Статья посвящается 150-летию политического ссыльного Николая Эрнестовича Ватсона (1865-1895) поддержавший группу народовольцев, участвовавших в подготовке и осуществлении устранения императора Александра II. Он отбывал ссылку в уездном городе Зайсан с 1889 по 1895 гг. К статье прилагаются отрывки из его стихов, написанные в тюрьме, и описывается, какой вклад внес в жизнь зайсанцев Николай Эрнестович Ватсон.
Ключевые слова: Зайсанский уезд, студенческий кружок, политический ссыльный, письма из тюрьмы, новое дознание, прошение.
НИКОЛАЙ ЭРНЕСТОВИЧ ВАТСОН
150 – ЖЫЛДЫҒЫНА АРНАЛАДЫ
Мақала патша Александр II-ні тақтан құлатуға қатысқан халық еріктілерінің ланкестік тобын қолдап, 1889- 1895 жылдары уезді қала Зайсанда саяси айдауда болған Николай Эрнестович Ватсонның 150 жылдығына арналады. Мақалада оның түрмеде жазған өлеңдерінен үзінділер беріледі және Николай Эрнестович Ватсонның зайсандықтардың өміріне қосқан ықпалы туралы баяндалады.
Түйін сөздер: Зайсан уезді, студенттік үйірме, саяси айдауда болған, түрмеден жазылған хаттар, жаңа тергеу, арыздану.
NICHOLAY ERNESTPOVICH WATSON
TO 150 YEARS DEDICATED
This article is devoted to the 150th anniversary of political exiles Nicholay Ernestovich Watson (1865-1895) who endorsed the Group of the People involved in the preparation and implementation of the elimination of the Emperor Alexander II. He was exiled in the provincial town of Zaisan from 1889 to 1895. At the article used some excerpts from his poems written in prison, and described the contribution that Nicholay Ernestovich Watson brought in the life of the citizens of Zaysan town.
Keywords: Zaisan district, student group, political exile, letters from prison, a new inquiry, petition.
В 1864 году на берегу реки Жеминей был основан казачий пост, который позднее получил название Зайсанский. В городе находилось уездное начальство, таможня, казначейство, почта-телеграф, личное подсобное хозяйство. В 1880 году была протянута телеграфная линия, связывающая город с Семипалатинском. Восточная часть реки Жеменей, делящая пост Зайсан на две части, стала называться "Казачья слобода" и состояла из большой улицы, а в западной части было 3-4 улицы, начальная школа для азиатов, деревянная церковь, дом приставского начальства, торговая площадка, 110 кирпичных и 7 деревянных домов – писал Потанин [1].
По национальному составу зайсанцы были: казахи, русские, казаки и татары. Уже через несколько лет Зайсан напоминал южный городок с домами из сырцового кирпича и с плоскими крышами, с арыками и тополями и ивами вдоль улиц, с огородами и садами.
В Зайсане с 1891 года работает международная таможня Майкапчагай. С открытием таможенного поста на границе с Китаем, зайсанские купцы смогли вести торговлю с Западным Китаем и Монголией. Они прогоняли огромные гурты скота, вывозили шкуры, лес и другое сырье. Местные купцы поставляли из соседних государств большое количество ткани, одежды, посуду, чай, которые продавали на Никольской ярмарке.
А в 1900 году на воды Иртыша был спущен первый пароход, что стало большим событием в жизни края: установилась связь с другими городами на Иртыше [2].
В конце XIX века город Зайсан был центром не только торговли, но и культуры. Для детей купцов и чиновников, кроме азиатской начальной школы для мальчиков, открыли в 1883 году начальное училище для девочек.
Здесь побывали такие знаменитые путешественники, как Николай Пржевальский, Григории Потанин, Всеволод Роборовский, Михаил Певцов, Альфред Брем, Владимир Обручев, Василий Сапожников, Григорий Грумм-Гржимайло и другие.
В городском благоустроенном парке города Зайсана по воскресеньям и праздникам играл духовой оркестр. По аллеям, усыпанным желтым речным песком, чинно прогуливались мирные граждане, военные с дамами, кавалеры с барышнями. В 90-ых годах XIX века в городе работали церковно-приходское и городское училища, сельскохозяйственная школа и библиотека [3].
Открытие библиотеки в Зайсане связано с именем политического ссыльного Николая Эрнестовича Ватсона (1865-1895), который с 1889 по 1895 годы отбывал ссылку в Зайсане.
