УДК 294.3
В статье описываются предметы буддийского искусства в коллекции музея-заповедника, рассматривается их сакральная символика и мифология
Ключевые слова: буддийское искусство, мифология, подставка, колокольчик ламы, лотос, колесо сансары, бык, тигр, дракон, спираль, военачальник
In article objects of Buddhist art in a collection of memorial estate are described, their sacral symbolics and mythology is considered
Keywords: Buddhist art, mythology, pedestal, bell lama, lotus, wheel of sansara, ox, tiger, dragon, spiral, captain
В буддийскую коллекцию Восточно-Казахстанского музея-заповедника, входят более 40 предметов: это ритуальные предметы и книги.
Буддизм для нашего региона – историческая религия. В Восточном Казахстане в XVII веке существовала тибетская разновидность буддизма (именуемая ламаизмом, школы гелукпа) и действовали три монастыря, построенные джунгарскими князьями. Самый известный из них в исторической науке находился близ современного села Алгабас Уланского района. Его основал князь Аблай-тайджи из племени хошоутов, имевший торговый договор с Россией. Аблаинкит (по-монгольски, Аблайхиид - «монастырь Аблая»), наряду со своей сакральной функцией, был своеобразным форпостом на торговом караванном пути из Китая в Россию [Черников, с.115-118; Златкин, с.211, 213].
В октябре 2015 г. в фонды музея заповедника поступил бронзовый полый предмет темно-коричневого цвета, в форме неправильного полумесяца, горизонтально лежащего на плоском основании с закругленными концами[1]. Предмет, предположительно, бытовал в ламаистском монастыре Аблаинкит, наиболее близко расположенном к городу Усть-Каменогорску, куда его могли вывезти после разрушения монастыря.
«Рожки полумесяца» украшены полыми статуэтками двух буйволов с извитыми рогами. Поверхность рогов и ушей ребристая. На передней и задней панелях предмета рельефно изображены три буйвола с тиграми, грызущими им хребты. Два буйвола развернуты влево, один - вправо. Фон украшен композициями из разновекторных спиралей и меандров. Края панелей имеют рельефные рамки. На закругленных боках предмета методом резьбы по металлу нанесены китайские иероглифы и, предположительно, надписи на языке магадхи (?) [сравните, Буддизм. Иллюстрированная энциклопедия., с.376] (ил.1).
Предмет имеет в углублениях светло-коричневую и светло-зеленую патины. Отверстия в металле предмета: 4 – с тыльной стороны у левого быка, 3 – у правого, в том числе, одно – размером 1,5х 0,8 см. Дно основания утрачено.
ил. 1
Ритульная подставка могла использоваться в буддийском храме в качестве подиума для пластического изображения Колеса Сансары.
Буйвол (бык) является ваханой буддийского бога смерти Ямы и его ипостаси, владыки мертвых, Ямараджи [Энциклопедия буддизма, с.896-897; Терентьев, с.27; Полная энциклопедия символов, Рошаль, с.437]. Яма - хранитель Колеса Сансары и держит его в зубах и когтях [Леонтьева. Путеводитель по буддизму, с.56-57]. В ваджраяне - почитается как один из хранителей буддийского учения Дхармапала [Буддизм. Дзен-буддизм, с. 265]. В китайском буддизме бык символизирует истину в действии и одно из названий 10-ти путей совершенства, «10 путей Быка» [электронный ресурс/astrobiz.r/book]. Кроме того, буйвол (бык) является выражением эго и символом буддийской природы, персонажем тибетского 60-летнего календаря и зодиака. Передвижение на быке или на буйволе означает укрощение эго [Энциклопедия буддизма, c.660-661; электронный ресурс/ mladi.net]. Сердце буйвола – символ смерти в Тибете [Полная энциклопедия символов, Рошаль, с. 437 ].
