• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи научные Крутова Н.В. Еврейские святыни Семипалатинска

Крутова Н.В. Еврейские святыни Семипалатинска

Еврейские святыни Семипалатинска

( памятники и персоналии; источники 1892 – 1932гг.)

 

В настоящей работе мы совершим воображаемую экскурсию по местам, связанным с историей религиозной жизни семипалатинской еврейской общины.  Таких мест немного, тем не менее, это единственный город в Казахстане, где сохранилась старинная постройка еврейской синагоги. Одного этого уже достаточно, чтобы сделать Семипалатинск предметом нашего внимания и изучения. В ходе «экскурсии» будет три пункта назначения, где мы остановимся, так как каждый из них – это отдельная страница исторического пути казахстанского еврейства.

Места еврейских поселений всегда сопровождали кладбища, принадлежавшие общинам. В Казахстане их осталось единицы. Кто знает, сколько кладбищ исчезло, ведь процесс происходит и сегодня на наших глазах. Подтверждение тому – старое еврейское кладбище в г. Семипалатинске. Оно находится на окраине города, в районе кинотеатра «Мир» в окружении частного сектора.

Казахстанские исследователи «еврейской темы» часто задаются вопросом, с какого времени поселились евреи на территории современного Казахстана?

Пока бесспорным является  «присутствие» евреев в Степном крае со вт.пол.XIX в. Наличие в регионе еврейских кладбищ – тому одно из важных подтверждений. Благодаря сохранившимся мацевам – еврейским надгробьям, где выбиты на камне даты рождения и смерти, мы можем почти точно определить время проживания данного человека в городе. Большую помощь в сборе информации нам оказала старая кладбищенская книга, в которой сведения о первых захоронениях зарегистрированы 1892 годом. Сегодня этот документ бережно хранится у жительницы г. Семипалатинска – Миндлиной Анны Лазаревны. Достался он ей по наследству от деда, семипалатинского раввина – Мостинского Рувима Зусимовича. В ходе нашей «экскурсии» мы еще не раз встретимся с этим человеком.

Следуя дальше по маршруту, попадаем на ул. Бейсеитова (б.Белинского), называвшуюся до 1938 г. Дальней. Нас интересует здание под № 51. Именно здесь, в то время, когда улица ещё называлась Дальняя, находился первый еврейский молитвенный дом. Этими сведениями поделились с нами члены семипалатинской еврейской общины. А названный выше  Мостинский Р.З., по воспоминаниям его внучки: «…проживал где-то рядом с синагогой по ул.Белинского». В годы советской власти (примерно с 40-х годов 20 в.) в этом здании располагался туберкулёзный диспансер, сейчас здесь находится один из городских банков. Нынешние хозяева здания также подтверждают версию, о первоначальном расположении в нём молитвенного дома. При  реконструкции, отдавая дань уважения  культовой постройке, они старались полностью воспроизвести его первоначальный вид. Со слов сегодняшних владельцев, в здании была ниша для Арон-Кодеша, и лестница, что вела на балкон для молящихся женщин. Сегодня здание представляет собой кирпичную постройку в два этажа, где хорошо просматривается полукруглый выступ апсиды. Единственное что смущает в нём - голубой купол,  деталь для архитектуры синагоги не типичная, хотя примеры того, что синагоги строились с куполами, есть («…Новая Бродская синагога …по углам здания возвышаются над главным карнизом четыре каменных барабана с куполами») [1].Возможно, на архитекторов повлиял тот факт, что строилась Семипалатинская синагога в крае с преобладанием мусульманских мечетей.

И ещё одно подтверждение того, что уже в к. 19 века  в городе был еврейский молитвенный дом, мы находим в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Том  № 57 даёт информацию, что в 1895 году в Семипалатинской области было учтено 343 еврея, из которых 248 проживало в областном центре. Кроме того, в Семипалатинске действовала еврейская школа, где обучалось 7 мальчиков[2]. Исходя из того факта, что еврейские школы обычно находились при синагогах, либо в молитвенных домах, получаем ещё одно доказательство, что наши семипалатинские респонденты, скорее всего, правы. К сожалению, в музеях и архиве города пока не удалось найти официального подтверждения этой версии. Говоря о факте существования еврейского молитвенного дома в г. Семипалатинске в к.19 века, мы опираемся лишь на нарративные источники.

Следующий пункт экскурсионного маршрута приведёт нас на угол улиц Ибраева и Казбагарова, последняя из которых называлась первоначально Локтевской (1878-1924), а затем Октябрьской (до 1997 г.). Остановимся перед зданием № 16. Именно здесь находилась «вторая» Семипалатинская синагога.

Перед нами двухъярусное здание из красного кирпича, с 4-х скатной металлической кровлей. Все фасады здания украшены плоскими пилястрами, которые завершаются декоративными башенками разного размера. Карниз декорирован кирпичным рисунком. Цоколь и ярусы здания отделены друг от друга тягами. С западной стороны расположен центральный вход. Входная дверь деревянная, двухстворчатая, резная. Над дверями декоративные фигурные проёмы. Окна расположены в два яруса, нижние большего размера с небольшой дугой в верхней части; верхние повторяют форму нижних, но значительно меньшего размера. К основному объёму здания с востока примыкает полукруглая абсида с арочными окнами.

В отличие от «первого» здания синагоги, информация о котором довольно скупа и не подтверждена архивными источниками, история «второй» синагоги располагает объёмным пакетом документов. Основная работа при сборе материала по ней происходила в уникальном хранилище Восточно-Казахстанской области – Центре документации  новейшей истории (ЦДНИ) г. Семипалатинска.

В Семипалатинске место под постройку синагоги по ул. Локтевской было выбрано не случайно. С давних пор в этом районе города, именовавшимся среди горожан «еврейским рядом», селилась основная масса иудеев. Строительству не помешал даже величественный  Никольский собор, располагавшийся поблизости. Дело в том, что в царской России нельзя было сооружать синагогу рядом с православным храмом.

Фонды историко-краеведческого музея г. Семипалатинска сохранили подшивки газет «Семипалатинские областные ведомости», пожелтевшие страницы которых сообщают о телеграмме Семипалатинского Вице-губернатора, отправленной по случаю открытия синагоги самому Императору.

«Ливадия. Государю Императору

Семипалатинское еврейское общество, осветив вновь выстроенную синагогу… от лица общества всеподданнейше повергает к священным стопам обожаемого Монарха…чувства … любви, признательности и непоколебимой преданности.

Подпись: За Губернатора Вице-губернатор  Савримович»

И что немаловажно, в Семипалатинск пришёл ответ, подтверждающий, что телеграмма дошла до получателя.

«ТЕЛЕГРАММА

Министра Императорского двора графа Фредерика на имя за Семипалатинского Губернатора Вице- губернатора Савримовича, посланная 17 сентября 1913 года.

Государь Император… соизволил благодарить Семипалатинское еврейское Общество за вознесённые молитвы и выраженные в Вашей телеграмме чувства.

Министр Императорского двора граф Фредерикс» [3].

Итак, синагога построена, заветная мечта семипалатинских евреев осуществилась. Теперь было, куда прийти на субботнюю молитву. При рождении младенца выполнить обряд «брит-мила» (обрезание)  по всем законам, предписанным Торой, а позже, в 13-летнем возрасте, совершить обряд «бар-мицва» (совершеннолетие). Но самое главное, в момент затруднительной ситуации, стало возможным посоветоваться с раввином.

Отступим от основного хода повествований и внесём некоторые пояснения.

