• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
издания статьи научные Резонтова М.М. Особенности украинской свадьбы на Востоке Казахстана

Резонтова М.М. Особенности украинской свадьбы на Востоке Казахстана

Первые украинские поселения в Казахстане появились вследствие переселенческой реформы, проводимой в 1861 году, после отмены крепостного права. Лишь за период с 1861 по 1882 годы в Сибирь переселились более 240 тысяч человек, а с 1883 по 1905 год более 1 млн. 640 тысяч человек. Из Полтавской губернии выехало 160 тысяч человек, из Черниговской 145 тысяч, из Могилёвской 105 тысяч. Преследуемые нуждой, бесправием и произволом крестьяне десятками и сотнями тысяч направлялись в Сибирь на новые земли в поисках лучшей  жизни и пропитания.  Это были люди активные и энергичные,  выходцы из левобережной и степной Украины. Преобладали тавричане, екатеринославцы, херсонцы, харьковчане, киевляне, полтавцы и кубанцы, реже встречаются выходцы из черниговщины, подолья и волыни. Люди переселялись всегда организованно. Исследователи отмечали умение украинцев – переселенцев ориентироваться в новых физико-географических условиях. Они обладали редким чутьем, благодаря которому выбирали наиболее подходящий степной район. Так на территории нынешнего Восточного Казахстана образовались первые украинские села: Таврическое, Донское и Украинка (1893-1899 г.), Георгиевка (1905 г.)[1,2,3].

Следующая волна украинских переселенцев прокатилась в связи с провидением  столыпинской аграрной реформы 1906 года, благодаря которой их численность резко увеличилась. В годы сталинских репрессий в Сибирь и Казахстан были высланы многие украинцы в числе так называемых  «куркулей» и «национал. предателей». Много украинцев прибыли в Казахстан в годы освоения  целинных и залежных земель, а затем мигрировали в Восточный Казахстан[1,2]. По данным последней переписи населения на 2010 год в Восточно-Казахстанской области проживают 10420 украинцев. Несмотря на значительные миграционные процессы,  украинцы сохранили свои традиционные этнографические особенности вплоть до середины ХХ в. Это проявилось в их жилище, одежде, кухне, обычаях, обрядах и традициях.

Семья — одна из самых давних форм общности людей. Она возникла так давно, что подсчитать, сколько тысячелетий назад это было — ни каждый возьмется. Интересно, что даже первобытные люди пытались создавать семьи, соединялись родами, и проводили специальные обряды. Со свадьбой у всех народов связано множество поверийпримет и обрядов. У верующих свадьба сопровождается религиозными обрядами. Украинская свадьба – одно из тех немногих явлений народной жизни восточных славян, которые сравнительно глубоко изучены. Свадьба является одним из наиболее ярких семейных праздников, который объединяет поколения и семьи. Восточнославянской свадьбе присущ театральный элемент с большим числом действующих лиц. Песня, музыка, танец, рушник и цветастая одежда, юмор и изобразительное искусство – все это одно целое, которое создает неповторимый национальный образ украинского народа. Красочный образ народной культуры можно увидеть во время важных жизненных событий,  поэтому, свадьбу, можно без преувеличения назвать народной опереттой [4].

В XIX веке брачный возраст для парней был 18-25 лет, для девушек 16-23, но случалось, что девушки выходили замуж и в 14-15 лет. Существовал обычай сначала отдавать замуж старших дочек, потом младших. Если же младшая выходила замуж раньше, это считалось оскорблением для старшей дочки. Точно так за старшинством женили и сыновей. По древним обычаям славян весна была наилучшим временем для свадеб. Празднуя весеннее пробуждение, люди сами чувствовали неуемное желание любить, создавать семью и продолжать род. Потому и значительное большинство свадеб отмечалось именно в пору весеннего и летнего солнцестояния, меньше — осеннего и зимнего. Только после введения христианства свадьбы стали отмечать преимущественно осенью, когда окончены все летние работы и собран урожай, с 15 августа по 14 ноября, а также от 7 января до поста в марте. Праздновать свадьбу среди недели было непристойно, поэтому чаще всего свадьбы проводились в выходные дни или на праздники. Считалось, что брак будет счастливым только в том случае, если молодые с их многочисленной родней исполнят все свадебные ритуалы.

На Украине свадьба длилась в течение недели в сопровождении многих разнообразных обрядов украинской национальной культуры. Объединялись в ней песня, музыка и танец. На свадьбе  звучали песни «дружек и бояр», хоровые песни всех участников свадьбы, сольное пение «свитилок и свашек», а так же исполнение трио музыкантов на разных инструментах. Гости так и говорили: пятница – «начинательница», суббота – «каравайница», воскресенье – «венчальница», в понедельник – «есть и пить», в среду – «опохмеляться», а в четверг «после обеда и домой поеду» [4, с. 333-342].