В буддизме ваджраяны и ламаизме многие идамы и гуру изображаются в тигриных шкурах или, реже, верхом на вахане-тигре [Дорже,с.45,47,79, 81,87, 95,97,101, 103,109,111,115; Энциклопедия буддизма, с.377, 379 ]. Буддийское поднебесное знамя часто украшено фризом из тигриной шкуры. На стенах гелукпинских монастырей встречаются изображения ламы, ведущего укрощенного тигра [электронный ресурс/ sansara]. По всем признакам, на боковых панелях изображен, предположительно, южно-китайский подвид тигра [электронный ресурс/ru.wikipedia.org/wiki/Тигр].
Мотив спирали также присутствует в искусстве буддизма: здесь «драгоценную жемчужину» и «меч с драконами» иногда изображают со спиралью [Полная энциклопедия символов. Рошаль, с.100]. А шанкха (раковина), знаковый атрибут и символ буддизма имеет правостороннюю спираль в своей архитектуре [Энциклопедия буддизма, с.867-868]. В мировой символике спираль служит выразителем мощного заряда энергии [Полная энциклопедия символов. Рошаль, с.99].
В сентябре 2014 года в музей поступила ручка ваджрагханты[2](ил.2). Предмет найден в окрестностях ламаистского монастыря Аблаинкит близ села Алгабас в Уланском районе. Ручка делится на два блока. Один блок представляет собственно ручку, другой - ритуальную ваджру, которая состоит - из стержня, прямоугольного в сечении, со стрелообразным навершием, в котором есть круглое сквозное отверстие (0,02 см). По бокам стержня имеются дугобразные элементы, опирающиеся на рельефы с изображением голов дракончиков с раскрытыми пастями. Ваджра стоит на подиуме, украшенном восемью лепестками лотоса. В подиуме имеются два круглых отверстия (0,03 см) для крепления утраченных дуг ваджры. Нижний блок преставляет мелкую пластику с изображением головы бодхисатвы с овальным ликом, удлиненными мочками ушей, на концах которых – цветы лотоса. На голове бодхисатвы – диадема с тремя зубцами и с цветками лотоса по краям. По бокам головы – пластическое изображение волнистых прядей волос. От подбородка до груди протянут крестовидный элемент. В кистях рук богиня держит по одному цветочному бутону (?). Изображение богини опирается на двухуровневое основание в виде прямоугольника на круге.
Предмет покрыт темно-коричневой патиной. Две дуги на ваджре и колокольчик утрачены. Отливка предмета недостаточно обработана. Плоскость ваджры имеет небольшое отклонение от вертикали по отношению к горизонтальной плоскости подиума. Задняя часть лотосового подиума деформирована. На одном лепестке лотоса на подиуме имеется углубление в металле.
ил.2
О принадлежности предмета к буддизму свидетельствуют ваджра на верхнем блоке, изображения бодхистатвы и лотоса. Ваджрагханта это ритуальный колокольчик ламы, являющийся атрибутом ряда божеств и гуру буддизма [Энциклопедия буддизма, c.172, 174, 273, 288, 354, 393, 571,600, 697; Дорже, с.43, №60, с.73, №146]. Цифра восемь в количестве лепестков на подиуме ваджры символизирует в буддизме совокупность всех возможностей, восьмеричный путь следования благородным принципам, соотносится с восемью символами доброго предзнаменования, восемью спицами в колесе Дхамма-Чакры [Полная энциклопедия символов. Рошаль, с.39, 278]. Ваджра (от санскритского vajra – «алмаз», «молния») олицетворяет неучтожимость и истинность буддийского учения. А рукотяка ваджрагханты – женское начало, мудрость, пассивность, единство вселенной и буддийского учения [Буддизм. Дзен-буддизм, с.65-66]. Крест в буддизме – это образ единства низшей и высшей сфер бытия [Полная энциклопедия символов. Рошаль, с.79].
О возможной принадлежности к китайской школе говорят изображения голов драконов на концах дуг ваджры. Дракон в Древнем Китае является эмблемой императорской власти, символом жизни и света [Ежов, с.73; Решетов; с. 84, Полная энциклопедия символов. Рошаль, с.181]
В июне 2016 г., от жительницы города Усть-Каменогорска Сорокиной Зинаиды Ильиничны поступила статуэтка некоего божества, которого владелица называла буддой[3](ил.3). Поверхность предмета - золотистого цвета. Божество с прямой спиной восседает в позе Майтрейи на сиденье, напоминающем низкий сундук, украшенный по бокам фитоморфным орнаментом и упрощенным изображением цветов лотоса. Кисть правой руки поднята в жесте атаки, кисть левой – опущена в жесте прикосновения к земле [Терентьев, с.19, №7, с.23, №№6.1, 6.2; с.21,№ 2.0]. Одет - в кольчугу, с наброшенным сверху одеянием, украшенным по краям каймой с фитоморфным орнаментом. Грудь от пояса со стороны правой руки не закрыта одеянием. Края рукавов имеют извитую форму. Одеяние на подоле, животе, плечах и коленах украшено овалами с упрощенным солярным знаком. На ступнях ног одета обувь с загнутыми вверх носками. Глаза – раскосые, мочки ушей удлиненные. На голове божества диадема со спиралевидными завершениями в верхних частях. Центр диадемы украшен элементом в форме листа дерева бодхи. Волосы на голове собраны в узел, вертикально поддерживаемый вилкообразной заколкой. Между диадемой и узлом волос накинута лента с заостренными концами, расположенными по бокам головы. Нижняя часть предплечья правой руки украшена с двух сторон упрощенным изображением лотоса. Отдельные элементы одеяния с тыльной стороны статуэтки имеют насечку в виде мелких звезд. На передней и тыльной стороне груди протянуты рельефные полосы, украшенные поперечными полосками и кружками. В уголках носа, на подбородке и скулах имеются технические отверстия для крепления накладных усов и бороды. Судя по пластическим приемам, предмет изготовлен в Индии в расчете на потребности этнических китайцев.
Статуэтка имеет потертости золотистого слоя по всей поверхности. На верхней части прически есть следы грубой обработки напильником. В углублениях статуэтки имеется патина темно-коричневого цвета. Накладные усы, борода и дно постамента утрачены. Мочка уха с правой стороны деформирована. Внутренняя часть диадемы окрашена оранжевой краской.
Статуэтка изображает Гуань-ди – чань-буддийское и даосское божественное воплощение Гуань Юя (160-219), военачальника царства Шу эпохи Троецарствия и одного из главных героев средневекового романа «Троецарствие». В китайской народной мифологии и позднем официальном культе – это бог войны, а также богатства, грозный страж буддийских монастырей Китая. По легенде Гуань-ди родился из крови казненного дракона. По числу многочисленных храмов Гунь-ди в Китае соперничает с Конфуцием и бодхисаттвой Гуань Инь (Авалокитешварой) [Мифы народов мира, т.I, А-К, с.337-338; Ежов, с.217-220; Ло Гуань-Чжун. Троецарствие, т.2, с.76, 193, 203].
Ил.3[4]
О принадлежности к буддизму говорят специфицеские жесты, поза, мотивы лотоса и солярного знака в декоре одеяния. Остановимся толко на солярном знаке. Солнце у буддистов почитается как свет Будды [Полная энциклопедия символов. Рошаль, с.181].
Предметы, поступившие в последние годы в буддийскую коллекцию музея заповедника, связаны с чань-будизмом. Два первых предмета могли бытовать в известном исторической науке ламаистском монастыре Аблаинкит, построенном под руководством мастеров из китайского царства, и относятся к середине XVII века [Черников, с.118]. И лишь статуэтка божества Гуань-ди изготовлена во второй половине XX века, но интересна не только своим пластикой, но и синкретическим пересечением буддизма и даосизма. Кроме того, каждый предмет несет разнообразную сакральную символику, выработанную за многие века существования буддизма. И в связи с символикой подставки для колеса сансары уместно вспомнить знаменитое четырехстишье чань-буддийского поэта Фу Ю (497—569), где возникает образ буйвола, в миг сакрального просветления мирского последователя буддийского учения:
Пустой рукой держу мотыгу.
Иду пешком на буйволе верхом.
Вот по мосту шагает кто-то -
Течет сам мост, а не река.
[электронный ресурс// ru.wikipedia.org/wiki/ Чань-буддизм].