Раввин (ивр. рав. «большой, великий, господин»)- звание, присваиваемое обладателю высшего религиозного иудаисткого образования, дающее право возглавлять общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда. Раввин времён Талмуда был толкователем Библии и Галахи и духовным наставником, но почти всегда зарабатывал на жизнь другой работой. Становление института раввинов произошло в целом в средние века. С к.10 в. общины стали сами избирать раввинов. От него требовалась не только учёность, но и мудрость судьи, способность руководить духовной жизнью общины и служить моральным образцом для её членов. В договоре с раввином община обязывалась содержать учащихся иешивы, а рав обязывался возглавить её, наблюдать за кошерностью (т.е. ритуальной чистотой и пригодностью) пищи в общине, издавать необходимые постановления и ограничения, выносить постановления о дозволенном и запретном, объяснять правила обычаев и молитв, произносить перед народом проповедь хотя бы дважды в году.  Рав не назначался, если его моральные достоинства и уровень знаний не были письменно подтверждены авторитетными раввинами. [4]

На основе книжной коллекции областного этнографического музея, удалось установить, что первым раввином Семипалатинской синагоги был  Кива Ицкович Рабинович. Сегодня мы не знаем, выполнены ли были все вышеперечисленные условия при его назначении, но то, что он выполнял эти функции, несомненно. Это подтверждает «Памятная книжка Семипалатинской области» за 1914г., где в главе «Ведомство Иностранных вероисповеданий», названный К.И.Рабинович значится раввином при еврейском молитвенном доме г.Семипалатинска.[5]

Дополнительные cведения об этом человеке мы находим в статье Жилкина М.В. и Жилкиной Т.В., опубликованной во 2-м сборнике «Из истории евреев в Казахстане». Опираясь на данные Центрального государственного архива Республики Казахстан, авторы сообщают ценную для нас информацию: «Рабинович Кива Ицкович родился 11 сентября 1870 года иудейского вероисповедания. Им получено Свидетельство от Испытательного Комитета при Оренбургском учебном округе от 19 ноября 1888 года за № 44 на звание аптекарского ученика. С 1888 -1892 г.г. работал в Оренбургской вольной       аптеке провизора Розенберга. Получил свидетельство от Императорского Казанского университета от 30 марта 1892 года за № 826 на звание аптекарского помощника. В 1893 году временно управлял сельской аптекой в Оренбургском уезде, а также работал в Томской аптеке Приказа общественного призрения. С 1894-1898 г.г. работал в Читинской вольной аптеке А.Н. Френкеля.

Указом Правительствующего Сената от 16 января 1897 года ему присвоено почётное гражданство, в чём выдано свидетельство от 4 февраля 1897 года за № 448.

С 1901-1914 г.г. работал в Семипалатинской нормальной аптеке провизора Шапиро. С декабря 1914 года зачислен в штат Семипалатинской аптеки товарищества «Медицина» аптекарского помощника Блюма, где проработал до июня 1915 года.

ЦГА РК, ф. 15, оп. 3, д. 317» [6]

Учитывая выше приведённую информацию и всё, что удалось найти о нём дополнительно, попытаемся проследить судьбу Рабиновича.

Итак, в 1901г., имея 13-ний стаж работы в области фармацевтики, Рабинович приезжает в г.Семипалатинск и параллельно начинает заниматься торговлей косметическими препаратами. Первые сведения о нём, как о крупном торговце относятся к 1906 году. «Торговля К.И.Рабиновича, г.Семипалатинск, ноябрь 1906 года, цены снижены на 30% на парфюмерию и косметику, т.к. все товары приобретены мною лично из первых рук и путём летнего транспортирования, почему имею возможность цены значительно понизить, заказы г.г. иногородних покупателей исполняются немедленно, адрес для телеграмм: г.Семипалатинск, Рабиновичу».[7] В этом тексте обращает внимание адрес, данный для телеграмм «г.Семипалатинск, Рабиновичу», где нет инициалов. Это даёт нам право предполагать, что, либо Рабинович среди семипалатинских предпринимателей был один или он настолько был популярен и известен, что корреспонденция доходила и в таком виде.  Не забывал рав Рабинович и о святом долге каждого еврея – раздачи цдаки. Последнее мы можем заключить из газетного сообщения о благотворительной деятельности горожан, где среди прочих значится и фамилия будущего раввина.

«Отчёт по устройству Лотореи-Аллегри 29 и 30 июня 1913г в пользу Семипалатинской общины сестёр милосердия Российского Общества Красного Креста.

Приход:

Поступило пожертвований вещами в Семипалатинске:

……………………………………………………………………………………….

К.И.Рабинович – 10 флаконов духов». [8]

И ещё информация за 1913 год.

«Общий список Лиц, имеющих право быть присяжными заседателями, проживающих в г.Семипалатинске и его уездах.

---------------------------------------------------------------------------

Лейба Янкелевич Брик

Кива Ицкович Рабинович» [9]

Вскоре после открытия синагоги, Рабинович по неизвестным нам причинам, берёт отпуск и уезжает из города. «…Семипалатинский раввин Кива Ицкович Рабинович увольняется в двухмесячный отпуск для поездки в г.Харьков». [10] Чем была вызвана столь спешная поездка, остаётся только предполагать. Были ли это торговые дела, либо вопросы, связанные с вновь открытой синагогой? Вполне возможно, что отъезд вызван был тревожной обстановкой накануне Первой мировой войны.

Время действительно было неспокойное, но для еврейского населения Семипалатинской области, как это ни парадоксально, наступил период некоторого затишья. Приведём выписку из распоряжения Министерства Внутренних Дел от 28 июля 1914г. за №751.

«Сов. Секретно

В собственные руки

Семипалатинскому губернатору.

В виду чрезвычайных обстоятельств настоящего времени, согласно постановлению Совета Министров и на основании ст.158 Учр. Мин., изд. 1892г. и по прод. 1912г., предлагаю Вашему Превосходительству сделать надлежащие распоряжения о приостановлении, на время военных действий, производства дел о выселении евреев из местностей Высочайше вверенной Вам губернии, в коих ныне они незаконно проживают, не допуская, однако, новых поселений, без законных к тому оснований.

Министр Внутренних Дел,

Гофмейстер Ник. Маклаков

И.д. Директора Е.Шинкевич» [11]

Ознакомившись с этим документом, тем более непонятно поведение Рабиновича. После возвращения из г.Харькова, решение об отъезде было принято окончательно, что подтверждается объявлением в газете о продаже имущества.

«Продаются: Можно с разсрочкой платежей. Угловой 2-хэтажный дом с каменною пристройкою (занятою аптекой) с надворными постройками и землёю 252 ½ сажен на углу Александровской и Достоевской улиц.

Дача на лодочном острове из бревенчатого леса (4 комнаты) с отдельною кухнею, каретник, ледник, хороший безрупорный граммофон и тележки. О цене и условиях узнать у К.И.Рабиновича».[12] В мае 1915 года он вновь уезжает в четырёхмесячный отпуск. Во время его отсутствия, обязанности раввина исполнял «…учёный означенного (еврейского) общества – Хацкель Фабрикант.»[13] Вернулся ли Рабинович в г.Семипалатинск и занял свою должность раввина на сегодняшний день остается неизвестно. Сведения о нём прерываются серединой 1915 года. Лишь небольшая заметка в «Степной правде» за 1921г. напоминает о бывшем раввине. «Семипалатинское Е.Р.К.О.П. с воскресенья 4-го сего сентября мес. открывает бесплатную столовую, находящуюся по Ленинской ул. в помещении бывшей «Кафе» (дом Рабиновича) в которой будут отпускаться горячие обеды ежедневно с 1 часу дня до 5 часов вечера, затем, порционно, а также чай, кофе и холодные закуски с 8 утра и до 5 час. вечера.

