© Ларионов М.М.
ПРАВОСЛАВНОЕ ЦЕРКОВНОЕ ЗОДЧЕСТВО ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮЖНОЙ ЧАСТИ ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТАНА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ.
Со времени вхождения территории Восточной части Казахстана в состав Российской империи, в начале XVIII века, здесь начинается активное строительство крепостей и форпостов, на базе которых стали образовываться города и селения, где сооружались невиданные ранее здесь культовые и гражданские здания. Вплоть до конца ХХ века строительная деятельность осуществлялась в рамках нынешней области в основном в Прииртышье – городах Семипалатинске, Усть-Каменогорске и некоторых других населенных пунктах.
В конце XIX – начале ХХ века центральные и южные районы Казахстана заселяются переселенцами из западных областей Российской империи: Малороссии, Белоруссии, ряда центральных губерний. Появляются компактные переселенческие районы со множеством поселений, главными украшениями которых являлись православные храмы, в настоящее время, в большинстве своём утраченные или находящиеся в полуразрушенном виде. На сегодняшний день, они, по разным причинам, практически не изучены и лишены какой бы то ни было охраны, отсутствие которой может привести, в ближайшее время, к утрате интереснейшего пласта в архитектурном наследии Восточного Казахстана – православного зодчества, достигшего наивысшего взлета в предреволюционный период.
В начале 1914 года на территории Семипалатинской области (в дореволюционных границах) насчитывалось 77 православных соборов[1], церквей и молитвенных домов, а также один женский монастырь под Семипалатинском [2]. Впоследствии их количество увеличилось, и продолжало расти вплоть до 1917 года.
Все православные храмы центральной и южной части нынешнего Восточного Казахстана (кроме Аягуза, входившего в состав Семиреченской области) объединялись в административном отношении благочинием [3] Усть-Каменогорских городский и уездных церквей. До 1920 года благочинным являлся настоятель Усть-Каменогорского Покровского собора протоиерей [4] Александр Владимирович Дагаев [5]. Всего к 1914 году насчитывалось 29 храмов Устькаменогорского благочиния [6].
Материал для сооружения церквей использовался самый разнообразный: кирпич, дерево, саман, камень-плитняк. Всё зависело от наличия средств заказчика – прихода или иного благотворителя. В ряде населенных пунктов функционировали так называемые молитвенные дома – то есть помещения, где по всем каноническим нормам совершались богослужения священником-настоятелем, но не имевшие типового, для православного храма, внешнего облика.
Молитвенные дома Усть-Каменогорского благочиния были следующие: приписной к Батинской Никольской церкви Чистоярский молитвенный дом, в пос. Орловском, Покровский в селе Самарском, сёлах Дарственном и Успенском [7]. Со временем предполагалось заменить молитвенные дома на типовые храмы.
Большинство типовых церквей подразделялось на два вида: кирпичные (каменные) и деревянные, хотя, имели место и саманные сооружения, как например церковь в селе Троицком (совр. Салкынтобе). И кирпичные и деревянные храмы в архитектурном отношении были достаточно однотипны. Кирпичные сооружались в так называемом «епархиальном» стиле [8], примером которого могут служить Покровский собор Усть-Каменогорска, церковь Петра и Павла в Митрофановке, храм в селе Покровка (совр. Каражал). Возможно, были и другие образцы этого стиля, но сейчас судить об этом трудно. За годы существования Советской власти большинство культовых сооружений было утрачено, а документальные источники крайне скудны. В связи с этим затруднены попытки реконструкции [9] утраченных деталей сохранившихся церковных построек.
Архитектурный облик деревянных храмов, также не отличался большим разнообразием. Близкие по внешнему виду храмы были сооружены в Зайсане, селе Георгиевском [10], селе Михайло-Архангельском [11] и некоторых других населенных пунктах. В настоящее время из деревянных храмов бывшего благочиния Усть-Каменогорских городских и уездных церквей, сохранился лишь один – лишенная своих вертикальных завершений Богородице – Рождественская церковь села Георгиевка. Все остальные деревянные церкви были разобраны в советское время.
