• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи газетные Черкашина В.А. Золотая Хохлома

Черкашина В.А. Золотая Хохлома

Золотая  Хохлома

Так назывался способ художественной обработки дерева на Руси. В тече­ние веков, шлифовалось искусство золотой роспи­си: уникальный изящный стиль орнамента с харак­терной для хохломы осо­бой цветовой гаммой, свое­образная технология изго­товления изделий, с испо­льзованием   термической закалки.

Хохломские изделия привлекательны не только своей декоративностью, но ценным  своим лаковым покрытием, поэтому ими можно, пользо­ваться в повседневной жиз­ни. Подать, можно салат к столу, а также - горячую с жару, с пылу — картошку, кашу и ничего не сделается. Посуда, не меняла цвет, не теряла своей  красивой росписи, не сходил лак.

История Хохломы – уходит в - далекое прошлое и связана со старинным торговым селом Хохломой (Ковернинского  района Нижегородской области),   затерявшимся в глуши дремучих заволжских лесов. В самом селе посуды не делали: не точили, не золотили, не расписывали. Росписью занимались крестьяне, жившие в деревнях, рас­положенных вблизи. В Хох­лому же мастера привозили на  продажу разнообразные изделия из дерева. Здесь была самая большая сельская торговая площадь со складами,  торговыми рядами. Отсюда и везли золотистую расписанную деревянную посуду на баржах по Волге на ярмарки, а потом она расходилась по всему миру. Необычайно красивые золотые блю­да, миски, ковши, ложки бы­ли любимы в народе и стали называться в XIX веке по месту продажи — хохломскими. При этом изделия были дешевы, прочны в употреблении, радовали глаз. Через Нижегородскую ярмарку они расходились по всей России, вывозились в Западную Европу,  Среднюю Азию, Иран, Турцию, Индию, даже достигали берегов Америки, Африки и Австралии.

Впервые о с. Хохломе упо­минается в документах XVI века, хотя по археологичес­ким данным, изготовлением деревянной посуды в. Заволжье занимались с незапамят­ных времен. Вырезали из стволов деревьев (чаще из липы) большие и малые чащи, ковши, блюда разных размеров, солонки. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина быстро загрязняется, впитывает в себя жидкость. Тогда-то и стали покрывать посуду олифой (олифа — вареное льняное масло). Она покрывала поверхность непроницаемой пленкой, и этот способ предохранения живописи от влаги, был известен русским мастерам с давних времен. Нашли заменитель и дорого­му золоту. Способ золотого покрытия деревянных изде­лий без применения золота в Заволжье занесли в XVII ве­ке старообрядцы-раскольники. Среди них были иконописцы, мастера рукописной книги, миниатюры. Они-то .и научили местное население «пла­менной» росписи. Иконопис­цы закрашивали фон иконы серебром. Затем покрывали ее поверхность лаком и про­гревали в печи. Пленка лака приобретала желтый оттенок и отливала золотом. В ре­зультате появилась хохлома.

В первой половине XIX ве­ка мастера довели красочную гамму до основных трех цветов орнамента — красного, черного и золотистого. Бла­городный, праздничный колорит росписи, бесконечно варьируя, создает бесчислен­ное сочетание   хохломских узоров. Изготовление таких изделий — процесс трудоемкий. Он начинался с работы плотника, резчика, токаря. Затем неокрашенную белую заготовку (белье) посуды по­крывали жидким раствором глины, пропитывали маслом, просушивали в печи. Затем пропитывали   олифой раза три, каждый раз просушивая. После изделие   покрывали  металлическим порошком. В начале это было серебро, по­том — олово, сейчас — алю­миний. Получив серебряную поверхность, приступали к росписи. Нанесенную роспись, покрывали лаком и закали­вали в печи при высокой температуре (270—300 граду­сов).

Свободная, кистевая рос­пись хохломы имеет свои особенности. Существует два старинных ее вида (письма): «верховое»   и «фоновое». «Верховое»— нанесение орнамента поверх золотого фо­на. Специалисты считают его более древним. Здесь характерен орнамент «травка», включающий  изображение травинок, веточек (написан­ных красной и черной крас­кой на золотом фоне).

Особенность    «фоновой» росписи — силуэтный золо­тистый рисунок на черном или красном фоне. Золотис­тый цвет просматривается только в орнаменте. Этот вид росписи значительно более трудоемкий,   применялся в особенно дорогих вещах: для подарка, на заказ. Одним из распространенных орнаментов этой росписи является «кудрина» — богатый пышный узор с цветами, сказочно фан­тастический, но узнаваемый.

В начале XX в. промысел стал угасать. Возрождение его началось в советское вре­мя и сосредоточилось в двух художественных центрах, В селе Семино Нижегородской области (фабрика «Хохломский художник»), с филиала­ми в близлежащих селах и в городе Семенове.

В областном этнографичес­ком музее имеются отдельные предметы хохломы, потемнев­шие от времени, выполнен­ные мастерами прошлого века.

.Но есть в коллекции три изумительных  современных хохломских набора. Их прислали из города Семенова в 1982 году из объединения «Хохломская роспись». Это авторские работы трех ху­дожников Н. Морозовой, И. Ивановой, Е. Яковлевой.

«Кудрина» — подарочный набор для чая из 28 предме­тов. Кофейный набор из 21 предмета. Здесь роспись «под фон» строится на классичес­ком сочетании трех цветов (черного, красного, золотистого). Третий набор для ухи из 24-х предметов выполнен в технике «верхового пись­ма».

Эти уникальные предметы подлинной хохломы периоди­чески выставляются в област­ном этнографическом музее. Ими можно полюбоваться в экспозиции   «Под крышей старого дома».

Валентина ЧЕРКАШИНА, «Рудный Алтай», 18 декабря 1997 г.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы