• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи газетные Еликпай Б.М. Вновь торжествует Наурыз

Еликпай Б.М. Вновь торжествует Наурыз

Наурыз—это праздник, который идет из глубины веков. До   сегодняшнего дня, точно неизвестно с ка­кого времени празднуется этот традиционный празд­ник народов земного шара. Отмечается он в день, когда «созвездие Тельца» на­ходится на середине Все­ленной, когда зима уходит, унося с собой непогоду и холод. По новому стилю этот день наступает в ночь с 21 на 22 марта. Слово «Наурыз» в   переводе с иранского означает «Новый день» (ноу—новый, руз — день). Древние греки на­зывали этот праздник «Патрих», таджики «Гуль гардон», «Гульнаурыз», хорезмцы— «Наусарджи», татары «Нардуган», буряты «Сааган  сара», согдийцы «Наусарыз», армяне «Навасарди». Древние источники о праздновании Наурыза мы находим в трудах Абу Райхана Бируни, Ибн Балхи, Омара Хайяма.

Древние тюрки в дни улуса подстригались, одевали новые одежды, шесть дней тренировались в стре­льбе из лука, а на седьмой день участвовали в состя­заниях на меткость—стре­ляли в золотой слиток. Тот, кто первым сбивал слиток получал право один день править всем народом. Царь древних  греков давал возможность управлять страной понравившемуся ему рабу, уступая, свой золотой трон на один день. В день Наурыза шах Ирана дарил свой халат одному из подвластных ему людей. У казахов до сегодняшнего дня сохрани­лись  поговорки «и рабу один день свободы»; «и у слуги есть одно желание». Видимо, они связаны с дре­вними обычаями наших предков. В дни Наурыза прекращались войны, про­щались обиды, из зинданов выпускались  на  свободу пленники. Величие и свя­тость новогодних дней зна­меновались в казахской жи­зни еще и тем, что престу­пления или непристойные поступки, совершенные в месяц Наурыз, считались несравненно более тяжкими чем в обычное время и на­казывались более сурово.

В прошлом казахи на­зывали Наурыз—Днем Улу­са (народа), Великим Днем Улуса. Сохранились ритуальные приветствия в ритуальные приветствия в День Улуса, а также песни, которые освещают некоторые стороны празднества. «Если в День Улуса котлы будут полны, то в том году молоко будет в изобилии», «Если в День Улуса получить благосло­вение от старца, то путь будет добычливым».

Старики говорят еще и о том, что в день Наурыза готовили обильное куша­нье, как символ и пожела­ние изобилия в молочных продуктах в наступающем году. Праздник уравнивал и старого и малого, осво­бождая от всякой работы.

Самым важным ритуа­лом в дни празднеств счи­талось наурыз-коже, пили его досыта, что соответст­вовало понятию «весь год будет годом сытости».

Праздник сопровождал­ся народными играми: «Кыз куу», «Аударыспак», «Алты бакан», «Аркан тер­тыс», «Кокпар», «Курес».

Раньше на курес-борьбу приглашались и девушки. По правилам борьбы, если побеждал жигит, то он имел право на ней жениться.

У древних саков жигиты женились на понравив­шихся им девушках, толь­ко лишь в том случае, если смогут одолеть в борьбе. В средние века у правите­ля Туркестана была дочь по имени Ангиарм которую так и не смогли побороть жигиты. Поэтому Ангиарм так и не вышла замуж.

Следуя девизу «если увидишь родник — очисти его», люди очищали ары­ки, колодцы. Под девизом «срубив дерево — посади де­сять», садят деревья.

Девушки во время пра­здника угощали парней специальным блюдом, при­готовленным из молока отелившейся коровы и ку­сочков мяса, который на­зывался «Уйкы ашар» (пробуждающий ото сна).

Парни со своей стороны дарили своим девушкам зе­ркальце, гребенку  и осо­бую душистую воду. Каж­дый из подарков означал какой-нибудь символ: красоту, цветущую молодость. «Селт еткизер» (удивляющий)—так назывался этот подарок.

Продолжительность пра­здника была 3-4 дня, а то и 10 дней. Но в раннюю весну пахота не отклады­валась даже в Наурыз.

Когда первые лучи сол­нца появляются на востоке земного шара в шесть ча­сов утра, то на нашей тер­ритории это три часа но­чи. В эту ночь землю об­ходит старик Кызыр. Он садит деревья и посылает людям счастье. Под его взглядом  земля становится плодовитой, и даже камни могут расплавиться, превратившись в живительную влагу.

С праздником Наурыз вас, дорогие друзья!

Болат Еликпай

Газета «Тектильщик»,

20 марта 1993 г.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы