О деятельности Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника широко известно не только в Казахстане, но и далеко за пределами. Его фонды насчитывают более 65 тыс. экспонатов, отображающих материальную и духовную культуру 40 народностей и национальностей. В научно-исследовательской и массово-просветительской работе сотрудники используют новые наработанные методы и формы музейной практики, сохраняя и пропагандируя самобытную культуру каждого народа. Сбор предметов украинской этнографии ведётся с момента основания музея-заповедника (1968 год). Первые уникальные экспонаты собирались у населения в поездках и экспедициях по городам и сёлам области. Научная работа по изучению, сохранению и популяризации культуры и быта украинцев Восточного Казахстана началась с 1989 года, с момента создания отдела этнографии народов и малочисленных этногрупп Восточного Казахстана. Вследствие этой работы, в фондах музея-заповедника укомплектована значительная коллекция экспонатов (более 2000 единиц), характеризующая материальную и духовную культуру этого народа. Изданы каталоги по украинской одежде и рушникам.
По данным последней переписи населения на 2015 год в Восточно-Казахстанской области проживают более 105 национальностей, среди которых4999 украинцев. Несмотря на значительные миграционные процессы и отдалённость от родины, украинцы сохранили свои традиционные этнографические особенности вплоть до середины ХХ в. Это проявилось в их жилище, одежде, кухне, обычаях, обрядах и традициях. Наибольший интерес из фондовой коллекции представляют предметы женского рукоделия: рушники, салфетки, дорожки-поперечки, накидки, наволочки, подзоры, настенные ковры и женские сорочки. Особое внимание привлекают конечно рушники, которых насчитывается более 140 единиц и у каждого своя легенда и история. Основная часть рушников была собрана на территории Восточно-Казахстанской области. Сорок рушников приобретены в 1990-1991 году в результате этноэкспедиции по селам Черниговской и Винницкой областей Украины. Один рушник был передан в дар из Министерства культуры Украины, четыре приобретены из краеведческого музея специализированной школы № 25 города Усть-Каменогорска, в связи с расформированием школьного музея.
Невозможно представить интерьер украинской хаты без красочных рушников и узоров на стенах, печах и сундуках. Сложившиеся традиции и технические приемы многообразной украинской вышивки не менялись на протяжении веков, передаваясь из поколения в поколение. Украинки Восточного Казахстана не исключение, ручной вышивкой крестом, гладью и мережкой они занимаются и в настоящее время. Многие из современных украинцев являются потомками первых переселенцев и основателей украинских сёл Таврическое, Донское и Украинка (1893-1899 гг.) на территории Восточного Казахстана [1,2]. Среди вышитых рушников особенно различаются: обереговые, свадебные, крестильные. Разнообразие рушников и обрядового хлеба составляло этническую особенность украинской свадьбы. На всех ее этапах рушник выступал как один из главных атрибутов: в обряде сватовства, обручения, одаривания, каравайных обрядах, благословения молодых. На свадьбу использовали до сорока рушников[3]. Свадебная тематика вышивки тоже очень многообразна, но есть основные характерные орнаменты. На свадебных рушниках изображаются пары птичек (жаворонки, голуби, павлины, петухи), повёрнутые друг к другу — они символизируют жениха и невесту, олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви. Вышиваются и цветочные орнаменты, как оберег от злых сил, и пожелание молодым процветания, здоровья, богатства, рождения детей. Очень часто на свадебных рушниках вышивали «древо рода» в виде растущего дерева или букета в вазоне, где ярко выраженная центральная ось композиции развивается при помощи мелких дополнительных элементов: птиц, цветов, веток с бутонами или ягодами. В украинской свадебной орнаментики наиболее распространенными являются изображения ягод и листьев калины, гроздьев и листьев винограда, листьев и плодов дуба, листьев и шишек хмеля, цветов и бутонов розы, лилии, гвоздики и мака. Все перечисленные растения обязательно что-нибудь символизирует в дальнейшей семейной жизни. Каждый элемент растительного орнамента имеет своё место, и оформляется в виде гирлянды, «витого стебля», цветочных композиций и розеток, и, как правило, вышивается в трёх уровнях. Важным маркером свадебной орнаментики является незамкнутый веночек, символизирующий продолжительную жизненную дорогу. Иногда, над веночками вышивали корону (это аналогия с короной, которую по православному обряду держат над головой во время венчания). В центре венка часто вышивали инициалы жениха и невесты с учетом ее новой фамилии. Одну сторону полотна рушника с двух поперечных концов украшают вышивкой: один край для жениха, другой для невесты. По канонам, каждый конец отличался орнаментом, общее только оформление и размер вышитой части. Вариантов орнаментов огромное множество, и зависит от воображения и полёта фантазии вышивальщицы[4,5].
