© Ларионов М.М., к.и.н.
ИЗ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ
ГОРОДА УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА. 1996 – 2009 ГГ.
Вместе с назначением в конце 1996 года иеромонаха Платона (Дивенко) исполняющим обязанности наместника Троицкого монастыря наступил период относительной стабилизации жизни и деятельности Усть-Каменогорской обители, потрясаемой внутренними нестроениями в предыдущий период (см. статью Ларионов М.М. Из новейшей истории Троицкого монастыря города Усть-Каменогорска. 1993 – 1996 гг. // Казахская цивилизация. Университет Кайнар. № 1(37), Алматы, 2010. – С. 87 – 93.)
Личность этого человека по-разному оценивается современниками, но совершенно очевидно, что новый наместник обладал несомненным талантом руководителя, имел достаточно воли и сил для того, чтобы доставшееся ему разорённое хозяйство не только восстановить, но и поднять на довольно значительный уровень.
Первое время нового правления следует расценивать как испытательный срок, поскольку официальное утверждение в должности наместника решением Священного Синода Русской Православной Церкви, по представлению архиепископа Алексия произошло лишь через полгода, 1 июня 1997 года [1]. И это несмотря на то, что отстранение прежнего наместника, иеромонаха Илии (Чёрного), уже 17 февраля было подтверждено тем же Синодом [2].
В связи с кончиной благочинного Восточно-Казахстанского округа протоиерея Вячеслава Дылевского новым на его место был назначен иеромонах Платон, совместивший таким образом управление, как Троицким монастырём, так и всеми православными приходами области [3].
В 1997 году произошли следующие изменения в кадровом составе Троицкой обители. 10 июня в число братии монастыря был зачислен иеродиакон Максим (Михаил Давыдов), из учащихся Епархиального Духовного училища. Перед поступлением в ЕДУ, Михаил проходил послушание в Трёхсвятительском храме посёлка Глубокое [4]. В сентябре иеродиакон Максим (Давыдов) был хиротонисан в иеромонахи [5]. Освободившаяся вакансия была замещена диаконом Игорем Солодковым [6].
Упорядочение монастырской жизни, начало активной деятельности по восстановлению двухэтажного монастырского корпуса, внимание которому до этого так никто и не уделил – все эти изменения не были оставлены без внимания епархиальными властями, о чём свидетельствует резолюция архиепископа Алексия на письменный деловой отчёт иеромонаха Платона за 1997 год. Владыка благодарит наместника и братию за понесённые труды, отмечает успехи в осуществлении ремонтно-строительных работ и призывает Божие благословение братии для дальнейших трудов [7].
При всём том необходимо отметить, что в монастыре всё же сохранялась напряженная обстановка. Выражалось это в первую очередь неустойчивостью взаимоотношений между наместником и монашествующей братией. Так, например, 5 марта 1998 года запрещению в священном служении подвергся один из клириков монастыря – иеромонах Арсений (Волошин) [8]. Несколько позднее, в июне этого же года запрещение с него было снято, отец Арсений был почислен за штат Алматинской епархии, и, ему предоставлялось право перехода в Красноярско-Енисейскую епархию Русской Церкви [9].
24 мая состоялся монашеский постриг, совершённый иеромонахом Платоном (Дивенко). Принятия малой схимы был удостоен Иван Валерьевич Струнов, которому при пострижении было дано имя Иннокентий, в честь Московского Святителя [10]. Почти сразу же после пострига состоялась его диаконская хиротония. 28 мая новоиспечённый иеродиакон Иннокентий (Струнов) был зачислен в братию Троицкого монастыря [11].
В конце 1997 года прошение на имя правящего архиерея с просьбой о монашеском постриге подал Анатолий Нурмухаметов. Прошение было удовлетворено, и, во время Великого Поста 1998 года постриг был совершён с наречением имени Ксенофонт [12]. Далее монах Ксенофонт был рукоположен в диакона и во пресвитера. 8 марта иеромонах Ксенофонт (Нурмухаметов) получил назначение на должность настоятеля Покровского храма села Самарское [13], а 1 ноября 1998 года зачисляется в число братии Троицкого монастыря [14]. Позже иеромонах Ксенофонт был назначен насельником Серафимо-Феогностовской Аксайской пустыни недалеко от Алматы.
