• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи научно-популярные Резонтова М.М. Танцы Прераны

Резонтова М.М. Танцы Прераны

Дня угасанье, благоуханье цветка,

Мир наш подлунный и

Звездной Вселенной пространство –

Все это танец, и тайна его велика!

(из индийской поэзии)

Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Это страна великой истории и доблести, духовности и философии, магии и мистики, мудрецов и правителей,  традиций и обычаев. Индийцы первыми в мире научились выращивать рис, хлопчатник, сахарный тростник, первыми начали разводить домашнюю птицу. Индия подарила миру шахматы и десятичную систему исчисления.

Достижения древней Индии в области науки, литературы и искусства на протяжении тысячелетий оплодотворяли творческую мысль близких и далёких её соседей. Зародившиеся в Индии индуизм и буддизм и возникшие на их основе различные религиозно-философские системы оказали воздействие не только на развитие многих цивилизаций Востока, но и общественную мысль многих народов мира. Индийская культура была тесно связана с культурой многих народов и оказала на них немалое влияние. В процессе взаимного обогащения, она сумела сохранить  своеобразие и яркую индивидуальность.   Индия - это живой пример единства разнообразия.

В рамках программы «Дружба посредством  культур» при содействии  Индийского Культурного Центра Посольства Индии в Казахстане и благодаря Заслуженному  работнику культуры, директору Этнографического музея - заповедника Зайцеву Н.А. в областном этнографическом музее-заповеднике 5 мая 2007 года, состоялось открытие выставки «Встреча с Индией» и прошли  концерты  танцевального коллектива ИКЦ в театре им. Джамбула и  колледже  Искусств г. Усть-Каменогорска. Это было первым знакомством горожан с  яркой и неповторимой культурой  Индии.

Как  продолжение сотрудничества  и  по случаю визита Вице -Президента Индии в Казахстан господина Мохаммада Хамид Ансари, фестивалей чая в городах Астана и Алматы, и к 40-летию Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника, который на протяжении многих лет изучает и пропагандирует культуру, традиции, обычаи и конечно же фольклор многих народов, специально для жителей города Усть-Каменогорска и Зыряновска 11 и 12 апреля 2008 года, с огромным успехом, прошли концерты  индийской танцевальной  группы в стиле «Катхак» под руководством Прераны Шримали и популярной музыкальной  группы под руководством Падмини Рой из города Дели.

Мне хочется  подробно рассказать о каждом участнике коллектива и программе их блистательного  и самобытного выступления.

Прерана Шримали является главной танцовщицей Катхака и ученицей Гуру Кунданлала Гангани  из Джайпур Гараны. Участница главных фестивалей Индии и многих международных фестивалей.  Прерана  Шримали  преподавала много лет стиль Катхак в Дели и занималась исследованием этого танцевального стиля, за которое была награждена грантом от Правительства Индии.  Она  является лауреатом премии Академии им. Раджастана Сангит Натака 1993 года. Прерана Шримали обогатила стиль Катхак новыми композициями, основанными на поэзии древности, средневековья и современности. Прерана одна из немногих исполнительниц, которая органично сочетает лиричность и виртуозность, нежность и выразительность. Выработав навыки и сложности стиля Катхак, благодаря своей грации, воображению и фантазии, сегодня она стала одной из самых известных танцовщиц Индии. В настоящее время  госпожа Прерана Шримали глава по репертуару национального института танца «Катхак Кендры» в Индии.

Катхак - это классический танцевальный стиль Северной Индии. Термин  "катхак"  произошел от слова "катха", что означает "рассказ", «история".  Катхаками в древности называли касту рассказчиков, существовавшую при многих храмах Северной Индии. Они разыгрывали танцевально-драматические спектакли в дни религиозных праздников. Позже танцоров стали приглашать во дворцы индусских правителей Раджастана. При дворцах появились специальные танцевальные школы, в которых девушек обучали музыке, стихосложению, утонченному искусству танца.  Катхак - результат поразительного слияния индуистской и мусульманской культур на северных равнинах Индии. На сегодняшний день это произведение стало одним из самых исчерпывающих и выразительных  языков движений и жестов в мире. Техника катхака отличается обилием поворотов, мягкими пластичными движениями рук и ног.

