• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
издания статьи научные Осерчева О. Н. ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА ПРИ СВЯТО-НИКОЛАЕВСКОМ ХРАМЕ И ШКОЛЫ ДРУГИХ ВЕДОМСТВ В СЕЛЕ КРАСНЫЙ ЯР НА ИРТЫШЕ (1827-1919)

Осерчева О. Н. ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА ПРИ СВЯТО-НИКОЛАЕВСКОМ ХРАМЕ И ШКОЛЫ ДРУГИХ ВЕДОМСТВ В СЕЛЕ КРАСНЫЙ ЯР НА ИРТЫШЕ (1827-1919)

Статья посвящена вкладу церковно-приходской школы Свято-Николаевского храма на Иртыше в становлении народного образования в Красноярском приходе Змеиногорского уезда Томской губернии, начало которому было положено приходской деятельностью священников задолго до основания одноклассного училища Министерства внутренних дел (1882), со временем преобразованного Министерством народного просвещения в двухклассное (1903).

В статье систематизированы сведения исследователей местного православия из дореволюционных и современных источников: протоиерея Скальского К.Ф., священников Герасимова Б.Г. и Голошубина И. и других, а также метрических книг Свято-Николаевской церкви за 1884-1887 годы, хранящихся в ГАВКО, и материалов школьного музея села Предгорного Восточно-Казахстанской области.


Бывший дом священника Свято-Николаевского храма в селе Красный Яр на Иртыше (ныне село Предгорное ВКО). Находился по ул. Ленина, 35. В советские годы в нем располагалась часть классов 7-летней школы, позднее сельсовет. Ныне не существует.

Хронологические рамки исследуемой темы определяются основанием в 1825 году Свято-Николаевской церкви на Иртыше [24, с. 200] и, как следствие этого, периодом образования самостоятельного Красноярского прихода, что значительно облегчило жизнь местным поселянам в плане духовного просвещения. Выделившись в 1827 году из Убинского прихода, вновь образованный приход вобрал в себя названия одноименных смежных поселений: поселка Красноярского, преобразованного из станицы (после 1808 г.), а еще ранее форпоста (1747-1752) и деревни при нем (1761). Также к приходу отошли деревня Березовка, расположенная в 8 верстах и Верх-Березовский рудник – в 5 верстах [11, с. 171; 24, с. 201]. В качестве верхней границы рассматривается 1919 год, когда после произошедшей в 1917 году Октябрьской революции, помещения духовных школ были переданы в ведение Народного комиссариата просвещения [19, с. 80], а в помещении Красноярской церковно-приходской школы и бывшего дома священника (Фото) была организована 7-летняя школа [20] II ступени.

Образование прихода совпало с началом периода правлений императора Николая Iи архиепископаТобольского и Сибирского Евгения (Казанцев Андрей Ефимович), активно способствовавшего миссионерской деятельности и духовному просвещению населения в епархии [19, с. 41, 229]. С 1852 года все православные приходы края перешли в подчинение Томской и Енисейской епархии, которая была образована в 1834 году при Тобольском архиепископе Афанасии в границах Томской губернии, выделившейся в 1804 году из состава Тобольской губернии [11, с. 117; 19, с. 42]. До 1894 г. приход оставался в каноническом подчинении Томской Духовной Консистории, с 1895 г. – Омской Духовной Консистории [3; 4], которая занимала главную часть войсковых земель Сибирской казачьей линии, между Омском и Усть-Каменогорском называвшихся Иртышской линией [25, с. 7-8].

Задача статьи – проследить динамику процессов, происходивших в Красноярском приходе в вопросе влияния епархиального ведомства на распространение грамотности среди населения.

На протяжении всего XIX века Российская Империя не имела единой системы начального образования. Министерство народного просвещения, учрежденное в 1802 г., не решало вопросов народной школы до конца 60-х годов XIX века [14, с. 10]. Согласно Указу Императора Александра I от 26 января 1804 г. обучение сельчан поручалось духовенству, в связи, с чем сельские священники активизировали приходскую деятельность, повсеместно создавая школы при церквах [26]. Таким образом, на протяжении XIX века под эгидой духовенства духовная составляющая стала главным лейтмотивом в деятельности уездных училищ и приходских школ [27].

При Николае I (1825-1855) образование приняло сословный характер. По этой системе церковно-приходские школы, где изучались простейшие предметы: арифметика, чтение, письмо и Закон Божий, становились уделом низших слоев населения [?].

На территории края в XIX веке широкое распространение получили частные школы, которые создавались политическими ссыльными, представителями властных структур: чиновниками, волостными и сельскими писарями, священнослужителями. Очень плохо обстояло дело с сельскими школами. ВУсть-Каменогорскомуезде государственных школдо 1860-х годов вообще не было [13, с. 78, 79]. Духовенство имело свои церковные школы в крае, однако их было очень мало, и результаты обучения в них были не достаточными по причине отсутствия грамотных учителей. Всеобщий интерес к просвещению усилился в годы царствования Императора Александра II (1855-1881). Об этом можно судить по росту образовательных учреждений, произошедшему в 1860-е годы на землях сибирского казачества, когда появились десятки новых школ. Наряду с государственными школами открывались земские, церковно-приходские, воскресные и частные, средние и специальные школы, учреждались первые  библиотеки [12, с. 171].

Именно в этот период,в годы служения (1856-1876) протоиерея Александра Павловича Сосунова, в Красноярском приходе при Свято-Николавеском храме начинает свою работу одна из первых начальных школ епархиального ведомства, имевшая своей целью обучение и воспитание детей в духе православия. В 1856 году по окончании Тобольской Духовной Семинарии, в возрасте 22 лет, Сосунов А.П. был рукоположен в священники к Николаевской церкви. По словам известного священника и краеведа в области православия Герасимова Б.Г.: «На приходе работал деятельно. Открыл школу, завел народные чтения и занялся метеорологией, аккуратно отмечая колебания температуры, осадки, вскрытие и замерзание Иртыша и т.д. После 20-летней службы в Красноярском приходе переведен был к крепостной Троицкой церкви, где и оставался до конца дней своей жизни». Из 56 лет священнической деятельности, он 17 лет был благочинным, 31 год – законоучителем в разных школах Усть-Каменогорска. Сохранил о себе память доброго, благодушного и неутомимого человека, хорошего проповедника и точного исполнителя долга. В 1912 году в возрасте 79 лет похоронен в оградке Троицкой церкви в городе Усть-Каменогорске. На его могиле была установлена чугунная плита с надписью об упокоении [11, с. 145-146]. Плита ныне утрачена. В период своего благочиния Сосунов А.П. подготовил и передал редактору Омских епархиальных ведомостей Клименту Филимоновичу Скальскому имеющиеся у него рукописные материалы и выписки из церковных архивов, которые позднее вошли в историческое описание епархиальных приходов [24, с. VII]. В его же бытность, в 1867 г., возможно не без его стараний, причту Советом Главного Управления Сибири было отведено 90 десятин пахотной земли [25, с. 477].

О том, как в последующие десятилетия складывалась история церковно-приходской школы Красноярского прихода в источниках не обнаружено. Но есть имена священников конца XIX века, которые могли продолжать дело протоиерея Сосунова А.П.,прежде всего это священник Солотчин Филипп Владимирович. Данные о нем по Красноярскому приходу значатся в метрических книгах с 1876 по 1883 гг.

Яркая фигура в истории духовного просвещения края в конце XIX-начале XX вв., имеющий отношение и к Красноярскому приходу, – протоиерей, благочинный Александр Владимирович Дагаев, впоследствии священномученик Александр Усть-Каменогорский, прославленный в лике святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года [18, с. 373], 155-летие которого в этом году чтит православная общественность Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии. Дореволюционные и современные источники приводят общеизвестные факты его биографии. После окончания Духовной семинарии, затем Духовной академии в 1884 г. он принял священный сан, а с 1891 года стал настоятелем Покровского собора г. Усть-Каменогорска, благочинным церквей Змеиногорского уезда. Метрические книги по Свято-Николаевской церкви за 1887 год восполняют пробелы его биографии. Есть записи, свидетельствующие о том, что отец Александр после принятия священного сана до того, как он стал настоятелем Покровского собора, был священником Глубоковской Введенской церкви и неоднократно совершал таинства крещения и венчания в Красноярском приходе [2, лл. 306-329]. Другой документ, подтверждающий духовное окормление Дагаевым А.В. паствы Введенской церкви в селе Глубоком, – «Выпись из метрической книги о родившихся, за 1886 год, выданная причтом Введенской церкви села Глубокого, на предмет определения в училище мещанского сына Василия Тимофеевича Смольякова». Документ составлен за подписью священника Дагаева А.В. [9]. Как будущий законоучитель он в самом начале своей архипастырской деятельности, прививал, в том числе и прихожанам Красноярского прихода, любовь к Богу и строгую нравственность.

