© Ларионов М.М.
КАРАЖАЛЬСКИЙ ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
(К 100-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ)
Массовое переселение русских и украинцев на территорию современного Жарминского района Восточно-Казахстанской области происходило в начале ХХ века[1]. Переселенцами были основаны такие населенные пункты как пос. Георгиевский, пос. Таврический, пос. Покровский, пос. Мариинский, а также села: Митрофаниевское, Михайло-Архангельское и многие другие [2]. Почти одновременно с появлением новых поселений велось строительство православных храмов и молитвенных домов. Церкви сооружались на средства прихожан, состоятельных благотворителей, а также с помощью различных государственных ведомств.
Среди них особое место занимает замечательный памятник православного церковного зодчества – Покровский храм села Покровки (Каражал).
Илл. 1. Илл. 2.
Воздвигался он всем миром – каждый вносил посильную лепту. Его строительство продолжалось с 1907 по 1908 год [1, с. 180]. Когда были сняты строительные леса, миру явилась дивная церковь – чудесная "шкатулка" с восхитительным узором орнамента декоративного кирпича, изготовленного на заказ, по особой форме (илл. 1, 2). Была организована доставка из отдалённых лесных районов древесины для полового покрытия, стропил, оконных рам и многого другого, поскольку своего леса в этом степном крае не было. Четко были обозначены традиционные для православной архитектуры отдельные части здания, благодаря разновеликости их площадей и объемов. На незримую, условную ось как бы нанизывались, с запада на восток: притвор, "трапезная", зал для молящихся и алтарь. Притвор разделен на три части: справа и слева – небольшие помещения, одно из которых было предназначено для лестницы, ступеньки которой вели на колокольню, а другое для ризницы. Центральная часть притвора – это относительно узкий коридор, ведущий в "трапезную".
Илл. 3 Илл. 4
В ряде приходских церквей "трапезные" служили дополнительным помещением, в которых устраивались боковые приделы. Ширина трапезных обычно была больше чем у основного молитвенного помещения. В Покровской церкви "трапезная" – соединяющее звено между притвором и четвериком. Алтарная часть – двухсоставная, замыкаемая полуциркульной апсидой украшенной двумя окнами.
В Покровской церкви имеется 14 больших окон – прямоугольных с полуциркульным завершением. Снаружи эти окна украшены сандриками-кокошниками, крытыми железом. Внутри церкви для отделки световых проёмов использовалась лепнина. Дополнительным украшением боковых стен основного объема служили люкарны круглой формы.
Дверные проемы повторяют форму больших окон, но они более богато декорированы. Дополнительный дверной проем имеется с востока – в алтарной части, предназначенный для священно- и церковнослужителей. С запада - над притвором, возвышалась трехъярусная колокольня с шатровой крышей, которую завершал небольшой "барабан" с луковичной главкой.
К работе прилагается выполненная автором реконструкция Покровского храма, внешний облик которого пришлось восстанавливать на бумаге, опираясь на сравнение сохранившихся частей исследуемой церкви с аналогичными по своему архитектурному облику культовыми сооружениями Прииртышья.
Этот сельский храм строился по образцу Усть-Каменогорского Покровского собора (илл. 5), который был первым в крае, выполненным в т.н. "епархиальном стиле" [2, с. 30]. По его образцу в области строились и другие церкви. В 1901 году завершились работы по сооружению Никольского храма в Семипалатинске [1, с. 177].
Илл. 5
В 1913 году, уже после завершения строительных работ в селе Покровском, аналогичное по плану и внешнему архитектурному облику здание церкви Петра и Павла появляется в селе Митрофаниевском, также расположенном в переселенческой полосе. [1, с. 178].
Семипалатинский и Усть-Каменогорский соборы до настоящего времени не сохранились, но мы имеем полное представление об их внешнем облике, благодаря целому ряду фотоснимков. Это позволяет с определенной долей достоверности определить форму утраченных деталей Покровской церкви села Каражал. В частности, при воссоздании на чертеже колокольни этого храма, автор опирался на аналогичную архитектурную деталь Усть-Каменогорского Покровского собора.
Сложности, связанные с восстановлением первоначального облика здания, вызваны, главным образом, трагической судьбой Покровского храма в послереволюционный период.
После того, как в крае завершилась борьба за установление Советской власти, Покровская церковь оставалась действующей около десятка лет. В 1923 г. Русскую Православную Церковь до основания потряс обновленческий раскол, возможно, он коснулся и этого храма. Известно, что половина сельских приходов области была захвачена обновленцами с помощью покровительствующей им на первых порах советской власти [3, с. 232 – 247], [4, л. 117 об. – 118].
В 1929 году в Советском Союзе происходило массовое закрытие сельских православных приходов. Эта, почти единовременная акция, сопутствовала началу проведения коллективизации. На территории Семипалатинской области богослужения были прекращены в 70 (семидесяти) приходах, в том числе в Покровском. [5, л. 2, 3а, 3, 4, 5] Различной была дальнейшая судьба закрытых церквей. Большинство из них было разрушено. Оставшиеся использовались под различные нужды: складские помещения, зерно- и овощехранилища, школы, сельские клубы.
