Без прошлого нет будущего. Это аксиома. Но сегодня, к сожалению, приходится сталкиваться с таким горьким фактом - сегодняшнее поколение не полностью, а то и совсем не знает о культуре и этнографии своего народа. Поэтому наша цель - сохраняя и развивая народные традиции, постараться бережно донести ценности прошлого до наших современников. Важное место в жизни у казахов, как и у любой другой национальности, занимает национальная одежда. Непременным атрибутом казахского мужского и женского костюма был пояс.
Мужские пояса имели не только утилитарное значение, но и указывали на социальное положение их владельца. Выводы, к которым приходят исследователи, состоят в следующем: каждый кочевник, ставший воином, носил специальный "боевой" пояс; количество бляшек на поясе зависело от общественного положения воина: чем знатней он был, тем больше имел бляшек на поясе, зависело от общественного положения воина: чем знатней он был, тем больше имел бляшек на поясе; особое значение при этом придавалось "конечным" длинным бляшкам, свисавшим с пояса. Итак, когда-то для определения социального положения владельца пояса имело значение не только количество бляшек, но их форма, сочетание бляшек различных типов и их орнаментация. Крупнейший специалист по истории одежды народов Средней Азии О.А. Сухарев пишет: "Опоясывание верхней одежды символизировало готовность к служению, к действию. Готовность к профессиональному труду означало опоясывание ученика ремесленника во время ритуала посвящения его в мастера. По утверждению Чокана Валиханова пояса "носили все киргизы (казахи) без исключения".
В фондах областного этнографического музея хранятся двенадцать мужских кожаных поясов: три из них относятся к кисе белбеу, семь - к белбеу (пояса без подвесок, но один с ножнами) и два - к кумис белдик. Наиболее удивительным и неповторимым украшением этой коллекции стало ее выразительное декоративное решение. Датируются пояса концом ХІХ-началом ХХ вв. Характерной чертой кисе являются кожаные подвески: сумка (кисе), мешочки-футляры для пуль, ножны, фляжка-пороховница. Длина такого пояса обычно в среднем составляла 150 сантиметров, а ширина от двух до четырех сантиметров. Декорируются такие кисе бляшками, пластинами разных форм со вставками из полудрагоценных камней и цветного стекла. Ремни обычно являются двухслойными, правая часть имеет крючок-застежку. Это самый древний тип поясов. Носили их охотники, военные люди и кочевники скотоводы.
Экспонат кисе белбеу в 1986 году сдал в фонды музея житель Семипалатинска Турсынов Орынгали Муканулы. По словам владельца, пояс достался ему от деда, а тот в свою очередь получил его, как память, после смерти близкого родственника. Кисе белбеу инкрустирован металлическими бляшками и камнями. На металле изображены узор, гравировка; пластины покрыты тончайшим слоем желтого металла. Длина этого пояса составляет 160 сантиметров, а ширина - три сантиметра. Поясу придают особую оригинальность подвеска, имитирующая сумку, парная декоративная подвеска и ножны. Правая часть пояса - с узорной металлической пластиной, завершающейся крючком. На пластине помещены два камня розового цвета, величиной с горошину. За ней, через равные промежутки, расположены несколько объемных узорных металлических блях трех типов, в форме овала, в форме треугольника и в виде лепестков. В правой части находится сумка-подвеска. Она напоминает пятиугольник, направленный вниз острым концом. Сумка декорирована металлической пластинкой. Особую привлекательность придают изделию, расположенные в центре сумки-подвески камень красного цвета и двенадцать объемных фигурных блях. Подвеска привешивается двумя ремешками, на которых по четыре металлические бляхи разной конфигурации. В левой части пояса находятся металлические бляхи в форме пятиугольника, расположенные на некотором расстоянии друг от друга. На левом конце пояса узорная пластина с двумя розовыми камнями величиной с горошину. Здесь же подвеска, состоящая из двух вытянутых ромбовидных фигур, соединенных между собой. Углы нижних пластин украшены шестью объемными металлическими бляхами - стилизованными головами баранов.
Не менее интересны и два других пояса. Первый их них был передан в 1975 году Лениногорским (Риддерским) краеведческим музеем. Сумка-кошелек ремня соответствует своему назначению: состоит из клапана крышки и внутреннего отделения, в котором носили перочинный нож, а позже - кошелек. Мастер украсил сумку металлической пластиной в форме многоугольника желтого цвета (предположительно серебро с позолотой). К поясу на тонких ремешках прикреплены подвески в форме домбры.
Второй пояс принадлежит жителю с. Жамбыл Зайсанского района Жаксыхану Жакупову из племени Найман, рода Тортуыл, 1925 года рождения. Он - участник Великой Отечественной войны, пояс принадлежал его отцу Жакупу, 1877 года рождения. Изделие декорировано металлическими накладками, к поясу подвешены ножны, кожаная сумка и две ложные сумочки, имитирующие футляр для пуль и пороховницу. Сумка пятиугольной формы имеет клапан-крышку и два внутренних отделения. Это классический образец сумки-кошелька. Подвески имеют форму человеческих фигур. По рассказу Жаксыхана, одна серебряная пластина-накладка по стоимости равнялась в старину стоимости одного барана.
Хотелось бы подчеркнуть правильное расположение сумки и подвесок на ремне. В подтверждение этого обратимся к авторитетному мнению известных исследователей прошлого - И. В. Захаровой и Р. Д. Ходжаевой. "Кiсе (пояс) имел специальные кожаные подвески, прочно прикрепленные на ремешках из такой же кожи. Их расположение и форма были совершенно однотипны, что говорит о древности этого типа пояса. Справа на двух-трех ремешках подвешивалась сумка (калта или кисе) полукруглой формы с клапаном-крышкой, в которой хранилось огниво, кремень, запасной фитиль, сало для смазки ружья и роговая пороховница. С другой стороны прикреплялись два мешочка для пуль овальной и грушевидной форм и кожаные ножны. Сзади подвешивалась пороховница".
