Второй дом Вайнахов.
"Вайнах". Под таким названием целый месяц будет экспонироваться в областном этнографическом музее очередная мини-стационарная выставка, посвященная культуре чеченского народа. Особенность выставки заключается в том, что представленные для экспозиции экспонаты взяты не из музейного фонда, а собраны из семейных реликвий чеченского народа. Помимо этого выставка познакомит посетителей с работой чеченского национально-культурного центра "Вайнах" областного Дома "Дружбы". Вот уже 11 лет центр проводит работу по возрождению и сохранению языка, культуры, обычаев и традиций чеченского народа.
В русских и кабардинских источниках этноним "чеченцы" или "шашан" впервые появился в начале ХVIII века. Происходит он от древнейшего и крупного населения "Чечен аул".
В дальнейшем в письменных источниках чеченцы упоминаются под названием нахчиматяне, дзурзуки, мичкизы, кистийцы, карабулаки и др.
В Казахстане чеченцы появились в период сталинской депортации. 23 февраля 1944 года по ложному обвинению в пособничестве фашистским оккупационным войскам чеченцы были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию.
Выселение чеченцев было проведено за одни сутки. Люди оставляли буквально все нажитое, а брали с собой только самые необходимые вещи, которые были для них очень дороги и святы.
К примеру, для Датаева Абуязита дорогим и ценным был "Коран. Каляму Шериф", изданный в 1907 году в типографии Каримова в Казани.
Депортированные чеченцы были раскиданы по разным уголкам нашей республики. Родственные связи были прерваны. Для наблюдения за режимом проживания спецпереселенцев было создано 429 спецкомендатур.
Спецпереселенцев отправляли в тот период на самые тяжелые работы. К примеру, глава семьи Улубаевых попал на лесоповал, находившийся близ города Зыряновска. Об этом-то и свидетельствует фотография из семейного альбома Улубаевых. Глава семьи запечатлен на фоне хвойного леса в 1950-ые годы.
В ходе насильственной депортации от холода и голода, болезней и террора чекистов около половины чеченцев погибло.
В 1957 году мир узнал страшную правду о сталинско-бериевском преступлении в отношении вайнахов. С чеченского народа, наконец-то, был снят позорный ярлык "враг народа". Народу возвратили доброе имя и долгожданную свободу. Свобода - главный обычай чеченского народа, она для них дороже воздуха и хлеба.
После восстановления Чечено-Ингушской АССР основная масса чеченцев выехала на свою этническую родину, а некоторые остались здесь и продолжают жить в нашей многонациональной республике. Казахстан для них стал родным домом - второй родиной.
В благодарной памяти чеченского народа до сегодняшних дней хранится образ гостеприимного, хлебосольного, простого и многонационального народа Казахстана, который в трудные годы делил горе и радость со спецпереселенцами.
Бахыт Кумарова,
«Дом Дружбы» прил. «Рудный Алтай», 13 декабря 2003г.
< Предыдущая | Следующая > |
---|