Не пощадили люди и храм в Покровском. После закрытия начался процесс "обмирщения" здания. Были разобраны колокольня и купола, а также верхняя часть основного объема церкви. Уничтожен иконостас, колокола отданы на переплавку. Таким образом, под единую черту были выровнены разновеликие части церкви, что упростило задачу сооружения новой крыши. Впоследствии к южному порталу бывшего храма был пристроен деревянный тамбур (илл. 6, 7).
Илл. 6 Илл. 7
В 2008 году Покровской церкви исполнилось 100 лет. По словам одной из местных жительниц, после того как был упразднён располагавшийся в ней сельский клуб, миссионерами из ближайшего городка Чарска была сделана попытка в бывшем православном храме обустроить католический приход.
В июне 2003 года храм был подожжен одним из местных жителей. Произошло это трагическое событие как раз на 100-летний юбилей села. В пламени огня погибло все, что могло гореть. Большая часть уцелевших металлических деталей - оконных решеток, дверных шарниров, после пожара была выломана из стен и сдана на переплавку. Эта же участь постигла и старинные кованые двери.
Сохранились лишь обугленные сверху, открытые пагубному воздействию осадков и степных ветров стены, все еще поражающие своей красотой, благородством пропорций, великолепной кирпичной кладкой. Покровский храм в Каражале – самый красивый из сохранившихся сельских православных культовых памятников Восточного Казахстана. К сожалению, то, что не было подвержено губительной силе огня, продолжает разрушаться рукой человека. Несмотря на то, что в мае 2008 года храм вошёл в список объектов, представляющих особую культурную ценность Республики Казахстан, очень скоро он может быть утрачен навсегда.
Автором настоящей статьи проводятся многолетние (с 1990 года) полевые исследования, наблюдения изменения состояния каражальского Покровского храма, проделана работа по внесению его в списки охраняемых памятников архитектуры.
Литература и источники
- Б.Г.Герасимов. Старинные церкви Семипалатинской области.// Избранные труды. Факсимильное издание. Усть-Каменогорск. Шыгыс Баспа, 2000г., 335 стр.
- Г.П.Гунн. Каргопольский озерный край. М.: "Искусство", 1984г. 184 стр.
- В.А.Алексеев. Иллюзии и догмы. М.: Политиздат, 1991г., 400 стр.
- Государственный Архив Восточно-Казахстанской области (ГАВКО) Ф.1, Оп.1, Д.14, Св.2, Л.117 об. – 118.
- Центр Документации Новейшей Истории (ЦДНИ) г. Семипалатинска. Ф.74, Оп.1, Д.208, Л. 2, 3а, 3, 4, 5.
Иллюстрации:
1. Покровский храм села Покровского (Каражал). Реконструкция автора.
2. Покровский храм. Вид с юго-восточной стороны. Фото автора, 2006 г.
3. Покровский храм. Притвор и часть трапезной. Фото автора, 2007 г.
4. Покровский храм. Западный портал. Фото автора, 2007 г.
5. Покровский собор города Усть-Каменогорска (1885-1888 гг., разрушен в 1936 г.). Фото из фондов Восточно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея.
6. Покровский храм. Вид с северо-восточной стороны. Фото автора, 1990 г.
7. Покровский храм. Вид с южной стороны до пожара. Фото автора, 1990 г.
Опубликовано: Вестник Университета Кайнар. № 4/2(75), Алматы, 2009. - С. 37 – 40.
[1] В 1997 году происходило укрупнение районов и областей Республики Казахстан. Семипалатинская область вошла в состав Восточно-Казахстанской с центром в Усть-Каменогорске. Чарский район, куда относилась Покровка (совр. Каражал), вошел в состав Жарминского района с центром в селе Георгиевка.
[2] В настоящее время перечисленные населенные пункты переименованы следующим образом:
а) п. Георгиевский – с. Георгиевка (Центр Жарминского района) – Калбатау
б) п. Таврический – с. Таврическое (бывш. центр одноименного района)
в) п. Покровский – с. Покровка (сов.) – аул Каражал (Жарминский р-н.)
г) с. Митрофаниевское – с. Митрофановка (Уланский р-н.)
д) с. Троицкое – аул Салкынтобе (Жарминский р-н.)
е) с. Вознесенское – с. Вознесеновка сов.) – аул Бирлик (Жарминский р-н.)
ж) с. Велико-Дмитриевское – с. Пролетарка (Уланский р-н.)
з) с. Михайло-Архангельское – с. Ленинка (Уланский р-н.)
и) п. Мариинский – с. Мариновка (сов.) – аул Былкылдак (Жарминский р-н.)
< Предыдущая | Следующая > |
---|