Правление.»[14]

Вот, пожалуй,и всё, что мы  знаем на настоящий момент об этом человеке.

Судьба культовых построек при Советах  была типична практически для всех: будь то православнный храм, мусульманская мечеть или еврейская синагога. У всех - одна участь, один приговор – уничтожить! Но просто так, без объяснений, а главное без принятия соответствующего перечня документов, ликвидировать «… оружие капитализма…» пролетарское, «справедливое» государство не могло. Уже через три месяца после Октября 1917 года, а именно, 23 января 1918 года, Совет народных комиссаров РСФСР принимает Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. В декабре 1921 года издаётся Постановление ВЦИК «О ценностях, находящихся в церквах и монастырях». В сентябре 1923 года – Постановление СНК «О порядке реализации церковных имуществ обиходного характера».

В начале 20-х годов началась перерегистрация приходов всех конфессий. Процесс регламентировался рядом нормативно-административных декретов, указов, положений, некоторые из них перечислены выше.

Еврейская община г. Семипалатинска первоначально прошла эту процедуру в 1921 году. А в апреле 1922 года в синагоге уже было изъято три серебряных кольца со священных Свитков Торы, общим весом пять золотников. Очевидно, это была деталь от «короны», которой украшаются свитки Торы. По традиции при изготовлении «короны» используются драгоценные металлы. Подобное изъятие ценностей в культовых учреждениях было лишь частью и началом мощной антирелигиозной кампании, которую под контролем держал сам В.И. Ленин. Под лозунгом «В помощь голодающим Поволжья» в 1921 году в стране Советов была проведена одна из широкомасштабных акций большевиков по изъятию церковных ценностей. При этом изымали не только материальные ценности, но и людей, представителей духовенства.

«…провести секретное решение съезда о том, что изъятие ценностей… должно быть произведено с беспощадной решительностью… Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше»[15].

После заключения договора и изъятия церковного имущества наступило относительное спокойствие (до к. 20-х годов). Однако, затишье было лишь внешнее, это больше напоминало «холодную войну». С одной стороны – городские власти, пытающиеся найти любую причину для закрытия религиозного объекта, а с другой – небольшая группа верующих, согласных на любые условия. Противостояние было громадное, но даже в этот период недопустима была силовая ликвидация действовавших культовых учреждений. Весь процесс по «ликвидации» проходил строго по букве закона, основополагающим документом которого было Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», подписанное председателем ВЦИК М.И. Калининым. Оно стало своеобразным практическим руководством к действию в деле по ликвидации культовых учреждений.  Суть документа можно представить по некоторым выдержкам из него:

«…3. Религиозное общество есть местное объединение верующих граждан…в количестве не менее 20 лиц…

12. Общие собрания… верующих происходят с разрешения…в городских поселениях – административного отдела.

40. При ликвидации молитвенного здания культовое имущество распределяется следующим образом:

а) все предметы из платины, золота, серебра и парчи, а также драгоценные камни, подлежат зачислению в государственный фонд…

б) все предметы исторической ценности передаются органам народного комиссариата просвещения

д) …переходное имущество (масло, вино, дрова, уголь…)         …в случае сохранения общества после ликвидации молитвенного здания, изъятию не подлежат.[16]

К руководству г. Семипалатинска это Постановление пришло в положенный срок и «машина по ликвидации» заработала. Первое, с чего началось претворение в жизнь данного документа, это очередная перерегистрация. В июле 1930 года еврейская община Семипалатинска прошла эту процедуру и предоставила городским властям необходимый перечень документов. ЦДНИ ВКО сохранил материалы, содержащие переписку еврейской религиозной общины г. Семипалатинска и Исполкома городского Совета депутатов трудящихся за 1930-1932 г.г. Благодаря скрупулёзной точности советских чиновников, мы можем сегодня представить, как всё это происходило.

Итак, начинаем перелистывать архивные страницы более чем 70-летней давности.

«Форма № 1

Заявления о регистрации религиозного

общества или группы верующих

Зарегистрировано в Адм. отделе 11/VI-1930 г.

под № 46 зав. ИНО: подпись

В Сем окр. адм. отдел

Заявление

Для совместного удовлетворения религиозных потребностей мы, граждане, в числе 60 человек, принадлежащие к еврейской общине решили образовать в г. Семипалатинске еврейскую верующую общину.

Район деятельности объединения будет распространяться на г. Семипалатинск.

В соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях» и инструкцией НКВД от 1 октября 1929 года за № 328 «О правах и обязанностях религиозных объединений» просим зарегистрировать Семипалатинскую еврейскую верующую общину под названием «Еврейская община».

Приложение: Список учредителей по установленной форме.

Подписи всех учредителей.

5 июня 1930 года

Староста общины К. Колесников»[17].

В апреле 1932 года общине Семипалатинска вновь было предложено пройти, уже в третий раз, перерегистрацию и указать все возникшие изменения.

«Приходскому совету Семипалатинской

еврейской общины верующих:

Вследствие происходящих изменений… с момента последней регистрации (июнь 1930 г.), предлагается в 3-х дневный срок…предоставить список всех служителей культа…, а также убывших… с указанием куда выбыли.

Вам предлагается немедленно заключить договор на пользование молитвенным зданием и культовым имуществом, в противном случае, по истечении семидневного срока Горсовет вынужден применять п. 33 и 34 указанного постановления ВЦИК и СНК РСФСР, как за отказ от приёма здания…

Ответ секретарь:  /подпись/

Инструктор: /подпись/»[18]

Очевидно «третья» регистрация не состоялась. Это можно предположить из последующих документов.

«АКТ

Июня, 28 дня            , 1932 г. Я, представитель Семгормилиции 1-го отд. 5-го участка в присутствии понятых и прихожан Совета еврейской общины синагоги, составили настоящий акт в нижеследующем: …состава культа служителей не имеется, а также не избран приходской Совет и ревкомиссия, инвентарь описан и находится в порядке и цельности. Требуется незначительный ремонт. Посещается 8 раз в месяц в среднем по 15 человек, каждую субботу 2 раза. Договор имеется с 1921 года».[19]

Процесс напоминал «атеистический ураган». Предлоги по закрытию культовых зданий были самые разнообразные. Часто власти «…при возникновении необходимости в закрытии церкви или мечети подготовительную работу вели так, что инициатива закрытия формально исходила не от председателя сельсовета… или иного представителя власти, а от самих граждан… путём ходатайства… групп бедноты, собраний избирателей, общих собраний граждан»[20].

Ярким примером вышесказанного может служить тот факт, что за день до составления «Акта» в городском саду на собрании избирательного участка Семипалатинского гарнизона, было выдвинуто предложение трудящихся об изъятии Никольского собора, синагоги и мечети по улице Советской.

«… общее собрание в количестве 800 человек считают, что церкви, синагоги и мечети являются домами старой, гнилой религии, которые были оружием капитализма, для обмана трудящихся и принимая во внимание очень малую посещаемость, помещения пустуют. Общее собрание единогласно постановляет: поставить вопрос перед ВЦИК об их изъятии

Подпись: …» [21]

Подобные решения были приняты на общих собраниях Союза Госторговли, Кустпромсоюза, Казачьего района, Солдатской Слободки. А собрание на ст. Семипалатинск приняло решение – изъять здание синагоги в пользу Интернационала.

Из Постановления  «О религиозных объединениях» от 8.04. 1929 года: п. 12 Общие собрания … верующих происходят с разрешения… в городских поселениях – административного отдела». Очевидно «просители-ходоки» следующего письма очень хорошо усвоили этот пункт, о чём свидетельствует следующее заявление, датированное июлем 1932 года.

