Кто-бы ни пришел в наш музей в зал казахской этнографии, то обязательно с каким-то особым вниманием рассматривает женские ювелирные украшения. Конечно, это в основном представительницы прекрасного пола, и это, наверное, некая генетическая связь с прошлым своих прародительниц приковывает их восхищенные взоры к, казалось бы, обычным кольцам, серьгам…
Прошло много лет, но я нет-нет, да и вспоминаю руки своей бабушки – теплые, шероховатые, пахнущие сеном, молоком. Руки, украшенные браслетами – блезик. Я тогда не воспринимала их как украшения и даже не рассматривала их. Спустя много лет, как-то спросила у мамы об этих браслетах. Она сказала, что их забрала тетя на память о покойной.. Да… Это было другое время, национальные украшения в то время особенно не ценились, к ним относились в основном как к каким-нибудь незначительным предметам. Это сейчас стало модно украшать себя изделиями в национальном стиле; их можно увидеть на какой-нибудь певице из клипа, многие уважаемые художницы, актрисы не прочь продемонстрировать их на себе.
Несмотря на то, что это было не модно, еще в 80-е я носила стилизованные под казахские мельхиоровые браслеты, поскольку серебряных не было, был у меня еще и пояс в казахском стиле. Это скорее влияние фильмов, прочитанных книг. Особенно впечатлил в то время известный фильм Кыз Жибек – обилие красок, цветов, украшений, хотелось, наверное, быть похожей на главную героиню прекрасную степную красавицу Жибек. Может, это исходило оттого, что практически не было красивых казахских фильмов.
Конец 80-х и 90-е годы – это уже другое время. Именно в это время много стало приезжать к нам гостей из-за рубежа. Помню где-то в 1989 , к нам в музей приехала первая делегация из Китая. Мы встречали их одетыми в национальные одежды, и, конечно надели национальные украшения – браслеты, серьги. Ощущала себя чуть ли не королевой, наверное, молоденькой была, из-за этого, может из-за того, что такие вещи невозможно было носить повседневно и такая возможность не каждой представится. Все-таки старинная одежда и украшения любого народа, по-моему, была намного нарядней, более яркой. Сегодня мы носим примерно одинаковые кольца, цепочки, носим предметы, так скажем, массового потока. Потерялась изюминка и даже какой-то незримый код. Ведь раньше для каждой женщины или девушки зергер – казахский ювелир изготавливал украшение специально, учитывая ее вкус. Когда рождалась девочка, ей, как правило, дарили украшения, или родители сами заказывали их. А когда девушка выходила замуж, то здесь и вовсе невозможно было обойтись без ювелира, так как, кто мог себе позволить, заказывал весь комплект украшений: кольца, браслеты, серьги, накосные украшения…
Вот передо мною прекрасные шолпы, состоящие из овальной и двух ромбовидных подвесок, выполненных в технике ажурной филиграни и инкрустированных сердоликом в обрамлении бирюзы. К подвижно соединенным деталям прикреплены монеты времен Елизаветы. Это накосное украшение было приобретено в антикварном салоне Музея семьи Невзоровых города Семипалатинска. Ничего неизвестно о владелице данного предмета. Вот и приходит в голову таинственный образ незнакомки, украшавшей, а тем самым оберегавшей свои волосы, так как казахи верили, что в волосах находилась часть души. Возможно, это была шаловливая красавица, звоном своих шолпы привлекающая восхищенные взоры местных джигитов. А может быть, скромная и послушная дочь, которая не должна была громко смеяться и быстро бегать. Ведь именно скромности и величавости воспитывали матери своих подрастающих дочерей.
Шолпы считаются одними из самых сложных и нарядных украшений казашек. В национальной художественной литературе при описании главных героинь непременно уделялось особое внимание их внешнему виду. Давайте посмотрим, как удачно представлена Тогжан – возлюбленная Абая – в романе-эпопее Мухтара Омархановича Ауэзова «Путь Абая»: «…здесь было еще одно существо, с появлением которого в юрту, казалось, врывалась свежая прелесть весны. Это была дочь Суюндика – Тогжан. Она то и дело входила сюда из Малой юрты, где жила ее мать, младшая жена Суюндика. Шолпы своим звоном предупреждало о ее приходе. Маленькие блестящие серьги в ушах, бобровая шапочка на голове, перстни, унизавшие ее пальцы, - все казалось Абаю изящным и прекрасным».