В качестве примера рассмотрим узоры на рушнике из села Орловка, Глубоковского района, ВКО изготовленного в первой половине ХХ века мастерицей Шинкоренко А.М. (Рис.1.) Рушник (266 см х 40 см) сшит из льняного отбелённого домотканого полотна. Поперечные края декорированы ручной вышивкой болгарским крестом, вставками из фабричной ткани и фабричными кружевами. В вышивке использованы чёрные и красные вышивальные хлопчатобумажные нитки. Орнамент расположен в трёх уровнях. Первый (верхний) – композиция, состоящая из стилизованного дерева в центре, по краям которого, два крупных петуха в повороте друг к другу. Композиция расположена на линейной геометризованной дорожке. Дерево, изображенное в узоре, не существует в природе, в сравнении с петухами очень малого размера. «Древо рода» – символ, означающий продолжение рода, детей, семейное счастье, благополучие родных. Соколы, голуби и петухи символизируют молодожёнов. Характерной чертой свадебного рушника является расположение птиц головками друг к другу. Они либо держат в клювиках ягоду калины, либо сидят у корней дерева – символа зарождения новой семьи. (При отказе – девушка подносила сватам рушник с птичками, которые сидели, отвернувшись друг от друга)[4,5]. Второй уровень – широкая орнаментированная полоса представляет собой «витой стебель» из крупных цветов лилии, бутонов и листьев. (Цветок лилии – это женский символ, олицетворяющий девичью чистоту и невинность. Кроме цветка, неотъемлемой частью орнамента являются листья и бутоны, которые составляют неразрывную композицию. «Витой стебель» из лилии также символизирует рождение, развитие и бесконечность жизни)[4,5]. Третий уровень – гирлянда из двух крупных роз, бутонов и листьев. (Роза – символ красоты, а гирлянда – бесконечное солнечное движение с вечным возрождением)[4,5]. Между вторым и третьим уровнем вставлена красная х/б ткань с нашитым белым ажурным кружевом. Концы украшены кружевами геометризованного орнамента. Вставка из ткани и кружева была заимствована у старообрядцев, это говорит о влиянии старообрядческой культуры. Несмотря на это, рушник является ярким примером сохранения традиционной свадебной украинской орнаментике в вышивке украинок Восточного Казахстана.
Еще один рушник, который хочется отметить, был изготовлен в г. Зыряновск, ВКО, мастерицей Слеиченко М.Т. в начале ХХ века. (Рис. 2.) Рушник (265 см х 43см) сшит из льняного отбеленного домотканого полотна. Поперечные края декорированы вышивкой крестом красными и черными хлопчатобумажными нитками. Орнамент расположен в четырёх уровнях. Первый (верхний) – композиция, состоящая из незамкнутого венка, сплетенного из крупных и мелких цветов, бутонов и листьев. Внутри венка маленький веночек из пяти цветочков. Завершает композицию царская корона с крестовым навершием. Второй – орнаментальная полоса с двумя парами голубей в повороте друг к другу. Между птицами вышит стилизованный цветок. По центру, между парами голубей и в конце полосы стилизованная фигурка человека. Третий ряд занимает широкий «витой стебель» из цветов и листьев калины. Четвёртый ряд – вышивка «кайма» имитирует бахрому с широкими и узкими кистями.