В новом, 1999 году деятельность иеромонаха Платона, как наместника Троицкого монастыря была отмечена следующим образом. 13 февраля на его имя поступил документ следующего содержания:
«08.11.99 г. С удовлетворением и благодарностью всеблагому Божию смотрению, венчающему ко благу усердные труды отца Наместника и братии, ознакомился с ободрением жизни святой обители за истекший год. Вижу, что постепенно жизнь монашеского братства входит в нужное русло отцепреданной традиции общежития монашеского. Благодарю отца Наместника, братию и всех благодетелей благоукрасителей обители за понесённые труды и призываю Божие благословение на дальнейшее ревностное, самоотверженное, благоплодное и спасительное служение.
Архиепископ Алексий» [15].
К этому времени изменился титул правящего архиерея. В связи с тем, что в состав Алматинской епархии была включена столица Республики Казахстан город Астана, архиепископ Алексий стал именоваться Астанайским и Алматинским.
К празднику Святой Пасхи 1999 года по представлению архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия наместник Троицкого Усть-Каменогорского мужского монастыря иеромонах Платон был удостоен сана Игумена [16].
1 мая 1999 года игумен Платон был освобождён от должности благочинного церквей 1-ого Восточно-Казахстанского округа. На это место был назначен настоятель Покровского храма города Усть-Каменогорска иеромонах Амфилохий (Бондаренко) [17].
3 мая по приходам Астанайско-Алматинской епархии было разослано циркулярное письмо, в котором оговаривались моменты, связанные с деятельностью различных казачьих организаций. В частности, указывалось на недопустимость использования приходских помещений для собраний казачьих общин, подчёркивалась строгая аполитичность Русской Церкви.
Осенью 1999 года в число братии Троицкого монастыря был зачислен иеромонах Фаддей (Кравченко), ранее занимавший должность настоятеля Елисаветинского храма посёлка Ново-Долинка Карагандинской области [18].
В начале 2000 года для прохождения богослужебной практики в Троицкий монастырь был откомандирован диакон Андрей Москаленко, впоследствии назначенный настоятелем вновь открывшегося второго прихода в городе Лениногорске (Риддер) [19].
12 июня, согласно Указу архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия, в число братии монастыря был зачислен незадолго перед тем рукоположенный иеродиакон Никодим (Авдеев) [20].
12 июля, определением Высокопреосвященного архиепископа Алексия в монастырь поступил игумен Иоасаф (Серкез), освобождённый от должностей настоятеля храма Рождества Богородицы в ауле Кабанбай (бывшая Андреевка) Алматинской области и благочинного церквей VI-ого Алматинского округа [21, 22].
Документы, хранящиеся в архиве Троицкого монастыря, свидетельствуют о том, что в 2000 году было совершено несколько мужских и женских монашеских постригов. 28 июня разрешение на постриг с наречением имени Леонида получила Лариса Дмитриевна Рыбальченко, продавец иконной лавки Троицкого монастыря [23].
22 ноября было получено благословение на постриг с именем Зиновия, в честь священномученика Зиновия, иерея Согринского Клавдии Александровны Андреевой. Постриг был совершён игуменом Платоном 2 декабря в субботу 24-ой седмицы, после вечернего богослужения в Троицком храме монастыря [24, 25].
В этот же период подавали прошение на пострижение в монашество и другие православные, в том числе настоятель Казанского храма города Учарала Алматинской области священник Олег Андрющенко [26].
29 марта 2001 года, отчисленный из братства насельников Серафимо-Феогностовской Аксайской пустыни иеромонах Ксенофонт (Нурмухаметов), согласно архиерейскому распоряжению вторично был определён на послушание в Троицкий монастырь [27].
17 мая получила разрешение на монашеский постриг Раиса Антоновна Лягутина, с тем, чтобы ей было наречено имя Евфросина, и она исполняла бы послушание повара и трапезаря [28].
3 октября два насельника монастыря – иеромонах Максим (Давыдов) и иеродиакон Иннокентий (Струнов) были запрещены в священном служении и почислены за штат Алматинской епархии. При этом им был запрещён переход в другую епархию Русской Церкви. Кроме того, братьям-монахам запрещалось проживание в Троицком монастыре [29]. Позднее запрещение с них было снято. Иеромонах Максим Указом от 6 ноября был окончательно отчислен из братии Троицкого монастыря и уволен из Алматинской епархии с правом перехода в Пермскую епархию Русской Церкви [30].
Последующие годы проходили в условиях относительной стабильности и благополучия. Наиболее значительным моментом данного периода с полной уверенностью можно назвать эпопею строительства нового Андреевского собора – самого крупного православного храма Прииртышья, одного из самых больших в Казахстане.
