© Ларионов М.М., к.и.н.
ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
СЕЛА ВЕРХ-УБА ШЕМОНАИХИНСКОГО РАЙОНА
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ.
В настоящее время православные приходы казахстанского Прииртышья структурно объединены в Павлодарскую и Усть-Каменогорскую епархию Астанайско-Казахстанского Митрополичьего округа Русской Православной Церкви [1, с. 4-5], в состав которой входят две крупные административно-территориальные единицы Республики Казахстан – Павлодарская и Восточно-Казахстанская области. Восточный Казахстан, в свою очередь разделён на два благочиннических округа – Усть-Каменогорский и Семипалатинский, каждый из которых охватывает территории, ранее входившие в состав Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областей, объединённых президентским Указом в 1997 г.
Верх-Убинка, вместе с небольшим поселением Зауба образовывает Верх-Убинский сельский округ, который является составной частью Шемонаихинского района. С 1939 по 1959 гг. Верх-Уба являлась центром одноимённого района. В 1959 г. его территория была поделена между Кировским и Шемонаихинским районами. С апреля 1960 по февраль 1963 гг. Верх-Убинка входила в состав Предгорненского района, а затем она была включена в состав Шемонаихинского района ВКО [2, с. 8-63].
Село Верх-Уба возникло как казачий форпост в первой половине XIX в., по некоторым данным в 1737 г. Между 1762 и 1766 г. рядом с казачьим поселением обосновываются семьи старообрядцев – выходцев из Ветковской слободы на территории Речи Посполитой [3, с. 2-17]. К началу XX в. Верх-Уба была уже по свидетельству современников довольно большим селом с населением около 5 тыс. жителей [4]. Конфессиональный состав населения отличался значительным разнообразием, но большинство населения принадлежало к тому или иному направлению в старообрядчестве (крупная единоверческая община, разумеется, выделялась из общего порядка непосредственным подчинением местной православной епархии). Кроме единоверцев имелась собственно православная община, преимущественно состоявшая из местного казачества, а также было незначительное число мусульман – наёмных работников, труд которых использовался социальными верхами тогдашнего верхубинского общества. Крупнейшим беспоповским согласием в старообрядчестве являлась община поморцев-законобрачников, вобравшая в себя значительную часть федосеевщины – толка, имевшего некогда численное преимущество в беспоповщине края [5]. Три основных общины: православная, близкая к ней единоверческая и поморская имели значительные культовые сооружения – храмы и моленную. Прочие довольствовались небольшими молитвенными помещениями, преимущественно домовыми. По некоторым, пока документально не подтверждённым данным, имелась в Верх-Убинке и мечеть, выстроенная специально, для упоминавшихся работников-мусульман.
Верх-Убинский православный храм был построен в 1863 г. и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Приход храма не был ограничен рамками села. В его состав входили казачий посёлок Верх-Убинский, отделённый от села речкой Маралихой и, в настоящее время составляющий с ним единое целое. Кроме этого, прихожанами являлись православные жители Большой Речки, Волчихи и Малоубинки. Общее количество прихожан было сравнительно невелико и составляло в 1914 г. 2459 человек. С 1913 г. богослужения отправлял священник Феодор Гаврилович Антропов, закончивший пятиклассное Бийское катихизхское училище, окормлявший, кроме того, приписной храм в Большой Речке. Ему помогал псаломщик Константин Иванович Митрофанов, не имевший образования, кроме домашнего и, служивший при храме с 1890 г.. Покровский Верх-Убинский православный приход являлся составной частью Томской епархии и входил в состав 25 благочиннического округа [6].
Небезынтересным является факт, что на территории современного Шемонаихинского района, в настоящее время нет ни одного официально зарегистрированного старообрядческого направления, напротив, имеет место довольно быстрое исчезновение, в силу естественных причин, носителей этого этнокультурного пласта. Преемников религиозных традиций адептов т.н. «старой веры», способных наладить правильное, регулярное отправление богослужений беспоповщины в настоящее время не наблюдается. Как таковое исчезло «единоверие». Лишь т.н. «австрийское» направление поповщины, т.е. последователи Белокриницкой иерархии могут ещё рассчитывать на возрождение своих общин в районе, в местах традиционного обитания (Выдриха, Секисовка, Большая Речка, Быструха и др.), поскольку имеют свой зарегистрированный центр в Усть-Каменогорске, решающий проблемы не только городских прихожан, но и старающийся как-то наладить духовную жизнь своих сельских единоверцев.
25 июня 2006 г. состоялось событие большой важности в истории знаменитого своим прошлым села Верх-Убинского. На собрании верующих было принято решение о создании православного прихода.
