В фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника, в разделе декоративно-прикладного искусства имеется богатая и разнообразная коллекция работ в технике вышивки. Наряду с изделиями утилитарного назначения (полотенца, наволочки, скатерти и др.) большой интерес представляют работы декоративного характера. В основном, это настенные панно и прикроватные коврики с различными жанровыми и декоративными композициями, вышитые крестом или гладью.
Большинство изделий датировано 40-60-ми годами XX века, что объясняется модными тенденциями того времени. В середине XX века искусство вышивки в Советском Союзе, и в Казахстане в том числе, переживает новый подъем, оно становится массовым увлечением большинства женщин. В пик популярности этого искусства, настенной вышивкой занимались люди разных национальностей, профессий и возрастов, живущих как в сельской местности, так и в городах. Иногда вышивание становилось семейным увлечением, которое захватывало не только женщин, девочек, но и мужчин. Такие декоративные панно зачастую заменяли картины, их размещали на стенах, оформляя в рамы или просто пришивая по краям вышивки орнаментальную тесьму, с обратной стороны чаще всего делали петли из ткани или вывязывали из ниток для фиксации их на стене. Вышитыми изделиями старались украсить буквально каждый уголок и предмет в доме, их дарили друг другу на праздники, берегли и передавали по наследству. Многие люди хранят эти вышивки до сих пор как семейные реликвии, с которыми связаны добрые и светлые воспоминания из жизни их семьи.
В чём же причины такого массового увлечения рукоделием, в частности вышивкой, в конце 40-60-х годах прошлого столетия? Задавая такой вопрос мастерицам, современницам той эпохи, мы слышали примерно одни и те же ответы: «от бедности, нищеты», «стремление украсить свой дом» (Р.Е. Игнатова, г. Усть-Каменогорск), «порадовать своих близких, детей красивыми изделиями», «разнообразить свой досуг» (А.А. Браминова, г. Семей), «все должно было быть изготовлено своими руками» (А.П. Худякова, г. Шемонаиха) [1, Акты: № 444, 2004; № 117, 2010; № 39, 1980]. Действительно, даже в самые тяжёлые времена лишений и войн в человеке живет, а быть может, даже обостряется потребность в красоте, уюте и гармонии. Пережив военное лихолетье, у людей возникало естественное желание радоваться жизни, быть счастливыми, окружать себя красивыми вещами. Но в послевоенные годы, когда экономика страны находилось в бедственном положении, большинство граждан не могли приобрести дорогие ковры, картины, декоративные панно и т.п. Поэтому женщины в стремлении украсить свой дом обращались к древним традициям рукоделия, которые сохранились ещё в народной среде и передавались по наследству.
Вышивка из всех видов женского рукоделия была выбрана неслучайно. Ведь это – один из самых древних и массовых видов народного искусства, который имеет глубокие исторические, этнографические и религиозные корни. Обычай украшать дом вышитыми изделиями существовал со времен язычества: «на стол постилали скатерти-столешники, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. <…>. В праздники и дни семейных торжеств самые красивые полотенца-платы, «убрусы», «накрючники» и «наспишники», названные так по деревянным крючьям-спицам, развешивали вдоль стен, вешали на окна, на божницу» [2, с. 7]. При этом вышивка обладала в древности оберегающим смыслом. В ней, содержавшей «всевозможные священные изображения и магические символы», была заключена великая сила добра [3, с. 345].
Постепенно в народном искусстве происходит разрыв иконографического круга и намечается зарождение нового вида изображения – народного бытового жанра [4, с. 118]. «Начиная с XVIII столетия, преимущественно в ремесленной и городской среде большое место стали занимать реалистические сюжеты, отражающие быт города и деревни, за основу которых обычно брались сказки и народные лубки. Эти сюжеты придавали несвойственную вышивке динамику; возникали новые стилистические приемы, материалы и даже техники исполнения» [2, с. 25]. Во второй половине XIX-начале XX веков реалистическое направление усиливается и занимает значительное место в народном изобразительном искусстве [5, с. 130].
