© Ларионов М.М.
ДЕРЕВЯННОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ЦЕРКОВНОЕ ЗОДЧЕСТВО
ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТАНА В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Практически одновременно с возникновением первых русских поселений (крепостей, фортов и т.д.), на территории современного Восточного Казахстана стали появляться и духовные очаги православия – храмы, первоначально, как правило, деревянные. Позднее, по мере необходимости, они заменялись кирпичными (каменными) сооружениями.
В частности, в крепости Семипалатинской (Семиполатной), основанной в 1718 году, «…была построена небольшая деревянная церковь во имя Св. Антония и Феодосия Печерских, впоследствии сгоревшая…» [1]. В Усть-Каменогорской крепости «…около сороковых годов XVIII столетия… появляется…деревянная церковь. … Церковь была небольшая, с отдельной колокольней и крытая берестой…» [2].
В 1720 году был основан Ульбинский форпост, в том месте, где река Ульба впадает в Иртыш. «Одновременно с основанием форпоста, в нем была заложена и деревянная церковь, впоследствии сгоревшая со всеми в ней документами. На месте сгоревшей была выстроена вторая деревянная церковь, которая также сгорела со всеми актами в 1809 году…» [3].
Неизвестен год построения первой деревянной церкви поселка Железинского, но в феврале 1765 года она уже сгорела, и новый деревянный храм, построенный в 1767 году, был освящен протоиереем Петром Федоровичем 22 мая 1772 года во имя Всемилостивого Спаса [4].
14 июля 1796 года была заложена, а 27 сентября освящена Великомученице-Екатерининская церковь Бухтарминской крепости, основанной в 1781 году. Церковь строилась «…стараниями Корпуснаго Командира Шрандмана… В виду ветхости была в 1863 году перестроена по старому плану казачьим полковником Шайтановым…» [5].
Необходимо отметить тот факт, что история перечисленных выше храмов оказалась недолговечной и носила характер временных сооружений, вплоть до замены их на более вместительные и прочные по материалу здания, за исключением разве что Бухтарминской Екатерининской церкви. Интересно, что в большинстве случаев, менялось и первоначальное название культовых сооружений. Так, например, новая кирпичная церковь в Усть-Каменогорске, строившаяся с 1789 по 809 годы, освященная в 1810 году, именовалась по главному престолу Троицкой, в то время как прежние две церкви (40х гг. XVIII века и 1775 г.) последовательно были освящены в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Память о первых храмах увековечивалась посредством наличия боковых приделов у каменного здания, один из которых именовался Иоанно-Богословским [6].
Аналогичный пример можно привести в отношении Семипалатинска, где один из приделов крупнейшего в Прииртышье храма – Знаменского собора, сооруженного в 1777-1782гг, то есть уже после переноса крепости на новое место (1776 г.), был освящен в честь Антония и Феодосия Печерских, в память о первой, несохранившейся церкви [7].
В поселке Железинском, после окончания строительства нового кирпичного трехпрестольного храма, старое название деревянной церкви исчезает вовсе. Главный престол храма, возведенного с 1786 по1801 годы теперь был освящен в честь Св. Троицы, а боковые приделы в честь Казанской Иконы Божией Матери и Святителя и Чудотворца Николая [8].
Кирпичная, однопрестольная Никольская церковь станицы Убинской, построенная в 1814 году, сохранила название своих двух, последовательно сгоревших предшественниц [9].
Таким образом, сыграв свою роль в распространении православия в Казахстанском Прииртышье, первые деревянные храмы, за исключением Великомученице-Екатерининской Бухтарминской церкви, просуществовавшей вплоть до Советского времени, ушли в небытие, замененные кирпичными зданиями.
Тем не менее, период с 1720 до 1796 года, можно выделить хронологически как первый, ранний этап в истории появлении и развитии деревянного церковного зодчества Восточного Казахстана.
Второй этап характеризуется сравнительно масштабными (в плане численности, и, отчасти, качественности зданий) строительством как кирпичных, так и деревянных православных церквей, чему способствовали рост городов и сельских поселений, а вместе с этим, возникновение потребности в скорейшем, и, как можно более качественном удовлетворении духовных нужд населения. Хронологически этот этап охватывает период с конца XIX века – вплоть до окончания гражданской войны на территории Казахстана, т.е. начала 1920 года.
