С чего начинается музей? Ответ на этот вопрос зависит от того, кто его задает. Для гостей города – с интересного архитектурного сооружения, для посетителей музея – с особой атмосферы экспозиционных залов, которые ведут к знакомству с музейными предметами. Для сотрудников – с основы основ, сердца музея – его фондов. Программа сохранения музейных предметов относится к числу «приоритетных» направлений в деятельности музея любого профиля. Научное описание музейного предмета, его маркировка, организация мест хранения, инвентаризация, проверка наличия – вот основные направления фондовой работы. Из всех музейных функций, в число которых входят комплектование, хранение, изучение и презентация музейных предметов, именно хранение можно назвать наиважнейшей.
Причем хранение музейных предметов подразумевает двуединство понятий: «хранение предмета» и «хранение информации о предмете», которые одинаково важны.
Чтобы сохранить музейный предмет в его физическом выражении, разработаны специальные приемы, включающие в себя организацию помещений для хранения, оборудование этих помещений специальной мебелью, установку замков, систем сигнализации и т. д.
Точно также в музее должна действовать единая система хранения информации о музейных предметах: это учетные документы, структура фондов, методика и порядок учетной обработки, институт ответственных хранителей и т.д.
Перед музейными работниками стоит задача привести систему хранения информации о музейных предметах в соответствие с современными требованиями. В ходе решения этой проблемы сотрудникам музеев приходится находить выходы из многочисленных нестандартных ситуаций, которые сложились в музее и не описаны в инструкциях, поскольку уникальны для каждого музея.
Сущность государственной системы учета изложена в «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей». Кроме того, каждый музей разрабатывает внутримузейные инструкции, учитывая особенности своего музея, его традиций, состава собрания, степени научной и учетной обработки фондов. Однако пять основных положений остаются неизменными для всех музеев:
- выделение основного фонда
- наличие прошитых и опечатанных книг поступлений и инвентарных книг с пронумерованными страницами
- регистрация поступлений и любых перемещений музейных предметов с помощью актов и книг регистрации актов
- наличие ответственных хранителей
- наличие экспертной фондово - закупочной комиссии
Наличие этой системы обеспечивает:
- юридическую защиту музейных фондов и информации о музейных предметах;
- позволяет в любое время знать, какие материалы хранит музей, в каком количестве, где они помещаются, и кто за них несет ответственность.
- исключает внесение в учетные документы ложной информации и помогает в случае надобности восстановить утраченную информацию.
Музейные предметы, отнесенные решением фондово-закупочной комиссии к тому или иному фонду проходят регистрацию (1 ступень в книгах поступлений основного и научно-вспомогательного фондов).
Каждый отдельный предмет получает при этом личный не повторяющийся номер по книге поступлений основного или научно-вспомогательного фонда (КП о.ф. и КП нвф).
Сегодня фонды музея – это довольно большое, сложное хозяйство, которое включает в себя более 50 000 музейных предметов. Предметы делятся на коллекции по материально – предметному принципу, т. е. в зависимости от материала музейных предметов и их смыслового назначения.
В среднем в год фонды наполняются на 3000 – 5000 музейных предметов.
Восточно-Казахстанский областной этнографический музей-заповедник обладает редкими собраниями, представляющими этнографическое и историко-культурное наследие народов не только Казахстана, но и других стран.
Сегодня самыми значительными коллекциями музея являются коллекции «Ткани» и «Дерево», каждая из которых насчитывает более 5 тыс. предметов. Это и одежда, и коврово-войлочные изделия, и уникальная коллекция рушников и поясов. Интересны изделия ткачества казахов – баскуры, бау, алаша – безворсовые шерстяные ковры из тканых узорных полос, переметные сумы – коржыны, чехлы.
Искусство резчиков по дереву - одно из самых древних видов декоративно-прикладного искусства казахов. В фондах музея хранятся подставки под вещи (жук аяқ), сундуки, коробы для хранения продуктов (кебеже), посуда – тегене – чаша для кумыса, ожау – половник для разлива кумыса и др.