Рушник середины ХХ века, изготовила Коваль Л.В. г. Усть-Каменогорск, ВКО. (Рис. 3.) Рушник (248 см х 39 см) сшит из белой хлопчатобумажной ткани фабричного производства. Поперечные края декорированы вышивкой крестом многоцветными нитками мулине. Орнамент расположен в двух уровнях. Первый (верхний) – большой вазон на ножке с пышным букетом из трех крупных цветов, бутонов и веток с листьями. В центре вазона просматриваются вышитые цифры «1959», предположительно – дата изготовления рушника. На одной линии, слева и справа от вазона, вышиты две птицы, сидящие на веточке с ягодами, в повороте друг к другу. Второй уровень занимает композиция из двух диагональных веточек роз, с бутонами и листьями. Концы украшены ажурными зубчатыми кружевами, связанными крючком из белых х/б ниток.
Рушник середины ХХ века изготовила Вильегорская Р.А. г. Усть-Каменогорск, ВКО. (Рис. 4.) Рушник (336 см х38 см) сшит из льняного отбелённого домотканого полотна. Поперечные края декорированы вышивкой крестом черными и красными хлопчатобумажными нитками. Орнамент расположен в двух уровнях. Первый (верхний) – большой вазон на ножке с пышным букетом из трех крупных веток роз с бутонами и листьями. На макушке букета – роза, слева и справа от которой вышиты две птицы в повороте друг к другу. На одной линии, слева и справа от вазона, расположены вазочки с кустом розы в зеркальном отражении. Второй – широкая гирлянда из роз, бутонов и листьев. Поперечные края рушника украшены мережкой и ажурными зубчатыми кружевами, связанными крючком из льняных ниток.
И в качестве примера традиционной украинской свадебной символики, предлагаю рассмотреть рушник, привезённый из села Горбачи Черниговской области Украины. (Рис. 5.) Рушник первой половины ХХ века (220 см х 47,5см) был изготовлен из льняного отбелённого домотканого полотна Орловой В.М.. Поперечные края декорированы ручной вышивкой крестом красными, чёрными и серыми хлопчатобумажными нитками. Орнамент представляет собой растительно – зооморфную композицию. В центре композиции вышит стилизованный вазон, на треугольной ножке, с «древом рода». По обе стороны от вазона, смотрящие друг на друга петухи с пышными хвостами. По низу композиции проходит орнаментальная полоса из серых и розовых квадратиков в шахматном порядке. Концы украшены мережкой и выпущены в природную бахрому.
Мы рассмотрели несколько рушников и убедились, в том, что, украинки Восточного Казахстана сохранили древнейшие магические знаки и символы украинской этнической вышивки в изготовлении своих рушников. Благодаря аккуратности и бережливости владельцев этих бесценных рушников, мы собрали уникальную и неповторимою коллекцию украинского женского рукоделия.
Мастерство украинок Восточного Казахстана на века останется образцом высокого искусства народного художественного промысла и источником творческого вдохновения для потомков.
Список литературы и источников
- Алексеенко Н.В. Алексеенко В.Н. Славянское население Казахстана ХVIII-ХХ вв.: Историко-демографическое исследование. – Усть-Каменогорск: Издательство «Медиа-Альянс», 2009.- 131 с.
- Алексеенко Н.В. Усть-Каменогорск и устькаменогорцы. – Усть-Каменогорск, 1995. – 77 с.
- Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – Москва, Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.- 511с.
- Как правильно вышивать рушник https://www.babyblog.ru/ community/ post/vyshyvka/8884 (дата обращения: 15.08.2016)
- Свадебный рушник http://www.handbookbride.ru/main/trouble/245-svadebnyj-rushnik.html (дата обращения: 15.08.2016)
М.М. Резонтова
Статья опубликована в сборнике «Орнаментика в артефактах традиционных культур» (13 - 15 декабря 2016 года).
Материалы Пятнадцатых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2016, стр. 287-293
Иллюстрации к тексту
рис. 1 | рис. 2 | рис. 3 |
|
|
рис. 4 | рис. 5 |