Этому событию предшествовала встреча с акимом Верх-Убинского сельского округа Валерием Васильевичем Фейщенко инициаторов возрождения духовной жизни в селе Жуковой Веры Павловны и Сметаниной Любови Сергеевны. На встрече обсуждались вопросы, связанные со скорейшим открытием молитвенного здания. Было принято решение созвать собрание глав крестьянских хозяйств Верх-Убы, для обсуждения финансирования предстоящих работ.
После встречи с акимом, Жукова В.П. и Сметанина Л.С. обратились за консультацией к священнику ближайшего православного прихода, настоятелю Свято-Казанского храма пос. Усть-Таловка иерею Роману Сычуку по различным организационным вопросам.
Таким образом, были сделаны первые шаги, направленные на возрождение нормальной приходской жизни в Верх-Убинке.
Следует отметить, что событие это имело особой важности значение для православных Восточного Казахстана, поскольку то, что первым возродился приход именно Русской Православной Церкви в селе, до недавнего времени, имевшего репутацию одного из главнейших оплотов русского раскольничества, определённым образом характеризует современный уровень религиозного сознания в старообрядческой среде.
На повестке дня первого собрания, участниками которого было 20 человек под председательством Жуковой В.П. (секретарь Аксёнова М.А.) стояло два вопроса: о создании православного прихода как такового и выборе членов приходского совета. Выступившие на собрании Жукова В.Н., Лебединская Г.Л. и Сметанина Л.С. обосновали необходимость скорейшей организации приходского актива, а также обрисовали присутствующим некоторые моменты, связанные с последовательностью предстоящей деятельности. По второму вопросу были заслушаны предложения Полтораниной М.А., Акатовой Ф.Т., Лебединской Г.Л., Гусляковой В.А., Сметаниной Л.С., Аксёновой И.П. и Жуковой В.П.
Постановление о создании прихода, старостой которого стала Сметанина Л.С., казначеем Казанина Л.А. и секретарём Аксёнова М.А., всеми присутствующими было принято единогласно [7].
Второе собрание состоялось меньше чем через месяц, в день празднования Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, 12 июля 2006 г. На этот раз собралось 43 человека, т.е. в два с лишним раза больше чем в первый раз. Собрание проходило под председательством Лебединской Г.Л. На повестке дня стоял очень важный для жизнедеятельности прихода вопрос о молитвенном помещении.
Из Усть-Таловки, после совершения праздничной Литургии, на собрание приехал настоятель Казанской церкви иерей Роман Сычук. Поскольку некоторые из присутствующих, неискушённые в тонкостях организации приходской жизни выдвигали довольно смелую идею строительства нового храма в селе, отец Роман резонно заметил, что для налаживания нормальной приходской жизни, совершения церковных таинств в первую очередь нужны не «красивые стены», а священник. Для Верх-Убы, пока, вполне достаточно иметь скромный молитвенный дом. Отец Роман выразил надежду, что, если когда-нибудь приход наберёт силу, способную содержать священника-настоятеля, то в будущем, не исключена возможность строительства большого типового храма, а пока нужно довольствоваться малым, самым необходимым.
Аким Верх-Убинского сельского округа Фещенко В.В. довёл до сведения собравшихся, что главы крестьянских хозяйств и предприятий пообещали конкретную помощь при покупке и ремонте того дома, который будет выбран для переустройства под храм. Мнения по этому вопросу разделились. Были предложены, как вариант, три здания – два жилых дома и помещение бывшего РабКООПа. Единодушие наблюдалось по принципиальной позиции, озвученной иереем Романом Сычуком – большой храм строить рано, нужен небольшой дом, годный к переустройству под церковь. Присутствовавшие на собрании предприниматели села: Полторак А.Ф. (председатель совета предпринимателей), Дмитриев П.Т., Сорокоумов В.Ф., выразили готовность оказывать всяческое содействие в деле восстановления православного прихода. К этому моменту собственные средства совсем ещё молодой общины составляли, по словам казначея Казаниной Л.А., в этот же день попросившей освободить её от должности, 32.000 тенге.
В конечном итоге, было решено приобрести под храм дом, принадлежавший семье Беккеров в самом центре села, недалеко от места, где ранее находились разрушенные ныне православный и старообрядческие храмы. Заброшенный дом был приобретён за 80 тыс. тенге у местного жителя Виктора Беккера. По просьбам селян прорабом грядущей стройки назначили Дмитриева П.Т. На место казначея, была назначена Бочкарёва Л.А. [8]
К концу августа 2006 г. в церковную кассу поступило от крестьянских хозяйств 88.000, а от жителей села 8.400 тенге, из которых 22.000 тенге было потрачено на оформление купленного дома. В целях увеличения доходности, поступило предложение установить в местах массового пользования в селе, например в магазинах ящики для сбора дополнительных средств, но из-за отсутствия постоянно действующей ревизионной комиссии от этой идеи пришлось отказаться.