Украинцы Восточного Казахстана праздновали свадьбу два дня. Стены хаты украшались  лучшими вышитыми коврами и рушниками. На столах выставлялась свадебная ритуальная посуда, бытовавшая на Украине: рюмки на ножках для водки, куманцы[1] и барильца[2], деревянные миски для каравая, расписные глиняные макитры[3], глечики[4]. На свадебный стол обязательно ставили пучки необмолоченных колосьев пшеницы [6].

Украинская свадьба делилась на три основных акта, в каждом из которых,  повторялись одни и те же ритуальные действия, но более усложненные к концу свадьбы: сватовство, помолвка и сама свадьба. Во всех трех актах повторяются следующие моменты: попытка похитить невесту; сопротивление, оказываемое родней невесты; примирение обеих сторон; выкуп невесты у ее родни; религиозные церемонии; вступление новобрачных в совместную супружескую жизнь.

Все начиналось со сватовства, когда представители  семей жениха и невесты договаривались о предстоящей свадьбе. Традиционное сватовство, особенно распространенное с XIX в., происходило в форме переговоров послов жениха   с родителями девушки. В качестве сватов выступали друзья и родственники жениха, один из которых непременно дядя жениха. Сваты брали с собой хлеб и бутылку водки, и отправлялись свататься вечером. За столом проходил серьезный разговор о предстоящей свадьбе и ее затратах.

При помолвке сватам завязывали через плечо рушник[5], после чего они вручали в качестве выкупа бутылку водки и небольшие подарки родителям невесты. Затем жениха с невестой ее родители благословляли хлебом и сажали на почетное место за столом в переднем углу, то есть под божницей (полка на которой стоят иконы). После этого звучали свадебные песни общего исполнения.

На  Украине  во время свадьбы действовали так называемые свадебные чины, каждый из которых выполнял свою определенную обрядовую роль. Распоряжался свадебным действом сват  (дружко или староста), ему помогала сваха (свашка), которая распоряжалась подарками. В свиту молодых входили лица, выполняющие одномоментные функции, например, свитилка следила за  свечами при выполнении обряда «посада». Хорунжий (знаменосец) ходил со свадебной хорогвой (красное знамя); соловьи продавали приданое невесты; гудаки (музыканты) обеспечивали музыкальное сопровождение свадьбы; кошельник распоряжался обрядом одаривания. Обряд повязывания намитки  выполняли приданки, закосяны, свашки; обряд выпекания каравая — коровайницы. Изготовление  венков поручали— венкоплетницам, перевозку приданого — извозчикам (кодаши). Все остальные участники свадьбы имели общее название свадебных гостей (сватов, сватьбовых) [4].

Непременным атрибутом свадьбы всех славян был каравай, который выпекали легкие на руку женщины, счастливые в своем браке. Свадебный хлеб обычно пекли и в доме жениха и в доме невесты, приглашая для этого родню и соседей. Украинский каравай – это высокий пшеничный корж, украшенный вылепленными из теста цветочками, колосками, птичками, звездочками и шишечками сосновыми. Они символизировали прочность и согласие будущей супружеской жизни, счастье и благосостояние[4].  На Востоке Казахстана свадебный каравай выпекали родственники жениха [6].

Важной составляющей свадебной обрядности является венчание — церковное освящение брака. На Украине момент заключения брака не совпадает с церковной церемонией венчания [4]. Венчание на Востоке Казахстана у украинцев обычно проходило в один день с народной свадьбой. Венчание происходило преимущественно до «посада» — главного действа в народной свадебной обрядности. В посад входил обряд «расплетания косы» и покрытия головы невесты очипком[6] с намиткой[7] или позже платком. Невесту сажали на кадку, расплетали ей косу и мазали волосы маслом или медом. В разных областях Украины обряд мог проходить, как в доме жениха, так и в доме невесты, и  участвовали в нем будущая свекровь и приданки, а иногда и сам жених. Затем в хату торжественно вносили ритуальный хлеб «Коровай», разрезали его и раздавали по куску всем присутствующим. После выполнения всех обрядов, для гостей начиналось веселье, а новобрачных отправляли в чулан (комору), где для них уже была приготовлена постель на соломе, с мешком зерна в головах. После брачной ночи, очень важно было продемонстрировать всем гостям девичью невинность новобрачной. Если выяснялось, что невеста потеряла невинность до свадьбы и ничего об этом не сказала, на ее родителей надевали хомут, и они подвергались всяческому поношению [5].

На второй день свадьбы на Украине проводился обряд ритуального омовения новобрачных водой. Все гости с музыкой отправлялись на реку или к колодцу, новобрачных обливали водой, выливали воду им за пазуху. Иногда новобрачные заходили в реку [4]. На Востоке Казахстана из-за сурового климата купанье на речке заменяли ритуальным мытьем в бане. Характерной чертой свадебной обрядности украинцев было ритуальное ряженье на второй день свадьбы. Гости, нарядившись женихом и невестой, цыганами, лекарем, дедом, бабой, разгуливали с песнями по селу. Заходя во дворы приглашенных на свадьбу, они ловили там кур, уток, добавляли к ним своих и все несли в дом жениха, где продолжалось гулянье [6].

Свадьба завершалась «благодарением» (роднением) двух семей. Потом еще в течение месяца родственники наносили друг другу взаимные визиты, которые окончательно подтверждали создание новой семьи [7].

На протяжении многих веков, все народы сохраняли в большей или меньшей степени свои национальные свадебные обряды и традиции, и передавали их из поколения в поколение.  Наряду, с традициями, существовавшими на исторической родине, украинцы  ВКО многое сохранили в неизмененном варианте, и многое заимствовали у соседей: русских и белорусов. Некоторые из старинных свадебных обрядов люди используют, и по сей день, особенно в сельских местностях. Даже в городских свадьбах не обходится без трансформированного обряда выкупа невесты, сопровождающегося многочисленными конкурсами, загадками, песнями и танцами. Более того, веселый, чисто символический  выкуп невесты, в котором сейчас участвует в основном только молодежь, стал популярным и у  других народов Казахстана.

М.М. Резонтова

Сборник «Материалы  Международной научно-практической конференции «История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай)

31 мая-1 июня, Горно-Алтайск, 2012 г

Список литературы и источники

  1. Алексеенко Н.В. Усть-Каменогорск и устькаменогорцы. - Усть-Каменогорск, 1995. – 77 с.
  2. Алексеенко Н.В. Историческая демография Казахстана. - Усть-Каменогорск, 2001. – 67 с.
  3. Бежкович А.С. Украинцы-переселенцы Семипалатинской губернии / А.С. Бежкович, С.Н. Могилянская // Материалы КЭИ. JL: Изд-во. Акад. наук СССР, 1930. - Вып. 16.-253 с.
  4. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография Москва, Издательство «Наука» 1991 г. - 507 с.
  5. Гурошева Н.А. Традиционные девичьи и женские головные уборы украинок  и их роль в свадебной обрядности  (середина  ХIХ – начало ХХ в.) //Советская этнография.- 1990 г. № 5.- С. 114-126
  6. ПМА 1 – Полевые материалы автора. 2010 г. Кокпектинский р-н Восточно-Казахстанская обл., с. Белое (информант: Нечитайло А.В., 1925 г.р.)
  7. ПМА 2 - Полевые материалы автора. 2010 г. Уланский р-н Восточно-Казахстанская обл., с. Таврия (информант: Недобитко О.И., 1924 г.р.)



[1] Куманец - керамический сосуд для воды или вина, распространённый на Украине. Известны два типа куманца: «плескач» - со свободно отстоящими от узкого горла двумя ушками или носиком и ручкой; и «калач» - всегда с носиком и ручкой у горла, на подставке, с большим отверстием в центре тулова. Куманец обычно покрывают растительным орнаментом, включающим изображения птиц и зверей. Куманец был символом украинской ярмарки.

[2] Барило или барильце – старинный украинский глиняный или деревянный бочонок на ножках. Использовался для хранения браги или вина. Он был обязательным предметом посуды в украинском быту и украшал почти каждый дом. На праздники барило выставляли на стол как центральную деталь, чтобы подчеркнуть богатство хозяина.

[3] Макитра - широкий конусообразный глиняный горшок из выжженной глины. Благодаря шершавой внутренней поверхности макитра использовалась на Украине для перетирания мака и других зерен. Перетирались зерна с помощью деревянной закругленной внизу палки – макогона. Часто перетирали сало с чесноком для борща.

[4] Глечик - старинный украинский глиняный сосуд в виде кувшина  с ручкой или без ручки для молока и воды. В каждом доме, на каждом дворе, эти гончарные изделия были неотъемлемыми атрибутами, выполняющими как практическую, так и декоративную роль. Глечики ставили на печь, лежанку, полки в комнате или вешали на плетень. И по сей день это один из самых значимых символов Украины.

[5] Рушник – ритуальное полотенце, украшенное вышивкой или разнообразной техникой ткачества. Как обрядовый атрибут украинские рушники присутствовали во всех семейных обрядах и ритуалах.

[6] Очипок свадебный представляет собой чепец, с густыми складками, сшитый  из золотой и  серебряной парчи, на подкладке  из  накрахмаленного холста. Повседневный очипок  шился из любой ткани, и считался интимным, домашним головным убором.

[7] Намитка или серпанок представляет собой прямоугольный платовый убор-повязку, обычно из тонкого льняного полотна длиной примерно 5 м, шириной 0,5 м, с украшенными тканым орнаментом концами. Намитку  носили только в соединении с очипком.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

вам понравился наш сайт?
 

Похожие материалы