К приезду Николая Ватсона в Зайсане уже были «старожилы» из ссыльных: Николай Коншин, Христиан Томашевский, Феликс Манкевич, Александр Худыковский.
Николай Эрнестович Ватсон родился в городе Санкт-Петербург. Его отец – Эрнест Карлович Ватсон (1839-1891 гг.) известный публицист в Петербурге, был одним из активных членов редакционной коллегии журнала «Современник», за участие в студенческом революционном движении был уволен и выслан из Москвы. В 1974 году женился на поэтессе и переводчице Марии Валентиновне (урожденная де Роберти де Кастро де ла Серда (1848-1932) [4].
С 1875 г. по 1883 годы Николай Эрнестович обучался в первом реальном училище в городе Петербург. В 1886 г. поступает в Петербургский лесной институт. В студенческие годы знакомится с Александром Ильичём Ульяновым. Вместе с Ульяновым входил в студенческий кружок. 17 ноября 1886 года с кружковцами принимал участие в подготовке "Добролюбовской" демонстрации в Петербурге. И одним из первых гневным протестом откликнулся на казнь… и с 16 мая по 23 июля 1887 года содержался под стражею Петербургской тюрьме. Он привлечен к дознанию при Санкт-Петербургском жандармском управлении в 1887 году (дело Евстифеева и других), в виду показаний В. П. Попова о получении им от Ватсона рисунка с изображением повешенного и с надписью "память 8 мая 1887 г.". На допросах Ватсон Н.Э признал, что написанная маслом картина принадлежит ему, а также он признался в том, что им был написан один из проектов воззвания по поводу казни участников 1-го марта 1887 года. Первома́ртовцы — это группа восьми террористов-«народовольцев», участвовавших в подготовке и осуществлении убийства императора Александра II 1 марта (13 марта) 1881 года [5].
Из письма к отцу, Эрнесту Карловичу Ватсону, можно судить о настроении Николая и его занятиях в одиночной камере. «8 мая 1888 г. Петербургский дом предварительного заключения:
«…я духом не падаю, но это, надеюсь, не будет сочтено за легкомыслие и отсутствие способности глубже вглядываться, в то, что делается кругом. Я в данном случае рассуждаю так: раз дело сделано, то его не поправишь нытьем и сетованием, этим ничего иного не достигнешь, кроме того, что будешь во всяком возбуждать чувство справедливого отвращения и презрения. Значит, будь философом не только на словах, но и на деле. Надеюсь, что ты не найдешь в подобном образе действий в настоящее время и в настоящем положении ничего основательного или предосудительного и даже сам подтвердишь, что надо с твердостью переносить все несчастья и невзгоды…. Я не только надеюсь, но я уверен в этом…»[6].
Так, осенью 1888 года было объявлено «Заключение о дальнейшем направлении дознания по обвинению в государственном преступлении». Николай Ватсон привлекается:
Во–первых, за переписку и распространение через братьев Поповых воззвания по поводу казни государственных преступников, которые осуждены по делу 1 марта.
Во–вторых, в написании против власти картин, изображающих казнь преступников 1 марта.
В – третьих, у Ватсона отобрали объявление о печатании.
На основании всего этого прокурор Санкт-Петербургской судебной палаты сына потомственного почетного гражданина бывшего студента Лесного института Николая Эрнестовича Ватсона, высылает на жительство в Вологодскую губернию сроком на три года». Однако Вологодская губерния была заменена Степным краем. До Степного края Николай Ватсон лежал в Бутырской тюрьме города Москвы.
Из письма Николая Ватсона родственникам из Бутырки:
«…О себе писать нечего. Жизнь почти столь же регулярна, как в Петербурге было. Недавно пришла партия с юга, члены которой навезли иностранных книг…. Читаем много. Но тем настоятельнее хочу просить обоих моих дядей не оставить меня гладким в умственном отношении. Что насчет языка моих будущих земляков?... учебник киргизского, конечно важнее» [6].
В последующих письмах он писал, о том, чтобы ехать в ссылку желательно с хорошей библиотекой.
За время отбывания в Бутырской тюрьме он напишет давно задуманную поэму, заголовок которого звучал так: «Выводы, мысли и заметки (декабрь 1888 г.). И далее: «Психика человека находящегося на распутье двух или даже большего количества дорог…»[6].
Вскоре начинает другую поэму, которая посвящена героической борьбе и гибели борцов за свободную долю. Автор их называет партизанами-повстанцами.
Будь, ты проклят, гонитель, во веки веков!
Будь ты проклят, антихрист постылый!
