Архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей – заповедник хранит богатое этнографическое наследие казахов Восточного Казахстана.
Коллекция раритетов отражает этническую историю, социально-экономическое развитие, материальную и духовную культуру народа. Вот уже на протяжении 45 лет, ведется непрерывная работа по сбору и комплектованию музейного фонда, значимую часть которого составляют экспонаты собранные в 70-90-ые ХХв., и начало ХХIв. Этот период в развитии этнолого-этнографической науки в Казахстане в историографическом плане, можно было бы обозначить как «казахская этнографическая школа 2-й половины ХХ века».
Восточный Казахстан уникальнейший регион Центральной Азии на границе с Россией, Китаем и Монголией. Археологические источники с полным основанием позволяют утверждать, что древние жители этого региона были величайшими мастерами – металлургами, строителями, гончарами, ювелирами, резчиками по дереву, художниками.
Уникальные - образцы искусства древних номадов, явились прообразами изобразительного, декоративно-прикладного искусства казахов. Представляются в экспозиции этнографического комплекса, стационарной части в 15 разделах - этнографическое наследие казахов Восточного Казахстана конца XIX – первой половины XX веков. Отражены аспекты материальной культуры, этноистория - родоплеменной состав, в целом, система жизнеобеспечения, возникшие в связи с природно-климатическими условиями, спецификой хозяйственного цикла.
Во всей территории Восточного Казахстана, на рубеже времен начиная с эпохи бронзы, преобладало форма ведения хозяйства как кочевое скотоводство. Кустарное производство и промышленность как: кузнечное, ювелирное, столярное, кожевенное, косторезное и камнерезное дело, обработка шерсти и выделка кошмы ткацкое дело, вышивка, плетение женские и мужские виды занятий домашнего промысла оказывало социально-экономическое развитие, не встречая конкуренции со стороны капиталистических предпринимателей. В обмен на продукты кочевого хозяйства приобретались разновидности текстиля, швейнные машины и прочия изделия из металла, серебра, фарфора.
Часто в казахской семье хранят как реликвии вещи своих предков: книги, седла, одежду, украшения и т.д. Нередко это вещи 18-19 веков. Казахи все до единого бережно хранят свою генеалогию. Это сидит глубоко в подсознании и современных казахов. В результате исследований сотрудниками музея производился сбор информации о народных мастерах их изделий: ағаш ұста – резчиков по дереву, ерші – седельщиков, үйші – мастеров по изготовлению юрты, етікші – сапожников и др., ремесел Катон-Карагайского, Самарского, Кокпектинского, Уланского, Тарбагатайского и др., районов нашего и др., областях Казахстана. Пополнялись фонды музея и за счет даров частных коллекционеров. К примеру: текемет, сырмақ, алаша постилочные и настенные войлочные и тканые ковры, вышитые полотенца сүлгі и др., старинные вещи выше названных регионов в частности от жителя Б.Кешельбаева, С.Елебаева, Н.Тойгунова, Н.Хамзина, музеем первого Президента РК г.Астаны преподнесены в дар редкие экспонаты.
В во времена советской власти в результате подлинно научного исследования культуры казахского народа выявлено особенности и художественное своеобразие одежды и отдельных украшений нашего региона. В настоящее время в хранилищах и музейных фондах зарубежья находятся материалы, предметы по культуре и искусству казахов представляющих культурную и историческую ценность, которые когда то были вывезены из Казахстана и в том числе из Восточного Казахстана. Как известно начало изучения Восточного Казахстана, в ХVІІІ в., было связано с решением прикладных задач. В процессе историко-географического исследования Казахстана (геополитической рекогносцировки) одновременно проводился сбор этнографического материала Русским Географическим обществом и частными лицами, коллекции коих составили основу казахского отдела в государственном музее этнографии народов СССР – пополнили фонды в музее этнографии и антропологии Петра Великого АН СССР. Коллекция Шиликтинского клада (Чиликтинский курган), найденная в долине р.Шиликты, южнее оз.Зайсан, ювелирные изделия сакского времени обнаруженные в ряде могильников Восточного Казахстана II в. до н.э., - Vв. н.э. украшения тюркского периода хранятся в фондах Эрмитажа.
В собрание Центрального государственного музея РК г. Алматы находятся образцы материальной культуры в частности конские снаряжения тип «Найман ері» и другие предметы украшений, поистине ставшие музейной ценностью.
Золотой фонд нашего музея составляют - изделия народного ремесла огромное неизмеримое народное богатство. Это составная часть культурного наследия, отражающий духовную жизнь народа и уровень материального производства. Известно, все драгоценные предметы казахи называют «асыл буйым», дословно - «сокровище», ценят и знают эти предметы, как и мастерство, изготовления. В собрании музея одним из коллекционных предметов является конская упряжь, содержащая мужские и женские разновидности седел, использовавшиеся на протяжении нескольких столетий. Снаряжение верхового коня является одним из наиболее значимых элементов традиционной культуры степных скотоводов-кочевников, все предметы убранства коня выполнялось с большой любовью и пристрастием.