Церковь Рождества Богородицы [12] была построена в 1906 году, на средства полковника А.В. Елагина и Переселенческого Управления [13]. Штат служителей храма состоял, как и в большинстве сельских приходов, из двух человек: священника и псаломщика. В 1914 году настоятелем был священник Василий Пешехонов, впоследствии переведённый в Покровский собор Усть-Каменогорска, где проживал в церковном доме на углу Троицкой улицы и Базарного переулка (К.Либкнехта 37, Тохтарова 57). Вакансию псаломщика занимал диакон Григорий Ляжко [14]. С церковью Георгиевки связано имя ещё одного известного в дореволюционном Усть-Каменогорске священника – иерея Зиновия Евстафьевича Сутормина. Отец Зиновий, служивший диаконом в Воскресенской Казачей церкви Семипалатинска, 11 июля 1911 года был рукоположен в священники к Никольской церкви села Верх-Ульбинского [15] Змеиногорского уезда. При нем церковь была достроена и освящена 30 июня 1913 года [16]. В 1919 году иерей Зиновий служит настоятелем Богородице-Рождественской церкви в Георгиевке. В 1920 году, будучи в гостях у старшего сына в Шемонаихе был схвачен красноармейцами и казнён через усечение головы топором. Причислен к лицу Святых Русской Православной Церкви [17]. Сохранившиеся части здания, в Советское время были обшиты тёсом. В церкви располагался местный краеведческий музей. В настоящее время здание пустует, окна заколочены.
В плане, храм в Георгиевке идентичен такого же рода кирпичным сооружениям – на одну ось «нанизаны» разновеликие его части: притвор, трапезная, основной объем и двухсоставная алтарная часть.
В школьном музее села Ленинка, хранится фотография, где запечатлен приспособленный под спортзал храм Архангела Михаила, по своим размерам и архитектурному облику аналогичный церкви в Георгиевке. Вероятно, последняя строилась по уже существовавшему образцу в селе Михайло-Архангельском, поскольку строительство этого храма осуществлялось с 1901 по 1904 год. Средства для этого были предоставлены церковно-приходским попечительством города Усть-Каменогорска [18]. Помимо заботы о строительстве церкви, существовала близкая степень родства между семьями священнослужителей Михайло-Архангельского и Усть-Каменогорска. Настоятель этой сельской церкви Алексей Порфирьевич Подойников был зятем протоиерея Александра Дагаева, женатый на его старшей дочери Евфалии Владимировне. Впоследствии сын отца Александра Михаил, служил в Михайло-Архангелском приходе в качестве диакона [19]. Усть-Каменогорская часть семьи Дагаевых часто приезжала в Михайло-Архангельское на отдых. В 1929 году церковь была закрыта. В этом же году в целом по области было закрыто 78 церквей и мечетей[20]. Храм приспосабливался под различные нужды, перед окончательным сносом являлся спортзалом местной школы. В настоящее время на месте церкви автомобильная дорога. От дома для священника и приходской школы остался лишь фундамент.
В нескольких километрах от Георгиевки находится небольшое село Каражал (Покровка). Оно было основано в 1903 году. Входило в состав Георгиевской волости Семипалатинской области[21]. Население состояло преимущественно из малороссов, уроженцев западных областей Российской империи. В настоящее время число жителей невелико: по словам местных жителей 157 человек, в основном казахи. Из этого числа потомков первых переселенцев не больше 35-37 человек.
В начале ХХ века Покровка – крупное село, где практически сразу после его основания строится храм, утверждается штат церковного причта [22], состоящий из священника и псаломщика. Известны имена служителей начала века. Обязанности настоятеля исполнял священник Андрей Турхан, псаломщика – некто Бабанов [23].
Отец Андрей, помимо Покровского прихода [24], духовно окормлял прихожан приписной Вознесенской церкви в селе Вознесенском [25].
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы строилась с 1907 по 1908 год на частные пожертвования прихожан [26]. С Усть-Каменогорским городским собором этот храм связан не только общим названием. Строители сельской церкви применяли те же приёмы в работе, использовали в качестве образца архитектурные формы Покровского собора, построенного в конце XIX века к празднованию 900-летия Крещения Руси (1885-1988 г.г.) [27]. При этом учитывались и местные особенности. Во-первых, масштаб здания. Не было необходимости строить большое сооружение. Поэтому церковь получилась миниатюрной, по-домашнему уютной. Другим отличием было решение цветовой гаммы стен. Побелённая штукатурка Покровского собора подчеркивала его монументальность. В Покровке, церковь была построена из красновато-охристого кирпича, без всякой штукатурки. Напротив, имелось в виду, что образцовая кирпичная кладка станет сама по себе дополнительным элементом декора внешней части здания[28]. Насколько это удалось, мы можем судить по сохранившемуся остову церкви.
Третье, в чем наблюдается схожесть и различие – архитектурные элементы оформления оконных проёмов. В Усть-Каменогорском соборе это утонченные линии кокошников, венчающих полуциркульное завершение окон, а также ненавязчивый рельеф стен. В Покровской церкви, те же детали осмысленны совсем по иному. Подчёркнутая несоразмерность величин окон и сандриков-кокошников [29], несомасштабных зданию. Но именно это и создает впечатление чуда. Вообще весь этот сельский храм как маленькая дивная шкатулка, изузоренная рукой искусного мастера [30]. Особое очарование северному и южному фасадам придавали люкарны [28], ныне не сохранившиеся. Они почти полностью были разобраны, когда храм приспосабливали под клуб.
Покровская церковь была закрыта в 1929 году [31]. После этого были снесены колокольня над притвором [32], главный купол и башенка с луковичной главкой над алтарем [33]. В советский период церковь использовалась в качестве клуба. После развала СССР оказалась заброшенной. В год столетия села, т.е. в июне 2003 года была подожжена. В результате пожара погибло практически все кроме стен, которым грозит окончательное разрушение, если не предпринимать срочных мер по спасению этого шедевра архитектуры.
Приписной к Покровской церкви храм в селе Вознесеновка полностью разрушен, и на его месте также как и в Ленинке проложена автотрасса, сооружена автобусная остановка.
В непосредственной близости от Каражала (Покровки) находится село Салкынтобе – бывшее Троицкое, где находился храм, построенный из самана. Находился, ибо зданием уже не назовёшь остатки фундамента и фрагменты разваливающихся стен. Этим селом ограничивается список населенных пунктов данного, переселенческого в прошлом района, замечательного хотя бы тем, что в ряде сёл сохранились памятники православного церковного зодчества.
В этом смысле гораздо хуже обстоят дела в другом бывшем переселенческом оазисе – территории нынешнего Кокпектинского района.
Его центром является село Кокпекты – бывший город потерявший этот статус в советское время. Возникли Кокпекты в I-ой пол. XIX века. В 1836 году поселение получает статус станицы. В 1844 году состоялось открытие Кокпектинского Внешнего Округа с Приказом, являвшимися органом суда и полиции в степи[34].
«… Появление в зарубежной степи русского оседлого пункта – Кокпектов, поставило на очередь вопрос о лучшем удовлетворении религиозно-нравственных потребностей православного населения… Ближайшей приходской церковью к Кокпектам являлась Усть-Каменогорская крепостная Троицкая церковь, причт которой периодически наезжал к кокпектинцам… Архиепископ Тобольский и Сибирский Георгий предложил Усть-Каменогорскому благочинному протоиерею Иоанну Тутолмину расположить кокпектинцев к построению собственной церкви.. Так поднялся вопрос о построении в Кокпектах храма, который и был воздвигнут в 1854 г. Позднее кокбектинцы получили самостоятельный причт» [35].
Кокпектинская церковь получила название Великомученика Георгия Победоносца. Построена она была в 1854-1865 годах на средства Войскового (казачьего – авт.) Хозяйственного Управления и прихожан [36]. Причт состоял из священника и псаломщика. Известно имя одного из настоятелей – священник Григорий Осипов [37].
Из других церковных построек Кокпектинского района можно назвать храм Великомученика Пантелеимона в поселке Преображенском являвшийся центром Буконского стана Киргизской Духовной Миссии (разрушена), Покровский молитвенный дом в селе Самарском, Троицкую кирпичную церковь села Мариинского (ныне Былкылдак – от храма не осталось и следа), несохранившуюся деревянную церковь Архангела Михаила в Казнаковке, храм в селе Большая Буконь и др. Сохранились лишь молитвенный дом в Самарском и сильно обветшалая неказистая церковь в Большой Букони. Все остальные погибли в советское время, в том числе и Георгиевский храм в Кокпектах на месте которого выстроили дом культуры, обращенный теперь в мечеть. Приходская жизнь возрождена лишь в селе Самарское, где в здании бывшей библиотеки расположен Покровский храм.
В Южных районах Восточного Казахстана (исключая неисследованный автором Урджарский район, где в самом Урджаре существует действующая православная церковь), сохранилось только два памятника православного церковного зодчества – в городах Зайсане и Аягузе.
Дореволюционный Зайсан обладал двумя храмами. Это деревянная Александро-Невская церковь, построенная в 1872 году «… старанием артиллерийского подполковника Н.А. Герасимова при помощи военного штаба и частных жертвователей…»[38], а также кирпичный Никольский (военный) собор, построенный в 1905 году «… на средства военного Министерства по предложению б. министра Куропаткина…»[39].
Александро-Невская церковь до нашего времени не сохранилась, и на её месте находится жилой дом. Никольский собор давно закрыт и превращен в клуб Зайсанской Погранчасти. Собор относился к военно-морскому ведомству и поэтому не входил в состав епархии. В конце XIX – начале XX веков на огромном пространстве Южной Сибири, Казахстана и Средней Азии строятся типовые военные церкви, как правило, в пунктах размещения крупных воинских подразделений, к числу которых относился, да и теперь относится Зайсан. Обычно церковь, занимавшая центр обширной площади была окружена постройками казарменного типа. В архитектурном отношении эти храмы практически не отличались друг от друга. В качестве примеров можно привести следующие храмы: Церковь Архистратига Михаила в городе Ош (Кыргызстан) [40]., Алексеевская церковь города Термеза [41], Никольский собор в Барнауле (Россия). Братом–близнецом этих культовых построек был и Зайсанский Никольский собор. Это прямоугольное в плане здание с выступающей на восток алтарной частью. Стены церкви по сей день украшают рельефные наличники с полуциркульным завершением. К сожалению, давно утрачены: купол над алтарной частью, представлявший из себя восьмерик с луковичным, двухсоставным завершением, а также изящная шатровая колокольня в западной части собора. Украшения интерьера полностью утрачены. Внутреннее пространство здания собора подвергалось перепланировке (восточная часть). Некогда краснокирпичные фасады церкви ныне густо оштукатурены, причем в ущерб рельефным украшениям. В некоторых случаях изменены в сторону уменьшения оконные проемы. Неизменным остаётся лишь принадлежность Никольского собора военным. В казармах царского времени по прежнему квартируются солдаты, а в церкви устроен гарнизонный клуб.
В 2001 году в Зайсане была построена новая православная церковь, освещенная во имя Александра Невского. Таким образом, храм с таким названием существует вновь, несмотря на свои, в некоторой степени, сомнительные архитектурные достоинства. Эта церковь является на сегодняшний день почти единственным на юге области действующим православным храмом, если не считать приход в Урджаре. В переселенческих сёлах: Алексеевка, Дарственное, Буран и других, здания бывших церквей не сохранились и сведения о них сводятся лишь к общим перечням и штатному составу служителей приходов.
К числу сохранившихся дореволюционных церквей относится и храм в пос. Сергиополь близ Аягуза. Строился он из жженого кирпича, который изготовлялся на кирпичном заводике в трех верстах от города. [42]. Время строительства этой церкви – конец 50-х гг. XIX века. Об этом свидетельствует П.П. Семёнов-Тянь-Шанский, бывавший в Аягузе в 1856 и 1857 годах. В частности он пишет в книге «Путешествие в Тянь-Шань»: «…Построен он (Аягуз) был на одном берегу, более низком берегу ничтожной речки, везде переходимой вброд, и состоял из глиняного укрепления с бастионами и куртинами, которое уже развалилось, и внутри которого помещались кое-какие казенные здания (казармы, больница и недостроенная еще кирпичная церковь)…» [43].
В настоящее время часть старого Сергиополя существует как город – районный центр, с наиболее ранним названием – Аягуз. Территория бывшей крепости и казачья станица при ней сохраняют название полученное в 1860 году – Сергиополь. На территории крепости расположена военная часть. Бывший храм, как и в Зайсане находится на её территории, но используется не как клуб, а в качестве спортивного зала [44].
Как и во всех других случаях, церковь лишена своих вертикальных завершений. Архитектурный облик существующей постройки достаточно строг и лаконичен. Стены почти лишены декора. Карнизы, плоские пилястры [45], незамысловатые капители [46] и треугольный декор над прямоугольными оконными проёмами и нишами в алтарной части, над северными и южными вратами (южный дверной проём полностью заложен).
Подлинное железное покрытие сохранено лишь над алтарем. Конструкция крыши остальной части здания под шифером. Визуально, внешне церковь разделяется на три части: алтарь, основная часть и трапезная. Внутри трапезной выделяется притвор с отделением для лестницы на несуществующую ныне колокольню. Центральная часть храма немного выступает из общего ряда, что делает здание крестообразным.
В случае восстановления утраченных деталей, а главное цветовой гаммы наружной части стен, церковь Сергиополя могла бы стать одним из интереснейших объектов небогатого архитектурным наследием Аягузского района, где в настоящее время православные приходы отсутствуют.
Следует подчеркнуть, что в прошлом Аягуз входил в состав Семиреченской области, поэтому строительные и архитектурные приёмы здесь были несколько иные. Кроме того, в этой же связи, церковь Сергиополя – единственная из упомянутых в статье не входила в состав благочиния протоирея Александра Владимировича Дагаева.
Примечания к статье
«Православное церковное зодчество центральной и южной части Восточного Казахстана конца XIX – начала XX веков».
- Собор – главный храм города, в котором имеется несколько других храмов. Кафедральный собор – храм, в котором проводит богослужение архиерей данной епархии.
- Адрес – календарь Семипалатинской области. г. Семипалатинск, 1914 год. Стр. 68-76.
- Благочиние, Благочиннический округ – административное объединение ряда приходов, наряду с другими составляющее епархию – церковную область, возглавляемую епископом. Благочиние возглавляет назначенный епископом священник-благочинный.
- Протоиерей – старший священник. Иерей – священник.
- Адрес – календарь Семипалатинской области г. Семипалатинск 1914 год стр. 72-74.
- Там же стр. 72-74.
- Там же стр. 72-74.
- Г.П. ГУНН. Каргопольский озерный край. Москва, «Искусство, 1984 г., стр. 30-31.
- Реконструкция – воссоздание первоначального облика произведения архитектуры, скульптуры, искусства, выполненное в рисунке, чертеже, на модели. Нередко реконструкция осуществляется посредством описания.
Реконструкция выполняется на основании изучения сохранившихся фрагментов памятника, литературных источников и документов, изобразительного материала и другой исследовательской работы. Научная реконструкция, как правило, предшествует реставрационной работе.
10. В настоящее время административный центр Жарминского района.
11. В настоящее время село Ленинка Уланского района.
12. Адрес – календарь Семипалатинской области г. Семипалатинск. 1914 год. Стр. 72.
13. Б. Герасимов. Избранные труды, факсимильное издание. Усть-Каменогорск. Шыгыс-Баспа 2000 год. // «Старинные церкви Семипалатинской области» стр. 180.
14. Адрес – Календарь Семипалатинской области. г. Семипалатинск. 1914 год. Стр. 72.
15. ныне п. Согра г. Усть-Каменогорска.
16. Никольская церковь в Согре была разобрана местными жителями на кирпич весной 2000 года.
17. Журнал «Свет Православия в Казахстане» издание Алматинской епархии 2002 г. № 7(92) стр. 5-6.
18. Б.Г. Герасимов. Избранные труды. Факсимильное издание. Усть-Каменогорск. Шыгыс-Баспа 2000 год. И «Старинные церкви Семипалатинской области». Стр. 180.
19. Материалы к выставке «Покровский храм. История и современность» /одноименная статья Ларионова М.М./.
20. Семипалатинск. ЦДНИ. Ф.74, оп.1, д.208, листы –2, 3а, 3, 4,5.
21. Адрес – календарь Семипалатинской области. г. Семипалатинск. 1914 г. стр. 43-44.
22. Причт – персонал священнослужителей (священники и диаконы) и церковнослужителей (псаломщики, дьячки, чтецы и т.д.) при православном храме. Причт обычно утверждается епископом (архиерей) по ходатайству прихожан при наличии финансовых возможностей для его содержания за счет верующих. Количественный состав причта, как правило, зависит от числа прихожан.
23. там же стр. 73
24. Приход – низший самоуправляющий церковный округ, имеющий свою церковь с причтом для совершения службы. Центр прихода – приходская церковь. Границы прихода определяются по территориальному признаку.
25. Адрес – календарь Семипалатинской области. г.Семипалатинск. 1914 г. стр. 73
26. Б.Г. Герасимов. Избранные труды. Факсимильное издание. Усть-Каменогорск. Шыгыс-Баспа 2000 год. // «Старинные церкви Семипалатинской области» стр.180.
27. там же стр. 179.
28. Декор (лат. – украшаю) – система украшения архитектурного сооружения или предмета. Элементы декора, как правила, не имеют конструктивного назначения, предназначены исключительно для формирования образа, например, окраска, живописный или лепной орнамент, обрамление и т.д. Декор способен вносить в композицию присущий лишь ему ритм, колорит, масштаб, подчеркивать общий художественный замысел.
29. Сандрик – небольшой карниз над окном или дверью.
30. Люкарна (франц.) – оконный проём круглой, полукруглой, овальной формы. Люкарна служит источником света; играет также декоративную роль. Она обычно украшена снаружи наличниками, лепными обрамленьями.
31. Семипалатинск. ЦДНИ. Ф.74, оп. 1, д.208, листы 2,3а, 3,4,5.
32. Притвор (греч.) – входное помещение в виде закрытой галереи или открытого портика, которое служило в раннехристианских и средневековых храмах для размещения лиц, готовых принять христианство. Иначе притвор именуется нартексом.
33. Алтарь (от лат. – высокий жертвенник) – место для жертвоприношений, а также часть культового здания, где совершаются богослужения. Обычно это Восточная часть храма, приподнятая над полом на две – три ступени. В православных храмах отделяется от остальной части храма иконостасом. Нередко алтарем называют все восточное пространство (алтарное) церкви.
34. Б.Г. Герасимов. Избранные труды. Факсимильное издание. Усть-Каменогорск. Шыгыс-Баспа. 2000 г.// «Первые осёдлые засельщики Кокпектинского Округа»
стр. 84-85.
35. там же стр. 113-114.
36. там же // «Старинные церкви Семипалатинской области» стр.181.
37. Адрес – календарь Семипалатинской области. г. Семипалатинск. 1914 г. стр. 73.
38. Б.Г. Герасимов. Избранные труды. Факсимильное издание Усть-Каменогорск. Шыгыс-Баспа. 2000 г. // «Старинные церкви Семипалатинской области» стр.181.
39. там же стр. 181.
40. К Истории Христианства в Средней Азии. Сборник В.Д. Горячева, С.Я. Перегудова // «Христианские памятники Кыргызстана XIX – XX вв.» стр. 87-100. здесь же М.А. Юсупова // «Христианское зодчество Ферганской долины» (конец XIX – начало XX вв.) стр. 134-143.
41. там же М.А. Юсупова // Православные церкви Термеза» стр. 144-146
42. Ивлев Н.П. И оживают биографии: Записки краеведа. Алма-Ата: «Казахстан» 1983 год. Стр. 174.
43. Ивлев Н.П. Находки краеведа Алма-Ата, 1977 г. стр. 61
44. Материалы экспедиции на юг области летом 2003 г.
45. Пилястра – плоский прямоугольный выступ стены, обработанный в форме колонны с базой и капителью.
46. Капитель (от лат. – голова) – верхняя завершающая часть колонны или пилястры, на которую отпускается горизонтальное перекрытие.
Опубликовано: Региональная история в контексте мирового исторического процесса (2-ые Касымбаевские чтения). Материалы международной научно-практич. конференции Семипалатинский гос. Пединститут,14-16 дек. Семипалатинск, 2006 г. - С.428-435.