Характер древнерусского искусства, его самобытность, высочайшая духовность с наибольшей силой воплотились в иконе. В музее насчитывается более 300 икон, написанных маслом и в технике темперной живописи. Создавалась коллекция путем приобретения у частных лиц и экспедиций музея по районам области. В течение ряда лет, начиная с 1986 года, 70 из них были отреставрированы в реставрационных мастерских города Москвы. Около 30 отреставрированных икон из фондов музея экспонировались в г. Москве в музее имени А. Рублева на выставке «Провинциальные иконы XVIII – XX в.в.».
Большинство икон – это памятники старообрядческие, бытовавшие в старообрядческой среде. Это и понятно, объясняется историей заселения нашего края. Выделяются народные, или как их еще называют, крестьянские иконы. Тяготение к примитиву можно считать основной стилистической особенностью этих икон.
«Икона – то же для зрения, что и слово для слуха, и то же для неграмотных людей, что книга для грамотных», - писал Иоанн Дамаскин.
Деревенские мастера свободно обращались с иконографией, по-своему освещая традиционные сюжеты и образы. У них были свои излюбленные сюжеты – небесные покровители, заботящиеся о нуждах крестьянина. Особо почитались образы Георгия – «Егория», Ильи пророка. Самый популярный был святой Николай Чудотворец. Икон с изображением св. Николая в фондах музея - около 35.
Очень популярными святыми были среди старообрядцев и св. Кирик и Улита, Зосима и Савватий. В фондах музея хранится икона с редким сюжетом – изображения св. Зосимы и Савватия не на фоне основанного ими монастыря, а рядом с изображением долбленного улея. Икона наглядно показывает народное восприятие этих святых, почитавших среди верующих , прежде всего в качестве покровителей пчеловодства.
На территории края бытовали и иконы сузунского письма (с. Сузун-старинное южно-сибирское село, где существовал иконописный промысел).
Большинство икон небольшого размера («пядничные»), но есть и храмовые, большие. Среди них очень интересная «житийная» икона «Никола Можайский» XVIII века, а также «Тайная вечеря» второй половины XIX века с изображением Иисуса Христа с 12 апостолами, «Положение во гроб» XVIII в. и другие.
Одна из наиболее ценных коллекций всего музейного собрания - уникальные кирилловские памятники славянской книжной культуры, датируемые I половиной XVII – началом XX столетий. Эта коллекция поистине является жемчужиной не только Восточного Казахстана, но и Республики в целом.
В тематическом отношении это преимущественно религиозная литература, включающая в себя книги библейского содержания (Апостолы, Библии, Псалтыри и другие), богослужебные книги (Акафисты, Часовники и другие), нравоучительная литература (Диоптра, Цветник), а также различные жития святых.
Техника изготовления этого рода книг различна: рукописи, печатные издания и гектографы. В этом плане представляет интерес и внешнее оформление: кожаные переплеты с тиснением и застежками, а также металлические оклады с цветной перегородчатой эмалью и живописью.
Коллекция насчитывает более 300 единиц хранения, среди которых особо ценными являются рукописные и старопечатные книги, а наиболее многочисленными – поздние печатные издания XIX – начала XX в.в., представленные как старообрядческими, так и православными типографиями городов Вильно, Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Почаева, Уральска и др.
Коллекция книг арабской графики, хранящаяся в фондах музея - заповедника, вызывает несомненный интерес, как у специалистов так и у всех интересующихся духовной культурой тюркских народов. Коллекция датируется I половиной XIX – началом XX веков. Книги были изданы преимущественно в типографиях Казани, Оренбурга, Уфы, Ташкента и других городов на основе арабской графики с использованием арабского, турецкого, татарского, казахского и других языков. Эта традиция своими корнями уходит в глубь веков, когда тюркоязычные народы еще не размежевались на отдельные народы и создавали общие литературные памятники. Коллекция насчитывает около 100 единиц хранения. Среди них главенствующее место занимают Кораны и прочая религиозно-правовая литература, сборники шариата, хадисы, молитвенники, обереги. Книги светского содержания немногочисленны. В основном – это учебные пособия и художественная литература, предназначенная для татарских медресе. Есть предположение, что поэма «Хиса Саиф Мулюк» (название книги и датировка – 1894 г. – определены главным имамом Восточно-Казахстанской области, специалистом арабского языка – Ибрагимом кажи Карнакбаевым) является одним из последующих изданий первой печатной книги на казахском языке «Сейфуль Малик», изданной в 1807 году в г. Казани. Особый интерес вызывают рукописи, главным украшением которых считается почерк «насталик» - разновидность арабской вязи с плавными изгибами и закругленными линиями, использовавшийся специалистами каллиграфистами только при создании рукописей.