Для ВКО или Найманского, тип седла характерна широкая и высокая передняя лука, сплошь покрытая серебряными накладками в виде стилизованных фигур оленей и растительных узоров, со вставками цветных камней. Конский убор в целом не только обеспечивает возможность верховой езды, но также является показателем социального статуса владельца и, что особенно важно, заключает в себе специфические черты художественно-образной системы этнической культуры.
Предметами ежедневного обихода казахов были многочисленные изделия из кожи. Обычно каждая семья самостоятельно занималась выделкой шкур, получаемых как от домашних животных, так и в результате охотничьего промысла. Существуют разные виды обработки шкуры, соответствующие для того или иного предмета например для изготовления посуды, одежды, обуви, упряжи, изготовленых по технологии древних предков. Удобные в использовании в пути: торсык - фляга, один из древнейших сосудов – көнек (подойник для доения кобылиц), чехлы для пиал – шыны (кесе) аяққап тисненная кожаная с инкрустацией разновидность посуды.
Собрание музея включают в себя части воинского и защитного вооружения. Боевые и охотничьи орудия в народном представлении обладают сверхъестественной силой. Металлический кинжал, датируемый III веком до н.э., наконечники стрел, кольчуга из плетеного металла Х-ХVIII вв. и др., доспехи свидетельствуют о высоком профессиональном мастерстве кузнецов и литейщиков. Неслучайно секреты мастерства по обработке металла хранилось в тайне, и передавали по наследству. Это относилось и оружию «Бес қару», как реликвия семьи, рода была реальным атрибутом и одновременно свидетельством воинской доблести и чести казахов, лишиться которого было равносильно позору. В значимое число экспонатов входят коллекция инстументов и предметы хозяйственного и бытового назначения: наковальня, молотки, серпы, стремена, узда, металлические пряжки и кольца для конской сбруи, подковы и пр.
Коллекции старинных а также современных ювелирных изделий мастеров-зергеров Восточного Казахстана присуще простота, соразмерность форм и сдержанность декора. Преобладают в украшениях элементы космогонического стиля - луна, звезда, месяц, полумесяц. Из древнейших времен распространенный вид женских украшений – это массивные и висячие серьги, а также литые и дутые шужык, в форме полумесяца. В народном этносе вставкам из камней придавали большое значение, они носили определенную информацию, например: камень сердолик коричнево-красного цвета, бирюза камень голубого цвета от персидского «фирюза». Самоцветы свойственные украшениям нашего региона, считалось, что они обладают свойством оберега от порчи и дурного глаза, царят в семье любовь и покой. Образцы драгоценных мужских и женских поясов являются отражением богатства и достатка. Их изготовляли искусные ювелиры. В национальной ювелирной технике исполнены украшения современных мастеров Сержана Баширова, Нурлана Казбалинова и др. В программе развитии ремесленной продукции в Казахстане изделия из серебра и натуральных самоцветов нашего земляка Сержана Баширова, получили сертификат «Знак качества ЮНЕСКО - 2004года» автора инсталляции на тему мир кочевой цевилизации, образы древнетюркской мифологии и казахского эпоса.
Национальная одежда казахов разнообразна и оригинальна, ансамбль костюма создают ювелирные украшения. Одежда шилась на четыре сезона и на все случаи жизни. В коллекции представлены виды: от верхней, нарядной и повседневной, мужской, детской, женской и до головных уборов и обуви привлекающие оригинальностью кройки и шитья. Это демисезонная женская меховая шуба жарғак тон - из шкуры ягненка украшенное вышивкой, обувь скотоводов, которые по роду своей деятельности долгое время проводили в седле, преимущественно на каблуке, фиксировавшим ногу в стремени, материалы костюмов - кожа, мех, тонкий войлок, шелк – в прошлом своеобразного мерила богатства, парча, бархат, хлопочато-бумажные ткани, с которыми казахи знакомы издавна. Распространение получили китайские бумажные ткани, попадавшие в Восточные регионы исторически связаные с югом Казахстана через которые поступали ткани из Средней Азии и Восточного Туркестана особенно в г.Семей стекались купцы из России, Средней Азии из Западного Китая и других стран. Торговая связь была хорошо развита об этом отражает один из разделов музейной экспозиции. Традиции национальной одежды живут и в современном костюме. В музее хранятся вещи известных людей: концертный головной убор Розы Баглановой, сценический комплект костюма и туфли певицы Бибигуль Тулегеновой и др.
До наших дней казахский народ донес свою древнюю культуру, в том числе сохранил юрту – основное жилище тюркских народов. Казахи относились и относятся к юрте как к священному имуществу, с уважением и почитанием.