Строительство его началось в 2001 году. Местом для нового городского собора стал участок, принадлежащий Троицкому монастырю, где ещё сохранялись остатки вала старинной городской крепости. Это обстоятельство вызвало неоднозначную оценку культурной общественности города Усть-Каменогорска. Безусловно, дело восстановления разрушенных святынь, строительство, там, где это необходимо, новых храмов – благородный порыв. Но оправдано ли это в полной мере, если цена предприятия – почти полное уничтожение не менее значительного памятника отечественной истории, от которого и так-то к началу XXI века оставались незначительные крохи. Оставались, несмотря на широко развёрнутую в районе бывшей крепости строительную деятельность. Уже были потеряны многочисленные ранее строения крепости, более чем на 80 процентов утрачены земляные валы, на месте которых выросли новые городские кварталы и промышленные предприятия. Небольшие фрагменты вала сохранились лишь в районе улицы И. М. Лихарева, основателя города, улицы расположенной на месте давно засыпанного крепостного оборонительного рва, который в давние времена наполнялся водой и защищал гарнизон и поселенцев от вражеских нашествий.
И вот теперь, в 2001 году, не найдя (да видимо никто и не пытался искать) более приемлемого места для возведения городского собора, инициаторы приступили к варварскому уничтожению остатков памятника доблести русского солдата, памятника первых десятилетий существования города Усть-Каменогорска.
Другим, несомненно, важным моментом является нарушение сложившегося веками ансамбля крепостных построек. Даже когда строительство собора ещё только начиналось, нетрудно было представить как его будущая огромная масса «задавит» небольшое здание подлинного шедевра Усть-Каменогорской архитектуры – Троицкого храма. Впоследствии эти опасения полностью оправдались, и, в настоящее время за соборной громадой не сразу и заметишь скромный памятник, зажатый между высоткой общежития и Андреевской церковью.
Как уже говорилось ранее, после возвращения этого памятника Церкви, неоднократно поднимался вопрос о реставрации старейшего в Прииртышье храма. Были даже проведены работы по укреплению фундамента здания, необходимые для дальнейших действий в этом направлении. Тем не менее, Троицкий храм, который город просто обязан вне всяких очередей отреставрировать, был «задвинут в дальний угол». Разговоры о нём прекратились. Наместник монастыря игумен Платон, не зная истории подвластного ему историко-архитектурного памятника, не стеснялся заявлять, что Троицкий храм это бывший склад и никакой ценности не представляет.
И всё-таки, несмотря на досадные, но неизбежные издержки, строительство собора Андрея Первозванного началось. Во многом, оно стало приоритетным потому, что в нём активное, непосредственное участие приняли руководители города и области тех лет – аким Восточно-Казахстанской области Виталий Леонидович Метте и аким Усть-Каменогорска Вера Николаевна Сухорукова.
Местная пресса отслеживала происходящие процессы, периодически извещая граждан о ходе строительства, о том кто и на какие средства его осуществляет, прилагая при этом поначалу фотографии чертежей и макета будущего собора, а затем и снимки, отражающие очередные достижения в этом направлении.
В октябрьском номере «Рудного Алтая» была опубликована статья Людмилы Семёновой «Построивший храм проживёт не напрасно…». В ней говорится о трагической судьбе храмов и мечетей в Восточном Казахстане, в большинстве своём разрушенных в годы лихолетий, о необходимости восстановления утраченных святынь, о том, что было сделано в описываемый период для этого, о том, что нужно построить городской собор, который мог бы стать преемником утраченного в 1936 году Покровского собора [31].
Случилось так, что, не дождавшись осуществления своей мечты построить храм, ушел из жизни Виталий Леонидович Метте. В статье Ольги Темирбаевой «Храм в память о добрых людях» говорится о том, что забота о храме не покидала его и в самые трудные дни [32].
В одном из декабрьских выпусков «Рудного Алтая» вновь появляется статья Ольги Темирбаевой, продолжающая разговор о строительстве Андреевского собора.
«…Это похоже на чудо: вот недавно, пару месяцев назад, это было недостроенное здание, завершить которое взялся общественный фонд «Памяти Виталия Метте» – и вот среди зимнего дня стоят резные стены трёхпрестольного храма Андрея Первозванного, практически готовые к установке куполов! Работы идут полным ходом, и самое позднее до весны к небу вознесутся сверкающие купола…» [33].
К лету 2006 года здание нового собора в целом приобрело тот вид, который в наши дни стал уже привычным для горожан, приобрёл значение своеобразной визитной карточки современного Усть-Каменогорска.