Прерана Шримали открыла свое выступление танцем «Натарадж Стути» или «Обращение к богу Шиве». Бога Шиву иногда называют «Натарадж» - «танцующий бог». Эта композиция основана на двух санскритских куплетах из древних текстов. Танец описывает бога Шиву с длинным волосом, по локонам которого течет священная река Ганг. На лбу полумесяц, украшенный благовониями. У  Шивы три глаза в форме солнца,  луны и огня. Поэт говорит, что только Шива может показать свет разума и быть таким же ярким как солнце. Его танец полон энергии, гнева и вдохновения. Шива – начало начал и вечность.

Разнохарактерный и продолжительный был танец «Нритта». Катхак состоит из двух основных композиций «Нритта» и «Нритья». Доминирующий – «Нритта» или  «чистый танец», отличительной особенностью которого является работа ног, украшенных звенящими колокольчиками – кхунру. Вслед за табло  танцор отбивает ногами замысловатые ритмы, похожие на чечетку, а кульминацией танца является состязание с табло. Исполняется непринужденно и весело. Из всех возможных настроений, в этом танце может присутствовать только радость. Передать радость - вот смысл танца.

Свое блистательное выступление  Прерана Шримали закончила одной из ритмических композиций Катхака – «Бхаджан». Бхаджан рассказывает про любовь королевы Мииры к Богу Кришна.  Танец наполнен неразделенной любовью и отчаяньем. В нем отчетливо показаны движения рук, жесты и мимика танцовщицы.

Танцы Прераны  Шримали сопровождали музыканты, виртуозно играющие на народных музыкальных инструментах: табло (барабан) исполнитель Фатех Сингх Гангани, хармониум (фисгармония ручная переносная) исполнитель Имран Кхан,  саран-ги (струнный смычковый музыкальный инструмент) исполнитель Камал Ахмад. На великолепно инкрустированном  ситаре (струнный щипковый музыкальный инструмент) играл молодой исполнитель Фатех Али.

Руководитель музыкальной группы  Падмини Рой является профессиональным музыкантом и певицей, окончившей Университет музыки в Бомбее. Желание  изучить многие музыкальные жанры привели ее к знакомству и дружбе  со знаменитыми отечественными и зарубежными композиторами и артистами.  Благодаря большой популярности и таланту, ее голос звучит во многих рекламных роликах Индии, в песнях из кинофильмов Радж  Капура и популярных индийских телесериалах. В 2003 году Падмини Рой была награждена премией ЮНЕСКО. Она в совершенстве владеет хинди, телугу, бенгали, тамили, непальским, английским и другими языками, распространенными в Индии. В ее выступлении прозвучали классические  и народные песни Индии. В дуэте с певцом Гаутам Рой были исполнены известные и любимые песни для многих казахстанцев из репертуара Радж Капура. Молодые, но профессиональные музыканты – Шрикант Судам Парбекар и Викрамджит Сингх  аккомпанировали  как на народных инструментах, так и современных эстрадных. Танцовщица и исполнительница песен во время концертов меняли свои национальные костюмы, распространенные в северных  и северо-западных штатах Индии. Перана Шримали предпочитает яркие и однотонные сари, а бинди (точка на лбу) соответствовала творческому настрою и душевному порыву танцовщицы. Для Падмини Рой наиболее популярным видом одежды являются разноцветные платья (шальвар камиз)  и штаны. Все музыкальные и танцевальные номера сопровождались световыми спецэффектами.

Танцевать и петь в Индии умеют и любят. Многие индийцы с детства обучаются какому-нибудь стилю классического танца, игре на музыкальных инструментах, но достичь такого изящного и виртуозного исполнения, пробирающего до глубины души, удается не всем. Я уверена, что жители Усть-Каменогорска и Зыряновска сумели оценить выступление, которое запомнится им  как «праздник музыки и танца далекой Индии»


Марина Резонтова

ж. «Достык»,  2008, №4

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы