УДК 908
Описываются специфические особенности и интересные моменты повседневной жизни поселенцев села Перевальное Глубоковского района Восточно-Казахстанской области в 1950-1960-е годы по воспоминаниям очевидцев
Ключевые слова: село Перевальное, занятия людей, жилище, хозяйство, промыслы, пища, одежда, обстановка домов, праздники, досуг
SETTLERS OF THE VILLAGE OF PEREVALNOYE OF THE GLUBOKOVSKY REGION OF BKO IN THE 1950-1960TH YEARS ON MEMOIRS OF EYEWITNESSES
Specific features and the interesting moments of everyday life of settlers of the village of Perevalnoye of the Glubokovsky Region of East Kazakhstan region in the 1950-1960th years on memoirs of eyewitnesses are described
Keywords: village of Perevalnoye, occupations of people, dwelling, economy, crafts, food, clothes, situation of houses, holidays, leisure
Индустриализация СССР в годы первых пятилеток потребовала освоения природных богатств Рудного Алтая. Это в свою очередь привело к появлению рабочих поселков, население которых в отличие от жителей прежних сел и деревень почти не занималось сельским хозяйством. О повседневной жизни в 1950-1960-е годы в одном из таких населенных пунктов рассказали уроженцы села Перевальное Юрий Олегович Нечаев и Тамара Олеговна Ильченко (Нечаева).
Перевальное расположено в Глубоковском районе Восточно-Казахстанской области примерно в 10 километрах к северо-востоку от районного центра, посёлка Глубокое. В начале 1950-х годов здесь обосновалась геолого-разведочная экспедиция, состоящая в основном из буровиков, которые вели в окрестностях разведку запасов полезных ископаемых. Работа на буровых вышках шла зимой и летом в три смены круглыми сутками. Некоторые буровики ездили в рабочие командировки по Восточно-Казахстанской области довольно далеко от родных мест: в Васильевку, Карагужиху. Другая часть жителей села трудилась в мастерской и кузнице, работала механиками, слесарями, шоферами. Также недалеко от Перевального функционировали Березовский и Иртышский рудники.
В селе были продуктовые и промтоварный магазины, столовая, рынок, общественная баня, кинотеатр с клубом, фельдшерский пункт, геологическая контора, а также механические мастерские, где ремонтировали геологические оборудование и машины. На рынке около столовой продавали продукты домашнего хозяйства: мясо, молоко, зелень. Интересно отметить, что изначально в селе отсутствовал собственный пункт милиции. Позже появились добровольные народные дружинники, которые следили за порядком. Также в селе была своя школа. Сначала восьмилетняя. Потом, после постройки нового здания, она стала десятилетней. В конце 1960-х годов директором школы работал Николай Михайлович Чистяков – сын известного казахстанского поэта Михаила Ивановича Чистякова. Перевальное с Предгорным связывала изначально гравийная, потом асфальтированная дорога. В Предгорное ходил автобус два-три раза в день: по маршруту: Предгорное – Перевальное – Сметанино – Иртышский Рудник. Некоторые жители имели легковые машины, мотоциклы с колясками и без, мопеды, велосипеды, мотороллеры. Гужевой транспорт был очень редок.
До появления геолого-разведочной экспедиции в Перевальном уже существовала одна улица частных домиков. Для геологов стали строить служебные дома, одноэтажные, на два хозяина. Первоначально они были бревенчатые, а в конце 1960-х годов стали щитовыми: из досок, посередине которых был проложен камыш. При домах были хозяйственные постройки и огороды примерно по 5 соток. В огородах сажали овощи, фрукты и ягоды: морковь, лук, картофель, помидоры, капусту, огурцы, яблоки, черемуху, викторию, малину, крыжовник, черную смородину. Некоторые поселенцы постепенно увеличивали свои огороды за счет нелегальной прирезки земли, так как свободной земли вокруг села хватало. Помимо участка при доме жителям давали также от предприятия огороды примерно по 3-4 сотки в пределах одного километра от Перевального. Их использовали для посадки картофеля.
В доме было две комнаты, кухня, коридор, веранда и небольшая кладовка. Зимой готовили еду на печке, а летом на электрической плитке. Электричество в селе провели ещё в 1950-х годах. В каждом доме были розетки. В 1960-е годы появились первые телевизоры, холодильники, телефоны, стиральные машины. Когда отключали электроэнергию, жители пользовались керосиновыми лампами и свечами. В коридоре находился кран с холодной водой, так как в каждый служебный дом был проведен водопровод от расположенного рядом с селом родника. Там находилась будка насосной станции, работавшей на электроэнергии. В случае её отключения людям приходилось идти по воду на родник. Умывались с помощью умывальника. Личных бань в селе в то время не было. Посуда была в основном металлическая: чугунки, ковши, бидончики, эмалированные кастрюли и ведра, эмалированные и алюминиевые кружки, ложки из алюминия и нержавейки. Также использовались фаянсовые тарелки, стеклянные банки, бутылки, стаканы: граненые и круглые, с росписью. Овощи солили в деревянных бочонках и бочках. Хранили соленья в погребе во дворе всю зиму до весны. Варенье, муку и яйца хранили в кладовке. Ещё в доме под полом был расположен подвал, куда вел ход из коридора.
Рацион жителей был крайне прост. Ели обычно супы: гороховый, рисовый, рассольник, молочный, борщи и каши: гречневую, ячневую, пшенную, манную. Уху или лапшу с курицей варили нечасто. Летом изредка жарили грибы. Также в пищу употребляли жареную картошку, жареные и вареные яйца. В печке пекли пироги с картошкой, капустой, вареньем, мясом, яйцами и луком. Пищу разнообразили запасенные хозяйками соленья: огурцы, помидоры, капуста. Из приправ употребляли жгучку. В качестве сладкого использовали варенье, приготовленное из ягод и яблок. Следует отметить, что поселенцы употребляли в пищу мало мяса, которое редко появлялось на столах. Пили чай, кофе, какао, лимонад, кисель, компот, чайный гриб, квас. Из алкогольных напитков было самодельное вино, в магазинах покупали водку, портвейн, ром, коньяк. В 1960-е годы появилась самогонка, которую изготовляли некоторые поселенцы.
Одежду в основном покупали в магазине. Женщины носили платья, кофты, юбки. Мужчины брюки, майки, рубашки. В качестве мужских головных уборов летом использовались шляпы и кепки, зимой шапки-ушанки из сукна или цигейки. Женщины ходили летом с платком на голове, а зимой с шерстяной шалью. Девочки носили шапки с помпоном. Женщины вязали на спицах носки, варежки, шарфики. Обувь тоже была фабричного производства. Зимой ходили в валенках. Летом носили сандалии. Весной и осенью использовали резиновые и кирзовые сапоги. В конце 1960-х годов распространилось изготовление самодельных ковров. Нитки для этого покупали в магазине. Либо покупали шерсть и делали нитки из неё. Иногда на полу лежали медвежьи шкуры, но в основном самодельные половики в форме дорожки или кружка. В кухне на столе лежала клеенка, а в комнате – скатерть. На окнах висели шторы. На кроватях лежали ватные матрасы. Из постельного белья использовались простыни, пододеяльники, наволочки. На стенах иногда висели картины. Мебель фабричного производства приходилось очень долго ждать в очередях. Поэтому жители часто сами изготовляли простую мебель: столы, табуреты, этажерки, тумбочки, даже диваны. Шифоньеры, книжные шкафы, железные кровати с панцирными сетками, швейные машинки с ножным приводом покупали в магазине.
В число хозяйственных построек входил сарай из досок. В нем складировался уголь на зиму. Дрова хранили на улице. Некоторые поселенцы держали в сарае куриц, поросят и телят на мясо. Также разводили молочных коров. Молоко употребляли сами и продавали соседям. Куриц кормили зерном, поросят отрубями, коровы летом паслись в общем стаде, а на зиму хозяева косили сено. Те, кто жил около ручья разводили уток. Также держали домашних животных: кошек и собак для ловли мышей и охраны дома.
В речках Красноярка и Иртыш любители ловили рыбу. На Красноярке ловили чебаков, пескарей, гальянов, попадался иногда хариус. Рыбу ловили удочками с берега. Рыбалка была только летняя. У многих поселенцев дома имелись ружья. С ними охотились на птицу и мелкую дичь: зайцев, уток. На окрестных сопках собирали землянику, по речкам ежевику. В полях находили шампиньоны.
Из праздников люди отмечали Новый Год, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая, 7 ноября. Выходными днями среди них были Новый Год, 8 марта, 1 и 9 мая, 7 ноября. На Новый Год детям давали подарки в школе или их родителям на работе. 1 мая и 7 ноября с целью воспитания патриотизма для детей в школе проводили линейки. Для идеологического воспитания существовали октябрятская, пионерская и комсомольская организации. Также детей и взрослых привлекали на субботники по уборке территории.
К сожалению, в селе Перевальное в то время было немного возможностей для культурного отдыха. В клубе постоянно демонстрировали новые кинофильмы, которые охотно смотрели взрослые и дети. Также свободное от работы время жители посвящали чтению. В Предгорном находился книжный магазин, в котором индивидуально для каждого ребенка покупали школьные учебники. Некоторые поселенцы подписывались на собрания классиков. Выписывали газеты «Известия», «Рудный Алтай», «Правда», для детей журнал «Мурзилка». Кроме кинофильмов и чтения большое значение имели различные игры. Дети играли в прятки, городки, в классики или «в войну», в последнем случае сражаясь на палках. Совсем маленькие играли в куклы. Девочки играли в скакалки, мальчики – в «ножички». Взрослые играли в карты, шашки, шахматы и домино. А у пожилых людей было очень популярно лото. Кроме того, по выходным люди часто ходили друг к другу в гости, так как предпочитали проводить досуг в больших компаниях. Для праздничного застолья старались приготовить вкусную еду. Также на праздники люди пели песни иногда под аккомпанемент гармони.
В 1950-1960-е годы в Перевальном проживали люди разных национальностей: русские, украинцы, казахи, немцы, чеченцы, поляки, корейцы. Но в целом можно сделать интересный вывод о постепенной утрате жителями этого рабочего поселка изначально присущих каждому человеку этнографических особенностей и вхождении их в суперобщность «советских людей».
Нечаев Р.Ю.
Nechayev R. Y.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Нечаев Роман Юрьевич, научный сотрудник отдела русской этнографии,
магистр истории
Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и
природно-ландшафтный музей-заповедник, г. Усть-Каменогорск, Казахстан
nechaev_r@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Roman Y. Nechayev, research associate of department of the Russian ethnography,
master of history
East Kazakhstan regional architectural and ethnographic and natural and landscape
memorial estate, Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan
nechaev_r@mail.ru
Статья опубликована в сборнике материалов
международной научно-практической конференции:
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЮГО-ЗАПАДНОЙ СИБИРИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ (КАЗАХСТАН, МОНГОЛИЯ, КИТАЙ)
проходившей в Горно-Алтайском государственном университете 22-24 мая 2017 года