Экспонируемая в музее белая юрта - средней величины и его внутреннее убранство вызывает интерес посетителей музея. Шанырак (навершие юрты) был семейной реликвией, символом продолжения рода. Слово шанырак включает понятие «дом», «семья». Он передавался из поколения в поколение. Символ шанырака его пересечения, образующиеся в круге крест - знак вечного движения в природе солнца, символ эволюции, развития жизни. Внутреннее помещение обозначено ячейками, каждая из которых согласно традициям имеет свое бытовое назначение. Начиная с 90-х годов ХХвека, после того как Казахстан стал суверенным государством, появилась возможность вновь обратится к истокам национальной культуры, возродить юрту как национальный символ в жизни казахов. В свое время ученный Ч.Валиханов отметил, что в ХІІ - ХІІІ вв., названия государств – Алтын орда (Золотая орда), Ақ орда (Белая орда), Көк орда (Синяя орда) – были связаны именно с юртой.
Орда - самые большие юрты (состояли из 30секции) ставки ханов, биев, султанов, где отмечались праздники принимались высокопоставленные лица и решались различные проблемы. Такое сооружение сделанный в современной металло-конструкции, установлена на главной площади этнографического комплекса. Это большая юрта внешнее покрытие из влагонепроницаемого материала с характерным декорированием. Вышитая аппликация на белом фоне зооморфными орнаментами цвета золота украшают(дөдеге) нижний край купольной части покрытия. В этой юрте предназначенной для встречи почетных гостей города и различных торжеств проводятся ярмарки, слеты, фестивали, передвижные выставки. Шанырак объединяет не только семью, но и народ. Вот почему образ в Государственном гербе республики – это образ общего дома, общей Родины всех людей, проживающих в Казахстане.
Архитектура возведенная в музее относится к традиционной системе поселения казахов XIX - XX вв: подвижный, кочевой – юрта достояние искусства, стационарный и наземные формы жилых помещений.
Одним из характерных построек в регионе относится қоржын үй, тіркес үй, а также постоянные дома в зимовках - қыстау с жилыми и хозяйственными строениями. Например, мемориальный дом – музей поэта Абая Кунанбаева находится в родовом поместье урочища Жидебай Абайского района. Подобная застройка находится в этнографическом комплексе: дом-усадьба зажиточного казаха выложена из красного кирпича, состоит из пяти комнат, имеет печи (голландка, кантрамарка – фабричная металлическая печь), хозяйственные строения и навес под орудия труда и повозок для лошадей. В помещении содержатся предметы интерьера: кухни, гостиной, спальни, кабинета и холодильной камеры тошала (пристройки из камня для хранения и копчения мясных продуктов). Компактная деревяннная мебель для хранения вещей и продуктов, настенные и постилочные ковры, подвесные сумки, шкуры зверей, конское снаряжение, охотничье оружия, ступо, чаны для сбивания масла и молочных продуктов, китайская фарфорая посуда, самовары, медный кумган для умывания неотъемлемые предметы утвари нередко бытует по сей день.
В убранстве дома с мебелью кочевого быта гармонично сочетаются и классические стили мебели. Мебель – стиль эклектика, пользовался спросом среди слоев знати и интеллигенции. Это уникальная резная мебель российских производителей г. Одессы и Москвы от западноевропейских торговых представительств было в достатке в домах горожан Семея и Усть-каменогорска. Раритетные вещи: туалетный столик, книжный шкаф, письменный стол обтянутый сукном, настенные часы, подсвечники чернильница, и др., мелкие аксесуары передают неповторимый интерьер домашнего уюта былых времен.
При музее существует ремесленный ресурсный центр, по развитию казахского народного декоративно-прикладного искусства. Цель центра организация и участие на республиканских выставках этнодизайнеров, а также воссоздание экспонатов, характеризующие особенности культуры ВКО. К примеру: одни из распространенных и любимых в искусстве ковроделия настенные ковры «түскиіз», вышитое тамбуром – бізкесте, циновок из степного тростника - «шым ши» и др., художественные ремесла существовавших в Степи и оставшиеся нам в наследие от древних цивилизаций.
Особо хотелось подчеркнуть, что областной этнографический музей является единственным многопрофильным музеем в Казахстане – это этнокультурный бренд нашего города и области, определяющий интеллектуальный и культурный уровень развития общества. Музей собирает и сохраняет художественные артефакты для будущего, осуществляя, таким образом, важную миссию – преемственность и сохранение национального культурного наследия и с честью представлять на общественной арене.
Мы надеемся, что наш музей и в дальнейшем будет реализовывать свои программы на благо общества и государства.
Бекбердинова Гульнар Миғражқызы.
Старший научный сотрудник отдела казахской этнографии ВКО музея
Газета "Рудный Алтай" №48 25 апреля 2013
< Предыдущая | Следующая > |
---|