны при сравнении праздничных или свадебных рубах. Следует заметить, что, в костюмах местных этногрупп было все же очень много общего, что объясняется тесными контактами и даже родственной связью – наличием совместных браков.
Традиционная одежда бытовала в поселениях староверов почти до середины ХХ века, даже в 40-х годах в отдаленных деревнях еще можно было встретить пожилых женщин, одетых в сарафаны, подвязанных ткаными поясами…
В 80-е годы музей принял выставки 18 музеев союзных республик и краев:
- Золотая Хохлома;
- Золотое сияние Колхиды (выставка из фондов Кутаисского Государственного музея);
- Светлый лик Киева;
- Карабахские узоры;
- Графика Нади Рушевой;
- Живопись художников Советской Киргизии;
- Декоративно-прикладное искусство Таджикистана;
- Природа – наш дом (Государственный исторический музей, г. Москва).
В последнее десятилетие, в период независимого существования Казахстана, музей организовал выставки.
Золотой человек (памятники скифо-сакской культуры VI – V в.в. до н.э.) из фондов Музея золото РК;
Гималаи (серия подлинных картин Н.К. Рериха из Международного рериховского центра, г. Москва);
Западно-европейская и русская живопись XVIII – XIX в.в. (из фондов Государственного музея искусств Казахстана им. А. Кастеева);
Воинские доспехи и снаряжения XIX – нач. XX в.в. (из фондов ЦГМРК);
«Китай. Традиции и современность» из посольства КНР в г. Алматы;
«Асылмура» (выставка Коранов XIX – нач. XX в.в. из библиотеки Национальной академии наук РК);
Русское и западно-европейское искусство конца XVIII нач.- ХХ в.в. из фондов музея изобразительных искусств имени семьи Невзоровых г. Семипалатинска.
«Солнце на ладони» (Дымковская игрушка из фондов Павлодарского областного художественного музея);
«Волшебная игла Зейнелхана» (персональная выставка художника оралмана, члена Союза художников Казахстана Зейнелхана Мухамеджанулы).
Сто плакатов казахского кино (из частной коллекции Заслуженного артиста РК Ментая Утепбергенова);
Графика Сидоркина из фондов Павлодарского областного художественного музея.
Декоративно-прикладное искусство Швейцарии из посольства Швейцарии в РК;
Евреи на земле Казахстана (совместно с национальным центром «Мицва» г. Алматы).
Декоративно-прикладное искусство народов Центральной Азии и Казахстана (из частного музея коллекционера, заслуженного деятеля Республики Казахстан Азата Акимбека. г. Алматы ).
В 2001 году начата реконструкция городского парка Кирова, переданного музею. Парк был заложен в 30-х годах ХХ в. в границах современных улиц Кирова, Горького, Урицкого и Головкова.
На момент реконструкции в парке произрастало 1113 деревьев и кустарников, клумбы с цветами располагались в центральной части. Деревья были представлены в основном кленом, кроме того произрастали березы, ели, рябина; из кустарников – сирень.
По плану реконструкции в первую очередь были удалены старые и больные деревья, высажены декоративные быстрорастущие, пыле и газоустойчивые деревья, предоставленные Алтайским ботаническим садом. Выбирались деревья преимущественно областной флоры – пихта, ель, лиственница, береза, рябина.
На открытых и солнечных участках расположены коллекционные зоны – иридарии, коллекция лилейников, представленная 34 сортами, диких пионов (56 сортов зарубежной и отечественной селекции), луков, деревьев и кустарников Приморского края и средней полосы России.
Параллельно зданию музея расположен водоем. Предполагается строительство еще одного, а также установка фонтана в центре парка.
14 октября 2001 г. была освящена часовня во имя новомученников и исповедников российских и казахстанских в годину лютых испытаний за Христа пострадавших, построенная по проекту архитектора Д.А. Мегидя на месте разрушенного в 1936 г. главного культового сооружения г. Усть-Каменогорска – Покровского собора.
Живой интерес у посетителей парка вызывает и природный комплекс – архитектурно-этнографическая экспозиция под открытым небом, где представлены памятники народного зодчества с традиционными хозяйственными постройками.
В парке представлены:
Жилой дом усадьбы зажиточного казаха конца XIX - начала ХХ в.в: прямоугольное оседлое жилище с земляной пологой двухскатной кровлей, досчатыми полами, застекленными оконными рамами. К жилому дому примыкает тошала. Подобные дома строились из дерева, камня, сырцового кирпича, то есть природного материала, бывшего в достатке в местах оседлых жилищ.
Тошала – юртообразное сооружение, одна из форм оседлого жилища казахов. В Восточном Казахстане эта форма долго сохранялась в комплексе зимних построек, но во II половине XIX в. преимущественно использовалась как кухня и кладовая или как жилище батраков.
Стены тошалы возводили из пластов дерна, из плетня, складывали из камня. Вверху посередине оставляли отверстие и закрывали его кошмой.
Дукен- пятиугольное бревенчатое жилище, появившееся в конце XIX – нач. XX вв. Казахи заимствовали их у алтайцев, 4-6 угольные бревенчатые юрты которых называли «агаш аил». Это же название использовали иногда казахи. У населения северо-восточного Казахстана существовала традиция строительства пятиугольных жилищ. К 20-м годам XX в. дукен уже становится исключительно летним жилищем.
Городской крестовой дом начала ХХ в. Перевезен с ул. Тохтарова, 16, г. Усть-Каменогорска.
Представляет собой характерный тип посадской застройки дореволюционного Усть-Каменогорска. Является образцом крестового типа построения. Наличники украшены скромной резьбой, крыша четырехскатная, тесовая. Предположительно входил в число домов городского духовенства.
Крестовой дом конца ХIX века. Перевезен с ул. Тохтарова.
Представляет собой популярный в конце XIX –нач. ХХ в.в. тип деревянного строения зажиточной части населения. Главное отличие от типовых изб-пятистенков – крестовая форма построения (внутренние перегородки образовывали в плане крест). Кроме того, здание отличает наличие крашенных наличников и ставней, а также деревянный фронтон центрального фасада – элемент подражательства кирпичным сооружениям того же периода. Изначально крыт железом.
Крестовая связь.
Из сеней направо двери ведут в кладовку и в избу, налево – в «прихожку», из нее – в «горницу», дверь прямо – на балкон. Каждая комната дома имела функциональное назначение. В избе проходила повседневная жизнь семьи. Здесь готовилась и принималась пища. Здесь же проводились некоторые работы, в частности, на ткацком станке – «кроснах». В «горнице» принимали гостей, встречали праздники, молодежь собиралась на вечерки, хранилась дорогая одежда, посуда и мебель, устраивалась спальня для молодоженов. Назначение «прихожки» многофункционально: из нее топилось печь- «голландка», обогревающая «горницу» и «прихожку», хранилась одежда в ящиках, проводились работы по дому, в ней спали. В кладовке хранились продукты питания, домашний скарб и орудия труда.
В 2002 году на берегу Иртыша (Стрелке) открыт спортивно-игровой комплекс «Фэнтэзи – спорт», «Детский городок областного фонда «Саулетай» с многочисленными игровыми площадками, горками, забавными домиками-избушками, палаточным индейским городком, теннисным кортом, аттракционами. Отдел, созданный на базе «Детского городка, занимается организацией досуга и здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста (от 2-х до 10 лет), пропагандой детского творчества через организацию творческих отчетов коллективов художественной самодеятельности школ, концертов, выставок юных художников, массовых театрализованных мероприятий.
В 2002 году музею передан эколого-зоологический парк им. Жамбыла, созданный распоряжением № 1-931р Акима ВКО от 28 июня 2000 г.
Каирбекова Ж.Ж.
< Предыдущая | Следующая > |
---|