«Огор совет

заявленiе

Семипалатинская

Еврейская Община

Просит Вас дат разрешiне

На веденiе общей собранiя

В Еврейской Синагоги Семипалатинска

Октябрьская 36 Который Состоится

6/VII в 6 чесов вечера.

Повестка дня

  1. 1. вибори Совета
  2. 2. вибори Рев Коми.

и текущiе дела.

Зам. Пред. А.з. Жезмер»[22]

(орфография сохранена)

Поражает в этом документе то, что в «Повестке дня» под п.2 записано – Выборы Революционного Комитета. Исходя из условий типового договора 1921 г. между представителями власти и религиозной общиной, можно предположить его функции: «3…В принятых нами в заведование богослужебных помещениях мы обязуемся не допускать:

а) политических собраний враждебного Советской власти направления; б) раздачи или продажи книг, брошюр, листовок и посланий, направленных против Советской власти или её представителей; в) произнесения проповедей и речей, враждебных Советской власти;»[23]

Контроль за выполнением условий договора, скорее всего, и входил в обязанность Революционного комитета.

Возвратимся к нашему заявлению «от июля 1932 года», с просьбой о разрешении проведения собрания, на которое Горсовет г. Семипалатинска ответил следующим образом.

«Разрешение от 4.VII/1932 г.

Настоящее выдано Семипалатинской Еврейской общине в том, что ей разрешается созыв общего собрания прихожан 6 июля с. г. в 6 часов вечера в помещении Еврейской синагоги по Октябрьской ул. д. № 36 с повесткой дня:

О выборе исполнительного комитета и революционной комиссии и текущие дела.

Ответ.секретарь

горсовета:/подпись/

ОРГО: /подпись/»[24]

В августе 1932 г. Горсовет вновь ходатайствует перед Президиумом Восточно-Казахстанского Облисполкома о закрытии синагоги. Как это не странно, на этот раз просьба Горсовета с первого раза не была удовлетворена. Председателю комиссии по религиозным делам было предложено заново проверить обоснованность материалов Горсовета.

И через месяц, в сентябре 1932 года, Горсовет вновь ходатайствует о закрытии синагоги и использовании её под культурно-просветительные цели, а именно, «…считать целесообразным использовать здание синагоги под библиотеку»[25].

2 октября 1932 года подписывается очередной «Акт», гласящий о следующем: «…на основании Постановления Президиума Семгорсовета опечатать молитвенный дом по ул. Октябрьской, 36…»[26].

Октябрь месяц - время традиционного еврейского праздника – Йом-Кипур. Это единственный день в году, когда евреи молятся пять раз в течение дня. В связи с этим в Горсовет г. Семипалатинска от общины верующих поступило заявление и опять-таки «просительного характера».

«Горсовет Г. Семипалатинска

Заявление

Мы нижеподсавсiяя

Старики г. Семипалатинска

просим Горсовет разрешить

в настоящем сего 10-го октября

собратся в кыком нибуд

помещенiе в этом ден

помолится так как

в ныс это дин ден

в году болшой пост

в чем м. Посписива

Рувин зысков Мостинский

Аврам залманов Жезмер»[27]

(орфография сохранена)

В ноябре 1932 года подписано ещё два судьбоносных документа для семипалатинской синагоги. Первый от 3 ноября 1932 г. содержит следующую информацию: «…учитывая, что помещение, арендуемое еврейской общиной в количестве 29 человек, является безхозяйственным… и до сего времени не производился ремонт здания, что еврейская синагога в силу своей малочисленности, не может использовать огромных помещений… постановление Горсовета в части изъятия ценностей утвердить»[28].

Второй документ датируется 20 ноября 1932 года и сообщает нам: «…для ликвидации еврейской синагоги создать комиссию… Предложить комиссии немедленно приступить к распределению культового имущества и ценностей синагоги. Поручить комиссии… провести сдачу здания синагоги… городской центральной библиотеки» [29].

Не прошло 10 дней, как комиссия в числе: Горсовета, ГорФО, милиции, ГорОНО, библиотеки описала всё имущество синагоги, и произвела приём здания. Благодаря этому очередному акту, мы сегодня знаем, что на момент сдачи здания городским властям в нём находилось следующее имущество:

«1. Шкаф (ковчег), выкрашенный в белую краску, резной, имеющий в себе 16 электрических лампочек; 2. Семисвечник медный, большого размера; 3. Парчовый занавес жёлтый; 4. Две деревянные тумбы выкрашенные (коричневые); 5. Возвышения с чугунными решётками; 6. Шесть люстр медных, покрытых мельхиором; 7. Четыре подсвечника в 20 гнёзд для свечей, бронзовые;8. Два подсвечника бронзовые с шестью гнёздами; 9. 14 скамеек деревянных с сиденьями на 88 мест; 10. Стол простой; 11. Аналой

… (всего 29 наименований) Сдал: представитель от верующих Мостинский Р.З.»[30]

В последующие 1935-1936 г.г. Горсовет принимает ряд решений о предоставлении бывшего здания синагоги под дом физкультуры, городской клуб, и прочие культурно-просветительные учреждения. В итоге, у здания появляется пристройка и на долгие годы в нём располагается детская спортивная школа. С 1997 года здесь обосновался спортивный комплекс «Батыр».

История Семипалатинской синагоги, по меньшей мере, была бы неполной, не представив мы здесь, материалы о деятельности религиозной общины. Пусть неполное, но вполне конкретное представление о верующих евреях г.Семипалатинска, возможно получить благодаря удивительному архивному документу. Это «Список граждан Семипалатинской Еврейской общины», составленный в качестве обязательного приложения к заявлению в Семипалатинский окружной Административный отдел в момент регистрации общины в июне 1930 года. Благодаря ему, получена бесценная информация о евреях г.Семипалатинска: фамилия, имя и отчество; место службы, занимаемая должность или род деятельности с 1914г.; выполнение культовых обязанностей по найму или по назначению; размер получаемого вознаграждения; наличие судимости; район деятельности; подробный адрес и подпись. Из «Списка…» следует, что община состояла в основном из рабочих, кустарей-одиночек, извозчиков, сапожников, плотников, служащих и домашних хозяек. Был в общине свой молодой фотограф (Солодухо Д.И.) и мастер шляпных дел, «шапочник», как он сам себя называл (Шлосберг Моисей Ю.). Возраст членов общины колебался от 22 до 85 лет. Самой старшей была 85-няя Зеленер Раиса Савельевна.

Значимость информации, содержащаяся в «Списке…», навела на мысль о целесообразности его представления в печати в полном объёме (за небольшим исключением, где фамилии написаны неразборчиво, а  в некоторых местах расплылись чернила, выцвел карандаш, в связи, с чем  возможны некоторые неточности в воспроизведении документа.)


«Список граждан Семипалатинской Еврейской общины.» [31]

ФИО

Возр--аст

Место службы, заним. должн. или занятия с 1914г. по наст. время

Выполняемые культовые обязан. По найму, по выбору или по назнач.

Размер получае-мого вознагра--ждения

Был ли осужден, если был, то когда и за что

Район деятельности

Подробный адрес

Подпись граждан

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Фабрикант Исаак Давидович

65

---------------

нет

нет

нет

Солдатская 100

Фабрикант

2

Каплун Михаил (неразборчиво)

60

---------------

нет

нет

нет

Комиссарская 123

(неразбор.)