И познай едкий яд этих огненных слов
Перед дверью роскошной могилы!
Коль союзником был тебе самый Христос,
И его я с тобою проклинаю!
Его рая, что в крови невинной возрос,
Я за гробом вкусить не желаю!
Мне не страшен и ад! Лютым мукам моим
Моя ненависть даст утоленье! [6].
…Заключенные Бутырской тюрьмы содержались на голодном пайке. Семь копеек выделялось на суточное содержание. Имевшиеся собственные деньги уходили на содержания здоровья больных и слабых.
В мае 1889 года департамент полиции предписал разбить политических на маленькие группировки по восемь человек и отправлять их вместе с большими партиями уголовников. И тогда арестанты решились на отчаянный шаг – отказаться от отправки. Они забаррикадировали двери кроватями и пели сидя:
«Отречемся от старого мира,
Отряхнем его прах с наших ног» [6].
Но, заключенные долго продержаться не могли, на следующий день солдаты взломали дверь. Николай Ватсон с пятью товарищами были брошены в карцер. С заключенных вычли 60 рублей за кровати и за поломанную дверь. Вскоре он был выслан в Зайсан.
Почти два года тюрьмы, три месяца этапного пути, и вот он, конечный пункт - Зайсанский пост. Здесь ему суждено прожить три долгих года.
Из письма Николая Ватсона к родным: «Дома здесь строятся вообще из нежжонного кирпича, и стены зимой замерзают насквозь. Внутри в комнатах по углам на полтора пальца снегу. Один товарищ схватил ревматизм лишь оттого, что спал у наружной стены, другой ходит прогреваться к другим, а дома сидит в шубе, калошах и шапке и все же мерзнет; ковер примёрз к стене, так, что едва отодрали его, цветы на окнах мерзнут» [6].
Начитанный творческий человек Ватсон находит в таком тяжелом положении новый талант, от тоски о смысле жизни он пишет стихотворения «Послы»:
…Душа моя порой полна
Какой-то тихой грустной думой…
А ночь кругом так холодна,
А мир кругом – такой угрюмый! [6].
Оторванный «злой волей» от родных и друзей, узник только ночами предается мечтам. Он называет их своими послами на родину.
Николай Ватсон с особым вниманием присматривается к жизни кочевников-казахов – удивительно доброжелательных и гостеприимных людей. Он вступает с ними в разговоры, с целью изучения языка знакомится с муллой, а языковую практику проходит с простыми людьми зайсанцами на базаре. Он просит своих родных срочно прислать ему рисовальный прибор, бумагу, карандаши, резинку. Средства у Николая Ватсона были - их оставил после смерти дедушка. Но, если о получении этих десяти тысяч рублей узнает начальство, то его лишат казенного пособия, поэтому ему надо было искать подставное лицо.
Родные, зная его непрактичность, предупреждают Николая, чтобы он думал о том времени, когда он возвратится из ссылки. Но, Николая заботит не только своя судьба, но и судьбы товарищей по ссылке.
Он просит выслать 300 рублей, чтобы создать себе и другим лучшее существование. Николай думает вместе с товарищами организовать механическую мастерскую, которая будет давать доходы ссыльным. Предлагает создать общественный огород, с которого опять же снабжать будут картофелем и другими овощами сами себя. Николай Ватсон готов был идти на любую жертву ради товарищей.
Только стала налаживаться жизнь ссыльных, до Зайсанского поста доходят слухи о Карийской и Якутской трагедиях. Николай Ватсон вместе с товарищем А.И. Худыковским пишут заявления (14 марта 1890 г.) на имя министра внутренних дел, в котором «дозволил себе высказать солидарность с лицами, участвовавшими в вооруженном сопротивлении в Якутске 22 марта 1889 года. Он в дерзкой форме порицал действия правительства, высказывая угрозы против особы государя императора», в связи, с чем Ватсон содержался под стражей с 9 июня 1890 года [7].
Спустя время в октябре поступила «высочайшая воля» о продлении срока ссылки Н. Ватсону и А. Худыковскому на три года.
Вскоре Николай Ватсон женится на милой зайсанской мещанке Вере Ивановне Пахомовой. Его мечтой была учить жену, оторвать ее от привычки повседневного быта. Он хотел выехать из Зайсана, перевести семью в город Семипалатинск или Усть-Каменогорск. Друзей тоже уже стало меньше. Одни отбыли сроки и уехали к себе домой, другие перевелись в города Семипалатинск, Усть-Каменогорск.
Добившись с трудом разрешение на перевод в г. Усть-Каменогорск, он не сможет переехать, так, как его последние сто рублей, забирает тесть Иван Пахомов, который на эти деньги хотел выкупить рыбу и потом выгодно её продать. Но, из-за непогоды выручка не получилась. Тогда Николай Ватсон опять пишет своим родным с просьбой выслать денег. Родные его обвиняют в «мотовстве», в филантропии. Николай Ватсон пишет родичам письмо с гневным восклицанием: «…Скверно жить среди людей, у которых деньги бог и этого бога никогда нет за душой. Бьемся как рыба об лёд, пытаясь что-нибудь придумать, но что-то не клеится…Паршиво!». [6].
В такой трудной финансовой обстановке Николай Ватсон продолжает трудиться. Он переводит с французского капитальный труд Е.А. Грина о механической теории теплоты, всего 475 страниц и займется вторым томом – 435 страниц. Об этом он пишет Марии Валентиновне так: «… В сущности, я ни на что не рассчитываю особенно. Если удастся пристроить, то благо мне; переводом же я добиваюсь двоякой цели: практика во французском языке и ознакомление с самой наукой» [6].
Николай Яковлевич Коншин близкий друг Н.Ватсона, который тоже отбывал ссылку в городе Зайсане, просит Зайсанского уездного начальника «принять его для частных занятий в уездном управлении или же разрешить преподавание уроков» [8].
3 марта 1893 года Ватсон Н.Э. освобождается от надзора со стороны полиции. И в этом же году поступает писарем на службу в Зайсанское уездное управление.
Николай Эрнстович Ватсон принимал активное участие в общественной и культурной жизни Зайсана. Ватсон предложил проект создания хлебозапасных магазинов, который был принят уездным правлением. Он работал над проектом устройства центральных мест казахских волостных правлений. Трудился по 10-12 часов в сутки, буквально валился с ног от усталости, но он доволен был своей работой и мысли об отъезде из Зайсана постепенно отходили.
Николай узнает, что в Петербурге готовится «Энциклопедический словарь» и Мария Валентиновна входит в состав редакционной коллегии. Николай Ватсон в одном из писем предлагает включить в данный словарь такие тексты на слова: «Зайсан, Зайсанский пост, Зайсанский уезд, Зайсанское озеро, Черный Иртыш, горы Саур, Музтау, Тарбагатай, г. Кокпекты и другие, касающиеся географии Зайсанского края». Он даже не мыслит ставить свое имя под этими текстами. Он понимает, что это в его положении невозможно.
…А родственники продолжают мучить его оставшимся наследством от деда. Часть денег находились у Марии Валентиновны, часть у дяди Карла. Дядя пытается рассорить Николая с Марией Валентиновной и сестрой Ликой и это ему удается.
Нищета при наличии денег, которых не может получить и из-за которых идут склоки среди родственников – все это выбивает из колеи Николая. Житейские трудности привели ссыльного к тяжелой болезни.
Из письма Николая Ватсона «…Я снова побывал в когтях у смерти, снова налетело на меня воспаление правого легкого, которое по всем видимостям перешли в форменную чахотку этого органа. С докторами не советуюсь, да это было бы и бесполезно. Наши эскулапы гг. Гурвич и Юрьев такие знатоки, чтобы им верить, сверх того – военные и не в силах отличить холеры от родильной горячки…»[6].
Чувствуя скорый конец, Николай Ватсон стремительно ищет средства для обеспечения дочери Юлии. Он хочет купить на имя дочери дом. Он обращается к дяде, получает - отказ, затем пишет Марии Валентиновне: «… Выручите мою душу из этого проклятого состояния виновности перед Юлькой; перешлите деньги скорее телеграфом, уведомьте также и меня. Надеюсь на Вас» [6]. Мария Валентиновна отправляет деньги.
В следующем письме к Марии Валентиновне Николай Ватсон пишет «… Я твердо убедился, что мне нет места в России, тогда как здесь, на окраине, я еще мог быть бы полезен. Я ознакомливаюсь с киргизами, их жизнью, языком и письмом и хотел бы посвятить остатки моих сил на служение им…»[6].
Но, Николай Ватсон не смог осуществить свой план, 25 ноября 1895 г. он скончался и был похоронен на Зайсанском общественном кладбище. Второй родине и землякам - зайсанцам Николай Эрнестович Ватсон оставил богатую духовную пищу - библиотеку из 2300 книг.
В 1899 году, в память о товарище по ссылке в Зайсане Николае Эрнестовиче Ватсоне, Николай Яковлевич Коншин (1864-1937) напечатал в газете «Сибирская жизнь» его поэму «Послы». В послесловии к ней он написал: «Автор этого стихотворения Николай Эрнестович Ватсон, сын известного публициста, умер в 1895 году в маленьком городе Зайсане, куда он попал в конце 1889 года. Покойный был одним из типичнейших людей конца 80-х годов.
…Судя по его письмам, он в последнее время горячо мечтал отдать свои недюжинные силы изучению той страны, которая стала его второй родиной, и откуда он не захотел, даже, несмотря на возможность, вернуться в Россию. Но было уже слишком поздно… Николай Эрнестович, говоря словами Чехова, «веровал не как немецкий доктор философии», и сомненья и порывы «гнули его в дугу, рвали на части тело…». Этот духовный разлад в большой связи, конечно, с безотрадной жизнью в глухом захолустье, рано надломил могучий от природы организм Ватсона, и он умер, не имея 30 лет от роду…» [9].
К сожалению, в фондах областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника нет документов и личных вещей Н. Ватсона, но есть картина «Зайсанский узник. Ватсон Н.Э.», размером 58 Х 46 см, написанная выходцем из Зайсана Ибраевым Шангереем Ибраевичем (1928-19??г.г.) [10]. Работа выполнена на бумаге акварельными красками. Работу вместе с остальными сорока картинами в 1988 году музей-заповедник приобрел у автора. Шангерей Ибраевич с детства хорошо рисовал. Увлекаясь историей края, он делал, первые попытки воссоздать события прошлого в рисунках. Многие картины посвящены истории города Усть-Каменогорска, быту казахов и писал портреты других политических ссыльных и декабристов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Интернет ресурс: http://zaysan.vko.gov.kz/ru/region.htm О Зайсанском районе. 24.07.2015 г.
- Кумарова Б.М. Уездный город Зайсан в конце XIX начале XX в.в. 145-летию основания г. Зайсан\\Научный журнал. Региональный вестник Востока. №3.2014 г. -194
- Жаксылыкова К. Купеческий город Зайсан.\\ Рудный Алтай. 1992 г. - 1мая
- Интернет ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ватсон Э.К. и Ватсон М.В. 27. 07.2015 г.
- Интернет ресурс: https://slovari.yandex.ru. 24.07.2015 г.
- Алексеенко Н.В. Был близок с Ульяновым. \\Простор. 1976 г. № 4 с-96-107
- Интернет ресурс: https://slovari.yandex.ru. 24.07.2015 г.
8. Интернет ресурс: http://abai-inst.kz/rus С. Черных. Друг Абая. \\Простор. 1979.№ 6.
- Алексеенко Н.В. Ссыльный народоволец в Зайсане //Знамя коммунизма// 1961 г.- 12 марта
- Фонд ВК областного архитектурно – этнографического и природно-ландшафтного музея – заповедника: автор: Ибраев Шангерей. Картина: Зайсанский узник Ватсон Н.Э. 1980 г. Акт № 174-1989 г. КП-13 -19076.
BIBLIOGRAPHY
1 online resource: http://zaysan.vko.gov.kz/ru/region.htm About Zaisan district. 07.24.2015
2. Kumarova B.M. The county Zaisan city in the late XIX beginning of the XX centuries. 145th anniversary of the city of Zaisan // Science magazine. Regional messenger of the East. №3.2014, -194
3. Zhaksylykova K. The merchant Zaisan city. // Rudny Altay. 1992 – the 1 of May
4. Online resource: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ватсон E.K. and Watson M.V. 27. 07.2015
5. Online resource: https://slovari.yandex.ru. 07.24.2015
6. Alekseenko N.V. He was close to Ulyanov. // Space. 1976 № 4, 96-107
7. Online resource: https://slovari.yandex.ru. 07.24.2015
8. Online resource: http://abai-inst.kz/rus S. Chernih is a friend of Abay. // Space. 1979, № 6.
9. Alekseenko N.V. The exile of the will of Naro in Zaisan // A Flag of Communism //1961, the 12 of March
10. Funds of the EK Regional Architecture - Ethnographic and Natural-Landscape Reserve-Museum -: Ibraev Shangerey. A prisoner of Zaysan. 1980. Act № 174-1989, KP-13 -19076.
КУМАРОВА Бакыт Мейрамовна
заведующая отделом этнографии народов и малочисленных этнических групп
ВК областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника г. Усть-Каменогорск