Одна из наиболее особо редких коллекций всего музейного собрания – памятники славянской книжной культуры, датируемые I половиной XVII – началом XX столетий. Коллекция насчитывает более 300 ед. хранения. Включает в себя старообрядческие рукописи и гектографированные издания, старопечатные книги и поздние издания богослужебно - религиозного содержания. Определяющим признаком коллекции является кириллица – старославянская азбука, употреблявшаяся в Древней Руси с IX в. после её создания византийскими братьями, славянскими просветителями Кириллом и Мефодием. Несмотря на реформу шрифта и печати, проведенную по указу Петра I в 1708-1710 г.г., кириллицу продолжали использовать при издании церковной литературы вплоть до 1917 года. Ярким пятном среди других книг в коллекции выделяется «Священное Евангелие» 1909 г.
«Священное Евангелие» из станицы Алтайской весьма узнаваемая книга. Она неоднократно выставлялась в залах музея, побывала на многих передвижных выставках города и за его пределами. Это уникальное издание, пожалуй, единственное в республике чудо полиграфической техники начала ХХ века. Необычным форматом и богатством оформления (массивный оклад с изящной гравировкой и перегородчатой эмалью вокруг медальонов с живописными портретами евангелистов и библейскими сюжетами) старинный фолиант неизменно привлекает к себе внимание посетителей выставок. Это великолепное творение профессиональных мастеров накануне Октябрьской революции. Такие книги в начале прошлого столетия издавались в Москве «по благословению Синода» для православных храмов. Использовали их в качестве напрестольных храмов книг во время божественной литургии для чтения евангельских проповедей.
Священное Евангелие, сегодня хранящееся в музее, некогда украшало православную церковь во имя Покрова пресвятой Богородицы станицы Алтайской Семипалатинской области – современный Катон-Карагай.
Станица была основана в 1869 году. По воспоминаниям Н. Ядринцева на 1886 г. она уже представляла замечательную смесь населения: казахи, киргизы, крестьяне уживались рядом и представляли живописные группы на улицах с русскими строениями и азиатскими арыками.
В научных трудах другого исследователя и местного священника Б. Герасимова имеются сведения на начало века о том, что «станица Алтайская» была расположена в 1,05 верстах за Катоном. В ней насчитывалось 143 двора с четырьмя улицами. Станица была густо засажена зеленью и давно известна как курорт. В ней находилась деревянная церковь и школа 2-ой ступени. Это и есть та самая церковь во имя Покрова пресвятой Богородицы, с которой связана история Священного Евангелия.
Достаточно богата в музее коллекция нумизматики, насчитывающая более 600 монет XVIII – XX в.в. В фондах музея представлены монеты всех российских императоров от Петра I до Николая ІІ. Интерес представляют и рубли, выпущенные в честь различных событий. В музее хранятся монеты – памятники русской воинской славы (от рубля времен Александра І в честь 100-летия победы в Отечественной войне 1812 г. до юбилейного рубля 1913 г., выпущенного к 300-летию дома Романовых и советские монеты из золота (номиналом в 100 руб.), платины (в 150 руб.), серебра ( в 5 и 10 руб.), выпускавшиеся с 1977 по 1980 г.г. в преддверии Московских Олимпийских игр.
Многонациональный состав населения области (в ВКО проживают представители 105 национальностей), профиль музея определили создание в 1989 г. при музее отдела этнографии народов и малочисленных этногрупп ВКО.