3

Каплун Раиса (неразборчиво)

50

дом. хозяйка

нет

нет

нет

Комиссарская 123

Р.Каплун

4

Крушатская Фрейда

80

дом. хозяйка

нет

нет

нет

Комиссарская 123

(неразбор.)

5

Гильман Эле Рувим

63

Рабочий  Союз тран.

нет

нет

нет

Комиссарская 123

Гильман

6

Вижанский Лейзера

57

рабочий

нет

нет

нет

Комиссарская 123

Вижанский

7

Глейзерман Рувим Мов.

42

кустарь

нет

нет

нет

Дальняя 19

Р. Глейзерман

8

Брик Ентебейне

45

дом. хозяйка

нет

нет

нет

Дальняя 19

Брик

9

Вакс Исай Вольфович

48

извозчик

нет

нет

нет

Дальняя 19

Вакс

10

Вакс Фрейда Калма(неразборчиво)

41

дом. хозяйка

нет

нет

нет

Дальняя 19

Вакс

11

Анцилевич Самуил В.

37

кустарь

нет

нет

нет

Казначейская 97

Анцилевич

12

Анцилевич Равель Ефр…(неразборчиво)

32

дом.хозяйка

нет

нет

нет

Казначейская 97

Анцилевич

13

Лисянская Анна Григорьевна

59

дом.хозяйка

нет

нет

нет

Казначейская 97

Лисянская

14

Вижанский Герш Лейз.

56

извозчик

нет

нет

нет

Больничная 101

Вижанский

15

Вижанская Сарра Или…(неразборчиво)

47

дом.хозяйка

нет

нет

нет

Больничная 101

Вижанская

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

16

Вижанский Хаим Лейз.

65

возчик

нет

нет

нет

Усть-каменогорская

Хаим Вижанский

17

Вижанская Хася Меер…(неразборчиво)

65

дом.хозяйка

нет

нет

нет

Усть-каменогорская100

Вижанская

18

Левицкий Борис Иосифович

48

сапожник

нет

нет

нет

Степановская 9

Левицкая

19

Левицкая М…(неразборчиво) Лазаревна

40

дом.хозяйка

нет

нет

нет

Степановская 9

Левицкая

20

Солодухо Д.М.

24

фотограф

нет

нет

нет

Омская 83

Солодухо

21

Янковск-

ая С.М.

22

дом.хозяйка

нет

нет

нет

Омская 83

Янковская

22

Глуховский З.С.

74

инвалид

нет

нет

нет

Больничная 101

Глуховский

23

Глуховская С.Г.

61

дом.хозяйка

нет

нет

нет

Больничная 101

Глуховский

24

Зеленер Тимофей Гр.

63

дом.хоз.

нет

нет

нет

Больничная 101

Зеленер Т.Г.

25

Зеленер Раиса Савельевна

85

дом.хозяйка

нет

нет

нет

Больничная 101

Зеленер Рамиса Сав.

26

Полонский Г… Давидович

57

иждивенец

нет

нет

нет

Комиссарская 100

Полонский Г. Давидович

27

Полонский Ге… Г…(неразборчиво)

25

торговец

нет

нет

нет

Комиссарская 100

Полонс…

28

Полонская Соня Г.

50

дом.хозяйка

нет

нет

нет

Комиссарская 100

Полонская

29

Вижанская

65

дом.хозяйка

нет

нет

нет

Колыванская 95

Вижанс.

30

Муруз Сарра Лазаревна

50

дом.хозяйка

нет

нет

нет

Омская 89

С.Л.Муруз

31

Коган Израиль Яковлевич

28

кустарь одиночка

нет

нет

нет

Аптечная 23

И.Коган

32

Р.Гринмпан

62

дом.хозяйка

нет

нет

нет

Усть-каменогорская 82

Гринмпан

33

Лотош Захар Яковлевич

29

торговля обувью

нет

нет

нет

Почтамская 41

Лотош

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

34

Лотош Яков Вениаминович

62

инвалид

нет

нет

нет

Аптечная 20

Лотош Я.

35

Лотош Циля Израилевна

60

дом.хозяйка

нет

нет

нет

Аптечная 20

Лот…(неразборчиво)

36

(нераборчиво)… И.И.

34

кустарь

нет

нет

нет

Октябрьская

(неразборчиво)

37

Вакс Абрам Вольф.

52

служащий

нет

нет

нет

Омская 95

Вакс

38

Ольга Лазаревна Вакс

42

дом.хозяйка

нет

нет

нет

Омская 95

О.Вакс

39

Гильфанд Меер М.

54

ломовой извозчик

нет

нет

нет

Аптечная 13

М.Гильфанд

40

Гильфанд Ита Рива Х.

39

дом.хозяйка

нет

нет

нет

Аптечная 13

Р.Гильфанд

41

Вижанский М…(неразборчиво) Лазаревич

46

ломовой извозчик

нет

нет

нет

Аптечная 19

М.Вижанск…

42

Вижанская Рахиль Моисеевна

46

дом.хозяйка

нет

нет

нет

Почтамская 73

Р.М.Вижанская

43

Ф…Ар… (неразборчиво)

42

служащий

нет

нет

нет

Трухинская 6

А.Ф…(неразборчиво)

44

Во…(неразборчиво) В.Л.

22

кустарь

нет

нет

нет

Почтамская 90

(неразборчиво)

45

А…(неразборчиво) Л.И.

23

кустарь

нет

нет

нет

Ле…(неразборчиво) 42

(неразборчиво)

46

Левицкий Соломон И.

38

сапожник

нет

нет

нет

Комиссарская 109

Ле…(неразборчиво) С.

47

М.Д.Либерман

70

служащий

нет

нет

нет

Госпитальная 15

Либерман М.Д.

48

Мирер Шолом Залманов

62

инвалид

нет

нет

нет

Октябрьская 40

М…(неразборчиво) Ш.

49

Мирер Любовь Г…(неразборчиво)

57

дом.хозяйка

нет

нет

нет

Октябрьская 40

Мерер Л.

50

Кружаховская Фрида Исаев.

38

дом.хозяйка

нет

нет

нет

Аптечная 23

Кружаховская Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

51

Шлосберг Моисей Ю.

62

шапочник

нет

нет

нет

Солдатская

М.Шлосберг

52

Лиза Шлосберг

52

дом.хозяйка

нет

нет

нет

Солдатская 66

Л.Шлосберг

53

Л.Клейман

66

стор.

нет

нет

нет

Октябрьская 36

Л.Клейман

54

М.Клейман

58

рабоч.

нет

нет

нет

Солдатская 100

М.Клейман

55

Ила Вакс

48

инвалид

нет

нет

нет

Дальняя 24

Илья Вакс

56

Яков Израилевич Яворский

20

кустарь

нет

нет

нет

Достоевского 129

Я.И.Яворск.

57

Яворский Израиль

64

столяр

нет

нет

нет

Достоевского 129

И.Яворск.

58

Яворская Милка

45

дом.хозяйка

нет

нет

нет

Достоевского 129

М.Яворская

59

Зоя Ильинична Вакс

36

дом.хзяйка

нет

нет

нет

Дальняя 24

З.И.Вакс

60

К.Колесников

торгую

староста

-----

нет

Новосельская 40

Колесников


При расшифровке богатейшей информации изложенной в документе, возникло естественное желание – узнать об этих людях чуть больше. И остался ли кто-нибудь, кому названные фамилии и сегодня знакомы, близки и дороги? Ведь прошло более 70 лет! Постепенно, шаг за шагом, в ходе поисковой работы, за строчками сухих и казённых фактов вырастали образы людей с их нелёгкой  и порой непростой судьбой. Вчитаемся ещё раз в «Список…» и остановимся на тех, о ком удалось собрать дополнительную информацию.