В культуре многонационального народа, проживающего на территории Восточного Казахстана, вышивка была одним из самых распространённых и любимых видов женского рукоделия. У казахского народа высоко было развито традиционное искусство вышивки настенных ковров – тускиизов; славянский народ - русские, украинцы, белорусы с глубокой древности украшали вышитыми узорами одежду и полотенца. Вот как, к примеру, отзывалась о женском рукоделии бухтарминских старообрядцев учёный-этнограф Е.Э. Бломквист, побывавшая на юге Алтая в 1927 году в составе этнографической экспедиции АН СССР: «В области вышивания, тканья, вязания и плетения бухтарминские женщины достигли очень высокого искусства, которое носит вполне чёткий, определённый характер, позволяющий выделить предметы рукоделия этого района в особую группу, являющуюся ценным вкладом в общую сокровищницу русского народного искусства» [6, с. 398]. Таким образом, к середине ХХ века благодаря сохранившимся богатым народным традициям и высоким навыкам рукоделия в нашем крае была подготовлена благодатная почва для дальнейшего развития бытовой вышивки.
В своём творчестве любители вышивки применяли традиционные материалы, инструменты и приспособления. Вышивали, как правило, на пяльцах, используя плотную хлопчатобумажную, льняную, иногда шёлковую ткань, отдавая предпочтение ниткам мулине. Самой распространенной техникой в ХХ веке была вышивка простым крестом - два перекрещенных по диагонали стежка, реже использовались его разновидности: болгарский или сложный (двойной) крест - четыре перекрещенных стежка, и полукрест, состоящий из одного диагонального стежка.
Вышивка крестом прочно вошла в народное искусство с середины XIX века. Распространению этой техники во многом способствовал выпуск многочисленных схем для вышивки. Во второй половине XIX века их помещали в различных журналах и альбомах по рукоделию, а также вкладывали в качестве рекламы и своеобразной премии в упаковку парфюмерной продукции (мыла, духов, помады) некоторых известных фирм. Являясь наиболее упрощённой техникой по сравнению с древними разновидностями швов, вышивка крестом позволяла ускорить процесс создания работ и достичь эффекта рельефности. Гораздо реже мастерицы применяли в своих работах технику «гладь» и машинную вышивку, в основном их можно встретить в декоративных цветочных композициях.
В вышивке ХХ веке крайне редким явлением было то, что мастерицы самостоятельно придумывали композицию работы, так как это требовало наличие определенных художественных способностей, фантазии и дополнительного времени. В основном, для вышивания использовали схемы на бумаге и готовые трафареты с различными рисунками, напечатанными на ткани, которые выпускали предприятия легкой промышленности СССР. Обычно в нижней части тканевых трафаретов ставился штамп с указанием наименования изделия, размеров, цены, названия предприятия. К примеру, на одном из фондовых экспонатов, под вышитым рисунком можно прочитать надпись: «Рисунок вышивки крестом, размер 39 х 40, цена 40 коп Кожно-галантерейной ф-ки № 9 управление промышленности…» [1, Акт № 471, 1981].
Очень часто схемы для вышивок размещались в модных женских журналах «Крестьянка», «Работница» и др. Случалось, что мастерицы, особенно жившие в глубинке, выписывали образцы из более крупных городов, как, например, Елена Александровна Лапта из с. Тройницкое Таврического района, которая выписывала схемы и трафареты из г. Новосибирска [1, Акт № 8, 1980]. Иногда рисунок для будущей работы переснимали с репродукций известных картин, иллюстраций в книгах и журналах. Часто подруги, родственницы и соседки обменивались между собой образцами вышивок.
Из легенд, сопровождающих описание музейных предметов, можно узнать интересные истории создания работ с применением порой неординарных способов выбора мотивов для своих композиций. Так, например, Екатерина Филипповна Емельянова, жительница г. Усть-Каменогорска, рисунок для своей вышивки «Собака» пересняла с крышки портсигара [1, Акт № 52, 1992]. Но в то же время необходимо отметить, что мастерицы не следовали образцам слепо. Сам процесс вышивания диктовал определённые изменения в рисунке, цвете. Многое вносилось самой исполнительницей сообразно её вкусам и намерениям.
В настенной вышивке ХХ века одним из наиболее часто встречающихся жанров является сюжетная композиция, в тематике которой сохраняются традиции народного искусства. Также как и двести лет назад любимыми темами мастериц-вышивальщиц были литературные и фольклорные сюжеты из сказок, былин, басен и стихотворений: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Три богатыря», «Кукушка и петух», «Мужичок с ноготок», «Хозяйка Медной горы» (рис. 1) и др. Эти панно, имеющие иллюстративно-повествовательный характер изображения, отличаются ярким, насыщенным колоритом, состоящим, как правило, из чистых, локальных цветов. Главные герои изображены крупным планом в центре композиции. Некоторые работы на фольклорные темы обрамлены декоративной каймой с традиционным народным орнаментом. Такие вышитые иллюстрации были особенно интересны и полезны детям, они помогали привить ребёнку эстетический вкус, развивали образное мышление, способствовали лучшему запоминанию литературного произведения.
Кроме того, очень популярными были сюжеты из повседневной жизни, героями которых являются сами дети. Они изображены либо играющими с животными: «Мальчик с собачкой», «Девочка с кроликом и собачкой» и др., либо занятых каким-то делом: «Юный лыжник», «Девочка с яблоками», «Мальчик с корзиной цветов», «Девочка на поляне» и др. Редко, но встречаются копии с репродукций картин известных художников, как например, композиция «Дети в грозу» по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Изобилие детской тематики в сюжетных композициях неслучайно, ведь большинство настенных вышивок предназначалось для украшения детской комнаты или того места, где располагались кроватка ребенка, его письменный стол или уголок с игрушками.
Для настенной вышивки на бытовые темы характерно то, что доминировали в ней не современные сюжеты, а сцены из жизни людей прошлых эпох. Излюбленными мотивами были различные образы девушек, занятых кормлением птиц, общением с животными, работой по хозяйству или народными играми: «Девушка, кормящая голубей», «Девушки с собакой», «Девушка с коромыслом», «Хоровод» и др. Но, пожалуй, самым распространенным сюжетом, сохраняющимся в настенной вышивке в течение длительного периода времени – с 1920-х годов до 1960 года, является композиция «Девушка с корзиной цветов» с изображением молодой южанки в крестьянском костюме эпохи XVIII-XIX веков.
Одной из любимых тем в сюжетной вышивке являются романтические сцены свиданий. В музейной коллекции насчитывается четыре композиции с названием «Свидание». Особо хотелось бы выделить тип композиции, выполненный по сюжету трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (рис. 2). Ей свойственны черты «картинности» - сложное композиционное построение, основанное на передаче перспективы, реалистичная проработка деталей костюмов и причёсок главных героев, а также дворцового убранства, характерных для итальянской моды XVI века и соответствующих стилю ренессанс. Но все же, главное внимание здесь уделено передаче чувств и переживаний юных влюбленных, которые изображены колоритно, крупным планом.
В бытовых сюжетах неоднократно встречаются сцены охоты, зимние прогулки на тройке лошадей, запряжённых в сани, праздничные украинские танцы в нарядных народных костюмах. Эти темы являются традиционными не только для вышивки, но и для народного декоративно-прикладного искусства в целом. Начиная с конца XVII - начала XVIII веков, бытовые сюжеты, отражающие трудовые будни и праздники, часто встречаются в народной росписи по дереву – мезенской, северо-двинской, городецкой и других; а также в народной игрушке – богородской, дымковской и других. Это лишь подтверждает тот факт, что искусство вышивки развивалось в единстве со всеми другими видами народного декоративного творчества.
Жемчужиной музейной коллекции сюжетной вышивки можно назвать великолепную работу «Прогулка на лодке», выполненную Валентиной Ивановной Батютовой, жительницей с. Бутаково, в конце 1960-х годов (рис. 3). Панно отличается превосходным качеством исполнения, крайне редким сюжетом, сложной многофигурной и многоплановой композицией, включающей изображения группы людей (в том числе и детей), птиц и сельского пейзажа. Незатейливая бытовая сцена катания на лодке, сопровождаемого кормлением лебедей, овеяна ореолом романтичности, характерной для изображаемой эпохи (начало XIX века). Привлекает мягкий, гармонично выстроенный колорит пастельных цветов нитей, с помощью которого создаётся иллюзия воздушного пространства. Перечисленные художественные качества данной работы роднят её со старинными шпалерами и живописными полотнами XVIII - начала XIX веков.
В жанре портрета так же, как и в сюжетных композициях, превалируют образы прошедших веков. В музейной коллекции вышивки самая ранняя из портретных работ датирована 1922-м годом. Она представляет собой профильное изображение девушки с розой в руке, предположительно, Кармен - главной героини известной оперы Ж. Бизе. Следует отметить, что этот мотив был довольно распространённым в настенной вышивке вплоть до середины 1970-х годов, подтверждением чему является наличие ещё двух подобных работ, хранящихся в фондах музея-заповедника. Интересно, что автор одной из них – Варвара Ильинична Головина, жительница Самарского района, по легенде пересняла рисунок для вышивки с коробки из-под пудры с названием «Кармен».