Шаг за шагом приближалось то время, когда можно стало совершать в новом храме регулярные богослужения в соответствии с православным чином. В.П.Жукова, непосредственный свидетель и участник этой эпопеи, рассказывает, что с трудом приходилось преодолевать множество различных препятствий. Условно, весь комплекс строительных работ можно разделить на четыре этапа в хронологическом порядке: первый охватывает период с августа 2006 г. по Январь 2007 г. и может быть охарактеризован в качестве основного, по окончании которого здание было вполне подготовлено для совершения богослужений. Второй, третий и четвёртый этапы характеризуются выполнением локальных задач, связанных с решением проблем по увеличению площади храма, его художественного оформления.
На первом этапе была проведена очистка территории. Для вывоза мусора грузовому автомобилю понадобилось совершить до десятка рейсов, в течение недели. Затем приступили к работам по сносу ненужных, обветшалых построек, планировке прилегающей к будущему храму территории. Далее рабочие приступили к сооружению новых, необходимых надворных построек, ограждению церковной территории.
С уличной стороны, а также во дворе бывшей усадьбы Беккеров находилось большое количество крупных деревьев, наличие которых затрудняло как рабочие процессы в период подготовки здания к открытию, так и в будущем, могло бы помешать внешнему восприятию сооружения, а также повредить здание в случае каких-либо капризов природы. Поэтому, было решено избавится от них, что и было осуществлено. Вследствие неудачного падения одного из спиленных деревьев, частично был повреждён фрагмент железной кровли, но в целом, проблема удаления деревьев была благополучно решена.
Кроме этого, на данном этапе, по линии запланированных дорожек была осуществлена укладка плит, построена звонница.
В августе-сентябре 2006 г. началась реконструкция дома. Для начала подвели новый фундамент, а также осуществили замену двух нижних венцов сруба дома. В это же время произошла замена оконных блоков и половых лаг. Необходимые строительные материалы пожертвовал В.Ф.Сорокоумов, он же выделил транспорт и двух рабочих своего предприятия. Господин Чемоданов предоставил общине половой брус на сумму 60 тыс. тенге. Семья Жуковых безвозмездно передала храму семь оконных блоков, внесла в церковную кассу 20 тыс. тенге, а также предала во временное пользование трактор для соответствующих работ. [9]
Октябрь месяц ознаменовался подготовкой внутренних стен дома к малярным работам. Прежняя штукатурка была устранена вплоть до дранковой основы. Были оштукатурены и зашпаклёваны потолки, подведён фундамент под новую печь, забетонированы столбы под лаги, осуществлено изготовление полов, предназначенных заменить прежние, полностью сгнившие. В этом же месяце произвели ремонт кровли, отделку восточной и южной внешних стен храма вагонкой, а также установили ворота и калитку в ограде.
В ноябре выложили печь, залили фундамент, каркас и бетонную основу крещальной купели, окончательная отделка которой кафельной плитки пришлась уже на декабрь. В декабре же осуществили побелку и покраску внутренних помещений, а также изготовили основу будущего иконостаса, престол и жертвенник.
Наконец, в Январе месяце был установлен крест над входной группой и, полностью была закончена отделка алтаря. Наступил торжественный момент совершения первого молебна, который состоялся в день Великого православного праздника Святого Богоявления. Молебен отслужил настоятель Казанского храма пос. Усть-Таловка иерей Роман Сычук. Он же совершил и первую Божественную Литургию 25 января 2007 г., в день Святой Мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших.
Официальное открытие православного молитвенного дома в Верх-Убе состоялось 15 февраля 2007 г. На открытии присутствовал Дмитрий Васильевич Володин, возглавлявший сформированную Департаментом внутренней политики группу для проведения встреч и заседаний «круглых столов» на тему: «Межэтническое и межконфессиональное согласие – главное условие динамичного развития Казахстана и вхождения его в число наиболее конкурентоспособных стран мира». После окончания богослужения Д.В.Володин обратился с благодарностью ко всем, кто обустраивал православный приход.
«В этот же день в средней Верх-Убинской школе состоялось заседание «круглого стола», на который были приглашены представители власти, ветераны села, педагоги, предприниматели и другие». Выступали: Д.В.Володин, игумен Амфилохий, имам Даулет, старший пресвитер церкви Евангельских христиан-баптистов С. Зверев, начальник отдела по делам религии юстиции области Ж. Сейтканова. «Приняли участие в диалоге аким округа В. Фещенко, жители села М. Рыльский, А.Полторак, В.Жукова и другие» [10, с. 2].