Фабрикант Исаак Давидович (№1). О нём сведений найти не удалось, а вот о его родном брате – Хацкеле, известно, что он занимал не последнее место в общине. В качестве подтверждения приведём выписку из Приказа губернатора от 19 мая 1915 года:»…раввин Семипалатинского еврейского общества Кива Рабинович увольняется в четырёхмесячный отпуск внутри Империи. Исполнение обязанностей раввина, на время отпуска Рабиновича, возлагается на учёного означенного общества Хацкеля Фабриканта».[32] Кроме того, автором в статье М.В.Жилкина и Т.В.Жилкиной «Список евреев-медиков дореволюционного Казахстана», обнаружены ценные сведения о сыне Хацкеля Фабриканта – Ноте Хацкелевиче, приходящемуся, названному в документе Исааку Давидовичу племянником. «…Фабрикант Нота Хацкелевич родился 31 мая 1894г., иудейского вероисповедания. Проживал в Семипалатинске с 1903г., отец – Хацкель Давидович. Окончил курс Семипалатинской мужской гимназии с получением аттестата зрелости от 1 июня 1913г. за №924. С 1913-1915гг. работал в Семипалатинской нормальной аптеке Блюма и Розина в качестве аптекарского ученика. ЦГА РК, ф.15, оп.3, д.395» [33]

В начале прошлого столетия в Семипалатинске проживала большая семья Вижанских. Восемь человек (№№ 6,14,15,16,17,29,41,42) записаны в представленном документе. Торговля – основное занятие всех членов семьи Вижанских, которая, к слову, не всегда шла успешно. В 1909г. Вижанский Хаим со своим компаньоном Гильфандом Меером попали в затруднительное положение и испытывали финансовые сложности, о чём сообщает газета «Семипалатинские областные ведомости».  «…О продаже имущества. Исполняющий обязанности Судебного пристава, Пристав 2ч. Гор.Семипалатинска Иванов на основании 1030ст. Уст.Г.Суд. объявляет, что 21 апреля 1909г.  и следующие дни до окончания распродажи с 10 час. утра, в торговой лавке, расположенной в 3-й части г.Семипалатинска, на Базарной площади, будет продаваться с публичного торга движимое имущество, заключающееся в разных бакалейных  и галантерейных товарах принадлежащих Хаиму Вижанскому  и Мееру Гильфанд, описанное за долг последних по иску ПрисяжногоПоверенного Способина в сумме «558 руб. 18 коп.», оценено это имущество в «417 р. 40 коп.» [34]

В близких родственных отношениях с Вижанскими  была еврейская семья – Вакс (№№ 9, 10, 37, 38, 55, 59). Они также занимались предпринимательской деятельностью. Обе семьи в к.20-х годов ХХ в. подверглись раскулачиванию и носили статус «лишенцев». В архивных документах Семипалатинского городского Совета  сохранился «Список торговцев, промышленников, кустарей, лишённых избирательных прав. 1928-1929г.г.», где мы без труда обнаружили уже известные нам фамилии.

«Колесников Кушель, Новосельская 37, еврей, торговля

Гильман Валентина Яковлевна, Новосельская 23, торговля, содержание ресторана

Гильман Григорий (сын)-----\\\------\\\------\\\----\\\

Коган Сруль Яковлевич, Аптечная 23, скупка товаров

Лотош Захар Яковлевич, Почтамская 41, торговля обувью

Лотош Елизавета (жена) -------\\\-----\\\-----\\\------\\\

Вакс Абрам В.,Омская 95, применял наёмный труд

Вакс Илья В., ст.-69-«Б», Омская 96\94

Вижанский Григорий Лазаревич, Больничная 101

Вижанская Фейга Яковлевна, Омская 95

Вижанская Хася Моисеевна, Устькаменогорская 100

Вижанская Рахиль Моисеевна, Аптечная 13» [35]

«Лишенец» - сегодня это слово мало, о чём говорит, особенно молодому поколению. А в 20-30 годы носить клеймо «лишенца» было позорно. Сначала семью подвергали раскулачиванию и зачастую не один раз. Забирали практически всё.  Выгоняли из дома, с собой разрешали взять только необходимое. И начинались мытарства лишенцев. Одна квартира сменялась другой и чем дальше, тем хуже были условия жизни. О новом статусе свидетельствовала чёрная доска на воротах дома с надписью «бойкот». На работу не брали, детей исключали из школы. И приходилось бывшему торговцу, владельцу магазина или ресторана кардинально менять образ жизни. Они становились ломовыми извозчиками, сапожниками, занимались мелким кустарным промыслом. И если судьба складывалась, таким образом, это была удача! Ведь и сегодня старожилы Семипалатинска помнят и рассказывают о том, как на пароход грузили семьи лишенцев с жёнами, детьми и увозили в пустынное место. Здесь их высаживали, мужчин уводили в лес, а женщин с ребятишками оставляли одних на берегу. Мужчины возвращались после того, как были готовы бараки для жилья и забирали своё семейство, значительно поредевшее к этому времени. Мало кому удавалось выжить, пройдя подобные испытания, но тем не менее они есть и используя их воспоминания мы рассказываем сегодня об этом.

Помимо названных фамилий, подобной участи подверглись: Левицкие, Гришпан,  Ицкович, Колесников (староста синагоги), и многие-многие другие. Возможно, именно поэтому сегодня так сложно найти потомков из этих семей.

Вернёмся к нашему «Списку…» и остановимся на фамилии Зеленер Раисы Савельевны (№25). Она была самой старшей в общине, 85 лет. Об этой семье следует сказать отдельно и более подробно. Сегодня, но уже в г.Усть-Каменогорске, проживает Зеленер Идея Яковлевна, 1932 года рождения. Именно она и оказалась главной хранительницей семейной истории, а названная – Раиса Савельевна, приходится ей бабушкой по отцовской линии. Благодаря воспоминаниям Идеи Яковлевны нам удалось частично восстановить жизненный путь и перипетии этой еврейской семьи. Основателем её можно считать Григория Леонтьевича Зеленера, человека с типичной судьбой еврейского мальчика-кантониста. По рекрутскому набору маленького Гирша забрали в царскую армию из местечка Орша, что находится сегодня в Витебской области республики Беларусь. Пройдя армейские испытания кантониста, плюс 25 лет в николаевской армии и вот она, долгожданная свобода!  Наверно, нужно быть евреем и пожить в пресловутой черте оседлости, чтобы понять всю значимость этого слова. С царской грамотой на руках, Григорий обосновался в г.Омске. Через некоторое время занялся судоходством, дела пошли успешно и вскоре у него был небольшой пароход. Жизнь на Иртыше и наличие собственного транспорта позволили заняться торговлей, а точнее транспортировкой товара. Пароход Зеленера ходил вплоть до Чёрного Иртыша, где очевидно загружался китайским товаром и отправлялся обратно на север. Позже судьба Григория Леонтьевича забрасывает в г.Семипалатинск, где он поселился в районе Затона. Благодаря успешной предпринимательской деятельности, открыл свои магазины в г.г.Семипалатинске и Усть-Каменогорске. На этом сведения о нём обрываются, лишь кладбищенская книга сообщает: «…ряд 2; место 11; Зеленер Григорий Леонтьевич. Умер 19 декабря 1899г.». [36]

У Григория Зеленера было два сына: Тимофей (1867г.р.) и Соломон (1872г.р.). Данные о Тимофее (№24) занесены в «Список…», благодаря чему , мы сегодня знаем, что в 1930г. ему было 63 года, в графе «место службы» значится – служащий, проживал по ул.Больничной 101. Младшего – Соломона в документе нет, но богатую информацию о нём сообщила его внучка и наш главный информатор – Зеленер И.Я. Так же, как и отец, Соломон занимался торговлей и имел статус купца первой гильдии. В 27 лет у него родился первенец – Яков (1898г.р.), затем Вениамин (1906г.р.) и Исай. Семья твёрдо стояла на ногах, но грянувшая революция внесла свои коррективы в устоявшийся и прочно налаженный быт. Всё нажитое и заработанное не одним  поколением семьи Зеленер, благополучно перешло в руки большевиков. Семейное предание сохранило память о том, что дедушка Соломон всё своё «богатство» добровольно отдал государству.