В последнее десятилетие XIX в. настоятелем прихода оставался Макаров Василий Яковлевич [3, лл. 4, 77, 149; 4, лл. 2, 148, 199], сын священника, 31 года, в приходе числился с 11 марта 1890 г., студент Томской Духовной семинарии, родом из села Зыряновского Томской губернии Мариинского уезда. Имел архипастырскую благодарность за сбор пожертвований в пользу бедных [10, № 3, с. 2], из наград: набедренник, памятную медаль Императора Александра III, бронзовую медаль за труды по народной переписи. Вместе с ним со 2 июля этого же года псаломщиком служил его младший брат 28 лет – Макаров Евгений Яковлевич, (родился 4 марта 1871 г.) [24, с. 201], слушал уроки в Томском духовном училище, но аттестат об окончании не имеет, дьяк – с 24 сентября 1901 г. [25, с. 1150]. 

В сентябре 1897 г. в Свято-Николаевском храме с псаломщиками Боголюбовым Л.С. и Макаровым Е.Я. таинство крещения совершал еще один не безызвестный нам настоятель храма Введения во храм Пресвятыя Богородицы села Глубокого, Герасимов Б.Г. [4, л. 200], уроженец г. Усть-Каменогорска, студент Томской Духовной Семинарии [24, с. 200], автор статьи «Старинные церкви Семипалатинской области».

Последним настоятелем Свято-Николаевской церкви, по свидетельству метрических книг за 1902, 1908, 1913-1915 гг., был Марсов Николай Стефанович. В Красноярском приходе служил с 13 июня 1901 г., сын священника, родился 22 ноября 1861 г., окончил Барнаульское духовное училище, псаломщик – с 15 сентября 1879 г., священник – с 10 октября 1891 г., имел камилавку [25, с. 1153]. С ним вместе почти до конца первого десятилетия XX в. продолжали служить псаломщики Боголюбов Л.С. и Макаров Е.Я. В его бытность, построенная в 1905 г. в соседней деревне Березовке деревянная церковь во имя Знамения Божьей Матери, была определена приписной к село-Красноярской церкви [25, с. 477].

К концу XIX века население Красноярского прихода составляло: 2117 душ м.п. и 2212 ж.п. К этому времени в приходе действовало несколько школ разных ведомств: две Министерства внутренних дел, одна казачьего ведомства, одна подготовительная [24, с. 201], открывшихся одна за другой со 2-й половины XIX века и существовавших параллельно до определенного периода.

До 1897 г. на территории Российской империи сельские училища относились к разным ведомствам, что не очень благоприятно сказывалось на процессе обучения. По данным старейшего учителя г. Усть-Каменогорска Новикова Германа Георгиевича к 1907 году в крае существовали следующие типы школ: начальные школы и двухклассные училища Министерства народного просвещения (в переселенческих селах за Иртышом), школы Министерства внутренних дел (в старых русских селах Змеиногорского уезда: Шемонаихинского, Глубоковского, Зыряновского, Большенарымского районов ВКО), школы кабинета двора Его Императорского Величества (в рудничных селах), начальные школы Сибирского казачьего войска 3-го военного отдела (в казачьих селах по Иртышу) и начальные церковно-приходские школы епархиального ведомства (так называемые школы грамоты в русских малонаселенных селах) [7, л. 1, 2].

Сведения о казачьих школах Красноярского прихода, обнаруженные автором, очень скудны. Известно, что казачье училище в поселке Красноярском на Иртыше открылось в числе первых в крае, в 1870 г. одновременно с Барашевским, Уваровским и Убинским [23, с. 224, 394-396]. В ноябре 1879 – мае 1880 гг. учителем был Хнюнин Петр Павлович [1, л. 23; лл. 67, 78], в 1893 г. – Георгий Георгиевич (Егор Егорович) Герасимов [3, л. 23, 64]. На 1900 г. в нем обучалось 14 мальчиков и 3 девочки [22, с. 235], в 1909 г. – 17 мальчиков и 11 девочек [23, с. 395]. Поселковые казачьи училища в административном и хозяйственном отношениях были подчинены атаману 3-го военного отдела Сибирского казачьего войска, Войсковое Хозяйственное Управление которого находилось в городе Усть-Каменогорске [6, л. 3]. Девочки в казачьих школах составляли всего 3-5% учащихся, т.к. в семьях преобладало мнение, что особой грамотности им не нужно из-за необходимости оказывать помощь матери по домашнему хозяйству или по уходу за младшими детьми [28]. Тем не менее, стремление к грамотности у русского населения, обосновавшегося на землях сибирского казачества, было исторически закономерным. Изначально оно возникло среди служилых людей, старавшихся сохранить превосходство своих семей в обществе и ориентировано было только на нужды военного сословия, ограничивавшегося подготовкой писарей, урядников и других кадров для службы [12, л. 170, 171].

Первые государственные школы в уезде начали открываться только со второй половины XIX века: 1865 год – Шемонаиха, 1872 – Бобровка, 1874 – Глубокое и только в 1882 году – Красноярское (ныне Предгорное) и т.д. [13, с. 79].

После принятия закона от 26 мая 1869 года, который предусматривал объединение всех сложившихся к этому времени типов народных школ под единой системой административного и педагогического руководства Министерства народного просвещения и их правительственное финансирование, для сельской местности, главным образом, учреждались одноклассные и двухклассные училища. По причине более полного и законченного образования двухклассные училища приобрели большую популярность среди крестьянского населения и местных земских самоуправлений [14, с. 17,18].

В селе Красноярском для крестьянских детей в 1882 году Российским Министерством внутренних дел  было основано начальное одноклассное учебное заведение[21, с. 199, 202], 17 ноября 1903 г. преобразованноев двухклассное. В последующие годы училище находилось в ведении Министерства народного просвещения [23, с. 243]. По описаниям историка села, учителя Предгорненской средней школы конца 40-х гг. XX века Галошина И.А. охват населения системой образования был довольно низкий. Среди жителей «царила полная неграмотность, темнота и невежество». С появлением в селе государственного начального одно классного училища детей на учебу отдавали неохотно, особенно девочек. На такое огромное село обучалось всего 20-25 человек. Срок обучения составлял 2 зимы. Учебный год начинался в ноябре и заканчивался, когда начинали пахать. Один учитель занимался одновременно со всеми мальчиками в 3-х классах. В школе царила зубрежка. Буквы изучали по старославянской азбуке: Аз, Буки, Веди, Глаголь и т.д. За всякую провинность пороли или ставили на соль. Большинство детей бросали учебу раньше срока, т.к. в хозяйстве нужны были рабочие руки. Библиотеки на тот момент в селе не было, газет и журналов не выписывали [16, с. 10].

К 1915 году население прихода оставалось православным и старожильческим,  составляло 2323 душ м.п. и 2356 ж.п.: в селе Красноярском – 1480 м.п. и 1477 ж.п., в поселке Краснорярском – 285 об.п., в деревне Березовке – 1304 и в Верх-Березовском– 133. Священник за законоучение в министерской школе получал 150 руб. Прихожане к содержанию храма и ремонту причтовых домов относились усердно [25].

В 1916 году учащихся Красноярского сельского двухклассного училища к 1 января было 117 мальчиков и 32 девочки [15]. В школах Красноярского прихода обучалось 150 мальчиков и 22 девочки. Детей школьного возраста, которые не посещали школу, в приходе насчитывалось еще больше 259 мальчиков и 408 девочек [24, с. 201]. По этой причине к 1900 г. Омским епархиальным начальством дано было разрешение на строительство одноклассной церковно-приходской школы для девочек и на открытие воскресной школы для взрослых обоего пола при Свято-Николаевском храме.

Благодаря стараниям Церковно-приходского попечительства, открытого в приходе 11 сентября 1898 г. недалеко от церкви в первые годы XX столетия, было построено  собственное деревянное зданиецерковно-приходской школы с квартирой для учителя. В здании церковной школы, предположительно, проживала супружеская пара – диакон на вакансии псаломщика Боголюбов Леонтий Семенович, 28 лет, состоявший на службе при храме с 16 лет и Мария Федотовна Боголюбова – учительница при Красноярской церковно-приходской школе. Боголюбов Л.С., сын священника, родом из Каинского уезда Томской губернии, принимал участие в народной переписи 1897 года, за что был удостоен темно-бронзовой медали [24, с. 201-202; 25, с. 1090].

Учителями церковно-приходской школы состояли также: с 13 февраля 1911 г. священник Кусов Иоанн Никифорович, 36 лет, из духовного звания, окончивший 3-х классную Тамбовскую духовную семинарию [25 с. 1142]. С 6 ноября 1912 г. – псаломщик Петров Петр Фотинович, 26 лет, из мещан, окончивший Усть-Каменогорское 3-х классное городское училище [25, с. 1173]. В 1913-1914 гг. в церковно-приходской школе учительствовала Лидия Николаевна Марсова, девица 22 лет, дочь священника Марсова Н.С. [5, л. 5, 34, 175].