Наибольшую популярность среди портретных изображений, судя по музейной коллекции, получила композиция «Девушка с кувшином». Работ с таким сюжетом в фондах музея насчитывается семь единиц. Несмотря на одинаковую схему вышивки, все панно отличаются друг от друга решением колорита, степенью проработки деталей, а также видом, цветом и размерами ткани - основы для вышивки. Популярность этой композиции в народном искусстве на протяжении более сорока лет (с 1920 до 1960-х гг.) можно объяснить, в первую очередь, необыкновенной эффектностью, колоритностью изображаемого образа, обладающего магической притягательностью. Максимальное приближение портретируемой модели к зрителю, изящество её позы, данной в ракурсе «три четверти», с лёгким наклоном головы, кроткий и одновременно полный достоинства взгляд девушки создают величественный и монументальный образ крестьянской мадонны. Лучшая фондовая работа на этот сюжет – панно «Бэлла» (рис. 4), выполненная Агафьей Тимофеевной Семёновой (с. Бутаково) в 1947 году, но прекрасно сохранившаяся. Она украшает экспозицию городского дома середины ХХ века в этнодеревне Восточно-Казахстанского областного музея-заповедника.
Общей чертой в вышивке портретного жанра с сюжетными композициями является изобилие детских образов. Среди них лидирующее положение занимает старейший тип композиции «Мальчик с собакой» (рис. 5), схема которой использовалась ещё в 20-х годах XIX века, в частности в бисерном шитье. В тематике данного изображения отразилось влияние направления сентиментализма, характерного для искусства той эпохи. Тема верности и дружбы здесь сочетается с общим художественным решением в романтическом духе [7, с. 181-182]. В настенной вышивке ХХ века сюжет этой композиции как бы продолжает одну из главных тем бытового жанра с множеством изображений детей, играющих с животными. Но в отличие от них, на портрете мальчик со своим четвероногим другом изображён в статичном состоянии, крупным планом, смотрящим прямо на зрителя в полном соответствии с требованиями этого жанра.
Одной из особенностей портретной вышивки является приверженность к миниатюрным панно определённого типа. Это погрудные изображения маленьких детей, нарядно одетых по моде 1950-1960 годов: мальчики в «матросках» или в широкополых соломенных шляпках и клетчатых жилетах; девочки с красными бантиками и белыми воротничками на платьях. Некоторые мастерицы оформляли такие миниатюрные портреты широкой яркой каймой или нашивали на тёмную ткань, контрастирующую с фоном вышивки, что создавало нарядное обрамление композиции и зрительно её увеличивало. Примером тому могут служить работы Нуркамал Баймурзиной: «Девочка с бантом», «Мальчик в шляпе» и «Морячок» .
В серии портретных изображений особо следует выделить работу «Девочка с пяльцами», выполненную жительницей Лениногорска Евдокией Яковлевной Поздеевой (рис. 6). Достоинством портрета является то, что в нём прекрасно передан дух времени – 60-х годов ХХ века - с его оптимистичным настроем и модными увлечениями. Мастерица крупным планом изобразила свою современницу – весёлую, жизнерадостную девочку в яркой одежде, с бантиками в косичках, которая занимается вышивкой и словно хочет поделиться с нами своими успехами. Возникает впечатление, что образ юной рукодельницы был взят автором работы с фотографии из журнала или с натурного рисунка, настолько он получился живым и реалистичным. Портрет «Девочка с пяльцами» можно назвать своеобразной визитной карточкой своего времени.
Характерной чертой изобразительного искусства советской эпохи являются многочисленные портреты вождей государства, которые также встречаются и в бытовой настенной вышивке. В музейной коллекции две такие работы – «Ленин» и «Сталин». Они отличаются лаконичностью и обобщённостью изобразительного языка, сдержанностью и ограниченностью цветового решения, которое в портрете Сталина проявляется в черно-белой графике. Кроме изображений политических деятелей, в фондах музея имеется замечательный камерный портрет А.С. Пушкина. По рассказам современников той эпохи, в вышивке воплощали образы и других поэтов, таких как Есенин, Блок, Маяковский, выбор которых позволяет судить нам об идеалах и кумирах поколения 1950-1960-х годов.