Как уже было сказано, старшим сыном Соломона был Яков, родившийся в г.Семипалатинске в 1898г. После окончания школы в 1913г. он поступает  в пятиклассную торговую школу, закончив её получает специальность «счетовод первой руки». Однако с приобретением профессионального опыта пришлось повременить. Двадцать один год было ему, когда началась гражданская война. Яков Зеленер воевал в составе партизанской части 4-го Крестьянского корпуса. После реорганизации Краснопартизанских частей состоял в должности помощника командира отряда, позже назначается заведующим отдела обеспечения продовольствием  Усть-Каменогорского гарнизона. В феврале 1921 года по приказу Реввоенсовета Республики демобилизован из армии. И только в марте 1923 года молодому счетоводу – Якову Зеленеру удалось притупить к работе в совхозе с.Шульба  Семипалатинского уезда. В 1928 году Яков женится на Лидии Вагановой, еврейке по материнской линии. Мать Лиды была родом из зажиточной семьи Ратнеров, что с н.20 в. века проживала в с.Кокпекты, имевшими в то время статус города Семипалатинской области.

«…Кокпекты – заштатный город Зайсанского уезда. Состоит из двух частей: собственно города и казачьей станицы, основанных в 20-х годах 19 столетия. Город насчитывает около 800 жителей, в станице же более 2 тыс. душ. С внешней стороны Кокпекты представляет собой небольшую деревню с тремя улицами и небольшими саманными постройками. В городе есть две школы и церковь. Здесь живёт судья, есть почто-телеграфное отделение и ветеринарный пункт. Жители занимаются хлебопашеством и скотоводством». [37]

Дедушка Лидии – Павел Семёнович Ратнер, ашкеназский еврей, был уважаемым человеком в Кокпектах. В 1913 г. он занимал должность городского старосты, о чём сообщается в Приказе № 6 Семипалатинского губернатора от 10 января 1913 года:

«…Кокпектинский Городской Староста Ратнер увольняется в двухнедельный отпуск по торговым делам». [38] Публикация на страницах периодики того времени, даёт представление о нём, как о торговце.

«Список домовладельцев города Кокпектов,

пользующихся правом участия на избирательном

сходе для выбора Уполномоченных на четырёхлетие

с 1913 по 1917 гг.

………………………………………………………………………………………..

Ратнер Павел Семёнович, купец, 46 лет от роду, 7 лет владеет недвижимостью, оценённой в 120 руб.» [39]

В доме Ратнеров строго соблюдались традиции и в пятницу на Шаббат местные иудеи собирались именно здесь. Нередко его дом так и называли – еврейский молитвенный дом.

В семье Якова и Лидии Зеленер было восемь человек детей: Иза (1930г.р.), Идея (1932г.р.), Нелля (1933г.р.), Рувим (1936г.р.), Адольф (1938г.р.), Лилия (1941г.р.), Надежда (1947г.р.), Борис (1948г.р.). Привитые матерью и бабушкой традиции для Лидии Вагановой-Зеленер не прошли бесследно. Насколько позволяли время и окружающая обстановка, она старалась жить по законам предков. Обычно все дела, вспоминает Идея Яковлевна, к наступлению Шаббата были завершены. Наступало святое время отдыха для каждого иудея. Отмечалась и еврейская Пасха, особо и по всем правилам. В доме пекли мацу. Всё это позволяет нам утверждать, что в 30-е годы 20 столетия , на территории края немногочисленная еврейская диаспора имела возможность жить по законам Торы.

Вернёмся вновь к нашему «Списку…». Глуховский Захар Соломонович (№22), 74 года, инвалид. Глуховская Софья Григорьевна (№23), домохозяйка. Проживали они уже по знакомому нам адресу – ул.Больничная 101. При сопоставлении фактов из жизни, архивных документов и рассказа Идеи Яковлевны Зеленер, стало ясно, что чета Глуховских  является родителями двоюродной сестры Якова Зеленера – Ревекки Захаровны. На страницах газеты «Семипалатинские областные ведомости» фамилию Глуховских  можно встретить довольно часто. Так, например, одна из них сообщает, что Захар Соломонович внесён в список Присяжных заседателей на мартовскую сессию Семипалатинского Окружного Суда. [40] Софья Григорьевна  прожила долгую жизнь, ей удалось вынести все тяготы войны и в конце 1945г. она умерла. Чета Глуховских похоронена на старом еврейском кладбище г.Семипалатинска. Их дочь Ревекка Захаровна, со своим мужем Куперштейном Авадием также до конца своих дней прожили в г.Семипалатинске. В семейном альбоме И.Я.Зеленер сохранилась ценная фотография 30-х годов, где запечатлены лица этой многочисленной еврейской семьи.

Гильфанд Меер М. (№39),54 года, ломовой извозчик и очевидно его жена, домохозяйка Гильфанд Ита Рива Х.(№40), 39 лет. Меер Гильфанд был компаньоном по торговым делам Х.Вижанского и уже упоминалмя в нашем повествовании. При знакомстве с фондами историко-краеведческого музея г.Семипалатинска была обнаружена информация  ещё об одном Гильфанде. «Приказы Семипалатинского губернатора от 4 августа 1912г. № 189. Исполняющий обязанности учёного и наставника в Семипалатинском еврейском обществе…еврей Мовша Абрамович Гильфанд, в виду болезни, засвидетельствованной Семипалатинским городовым врачом, освобождается от исполнения означенных обязанностей». [41] Скорее всего, учитывая инициалы, Мовша Гильфанд приходится отцом вышеназванному Гильфанд Мееру. Но главное в этой информации - дата, 1912 год. Напомним, что синагога в г.Семипалатинске была построена в 1913 году, где раввином был назначен К.И.Рабинович. Означает ли это, что Гильфанда Меера мы можем назвать предшественником будущего официального раввина, чему способствовала и должность «учёного еврея», обязывающая давать объяснения по еврейским религиозно-этическим вопросам и быть наставником для всей общины. Возможно, именно болезнь, упомянутая в Приказе губернатора, помешала стать ему раввином отстроенной синагоги.

Л.Клейман (№53), 66 лет, сторож, проживающий по ул.Октябрьской 36. М.Клейман (№54), рабочий. Сведения об этой семье до сегодняшнего дня сохранились в памяти горожан. Так, при разговоре  с 87-ней жительницей  г.Семипалатинска Исаковой М.А. мы узнали, что будучи ребёнком, она училась в одном классе с девочкой по имени Аврора Клейман, проживавшей вместе с родителями в сторожке при синагоге. Эти сведения требовали подтверждения, которые мы и нашли в «Списке…». Домашний адрес Клеймана, названный в документе, совпадает с адресом синагоги – ул. Октябрьская 36. Всё складывается в логическую цепочку. Не подвела память нашего информатора. Удивительно, ни сторожа, ни его дома с семейством уже давно нет в живых, а семипалатинцы до сих пор помнят о них.  И последнее, кладбищенская книга сообщает нам, что в 1952 году некто Клейман Лайбиш Матусович в возрасте 63 лет был похоронен на старом еврейском кладбище г.Семипалатинска.[42] Имеет ли он отношение к упомянутому сторожу синагоги? Скорее всего – да, только вот кто он ему приходится?