Немцы – это наиболее многочисленная этногруппа области. Несмотря на массовый отток немецкого населения, на начало 1999 г. в области насчитывалось 18 тыс. немцев. В результате научно-исследовательской и собирательской работы собрание музея пополнилось значительным количеством музейных предметов, большинство из которых имеют этнографическую ценность, глубоко отражают самобытную культуру немецкой диаспоры. Это мебель, предметы домашней утвари, любовно выполненные умелыми руками немецких мастеров, коллекция свадебных украшений, предметы женского рукоделия, выполненные в национальном стиле, фотографии.
Другие коллекции музея:
- мелкая меднолитная пластика (XVII –начало XX веков) – 293 предмета;
- коллекция фарфора (Императорский завод, заводы Гарднера, Попова, Корнилова, Кузнецовых и другие, XVIII – начало ХХ веков) – более 1000 единиц;
- бронзовое и чугунное литье (XVIII – начало ХХ веков) – более 200 единиц;
- изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней (XVIII – начало ХХ веков), более 200 экспонатов.
В настоящее время в отделе работает 8 человек. Это – заведующий отделом, 2 специалиста, занимающихся учетной документацией, 4 хранителя, 1 смотритель. На материально-ответственном хранении у каждого сотрудника более 10 000 музейных предметов.
Кроме того, в музее существует отдел реставрации фондов (11 человек), сотрудники которого занимаются реставрацией музейных предметов.
Площадь хранилища музея-заповедника составляет 564 м2. Система хранения – раздельная, т.е. в одном изолированном помещении находятся предметы из одного материала, или из нескольких материалов, очень близких по нормативам хранения. Внутри предметы распределяются по назначению, содержанию, размерам, инвентарным номерам.
Оборудование состоит из специально изготовленных шкафов и стеллажей. В шкафах хранятся ткани, фарфор, фотографии, предметы декоративно-прикладного искусства, стекло, документы. На стеллажах – книги, иконы, металл, керамика, живопись, предметы быта, деревянные изделия. Предметы из драгоценных металлов хранятся в сейфах.
Хранилище оборудовано системой охранно-пожарной сигнализации, на окнах двойные решетки. Кроме этого, круглосуточная охрана.
Когда музей стал государственным, в него из фондов школьного музея, созданного в 1968г., было предано десятки единиц икон, серебряных изделий, сотни поясов, рушников, сарафанов, предметов быта. Всего более 5000 экспонатов. Хранили экспонаты, где могли, даже в тамбуре, за занавеской. Ни один экспонат не потерялся. Функции главного хранителя исполнял ученик 7-го класса Виктор Подгорбунский, который не только сам же собирал экспонаты, но и сам мастерил для них полки. Из 250 учащихся практически все занимались музейным делом. Когда музею был присвоен статус областного, многие ученики (Яковлев А.А., Нечитайло С.В.) переехали в город Усть-Каменогорск и работают до сего дня.
В 1978 году, когда музей стал государственным, хранителем была назначена Антонина Николаевна Полторанина. С 1978 года по 1995 гг. главным хранителем была Семенова Клавдия Кондратьевна. Много было сделано для организации хранения, консервации музейных предметов, их реставрации. Был налажен учет коллекций. Можно сказать, что Клавдия Кондратьевна навела в фондах музея образцовый порядок.
Несколько лет после переезда в областной центр, фондовые коллекции хранились еще в с.Бутаково, за 100 км от основного музея. И только в 1987 году, когда под фонды было выделено специальное помещение, все коллекции были перевезены в Усть-Каменогорск.
Школьный музей, созданный в 1968 году превратился сегодня в крупный архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник, последовательно и динамично развивающийся при поддержке правительства РК.
Уникальность этого музея-заповедника в поразительном средоточии памятников народной архитектуры, культуры и природы.
Уникальность этого музея и в том, что его коллективу одновременно приходиться решать сразу весь комплекс теоретических и практических проблем, какие только можно себе представить в музейной сфере. Здесь и общая стратегия развития, создание системы экспозиций, и реставрация деревянных и каменных памятников, и экология, и музеефикация природной среды, и восстановление исчезнувших в потоке времени деревень.
Лабецкая В.П.
Каирбекова Ж.Ж.
< Осының алдындағы |
---|