Древние иконы не подписывались. Считалось, что ангелы пишут за художника, поэтому сотни и сотни древнерусских икон не имеют подписей своих авторов. Подписные же иконы появились позднее, в XVII веке. Иконописцы оставляли свои автографы не на каждом произведении, а на вполне определенных. Например, если мастеру или группе мастеров поручалось написать образа для иконостаса, то подпись иконописцы ставили на какой-нибудь одной из икон этого большого живописного ансамбля. Обычно подписывали иконы нижнего — местного ряда, но и среди них выбирали либо иконы Христа и Богоматери, либо местную храмовую икону.
Среди фондовой коллекции икон, выполненных в технике темперной живописи, есть единственный экспонат с автографом автора. Это икона «Триипостасное божество», вариант Троицы. По нижнему полю иконы надпись с датой (1923 г.) и фамилией иконописца («писал Иван Калашников»). Теперь мы не можем сказать: жил ли Калашников у нас в крае или икона была привезена из России. Со слов информаторов мы знаем, что в Быструхе писал «Егор иконник», в Верх-Убе - Исаакий «австриец».
Сотрудниками музея изучались архивы Алматы и нашей области. Следов существования иконописных мастерских в крае не найдено. В одной из экспедиций в Зыряновском районе автору статьи посчастливилось увидеть икону «Три святителя» (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст) начала XX века. На тыльной стороне иконы в виньетке надпись «Иконописная мастерская Томашевича и К в г. Усть-Каменогорске». Архивных же документов, подтверждающих наличие мастерской Томашевича, у нас пока нет.
В центре иконы «Триипостасное божество» три концентрические сферы: внешняя, средняя и внутренняя. Во внутренней сфере изображены Саваоф-Бог-Отец, Спаситель и Дух-Святой. В среднем, олицетворяющем небесную сферу — херувимы и серафимы; из-под средней сферы выходят заостренные углы ромба с символами евангелистов. (Матфей - в виде ангела. Марк - орла. Лука - тельца, Иоанн - льва). Икона старообрядческая.
В 1722 году Православная церковь запретила изображать евангелистов в образах животных. Однако запрещенная древнерусская традиция продолжала широко применяться в старообрядческих иконах. У православных же Матфей изображается ангелом. Марк - львом. Лука - тельцом, а Иоанн - орлом. Первый вариант являлся более распространенным, хотя и не единственным. В дониконовской иконографии на Руси второй вариант, традиционно принятый на Западе, был утвержден как единственно правильный на Соборе 1666 года.
Икона, о которой идет речь, передана Зиновьевым Виктором Егоровичем. Принадлежала Зиновьевой Евдокии Кирилловне, уроженке села Пихтовки.
Среди памятников мелкой меднолитой пластики два датированных предмета. Это распятие с предстоящими и икона «Господь Вседержитель» с бочкообразным оглавием и изображением Спаса Нерукотворного. На иконе поясное изображение Спасителя. Правой рукой Христос благословляет, в левой держит закрытую книгу. На полях текст из тропаря. На обороте дата (1594 г.). Литье очень высокое, выпуклое. Это памятник московского круга. Подобная икона («Господь Вседержитель» с датой на обороте) встречается в каталоге собрания графа Уварова за 1908 г., в сборнике снимков с предметов древностей Леопардова и Чернева (1881 г.), в фондах Русского музея. Наша икона изготовлена в XIX в., т. к. в старину формы для литья не датировались. Очевидно, наша икона-поддельная, рассчитанная на хороший сбыт в Москве или Нижнегородской ярмарке в среде старообрядцев.
Жулдуз Каирбекова
«Рудный Алтай», 11 января 1997 г.
< Предыдущая | Следующая > |
---|