Второй этап деятельности по обустройству храма хронологически связан с 2008 годом. На храме появился купол, после установления которого, была произведена замена листового железа крыши на металлопрофиль. Наконец у здания появилось новое крыльцо.
Третьим этапом реконструкции здания церкви и благоустройства хозяйственного двора на прилегающем участке было осуществление работ по разбору помещений старой веранды и увеличению площади храма за счёт новых капитальных стен, обивке пиломатериалом северной и западной сторон церкви, строительству надворного помещения для хозяйственных нужд. Все эти работы были выполнены в течение 2009 г.
Наконец, четвёртый этап был ознаменован некоторыми изменениями во внутренней планировке, еще более увеличившей площадь для молитвенного зала. Произошла полная замена половых конструкций. По окончании этих работ была вновь произведена побелка и покраска внутренних помещений.
Следует особо выделить то обстоятельство, что столь детализированное изложение моментов, связанных с появлением нового православного храма в Верх-Убе и связанной с этим строительной деятельности, стало возможным только потому, что один из основных организаторов всех этих процессов – Вера Павловна Жукова не ограничилась отдачей всей себя делу, несомненно, ставшему главным в её жизни, но и, что, к сожалению, очень редко бывает на приходах, проявила заботливое попечение о сборе хранении всех материалов, которые имеют непосредственное отношение к новейшей истории сельского храма. В этом, безусловно, важном порыве её поддержали и другие жители Верх-Убы, люди, любящие свой родной край, должным образом реагирующие на важнейшие события, происходящие на их «малой родине», старающиеся, по мере своих сил запечатлеть их, оставить в назидание потомкам. Так Л. В. Синельникова взялась за оформление фотоальбома, в котором последовательно были отражены основные вехи деятельности по возрождению Покровского храма. Одновременно с этим семья Чуриковых (Чуриков Сергей Михайлович и Мартынова Инна Анатольевна) взяла на себя забору о создании документального фильма о событиях этих славных дней. Таким образом, общими усилиями была создана база для дальнейшей работы по созданию церковного летописного свода и для возможных научных исследований в этой области.
В настоящее время Покровский Верх-Убинский приход имеет статус филиала, или, иначе говоря, приписного храма к Усть-Таловскому Свято-Казанскому храму. Свой нынешний статус Покровский храм приобрёл в соответствии с решением членов приходского собрания 2008 г. В соответствии с этим, духовное окормление общины осуществляется настоятелем Казанской церкви в Усть-Таловке, священником Романом Викторовичем Сычуком. Данное положение закреплено Департаментом юстиции Восточно-Казахстанской области 18 марта 2008 г. [11] Через два месяца, 15 мая 2008 г. распоряжением акима Верх-Убинского сельского округа Валерием Фещенко, в соответствии с 9,19 и 23 статьями Земельного Кодекса Республики Казахстан было изменено целевое назначение принадлежащего церкви земельного участка с выдачей в установленном порядке акта на право частной собственности [12].
Список литературы
1. Митрополичий Округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. // Православный церковный календарь. 2011. Издательство Казахстанской Митрополии, 2010
2. Справочник по истории административно-территориального деления Восточного Казахстана. 1920-2002. Усть-Каменогорск, ГАВКО, 2005
3. Швецова М. «Поляки» Змеиногорского округа. // Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Том XXVI. Омск,1891
4. Гребенщиков Г. Река Уба и Убинские люди (литературно-этнографический очерк). Алтайский сборник. Издание Алтайского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества. Том XI. Барнаул, 1912 г.
5. А.Новосёлов. Отчёт о поездке на Алтай. // Известия Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества, 1913 г., Т. I – Вып.2
6. Справочная книга Томской епархии, 1914 г. Справочная книга по Томской епархии составлена служащими консистории под руководством секретаря оной В.А. Карташева в январе-марте месяцах 1914 г. Томск: т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914 г.
7. Протокол № 1 собрания жителей с. Верх-Уба от 25. 06. 2006
8. Протокол № 2 собрания жителей с. Верх-Уба от 12. 07. 2006
9. Протокол № 3 собрания жителей с. Верх-Уба от 23. 08. 2006
10. «За дружбу между конфессиями». / «ЛЗ Сегодня», № 8 (10453), 23 февраля 2007
11. Свидетельство об учётной регистрации филиала юридического лица № 3143-1917-Ф-л от 18 марта 2008 г.
12. Распоряжение акима Верх-Убинского сельского округа об изменении целевого назначения земельного участка, принадлежащего РО «Свято-Казанский приход Астанайской и Алматинской епархии» от 15.05.2008
Опубликовано: История и культура народов юго-западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай): Материалы международной научно-практической конференции (24-27 мая 2011 года), Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011. – С. 94-98
< Предыдущая | Следующая > |
---|