В памяти поколений сохранились имена учителей церковно-приходской школы начала XX века. В связи с открытием женской церковно-приходской школы значительно увеличился процент обучавшихся девочек [23, с. 394-396]. У жителей села сохранились документальные свидетельства об успешном окончании полного курса обучения в Красноярской на Иртыше одноклассной церковно-приходской школе, выданные Семипалатинским уездным отделением Омского Епархиального Училищного Совета на имена дочерей крестьян православного вероисповедания: Перелыгиной Таисии (1910) и Денисовой Пелагии (1915) [20].

Проанализировав различные учебные заведения Красноярского прихода в дореволюционный период можно выделить три основных типа школ, относившиеся к разным ведомствам: церковно-приходская, станичные поселковые и министерские училища. В получении образования преобладал сословный подход. Дети казаков обучались в школах казачьего ведомства, дети крестьян – в специально открывающихся для них министерских школах. И лишь церковно-приходская школа объединяла всех детей прихода православного вероисповедания. Церковно-приходская школа первоначально была открыта при Свято-Николаевском храме в годы служения (1856-1876) настоятеля прихода, протоиерея Сосунова Александра Павловича, одного из лучших пастырей душ Красноярского прихода, снискавшего народную любовь и уважение к своей деятельности. Собственное здание церковно-приходской школы, охватывающей детей всего прихода было построено в первые годы XX века.

Приказом Устькаменогорского революционного комитета от 30 декабря 1919 г. все дела по школьному и внешкольному образованию города Устькаменогорска и уезда были переданы в Отдел Народного образования. С 31 декабря 1919 г. соответствующие отделы при городском, Земском и Казачьем Управлении были упразднены [8, лл. 1, 1 об.], церковные законоучители освобождены от преподавательской деятельности.

В связи с этим здание церковно-приходской школы вместе с домом священника было передано под нужды новой советской школы, ныне оба здания не существуют.

Таким образом, церковно-приходская школа Свято-Николаевского храма сыграла свою положительную роль в становлении народного образования и развитии духовности среди населения Красноярского прихода Змеиногорского уезда Томской губернии. На протяжении своего существования она была центром просветительской деятельности прихода. Это выражалось в преподавательской деятельности лучших клириков, имена которых вошли в историю края.

Источники и литература

 

1. Метрические книги Томской епархии Бийского округа села Красноярского Николаевской церкви на 1879-1881 гг. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 15. Д. 2. На 185 л.

2. Метрические книги Томской Духовной Консистории, данные причту Николаевской церкви села Красноярского на 1884-1887 гг. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 15. Д 4. Л. 358;

3. Метрические книги Томской Духовной Консистории, данные причту Николаевской церкви села Красноярского на 1893-1894 гг. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 15. Д 5. Л. 189;

4. Метрические книги Омской Духовной Консистории причту Николаевской церкви села Красноярского на 1896-1897 гг. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 15. Д 6. Л. 323;

5. Метрические книги Омской Духовной Консистории причту Николаевской церкви села Красного Яра Змеиногорского уезда на 1913-1915 гг. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 15. Д 8.Л. 315;

6. Новиков Герман Георгиевич (1889-19…?) – старейший житель и учитель Усть-Каменогорска. Автобиография. Тетрадь № 8. ГАВКО. Ф. 49. Оп. 1. Д 1. Л. 48;

7. Воспоминания Г.Г.Новикова. Дореволюционные сельские школы в границах бывших уездов: Усть-Каменогорского, Семипалатинского и Змеиногорского Алтайского края. 1907-1917 гг. включительно. ГАВКО. Ф. 49. Оп. 1. Д 5. На 24 Л.;

8. Книга приказов.31 декабря 1919 – 14 августа 1920. На 84 листах. Ф. 273, Оп. 1, Д. 1,Св. 1.

9. Выпись из метрической книги. Часть первая. О родившихся, за 1886 год, выданная причтом Введенской церкви села Глубокого, на предмет определения в училище мещанского сына Василия Тимофеевича Смольякова. № 84 Август 29 дня 1886 г. Священник Александр Дагаев. Псаломщик Иоаким Алексеев. Заведывающий священник Иоанн Колесников. Из семейного архива Смоляковой Н.Б. ВКЭМЗ.