6 августа того же года, был совершен первый молебен в новопостроенном здании. Торжества начались в Троицком храме, откуда по окончании богослужения участники Крестного хода направились к Андреевскому собору. Духовенство было представлено наместником монастыря игуменом Платоном (Дивенко), игуменом Спиридоном (Теплухиным) а также иеродиаконом Никодимом (Авдеевым).
Предстояли ещё значительные работы по отделке внутренней части здания. До момента, когда была отслужена первая Божественная Литургия, оставалось ещё около полутора лет. Так сложилось, что совершать её, было суждено уже новому наместнику. Игумен Платон перенёс ряд операций на сердце. Видимо это обстоятельство побудило его ходатайствовать перед епархиальными властями об освобождении от занимаемой должности и почислении за штат епархии, но это произошло уже в следующем, 2007 году.
Впрочем, перед своим уходом, игумен Платон, согласно распоряжению нового правящего архиерея – митрополита Мефодия (Немцова), ещё раз сосредоточил в своих руках ключевые посты Восточно-Казахстанского благочиния, переименованного теперь в Усть-Каменогорское. 7 марта 2007 года игумен Амфилохий (Бондаренко) был освобождён от должности настоятеля Покровского храма и благочинного Усть-Каменогорского церковного округа. Он был назначен настоятелем Благовещенского собора храма Рождества Христова города Павлодара, а также благочинным 1-го Павлодарского округа. Освободившиеся вакансии были распределены следующим образом: настоятелем Покровского храма города Усть-Каменогорска был назначен игумен Митрофан (Тузов), ранее отправлявший должность клирика Петропавловского Абалацко-Знаменского женского монастыря в городе Семипалатинске. На должность благочинного Усть-Каменогорского церковного округа вторично получил назначение игумен Платон (Дивенко) [34].
Через месяц после назначения, к празднику Святой Пасхи 2007 года игумен Платон был награждён патриаршей наградой – правом ношения палицы [35].
Но, уже в июле того же года, наместник, в соответствии со своим прошением, получил разрешение правящего архиерея на отпуск, из которого к своим обязанностям отец Платон уже не вернулся.
Временно исполняющим обязанности наместника Троицкого монастыря и благочинного Усть-Каменогорского церковного округа назначался игумен Митрофан (Тузов), настоятель Покровского храма. Прошло почти два года неопределённого состояния. Вся ответственность за обеспечение нормальной жизни монастыря и благочиния была возложена на отца Митрофана, но юридически наместником продолжал оставаться игумен Платон.
Такая ситуация продолжала оставаться вплоть до марта 2009 года. Указом митрополита Мефодия от 31 марта, после соответствующего утверждения в Святейшем Синоде Русской Церкви, игумен Митрофан официально был назначен наместником монастыря [36]. Изменения коснулись и кадрового состава клириков Троицкого храма. В частности, был рукоположен в сан иеромонаха иеродиакон Никодим (Авдеев) [37].
За время правления игумена Митрофана произошли следующие важные события в истории Троицкого монастыря. Во-первых, начались регулярные богослужения в Андреевском соборе. Во-вторых, по мере изыскания средств, осуществляется ремонт монастырских зданий, в том числе и Троицкого храма, стены которого были заново оштукатурены и побелены, а старые, полусгнившие окна заменены более практичными, пластиковыми.
Конечно же, это не решение проблемы так долго ожидаемой реставрации старейшего в Прииртышье храма. Вопрос о выделении средств из государственного бюджета на восстановление первоначального облика ценнейшего в области памятника истории и архитектуры обсуждался на уровне руководителей области и города, и, если очередной раз какое-нибудь «важное» обстоятельство не помешает, на 2011 год запланировано начало реставрационных работ. Впрочем, как говорится, поживём – увидим. А пока, переживший 200-ний юбилей Троицкий храм, не дождавшийся к этому празднику своего обновления, с определённой долей оптимизма вступает в третье столетие своего бытия.
И всё же праздник Дня Рождения Троицкого храма состоялся. 22 – 23 июня 2009 года впервые в истории православия в Усть-Каменогорске, по благословению игумена Митрофана состоялись Чтения, посвящённые замечательному юбилею. Они проходили в здании собора Андрея Первозванного. Кроме духовенства и прихожан города и благочиния, в Чтениях приняли активное участие представители крупнейших ВУЗов Усть-Каменогорска, гости из Семипалатинского, Павлодарского и других благочиний епархии. На Чтениях было заслушано множество докладов, в основном посвященных проблемам воспитания православной молодёжи. Вопросы 200-летней истории Троицкого храма были раскрыты иеромонахом Иустином (Ларионовым). За техническое обеспечение заседаний отвечал иерей Евгений Яганов.
Вот, собственно и всё что касается недавнего прошлого Усть-Каменогорского Троицкого храма, небольшого фрагмента его богатой событиями 200-летней истории. Остается лишь надеется, что, хоть уже и без нас, но всё же, настанет день, когда наш храм отметит свой 300-летний, а может быть и 400- летний юбилей. Но, главное даже не то, что стены церкви сохранятся на века. Главное, чтобы зажжённый однажды Свет Православия в Прииртышье никогда бы не погас, и продолжал бы быть источником духовной радости для последующих поколений.
Источники и литература
1 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 694 от 2 июня 1997 г.
2 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Выписка из журнала № 11 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 февраля 1997 г.
3 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 1138 от 2 сентября 1997 г.
4 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 697 от 2 июня 1997 г.
5 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 1233 от 27 сентября 1997 г.
6 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 1235 от 27 сентября 1997 г.
7 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Резолюция архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 237 от 17 февраля 1998 года на Деловой отчёт иеромонаха Платона (Дивенко)
8 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Определение архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 403 от 5 марта 1998 г.
9 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 791 от 3 июня 1998 г.
10 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Удостоверение на монашеский постриг Ивана Валерьевича Струнова, совершённый иеромонахом Платоном (Дивенко) 24 мая 1998 г.
11 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 719 от 29 мая 1998 г.
12 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Резолюция архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 1360 от 28 октября 1997 года на прошение Анатолия Нурмухаметова
13 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 417 от 8 марта 1998 г.
14 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 1516 от 29 октября 1998 г.
15 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Резолюция архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия (Кутепова) № 211 от 13 февраля 1999 г. на Деловой отчёт иеромонаха Платона (Дивенко)
16 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Удостоверение № 469 о награждении иеромонаха Платона (Дивенко) саном Игумена от 29 марта 1999 г.
17 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия (Кутепова) № 700 от 1 мая 1999 г.
18 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия (Кутепова) № 1387 от 23 сентября 1999 г.
19 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Командировочное Удостоверение № 152 диакона Андрея Москаленко от 29 марта 1999 г.
20 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия (Кутепова) № 954 от 12 июня 2000 г.
21 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия (Кутепова) № 904 от 6 июля 2000 г.
22 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия (Кутепова) № 904 от 12 июля 2000 г.
23 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Резолюция архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия (Кутепова) № 1070 от 28 июня 2000 г. на монашеский постриг Рыбальченко Ларисы Дмитриевны
24 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Резолюция архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия (Кутепова) № 1584 от 22 ноября 2000 г. на монашеский постриг Андреевой Клавдии Александровны
25 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Удостоверение о пострижении игуменом Платоном (Дивенко) монахини Зиновии (Андреевой Клавдии Александровны) от 3 декабря 2000 г.
26 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Резолюция архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия (Кутепова) № 1590 от 23 ноября 2000 г. на монашеский постриг священника Олега Андрющенко
27 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия (Кутепова) № 397 от 29 марта 2001 г..
28 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Резолюция архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия (Кутепова) № 653 от 17 мая 2001 г. на монашеский постриг Лягутиной Раисы Антоновны
29 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Телеграмма архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия (Кутепова) от 3 октября 2001 г.
30 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия (Кутепова) № 1505 от 6 ноября 2001 г.
31 Семёнова Л. «Построивший храм проживёт не напрасно...» / ВКО газета «Рудный Алтай», № 160 (18247), 16 октября 2001 г.
32 Темирбаева О. «Храм в память о добрых людях» / ВКО газета «Рудный Алтай», октябрь 2003 г.
33 Темирбаева О. «Любить и прощать»» / ВКО газета «Рудный Алтай», № 184 (18626), 4 декабря 2003 г.
34 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия (Немцова) № 12 от 7 марта 2007 г.
35 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия (Немцова) № 29 от 8 апреля 2007 г.
36 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия (Немцова) № 30 от 31 марта 2009 г.
37 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия (Немцова) № 24 от 13 апреля 2008 г.
Опубликовано: Вестник Университета Кайнар. № 2/1, Алматы, 2011. – С. 16 – 23
< Предыдущая | Следующая > |
---|