К.Колесников (№60), торговля, староста. О старосте синагоги, следует сказать отдельно. Непросто сложилась жизнь у этого человека. На страницах данной работы мы упоминали о нём, представляя «Заявление о регистрации религиозного общества…», подписанное старостой общины К.Колесниковым. Заявление было представлено в Семипалатинский окружной административный отдел в июне 1930г. А в июле 1931г. Колесников добровольно отказывается от должности старосты, что подтверждает его личное заявление.

«Семипалатинский Адм. Отдел

Принять к сведению                                Колесникова Кушеля

По Дальней ул. д.№25

Заявление

Я в Семипалатинской Еврейской Религиозной Общине в Синагоге, что по Локтевской ул. состою выборным старостой. Ныне от обязанностей этих я отказываюсь и прошу Адм.отделменя из списков исключить.

27 июля 1931г.

Колесников, а за меня по личной просьбе расписался

(подпись)».[43]

Не так просто верующему человеку, а тем более иудею, было вступать в новую полосу взаимоотношений уже с атеистическим государством. Можно принять очередное «Постановление», закрыть храм, синагогу, мечеть, книги и иконы сжечь, а священника расстрелять. Всё это, к сожалению и великому нашему стыду было и имело место. Но что делать с человеческим сознанием, душой, которые невозможно закрыть, сжечь… Человек, веривший в помощь и силу Всевышнего в течение всей своей жизни, не мог в одночасье отказаться от веры. Ведь он не машина и на многие «душевные операции» ему требуется гораздо больше времени, чем простое нажатие кнопки. Очевидно, давление со стороны властей, пресловутый статус «лишенца»- всё это подтолкнуло Кушеля Колесникова к подобному заявлению. Как сложилась дальнейшая жизнь старосты, неизвестно.

На этом  поисковая работа не закончена. Я уверена, что фонды архивов, библиотек и музеев хранят немало ценных сведений из жизни казахстанского еврейства.

В заключение позвольте  подвести некоторые выводы и назвать главные вопросы, поднятые в данном исследовании. В работе, впервые была выдвинута гипотеза о существовании в г.Семипалатинске в к.19 в. еврейского молитвенного дома, приведены аргументы в пользу этого предположения. Заявлено о существовании официальной Семипалатинской синагоги, определена дата её открытия и рассмотрен целый пакет документов, определяющих судьбу синагоги в первые годы советской власти. Впервые названо имя казённого раввина и очерчены временные рамки нахождения его на этом посту. Рассмотренный в данной работе  «Список граждан Еврейской общины»,  является поистине бесценным материалом и даёт конкретное представление о тех людях – евреях, которые посещали Семипалатинскую синагогу, молились в ней, имели возможность жить, соблюдая традиции. Достаточно важным является определение фамилий   «учёных евреев» (Фабриканта Х., Гильфанда М.А.), выполнявших роль духовных наставников в общине до 1917г., помимо казённого раввина  К.И.Рабиновича. 

Список использованной литературы и архивных материалов

  1. Котлер И. Очерки по истории евреев Одессы – Иерусалим, 1996.- С. 50
  2. Фонд ВКОЭМ - КП 10 – 18201\2  Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Т. 57. – Спб.: Тип. Акц. Общ. «Издательское Дело», 1900. – С.453-454
  3. Фонд СИКМ -  Семипалатинские областные ведомости.  № 38, 1913 г.
  4. Крюков  А.А.  Израиль сегодня. Страноведческий  словарь – справочник. – М.: Изд. Дом. «МУРАВЕЙ – ГАЙД», 2000. – С. 187 – 188
  5. Фонд ВКОЭМ - КП 18 – 20472  Адрес-календарь на 1914 г. – Семипалатинск: Изд. Обл. стат. комитет, 1913. – С. 77
  6. Фонд ВКОЭМ -  КП 29 – 24376  Жилкин М.В., Жилкина Т.В. Список евреев-медиков дореволюционного Казахстана // Из истории евреев в Казахстане 19 – н.20 вв.,  выпуск 2. – Алматы: 2002 – С. 147-148
  7. Фонд ВКОЭМ -  КП 26 – 23465  Щербик Г.А. «Ралле», «Брокар», Ченцов и Бирюков…» //  Деловой Усть-Каменогорск, № 7, 2001 -  С. 23
  8. Фонд СИКМ - Семипалатинские областные ведомости – 1913 - № 30
  9. Там же -  1913 - № 47

10.   Там же -  1914 - № 13

11.   ЦГА РК – ф. 15- оп.1- д.309- л. 28-29 об.

12.  Фонд СИКМ -  Телеграммы Петроградского агентства.- 1915 - № 53

13.  Там же - Семипалатинские областные ведомости – 1915 - № 22

14.   ЦДНИ ВКО - Степная правда – 1921 – 8 сентября - С. 4

15.  Евреи Крыма. Очерки истории – Симферополь; Иерусалим: Изд. «Мосты», 1997 – 5757. – С. 61

16.   ГА ВКО -  ф.3- оп.1- д.514- л.77-85

17.  ЦДНИ ВКО - ф.96- оп.1- д.96- л.1

18.   Там же -  д.254- л.5

19.   Там же -  л.8

20.   ГА ВКО - ф.3- оп.1- д.13- л.11-11об.

21.   ЦДНИ ВКО - ф.96- оп.1- д.254- л.15

22.   Там же -  д.96- л.5

23.   Евреи Крыма. Очерки истории – Симферополь; Иерусалим: Изд. «Мосты», 1997 – 5757. – С. 58

24.   ЦДНИ ВКО - ф.96- оп.1- д.96- л.6

25.   Там же -  д.254- л.21

26.   Там же -  л.20

27.   Там же -  д.96- л.4

28.   Там же -  ф.409- оп.1- д.8- л.74

29.   Там же -  ф.96- оп.1- д.254- л.3

30.   Там же -  л.1-2

31.  Там же -  д.96- л.2-2об.

32.  Фонд  СИКМ -  Семипалатинские областные ведомости – 1915 - № 22

33.   Фонд ВКОЭМ - КП 29-24376  Жилкин М.В., Жилкина Т.В. Список евреев-медиков дореволюционного Казахстана \\ Из евреев в Казахстане 19 – н.20 вв., вып.2 – Алматы: 2002 – С.153-154

34.   Фонд СИКМ -  Семипалатинские областные ведомости – 1909 - № 14-15

35.  ЦДНИ ВКО - ф.96- оп.2- д.30- лл.12, 54, 56, 81, 96

36.  Копия кладбищенской книги. Личный архив автора.

37.   Фонд  ВКОЭМ -  КП нвф4-4756  Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Т.18: Киргизский край / Под ред. В.П.Семёнова. – С-П: Изд.А.Ф.Девриена, 1903. – С.415

38.   Фонд СИКМ -  Семипалатинские областные ведомости – 1913 - № 3

  1. Там же -  1913 - № 24
  2. Там же -  1915 - № 7
  3. Там же -  1912 - № 34
  4. Копия кладбищенской книги. Личный архив автора.
  5. ЦДНИ ВКО – ф.96 – оп.1 – д.96 – л.3

Научно-историческая конференции «Евреи в Казахстане: история, религия, культура», г. Алматы, 2005 г.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы