В 2012 г. исполняется 175 лет со времени основания села Башкуль Бескарагайского района. Село располагается в 120 километрах от г. Семея и относится к Баскольскому сельскому округу.
В 2004 г. сотрудники Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического музея-заповедника совершили экспедицию в Бескарагайский и Бородулихинский районы по сбору экспонатов и документальной информации. В ходе опроса старожилов музейщикам удалось встретиться с директором школы и краеведом Раулем Ярулиным, который и рассказал историю села.
По словам информатора - Ярулина село Башкуль основано в 1837 году казанским татарином по имени Насыр. Причины бегства татар на окраины Российской империи, в том числе в казахские степи были разные. Одни бежали от насильственной христианизации, другие, в том числе и Насыр, так скрывались от службы в царской армии.
В окрестностях села в те времена было несколько озер. В окрестностях самого большого располагалось село. Отсюда и произошло татарское название. По татарски «баш» - означает главный или большой, «куль», как и у казахов переводится - озеро. До революции в селе было 10 магазинов, 40 ветреных мельниц и одна мечеть [1].
На наш вопрос, можно ли найти здесь чисто татарскую постройку того времени, он ответил отрицательно. с. Башкуль несколько раз горело и почти все дома ХХ века были уничтожены. Самое старое здание - малокомплектная средняя казахская школа, построенная в 1929 году. До революции в медресе при мечети учили на татарском языке арабскими буквами.
Башкуль с самого основания долгое время было почти чисто татарским селом, позже здесь поселились казахи и представители других народностей.
Р. Ярулин рассказал, что его жена – Нина Васильевна - украинка. Ее отец - Зайко Василий Федорович (1905-1975) был агрономом. В селе вырастил богатый яблоневый сад. Приехал в Казахстан из Украины (Черниговской области с. Воробьевка, к\з Карла Маркса) в 1940-е годы, во время первой волны освоения целины. Обо всем этом мы узнали из сохранившегося переселенческого билета от 9 марта 1940 г. [2].
В работе Р.И. Халитова «Из истории села Башкуль Бескарагайского района Восточно-Казахстанской области» пишется том, что в XIX веке эти места были летними пастбищами баев-скотоводов.
К одному из таких баев по имени Садырбай и нанялся в батраки беженец из Казанской губернии татарин Насыр. Проработал он у бая лето, а на зимовье ехать отказался. Вырыл для всей семьи землянку, перезимовал в ней, весной засеял клочок земли пшеницей, начал строить дом. Спустя несколько лет на месте первой землянки уже поселилось несколько татарских семей.
В 1837 году житель г. Семипалатинска Зарбас Губай от имени 60-ти татарских семей вступил в ходатайство с властями с просьбой о выделении земли. Татары обещали вести оседлый образ жизни, заниматься земледелием. Губернское начальство послало сюда землемера, который нарезал, местным жителям землю и в этом же году село Башкуль было зарегистрировано.
В Башкуле было много кузнецов, плотников, портных, шорников. Ремесленники уходили на заработки в окрестные села и аулы. Башкульцы возили в Семипалатинск для продажи зерно, масло, гоняли скот, дрова на Иртышские пристани в Долонь и Семиярск [3] .
До установления Советской власти Башкуль относилось к Александровской волости с центром в Большой Владимировке и входило в Семипалатинскую губернию и уезд. Селом управлял староста, который располагался в сельской управе.
Советская власть установилась здесь осенью 1919 года, чуть позже в 1921 году была организована партийная ячейка. Секретарем партийной ячейки стал Каримов, первыми коммунистами были Фархи Хамидова и Негмаджан Халитов. Первым председателем сельского совета стал Хасанша Хамидуллин. В 1921 году в селе открылась начальная школа. Первыми учителями школы были: Раиф Калкаманов, Сафиуля Сабиржан, Маруаджан Ягудин.
В 1924 году организован сельский кооператив, председателем сельпо стала Султана Миникеева. В этом же году был создан комитет взаимопомощи под председательством Галии Миникеевой и секретаря Тажитдина Хамитова.
В 1924 году село постиг пожар, и сгорело 30 домов. Спустя время, ночью 12 октября 1925 года случился второй пожар, и большая часть села за два часа превратилась в пепел. Пострадавшие от пожара уезжали в соседние села и аулы. Погорельцам оказывали помощь жители окрестных деревень. Уже весной башкульцы перевозили купленные дома, лес и Башкуль снова стал подниматься из руин [3] .
В 1928 году в Башкуле были организованы две сельхозартели: «Урнек»- председатель Миникеев Султан и «Бирмек» - председатель Салык Шарафутдинов. Через два года, в 1930 году артели объединились в один колхоз «Красный Октябрь». Председателем стал двадцатипятитысячник коммунист Николай Свешников.
В 1961 году на базе колхозов «Красный Октябрь» и «Серп и молот» был организован Башкульский совхоз и Башкуль стал центральной усадьбой второго отделения совхоза [3].
В 2004 году в селе проживало 603 человека, из них 297 мужчин и 306 женщин, по национальности большинство татары и казахи. При въезде в село сразу бросается на глаза одна минаретная мечеть из красного кирпича с голубым куполом. Мечеть построена на средства профессора Аманжола Рустемовича Нысанбекова и башкульцев. Нысанбеков А. Р. является уроженцем села Башкуль, а ныне живет в г. Москве. Кроме этого здесь была средняя казахская школа, библиотека, клуб и почта [1].
Сейчас в Башкуле образован татарский культурный центр, председатель Хамитова Люция Рифхатовна. Со времени образования активисты культурного центра очень плодотворно работают, проводят фестивали, организуют к памятным датам концерты.
В 2007 году произошло важное событие. К 170-летию села Башкуль татарский культурный центр организовал и провел народный татарский праздник «Сабантуй». Праздник проходил на международном уровне, в нем приняли участие более 2000 участников. Среди почётных гостей: Полномочный представитель Республики Татарстана в Республике Казахстан И.Г. Тарханов, писатель, этнолог из Франции Ив Мари, Р.Г. Гайнетдинов представитель Всемирного конгресса татар, а также гости из Казани, Караганды, Талдыкургана, Павлодара, Алматы. В программе праздника: байга, конкурсы на лучшее исполнение песен, танцев, национальных блюд и костюмов, национальные спортивные игры. Завершился праздник большим гала–концертом артистов национальных культурных центров г. Казани, г. Павлодара, г. Семипалатинска и др. [4].
Так, живут башкульцы весело, дружно и мирно во благо всего Казахстана, во имя чести татарского народа.
Источники
1. Отчет экспедиции в Бородулихинский и Бескарагайский районы в 2004г.// Из архива Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника за 2004 г.
2. Фондовый документ - переселенческий билет// КП-40-26949
3. Халитов Р.И. //Из истории села Башкуль Бескарагайского района Восточно-Казахстанской области. В сборнике Татары на востоке Казахстана (страницы прошлого и настоящего) Усть-Каменогорск. 2008 г.
4. http: //tatar-congress.org
Б.М. Кумарова, зав. отдела этнографии народов и малых этнических групп
ВК архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника
Сборник материалов конференции «Өлкетану оқулары-2012 – Краеведческие чтения»,
Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская областная библиотека им. Пушкина,
7.02.2012 г.
< Предыдущая | Следующая > |
---|