Если говорить о форме кисе, то следует сказать, что они были разные: четырехугольные, в виде вытянутого (в нашем случае) пятиугольника, у Чокана Валиханова встречаем сравнение "в виде пирога". Алтайцы называют кисе словом "каптарга". Термин "калта", наряду с кисе, тоже находим у Ч. Валиханова. "Калта" в переводе с казахского означает "карман". По В.В. Радлову, "калта" означает на казахском языке "кожаный кошелек" или же "кошелек для ношения при себе талисмана или молитвы, которые бы защищали против злых духов". К середине ХІХ века, в связи с изменениями казахского быта, меняется форма кисе, постепенно исчезает необходимость в поясе с подвесками. Кисе начинает выполнять чисто декоративную роль. Старинный кисе все больше превращается в парадный пояс, и поэтому пояса конца ХІХ-начала ХХ вв. отличаются обилием украшений в виде бляшек, аппликаций. В то же время появляются кожаные пояса без подвесок, но такие же по форме и размерам и с металлическими бляхами (белдик, кемер белдик, кумис белдик). Что касается формы и размеров кемер и кумис белдиков, то это требует уточнения. Они короче, чем кисе, имеют пряжки, а пряжки кемер - массивные и крупные, ширина поясов доходит до 8 см и более.
Еще один пояс, богато декорированный полудрагоценными камнями и серебряными бляшками, кумис белдик поступил в наши фонды в 1995 году. Он является украшением данной выставки и экспозиции музея. Принес его в музей житель села Жанаауыл Тарбагатайского района Кипеев Абылхан Касымулы из племени Найман, рода Бурымбет. Белдик имеет бархатную и кожаную основу, лицевая часть обшита позументом и декорирована серебряными бляхами, украшенными тремя звездочками в технике насечки , с пятью бляхами со вставкой из сердолика круглой формы. Орнамент был традиционным в быту казахов. Его элементы стали составными частями и ювелирных изделий, и предметов быта. Вот и при украшении этого пояса мастер использовал по краям блях сложный казахский орнамент с четырьмя крепежными шариками с овальной сердоликовой вставкой и гравированным растительным орнаментом. Пряжка выполнена из металла белого цвета прямоугольной формы, немного выгнута. В центре пряжки помещена вставка из сердолика светло-оранжевого цвета прямоугольной формы в тройной оправе из металла белого цвета. Пряжка также декорирована двумя полосами растительного орнамента на белом фоне. На остальной части помещены полосы желтого цвета , на средней из полос арабскими буквами на казахском языке выгравирована надпись: "На память Кайсабаю ходже Отарбай 1901 г." По словам сдатчика пояс принадлежал его бабушке Ляззат Иткеновой , 1909 года рождения, уроженке села Жанааул. Но надпись на пряжке утверждает другое, а именно то, что он был подарен Кайсабаю в 1901 году неким Отарбаем. Из чего следует, что пояс мужской, хотя владелец представил его как женский.
Исполненные с любовью, старанием и тщательностью, эти пояса говорят нам о высоком мастерстве народных умельцев. В их изделиях, воплощенные в графике линий, пластике форм, элементы природы сочетаются с культурой и бытом древней казахской земли.
В средневековых миниатюрах опоясанными изображаются воины и служители. Халаты правителей и духовных лиц свободно распущены. Не подпоясан Тимур, выезжающий на войну, в то время как сопровождающие его лучники и идущий впереди музыкант опоясаны кушаками". Далее автор утверждает: "… символическое опоясывание, примеры которого приведены выше, явление вторичное, первоначально оно имело практическое значение, распущенные полы одежды мешали свободе движения". Однако, очевидно, что это вторичное значение возникло очень давно. Этнографы считают, что этому предшествовало опоясывание как один из символов перехода из одного возрастного класса в другой. М. В. Сазонова сообщает (речь идет об узбеках Хорезма), что пояс повязывался мальчику-подростку в 12-15 лет, причем этот пояс дарил отец "на всю жизнь". С этого времени считалось, что он становится джигитом, то есть это означало один из моментов, отличавших переход в следующую половозрастную группу. После этого подросток в большой неразделенной семье, имел право есть вместе с мужчинами и спать со стариками в мужской части дома. Раньше при этом устраивали той, резали барана и приглашали членов общины. О.А. Сухарева также сообщает, что в Бухаре богатое украшение пояса делали мальчикам к празднику обрезания. Поясу предназначалось особое место в свадебном и похоронном обрядах узбеков Хорезма. Поверх савана на покойном завязывали пояс. Этот пояс снимали с покойного, когда его укладывали в могилу. Он (пояс; кушак, опоясанный поверх халата) был знаком скорби в похоронном костюме. К сожалению, мы не располагаем сведениями об упомянутых выше функциональных значениях пояса у казахов. Однако, известно, что пояс для мужчин являлся оберегом и олицетворением жизненной силы. Существовал казахский обычай - вывешивать на шесте мужской пояс в случае смерти его хозяина. До настоящего времени в быту казахов прослеживается культ вещей умерших близких, особенно дедов. Чаще всего такими вещами были мужской пояс и оружие, которое берегут и верят в их благожелательную и охранную силу. Одним словом, вопрос требует дальнейших исследований, в том числе, активизации поисково-собирательской работы.
Б. Еликпай
«Деловой Усть-Каменогорск», 2003, № 5
< Предыдущая | Следующая > |
---|