10. Омские епархиальные ведомости. № 1-24. 1899 г. Редактор К.Скальский. Омск, тип. А.К.Демидова. ВКЭМЗ: КП-6-15837;

11. Герасимов Б.Г. Старинные церкви Семипалатинской области. 1915 г. С. 116-181 // Герасимов Б.Г. Избранные труды: факсимильное издание. Составитель Жандабекова О.В., ГАВКО - г. Усть-Каменогорск: ШыгысБаспа, 2000 – 335 с. ВКЭМЗ: КП-26-23334;

12. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Том XVIII.  Киргизский край / Под редакцией В.П.Семенова и под общ.руковод. П.П.Семенова и В.И.Ламанского. Спб, издание А.Ф.Девриена, 1903 г. Репринтное издание. – Уральск, 2006. – 496 с. (+ карта).

13. Очерки истории Рудного Алтая. Под редакцией: Алексеенко Н.В., Пизиков В.П., Балк Д.О. и др. Усть-Каменогорск: ВК областное педагогическое общество, УКПИ, ВК областной историко-краеведчекий музей. Облтипография № 15, 1970 г. С. 199;

14. Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917): Учеб.пособие для студентов пед. институтов. М., Просвещение, 1982 г. – 208 с.

15. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1916 г. Издание 8-е Канцелярии Попечителя. Томск. Товарищество «Печатня С.П.Яковлева», 1916 г. (Из материалов школьного музея)

16. Галошин И.А. Некоторые данные из истории села Предгорного (Красный Яр). Машинопись. 1940-1969 // Архив ВК музея-заповедника. – 12 с.

18. Святые Новомученики и Исповедники в земле Казахстанской просиявшие. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Астанайская и Алматинская епархия. ООО Изд-во «Лето», М., 2008. – 563 с. ВКЭМЗ: КП-74-36190;

19. Иеромонах Иустин (Ларионов М.М.). Русское православие в Восточном Казахстане в XVIII-XX вв. – Усть-Каменогорск, 2014 г. – 240 с. ВКЭМЗ: КП-74-36113;

20. Ершова Н.А. Материалы музея Предгорненской средней школы.– с. Предгорное, 1980-е. – 2014;

 

Электронные ресурсы:

21. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа. Издание 5-е Канцелярии Попечителя. Томск, Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1897 г. – 223 с.

22. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1900 год, заключающая в себе список учебных заведений с указанием времени открытия, источников содержания, размера платы за ученье, числа учащихся и личного состава служащих. — Изд. 6-е, канцелярии Попечителя. — Томск: Паровая типо-литография П. И. Макушина, 1900. — [4], 236, IX с., [1] л. ил., карта. http://elib.tomsk.ru/purl/1-676/;

23. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1909 год. Издание 7-е Канцелярии Попечителя. Томск, Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1909 г. – 397 с.

24. Скальский К.Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. Омск, тип. А.К. Демидова, 1900 г.– 422 с. http://ka-z-ak.ru/index.php?Itemid=236&option=com(дата обращения: 26.02.2014);

25. Справочная книга Омской епархии. 1915 год. Составитель свящ. Голошубин И. Омск: тип. Иртыш, 1914 г.– 1250 с.http://ka-z-ak.ru/index.php?Itemid=235&option=com_wrapper&view (дата обращения: 26.02.2014).

26. Прокопенко Р.Г. Церковно-приходские школы в системе начального народного образования в России в XIX - начале XX века : на примере Ставропольской губернии. Пятигорск, 2011.- 200 с. http://www.dslib.net/istoria-otechestva/cerkovno-prihodskie-shkoly-v-sisteme-nachalnogo-narodnogo-obrazovanija- (дата обращения: 20.08.2015);

27. Чернега К.А., к.ю.н.Школьное образование в дореволюционной России. http://r-komitet.ru/vera/51.htm(дата обращения: 14.08.2015).

28. Д. В. Колупаев. Образование в поселениях сибирского казачества во второй половине XIX в.Ж-л Известия АлтГУ, № 4-4 2008 г. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-poseleniyah-sibirskogo-kazachestva-vo-vtoroy-polovine-xix-v#ixzz3im8MbKtg (дата обращения: 20.10.2015)


© О.Н.Осерчева,

Зав. отделом редких книг и иконописи,

Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и

 природно-ландшафтный музей-заповедник, Усть-Каменогорск

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

вам понравился наш сайт?
 

Похожие материалы