В разделе «Пейзажи» самой распространённой темой является изображение Московского Кремля, такие композиции составляют третью часть от всей коллекции пейзажных работ. Сохраняясь в народном искусстве вышивки на протяжении длительного периода времени - с 1920-х до 1960-х годов, этот мотив существовал в двух вариантах. Один из них представляет изображение панорамы Кремля со стороны Москвы-реки (рис. 7). Таких композиций большинство – восемь из одиннадцати, но каждая из них индивидуальна и по-своему интересна. Второй вариант на эту тему – фрагмент Кремлёвской стены в виде изображения самой известной её части – Спасской башни. Такой мотив активно использовался в бытовой вышивке в 20-40-е годы ХХ века, подтверждением тому служат три имеющиеся в музее работы, относящиеся к этому времени. Популярность изображения Московского Кремля в народной среде объясняется высокой степенью патриотизма, характерного для людей советской эпохи.
Другие часто используемые мотивы в пейзажном жанре также представляют собой сочетание изображения природы с архитектурными строениями различного типа: деревенские виды, курортные места, старинные замки и поместья, храмы, мельницы и др. Встречаются панорамы девственной, не тронутой цивилизацией природы с включением изображений диких животных. Кроме того, следует отметить две копии с репродукций картин И.И. Шишкина - «Рожь» и «Утро в сосновом бору».
Судя по музейной коллекции, самым популярным жанром в настенной вышивке ХХ века является анималистический. В фондах музея-заповедника насчитывается более 90 вышивок с изображением животных. Наиболее ранние из них датированы началом ХХ века. Это направление в настенной вышивке отличается большим разнообразием персонажей и типов композиций, многие из которых имеют небольшие размеры и, как следствие, камерный, домашний характер с присущими ему тёплыми и доверительными интонациями в раскрытии образа.
Для вышивки анималистического жанра характерно преобладание изображений различных птиц, которые составляют половину всей коллекции рассматриваемого вида. Образ птицы с глубокой древности является одним из самых любимых и почитаемых в народе. Он одинаково часто встречается как в декоративно-прикладном искусстве, так и в устном народном творчестве. Объяснением тому могут служить многочисленные древние легенды и представления о птице как существе, участвовавшем в сотворении мира и образе, олицетворявшем солнце – главное языческое божество, дающее всему жизнь [8, с. 67]. В эпоху язычества она была также символом неба и человеческой души, символизировала благополучие, защиту и считалась покровителем семьи. В образы сказочных птиц русский человек вкладывал свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.
Являясь воплощением вечных жизненных ценностей, этот образ по сей день живёт в народном искусстве. В бытовой настенной вышивке ХХ века чаще всего встречаются образы таких птиц, как попугаи, павлины, петушки и курочки. Первые два вида пернатых привлекали народных мастеров своей экзотической красотой, ослепительно яркой окраской и декоративностью. К тому же павлин в русских народных сказках являлся воплощением прекрасной Жар-птицы, что, наверняка, ещё больше вызывало интерес к этому образу. Попугай появляется в народном искусстве в XVII веке, когда это «заморское чудо» стали завозить в Россию. Именно в это время появились первые изображения попугая в народных росписях на коробьях и сундуках Великого Устюга [9, с. 46 - 47]. В вышивку этот образ вошёл значительно позже, заняв в ней довольно прочное место. Популярный тип композиции с этими птицами – попугай или павлин, сидящий на ветке с цветами (рис. 8).
Одним из любимых и характерных персонажей в вышивке ХХ века является образ оленя. Можно выделить три основных вида изображений с этим животным. Первый - геральдического типа - погрудное профильное изображение оленя, обрамлённое цветущими ветками. Второй вид композиции представляет собой слияние двух жанров – анималистического и пейзажного. Это реалистичное изображение одного или нескольких оленей, расположенных на фоне природы – на берегу реки, ручья или озера, на поляне или в лесу (рис. 9). Третий вид вышивки имеет декоративный характер и представляет собой динамичное изображение оленя в окружении крупных цветов, иногда напоминающих ковровый узор.
Почему же изображение этого животного было настолько популярным в вышивке, особенно в 1950-60-е годы? До сих пор ответ на этот вопрос остаётся загадкой, известно только, что образ оленя в народном искусстве существует с давних времен. У древних славян он символизировал движение солнца, а рога оленя уподоблялись солнечному сиянию. Со временем первоначальный смысл этого мифологического образа, конечно же, утратился, сохранилась только его декоративная сторона, столь привлекательная в народной среде. В середине ХХ века этих красивых, благородных животных активно изображали не только в вышивке, но и в других видах декоративно-прикладного искусства - на гобеленовых и ворсовых коврах, а также на тёплой вязаной одежде.
