Сайт представляет лишь малую часть богатого и разнообразного по составу собрания икон из фондов этнографического музея, являющегося самым крупным в области. Русская православная икона унаследовала от византийской школы иконописи лучшие ее традиции. И за более чем 500 лет она сформировалась в самобытное художественное явление, давшее мировой культуре непревзойденные по художественному совершенству и глубине духовности образцы высокого искусства.
Классический образец канонической иконы в собрании музея - «Святой апостол Петр» XVIII века. Она имеет ковчег (специальное углубление в центре иконы). Бесплотная фигура святого написана на золотом фоне, символизирующем мученичество за веру. Не уступает ей по красоте письма икона «Воскресение Христово».
Сибирские списки необычайно почитаемых в русской православной церкви икон Богоматери Владимирской, Казанской и Феодоровской, принадлежат к византийскому типу композиции Гликофилуса (Сладкое лобзание) и Одигитрия (Путеводительница). Всех их древняя легенда приписывала кисти апостола Луки.
Среди них особую ценность, несмотря на утраты красочного слоя, представляет Богоматерь Феодоровская, притягивающая великолепием красок и рисунка, возвышенным выражением лица и аскетизмом образа Девы Марии.
Религиозную жизнь православного человека невозможно представить без икон “Николая Чудотворца”, самого почитаемого в восточнославянских землях святого.
Запоминаются тонкой миниатюрной техникой небольшие иконы «Положение во гроб», «Рождество Богоматери», «Борис и Глеб», «Чудо Георгия о змие», «Сошествие Святого Духа на апостолов» и «Минея Июля».
Храмовые иконы “Святителя Николая Мирликийского (Можайского)”, «Святой Иоанн Златоуст в молчании» написаны изографом, который, несомненно, был безупречным колористом и мастером композиции.
Украшением коллекции музея стала хоругвь «Архангел Михаил» и «Покров Богородицы», колорит которой необычайно праздничный, а композиция - торжественная.
К сибирскому типу принадлежит икона “Кирик и Улита”, где святые изображены в наивно реалистической манере на фоне лесной поляны с деревянным срубом и частью деревенской околицы.
Глядя на православные иконы, зритель должен знать, что икона - не картина, а предмет литургического обряда. Для понимания ее неземной красоты необходимы храмовое освещение и живой свет.
В структуре иконы все строго обусловлено. Так средник (центр) иконы сиволизирует Царствие небесное, поле, его окружающее, – Небесную твердь. За цветными линиями, окаймляющими край иконы, начинается наш грешный мир.
Пётр Сушко©
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|