Церковные деревянные сооружения этого периода можно разделить на два основных типа: храмы, выполненные в соответствии ко всем каноническим нормам (их иногда называют «типовыми»), а также т.н. «молитвенные дома», т.е. сооружения, предназначенные для совершения богослужений по всем правилам, но внешний облик которых не особенно выделялся среди окружающей гражданской застройки. Молитвенные дома предполагались как временные, вплоть до замены на «типовые» культовые постройки, но в силу сложившихся обстоятельств (установление богоборческой, по сути, советской власти) в своем большинстве таковыми и оставались до массового их уничтожения в конце 20-х – начале 30-х гг. XX века.
В настоящее время, на территории Восточного Казахстана уцелело лишь два, более или менее сохранившихся образца молитвенных домов. Это, во-первых, Покровский храм села Самарское Кокпектинского района, и, во-вторых, Алексеевская церковь села Алексеевка (ныне Теректы) Курчумского района.
Они интересны тем, что сохранили во внешнем облике некоторые черты культовых сооружений (алтарная апсида, планировка и т.д.), до сих пор выделяющие их из окружающей среды. Оба здания, приспособлены под гражданские нужды. Вместе с этим, здания много потеряли во внешнем облике, после того, как из стены снаружи были обложены уродующим их белым силикатным кирпичом. В этой связи изначальная деревянная фактура почти полностью перестала просматриваться. Следует также добавить, что произошли значительные изменения во внутренней планировке этих церквей. Оба памятника построены в начале XX века на казенные средства. Точно известна дата освящения лишь одной из них – Алексеевской, произошло это событие в 1912 году [10].
Так называемые «типовые» культовые церкви имели множество схожих черт с аналогичными кирпичными сооружениями.
Это выражалось главным образом, идентичностью планов, повторением архитектурных приемов, присущих их кирпичным «собратьям», исключая ряд деталей, обусловленных возможностями материала. Разновеликие по объему и функциональному назначению, части большинства исследованных храмов как бы «нанизывались» на единую «ось» (с запада на восток: притвор и колокольней, т.н. трапезная, основной объем, алтарная апсида).
В свою очередь, «типовые» храмы также как и деревянные храмы, подразделялись в целом на две основные группы. Основной объем первой условной группы завершался низким, едва заметным восьмериком, грани которого соответствовали граням полусферических куполов, сходившихся к небольшой, двух-, трехступенчатой платформе для барабанов, иногда граненных, иногда цилиндрической формы. Вершиной композиции основного объема являлись: двухступенчатый карниз и луковичная главка с крестом. Колокольни храмов этого типа устраивались непосредственно на объем притвора и представляли собой вытянутый восьмерик с четырьмя проемами, завершенный шатром с небольшой луковичной главкой.
В ряде случаев (например, несохранившаяся Успенская церковь в с. Тарханка Глубоковского района), храмы этого типа имели массивные входные группы в виде трех тамбуров с двухскатным покрытием, из которых северный и южный украшались небольшими главками. Остается невыясненным – имелись ли в этих случаях главки над алтарными выступами. Все храмы этого типа были однопрестольными.
К числу первого типа деревянных храмов относились такие, как: уже упомянутая Тарханская церковь Успения, Богородице-Рождественская церковь села Георгиевка Жарминского района, Михайло-Архангельская церковь одноименного села (ныне Ленинка), а также Покровская церковь села Верх-Убинского. (Здесь интересно отметить, что православный храм стоял в центре старообрядческой Лосихи, где были и свои молельни разных толков – поповцев и беспоповцев, отделенной от казачьего поселка Верхубинского небольшой речкой. В настоящее время – единое село Верх-Уба – авт.).
При завершении краткого обзора этой группы храмов, следует добавить, что, к сожалению, почти все они погибли в разное время. В изувеченном виде до нас дошла лишь Богородице-Рождественская церковь в Георгиевке, построенная в 1906 году на средства полковника Елагина [11], лишенная своих вертикальных завершений и превращенная в краеведческий музей.
Отличительной чертой второй условной группы деревянных церквей Восточного Казахстана является наличие массивных кубических объемов, украшенных не только фигурными оконными проемами, но и люкарнами. Восьмерики здесь гораздо мощнее, чем в первой группе, они являются важными дополнением композиции. Шатровое завершение восьмериков несколько приплюснутое, зато, и это еще одно отличие, увенчано мощным барабаном с тяжелой главой, в одних случаях луковичной, в других граненной. Колокольни таких церквей вполне городских, «столичных» масштабов: они имеют два-три яруса и завершены легким восьмериком с проемом на каждой грани, вытянутым шатром с луковичной главкой. Наиболее ярким примером этого типа храмов является Покровская церковь станицы Алтайской (ныне село Катон-Карагай, одноименного района). Правда, судить о ее былом величии можно только с помощью сохранившегося проекта храма, хранящегося в фондах ВКМЗ в Усть-Каменогорске [12]. Сохранился лишь остов бывшей церкви. Утрачена колокольня и купола, разобрана алтарная часть. Произошла внутренняя перепланировка здания в процессе приспособления его под школу, появились новые оконные проемы, заложены прежние. Ныне здание освобождено от позднейших пристроек, однако состояние его печально: пустые оконные проемы, утрата железного покрытия и полового настила – вот далеко не полный перечень последствий брошенности и запустения. Но, при всем этом, Покровская церковь – единственное уцелевшее культовое здание этого типа. Погибли такие его прекрасные образцы, как Александро-Невская церковь в городе Зайсане, Великомученице-Екатерининская церковь села Таврического и другие.