Достаточно много в вышивке анималистического жанра изображений домашних животных, таких как кошки (особенно котята) и собаки. Среди них есть композиции, имеющие сюжетный характер - «Собаки на охоте», «Пейте, дети, молоко», «На прогулке». Одним из самых популярных типов настенной вышивки является «Котёнок в корзине с цветами», выполненный в виде «портрета» домашнего любимца. Кроме того, нередко встречаются образы хищных зверей – львов, тигров, медведей, которым в древности приписывали оберегающие и охранительные функции, а позже, они, видимо, вызывали интерес экзотичностью и колоритностью образов.
Раздел «Натюрморты» в вышивке музейной коллекции составляют в основном композиции с изображением разнообразных цветов в корзинах, вазах и вазонах, а также в сочетании с какими-либо предметами. Широкое распространение в середине ХХ века получил классический тип композиции «Натюрморт с кубком, книгой и розами», насчитывающий в музейной коллекции семь единиц. Также характерными для того времени являются такие разновидности композиций, как «Рог изобилия», имеющей декоративный характер, и «Букет цветов в вазе» со стилизованным изображением полевых цветов.
В этом жанре выделяются работы Евгении Ивановны Чистяковой, жительницы г. Усть-Каменогорска. Они отличаются не только высокой техникой исполнения, но и выбором самой композиции, имеющей монументальный характер, насыщенный, яркий колорит с богатством цветовых оттенков. Прекрасные садовые цветы или свежие ветки сирени, помещённые в объемные вазы, изображены максимально крупно, в виде больших пышных букетов, вызывая тем самым ассоциации с изобилием и щедростью природы, подчёркивая красоту и неповторимость каждого цветка и растения. Выполненные во второй половине 1940-х годов, в тяжёлое послевоенное время, такие декоративные панно несли в дом радость, красоту, жизнелюбие, создавали праздничное и оптимистичное настроение (рис. 10). В подобном ключе создано множество цветочных натюрмортов, хранящихся в фондах музея-заповедника.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что интерьерная вышивка занимала одно из важных мест в городском и сельском быту середины ХХ века. Главная причина столь феноменальной популярности этого вида народного искусства связана с извечным желанием людей создавать уют и украшать свой дом, привнося в него ощущения радости, гармонии и счастья. Занятию рукоделием способствовали сохранившиеся ещё в народной культуре древние традиции вышивки, а вместе с ними и высокий статус вещей, сделанных своими руками. Преобладание в настенной вышивке таких жанров, как анималистический и сюжетная композиция, напрямую связано с общими тенденциями в народном изобразительном искусстве, в котором изображение животных и птиц, мифологических и литературных сюжетов, а позже и реалистичных бытовых сцен занимает видное место. Для настенной вышивки ХХ века в целом характерно оптимистичное, праздничное настроение, искренность и теплота заложенных в работу чувств; в ней, как и во всём народном искусстве звучат вечные темы добра, красоты и жизнелюбия. В наши дни бытовая настенная вышивка прошлого столетия имеет большую этнографическую ценность, являясь одной из характерных особенностей быта ушедшей эпохи, требующей сохранения и дальнейшего изучения.
Список литературы
- Архив ВК областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.
- Дурасов Г. П., Яковлев Г. А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. М., 1990.
- Семенова М. Мы - славяне. СПб, 1997.
- Воронов В. С. О крестьянском искусстве. М., 1972.
- Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978.
- Бломквист Е. Э. Искусство бухтарминских старообрядцев / Е. Э. Бломквист, Н. П. Гринкова // Материалы комиссии экспедиционных исследований: Бухтарминские старообрядцы. Л.: АН СССР, 1930. Вып.17.
- Червяков А. Ф. Шитьё бисером и стеклярусом // Русское декоративное искусство XIX - начало XX века / под ред. А. И. Леонова. Том 3. М.: Искусство, 1965. С. 181 - 182.
- Рогов А. П. Кладовая радости. М., Просвещение, 1982.
- Жегалова С. К. Русская народная живопись. М., Просвещение, 1984.
Журнал «Мәдени мұра», Национальный музей,
№ 6 (69), 2016 г., стр. 100-104
< Предыдущая | Следующая > |
---|