Разнообразные шолпы носили девушки и молодые женщины – с колокольцеобразными подвесками, с подвесками конусовидных фигур с проволочной бахромой, а у нас, на Востоке, получили распространение шолпы, состоящие из перламутровых блях, различных форм подвесок. Этот вид украшений был привилегией именно молодых. Женщины постарше уже не могли позволить себе такое украшение.
Другое дело – кольца, браслеты. Их одевали женщины буквально всех возрастов. Браслеты носили по одному или парно на обеих руках. Эти изделия отличались большим разнообразием. Большое распространение в нашем регионе получили «жумыр блезик», овальные, круглые или квадратные в сечении, часто с несомкнутыми концами, пластинчатые с расширенной центральной частью.
Каждый предмет несет в себе информацию, каждое украшение хранит в себе память о прошлом своих владельцев, Вот, например, браслет с изображением серпа и молота. Даже не зная ничего об этом предмете, но, имея представление об истории страны, вы можете безошибочно определить примерное время его возникновения. История владельцев этого украшения драматична. Мастер изготовил этот браслет в Усть-Каменогорской крепости, отбывая наказание за распространение революционных листовок. Передал украшение на память своей жене, сам же с каторги не вернулся…
Да, действительно, иногда украшение само по себе, может быть не так красиво, но интересным его делает именно то, что связано с ним.
Прекрасно то, что истории украшений в основном светлые. Так как эти изделия создавались для радостных событий – для свадьбы, рождения девочки, для подарка сватье или другой уважаемой особе. Вот, например, пластинчатый браслет, украшенный цветочными узорами был подарен сватами с Южного Казахстана Тарпановой Жамеш. Согласно казахскому обычаю, когда приезжают родственники жениха за невестой, то они одаривают ее родственников подарками. Тарпанова считалась уважаемым человеком рода и ей преподнесли блезик.
Казахи с большим почтением относились к сватам. «Муж на сто лет, а сваты на тысячу», - гласит казахская пословица. Нередко сватам дарили и ювелирные изделия. В особенности сватьям могли подарить «кудаги жузик» (кольцо сватьи). В экспозиции зала казахской этнографии есть такое кольцо, украшенное узорами «ай» (луна), «кун» (солнце), «шаян» (рак). Есть также интересное кольцо с ромбовидным щитком, украшенным лепестками из скани, в центре которых шарики зерни. По мнению исследователей, формы ювелирных изделий выбирались не случайно, они хранили в себе смысловую нагрузку. Так, например, ромб изначально считался символом плодородия. Треугольник, расположенный вершиной вверх символом мужского начала, вершиной вниз – женского. Соответственно, при слиянии треугольников возникала форма ромба. Формы амулетов были в основном треугольными, встречались прямоугольные, а также трубчатые, подразумевающие мужское начало. Амулеты были, как правило, полыми. Внутрь их могли быть вложены написанные на бумаге молитвы, горсть родной земли для уезжающих далеко от родины. Оберегательная функция приписывалась также перьям филина, шерсти барана или верблюда (Такая расшифровка неуместна для мусульманских амулетов, так как понятия натурализма и физиологизма чужды этике ислама).
«Высокие традиции ремесла, сложившиеся еще в сакскую эпоху, не погибли в последующие времена. Сравнивая произведения сакских и сарматских торевтов и ювелиров с украшениями казахских зергеров, мы обнаруживаем поразительную живучесть древних традиций», - это слова премьер-министра Казахстана Имангали Тасмагамбетова, известного коллекционера казахских ювелирных украшений. Действительно, многие технические методы изготовления ювелирных изделий остаются почти неизменными на протяжении многих веков, хотя, к сожалению, некоторые секреты мастерства, по мнению исследователей, не сохранились.
Казахские ювелиры-зергеры умело применяли технику гравировки, филиграни, штампа, тиснения, чеканки, насечки, умело украшали изделия зернью, чернью. Мастера ювелирного искусства испокон веков ценились в казахской степи. Часто зергеры работали в одиночку, и только на склоне лет передавали свое мастерство либо сыну, либо ученику.
Если вспомнить археологические находки недавнего времени, в частности, всемирно известное Берельское захоронение (4 век до н.э.), или «Золотого человека» в Иссыкском кургане (5 – 4 вв. до н.э.), то известно, что основным материалом изготовления украшений было золото. Кстати, жителям нашего города посчастливилось увидеть выставку «Золотой человек» из Музея золота Казахстана благодаря усилиям этнографического музея, а также познакомиться с казахскими ювелирными изделиями из фондов Государственного музея Казахстана, где были представлены украшения всех регионов нашей страны, относящиеся преимущественно к 19 – 20 векам. Это были большей частью серебряные украшения. Именно серебро в последние века пользовалось особенной популярностью у казахских ювелиров. Это было связано со многими факторами. Серебро явилось более доступным материалом во многих отношениях; кроме того, серебро, оказывается, более твердый материал, чем золото, что позволяло мастерам использовать разнообразную технику для изготовления своих изделий. Серебро в представлении казахов обладало магической очистительной силой. И не случайно то, что на руках женщины были именно серебряные изделия, так как она готовила пищу, купала детей. А для мужчин-мусульман предпочтительнее носить только серебряные украшения в дань уважению пророка Мухаммада, который предписывал мужчинам приобретать для себя не золотые, а серебряные кольца.
Для инкрустации казахских ювелирных изделий применялись разнообразные драгоценные и полудрагоценные камни – сердолик, бирюза, жемчуг, коралл, алмаз, рубин, хрусталь и др. Наиболее часто для отделки украшений в нашем регионе, если судить по музейной коллекции, использовали сердолик и бирюзу. Людей всегда привлекала красота камней, они верили в чудодейственную силу, заключенную в них. Не случайно камни в украшениях называют «коз» (глаз), в данном случае камень осмысливается как всевидящее, стерегущее око.
На Ближнем Востоке большой популярностью пользовались перстни с сердоликом, на котором вырезали имя владельца. Сердолик был одним из любимых камней арабов, считавших этот камень священным талисманом, на котором они вырезали стихи из Корана. Казахи считали его приносящим радость и благоденствие.
Одним из красивейших ювелирных камней считается бирюза, известная человечеству с глубокой древности. Название камня происходит от персидского слова «фируза», что значит камень счастья. На арабском «фирузадж» (бирюза) означает «камень приносящий победу, удачу в делах». Бирюза, по персидским поверьям, образовалась из костей людей, умерших от любви. У казахов бирюза считалась камнем счастья и удачи.
Одним из самых любимых украшений женщин являются серьги. В нашем регионе получили большое распространение «ай сырга» - лунообразные серьги, которые встречались на всей территории Казахстана. И это не случайно, так как именно с луной сравнивали красивых девушек и женщин. В описаниях степных красавиц применяли эпитеты «луноликая», «светлая как луна». Некоторые красавицы любили куполообразные («кумбез сырга), иные предпочитали свисающие серьги («салпыншак сырга»). Богатыми и красивыми считались крупные золотые или с позолотой серьги. Позолоченные «коза сырга», состоящие из овальной полой подвески, украшенной тисненным растительно-зооморфным узором, с подвешенными снизу красными камешками привлекают внимание посетителей зала особой красотой.
Украшения Восточного Казахстана отличают, прежде всего, сдержанность декора, ясность и изящность форм. Здесь, как правило, фон превалирует над орнаментом, гармонично используются разнообразные зооморфные, растительные и космогонические узоры.
К сожалению, невозможно в одной статье рассказать обо всех украшениях, обо всех тонкостях мастерства ювелира. Но можете не сомневаться, коллекция казахских ювелирных украшений этнографического музея является уникальной сокровищницей народного искусства в силу своеобразности и неповторимости.
Проходит время, так устроен мир – люди уходят из жизни, рождаются новые. Мы знаем, души близких всегда останутся с нами. А еще с нами остаются их вещи, их кольца, серьги. От матери к дочери переходят они из поколения в поколение, олицетворяя собой живую связующую нить. Не все семьи смогли уберечь свои украшения, и как здорово, что они не исчезают бесследно, нет у меня браслетов моих бабушек, но зато в музее хранятся десятки других, таких же или похожих.
Асылова Л. М.
«Деловой Усть-Каменогорск», 2003, № 9
< Предыдущая | Следующая > |
---|