Разумеется, известное по различным источникам количество деревянных храмов, некогда украшавших города и села нынешнего Восточного Казахстана, не ограничивалось упомянутыми в статье. Вне настоящего краткого обзора остались такие, например, церкви, как: Никольский храм села Канонерки Бескарагайского района, Троицкая церковь Большой Владимировки – центра того же района, совсем недавно погибший окончательно Петро-Павловский храм в Малой Владимировке, Михайло-Архангельская церковь в Казнаковке Кокпектинского района, Князе-Владимирская в Больше-Нарымском и многие другие. На сегодняшний день не удалось обнаружить их фотографий, а следовательно, и изучить их архитектурные достоинства, должным образом классифицировать.
Следует добавить, что помимо деревянных храмов, характеристика внешних форм которых соответствует предложенной классификации, в Восточном Казахстане имелись культовые сооружения, обладавшие в рамках данной географической ограниченности, индивидуальными чертами. Так, например Трехсвятительский храм Усть-Каменогорска, построенный в 1906 году на средства церковно-приходского попечительства [13], имел довольно выраженные черты украинской церковной строительной традиции. Это объясняется тем, что Заульбинская слобода, в центре которой он возвышался до 1940 года [14], была основана выходцами из Малороссии [15].
Судя по сохранившимся остаткам Никольской церкви в Большой Букони Кокпектинского района, построенной в 1907 году на средства Киргизской Духовной Миссии [16], этот храм также отличался определенным своеобразием, о котором теперь сложно судить.
В заключении хотелось бы добавить, что из более чем сотни кирпичных и деревянных церковных сооружений, еще до конца20-х – начала 30-х годов XX века украшавшие землю Восточного Казахстана (в его современных границах), к началу XXI века, в том или ином виде (т.е. от жалких руин до действующих церквей) уцелело лишь семнадцать (17) храмов. Деревянных же среди этого скромного числа и того меньше – всего пять (5) зданий [17].
Таким образом, этот интересный пласт в истории православия в крае, практически находится на грани полного исчезновения. В течении десятилетий уничтожаемый, уродуемый, затопляемый на дне новообразованных водохранилищ, он все еще жив, требует исключительно бережного отношения и ждет дальнейшего скрупулезного исследования.
Литература и источники
- Б.Г.Герасимов. Старинные церкви Семипалатинской области //Избранные труды: факсимильное издание. Усть-Каменогорск, 2000. – 335с. Стр.123
- Там же. Стр. 136.
- Там же. Стр. 168.
- Там же. Стр. 156-158.
- Там же. Стр. 163.
- Там же. Стр. 135-139.
- Там же. Стр. 124-125.
- Там же. Стр. 156-161, 179.
- Там же. Стр. 168-169, 178.
- Там же. Стр. 181.
- Там же. Стр. 180.
- Усть-Каменогорск. Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник (ВКМЗ). ГИК 20-6843
- Б.Г.Герасимов. Старинные церкви Семипалатинской области //Избранные труды: факсимильное издание. Усть-Каменогорск, 2000. – 335с. Стр.179
- Иеромонах Иустин (Ларионов). Покровский храм: история и современность//Православие в архитектуре и истории Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск. 2006. 128 с. Стр. 15-16.
- Н.В. Алексеенко. Усть-Каменогорск и устькаменогорцы. Усть-Каменогорск. 1995. 77с. Стр. 47.
- Б.Г.Герасимов. Старинные церкви Семипалатинской области//Избранные труды: факсимильное издание. Усть-Каменогорск, 2000. – 335с. Стр. 181.
- Иеромонах Иустин (Ларионов). Православие в архитектуре и истории Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск. 2006. 128с. Стр.103-111.
Опубликовано: Образование и наука на пути из XX в XXI век: проблемы и пути развития. Материалы международной научной конференции 10-12 апреля 2007 года. Часть I. Алматы, 2007.- С.141-146.