Как видим, передвижение на буйволе символизирует здесь укрощение эго, а сакральное животное к тому же - выступает своеобразной ваханой, напоминая одновременно о грозном идаме Яме, символе бренности всего земного.
Два же других артефакта объединяет классический буддийский символ – образ лотоса. Поэтому закончим статью словами о лотосе из священного текста раннего буддизма Дхаммапада:
«Как лотос может вырасти даже на придорожной куче отбросов и радовать благоуханием своим путников, так истинный последователь Будды сияет и дарует свет множеству смертных слепцов» [Дхаммапада, с.43].
Список литературы
Буддизм. Дзен-буддизм, от «А» до «Я», сост. Бунин О.Н. - М.:АСТ;Восток-Запад, 2007. - с.288.
Буддизм. Иллюстрированная энциклопедия – М.: ЭКСМО, 2010. – С.576.
Дхаммапада. С комментариями и пояснениями Магауира М.- М.: ООО «Издательский Дом «София», 2005.- С.160.
Дорже Д. Р. Древо собраний трехсот изображений, СПб: Алга-фонд, 1997. – С.136.
Ежов В. В. Мифы древнего Китая - М.: Астрель; АСТ, 2004. - С. 496.
Златкин И.Я. История Джунгарского ханства (1635-1758) – М.: Наука, 1964. - С.483.
Леонтьева Е.В. Путеводитель по буддизму - М.:Эксмо, 2012. - С.256.
Ло Гуань-Чжун. Троецарствие, т. II - М.: Гослитиздат, 1954. - С.792
Решетов А.М. Дракон в культурной традиции китайцев//Материальная культура и мифология: сб. музея антропологии этнографии, XXXVII. –Л.: Наука, 1984.- С.228.
Терентьев А.А. Опыт унификации музейного описания буддийских изображений// сб. Использование музейных коллекций в критике буддизма - Л.: Государственный музей истории религии и атеизма, 1981. - С.176.
Полная энциклопедия символов, сост. Рошаль В.М. - М.: 2007. - С.515.
Черников С.С. Памятники архитектуры ойрат-калмыков//Записки Калмыцкого НИИ языка, литературы и истории, вып.1.- Элиста: КНИИЯЛИ, 1960.- С.221
Энциклопедия буддизма. Иконография, священные символы, основные концепции и идеи различных школ буддизма - СПб.: 2007 - С.929;
Энциклопедия «Мифы народов мира» - М.: Советская энциклопедия, том 1, А-К - С. 672.
[Электронные ресурсы]:
Http://astrobiz.r/book/v-kitaiskom-buddizme-byk-simvolizir.html// бык// (дата обращения)19.08.2015
Http://sansara.net.ua/buddhism/directory/tiger// Тигр символ// (дата обращения)19.08.2015
//https://ru.wikipedia.org/wiki/Тигр/ Википедия (дата обращения)27.03.2017
https://ru.wikipedia.org/wiki// Чань-буддизм// (дата обращения)27.03.2017
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Сушко Петр Николаевич, старший научный сотрудник отдела редких книг и иконописи
Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник,
г.Усть-Каменогорск, Республика Казахстан
spn4@inbox.ru
Сушко П.Н.©
Статья опубликована в сборнике международной научно-практической конференции
«История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай)»
22-24 мая 2017 года
[1] VKEMZ-KP-75-36529, акт № 152 -2015 г., Подставка ритуальная буддийская, с двумя ваханами бога смерти Ямы в навершиях, бронза, отливка, штамповка, резьба по металлу, пайка, 32,5х44,8х15 см, Китай, середина XVII века.
[2] VKEMZ-KP-73-35937, акт № 289 -2014 г. Ручка ваджрагханты, бронза, отливка, 8,9х3,9х1,8 см, Китай (?), середина XVII века.
[3] VKEMZ-KP-78-37358, Акт № 164 , 2016 г. Божество Гуань-ди, бронза, отливка, гальваническое покрытие, резьба по металлу, чеканка, токарная обработка, 17,5х11,4х6,8 см, Республика Индия, вторая половина XX века.
[4] Фото на иллюстрациях – Мазницина А.А.
< Предыдущая | Следующая > |
---|