В повседневной суете мы не обращаем внимания на многие предметы вокруг нас. Тем более, мало кто, застегивая в спешке свое пальто, будет задумываться о создании этого аксессуара. Но каждая вещь вокруг нас имеет свою историю возникновения.
При совершенствовании одежды человеком разумным, возникла необходимость соединения частей одежды. В древности люди вместо пуговиц завязывали узлом концы своего одеяния. Известно, что в Древнем Египте применяли пряжки или же одна часть одежды продевалась в отверстие, сделанное в другой. Часто концы одежды просто связывались, использовали также специальные завязки, булавки из кости и других материалов. По мнению исследователей, примерно пять тысяч лет назад появились первые пуговицы. По одной из версий самые ранние из них найдены в Мохенджо-Даро, в долине Инда, имеют криволинейную форму. Пуговица на протяжении долгого времени была ценностью, потому, что изготавливалась из дорогого материала. Пуговицы перешивали со старой одежду на новую, передавали по наследству. Повседневной деталью одежды пуговицы стали в основном в начале XVIII века. До этого времени эти предметы использовались как украшение, оберег.
Как и застежки, пуговицы выполняли не только утилитарную функцию по соединению частей одежды, но и часто были декоративными акцентами костюма в целом. В фондах музея-заповедника ювелирная коллекция казахских пуговиц представлена тринадцатью образцами.
Девять пуговиц имеют вставки из камня, пластмассы и стекла. Остальные четыре экземпляра выполнены из металла.
Пять пуговиц (фото № 1) из бывшей Семипалатинской области являются однотипными по конструктивному и декоративному решению. Все они шаровидной формы, с петлей на длинной ножке, примерно одного небольшого размера. Основа пуговиц – из круглого камня, пасты и стекла. Пуговицы с основой из камня или из материала, имитирующего камень, по мнению Тохтабаевой называются «тасты түйме». В казахских украшениях камни именуются словом “тас” - камень, или “ көз” - глаз. Такое сравнение не случайно, вставные камни осмысливались как всевидящее, стерегущее око, наделялись чудодейственной силой.
Две пуговицы из пяти перечисленных приобретены у Алимханова Сериккана Рахмановича, жителя города Семипалатинска, ранее проживавшего в сельской местности. Они были подарены жене родителями и родственниками в первый год их совместной семейной жизни. По рассказам родных мастер - зергер был местный сельский житель, казах преклонного возраста. Он пользовался большой популярностью и получал много заказов, изготовлял разнообразные украшения. Эти пуговицы имеют шаровидную форму. Основа одной из них из пасты синего цвета, второй – из пасты коричневого цвета. Колпачки декорированы узорами в виде лепестков с кружочками по центру. Через центр предметов проходят стержни, закрепленные на верхушке горсточками зерни, другие концы стержней обвиты проволокой и заканчиваются двойной петлей.
Остальные три пуговицы приобретены у Курмангалиевой Оразгайшы Кайынразиновны, 1941 г.р., уроженки станции Жарма Жарминского района Семипалатинской области. Они были пришиты к праздничному плюшевому камзолу, который принадлежал Куныспаевой Н., 1880 г.р., уроженке Семипалатинской области, бабушке мужа сдатчицы. Пуговицы отпороли от камзола в 1972 г., после ее смерти. Основа одной из них из прозрачного зеленого стекла, имеет граненую поверхность. Верхняя и нижняя части украшены металлическими полусферами с фестончатыми краями, украшенными узорами в виде кружочков. Через центр проходит стержень, закрепленный на верхушке клепкой в виде горсточки зерни, другой более длинный конец стержня обвит проволокой и образует на конце круглую петельку из двойного стержня. Вторая пуговица состоит из основной части шаровидной формы и круглой петли на основании. Основа из пасты коричневого цвета. Основная часть третьей - из светло-зеленого камня. Верхняя и нижняя части заключены в металлические полусферы с фестончатыми краями.
Такие же по форме, но размером вдвое больше парные пуговицы (фото № 2) из Северо-Восточного Казахстана. Каждая из них состоит из основной части шаровидной формы и петли на основании пуговицы. Предметы декорированы вставками из коралла и бирюзы. Остальное пространство украшено многолепестковыми цветами, выполненными в технике скани. По окружности проходит полоска из зерни, обрамленная с двух сторон линиями из витой скани. Верхние части покрыты металлическими колпачками с фестончатыми краями. Колпачки декорированы чеканным узором, напоминают цветки. Через центры проходят стержни, закрепленные на верхушках клепками в виде цветков, другие длинные концы стержней обвиты двойной проволокой и образуют петли на концах. Приобретены у Баширова Сержана Муратовича, 1964 г.р., жителя города Алматы, уроженца села Акжар Тарбагатайского района ВКО, профессионального ювелира и коллекционера, члена Союза художников Казахстана.
Три пуговицы из более позднего поступления, из коллекции С.М. Баширова. Все они продолговатой формы. Выделяется среди них пуговица в форме юлы, вся поверхность которой декорирована по окружности кольцами из витой проволоки.
Одна из пуговиц имеет основу в виде бусины из гладкого перламутра продолговатой формы и шаровидной детали с горловиной, которые нанизаны на стержень (фото № 3). Верхняя часть стержня в виде петли, до бусинки он обвит тонкой проволокой, завершающейся зернистой звездочкой. Нижний конец стержня оформлен в виде пирамидки. Полая шаровидная деталь горловиной подпирает основание бусины, верхняя полусфера декорирована четырьмя кольцами, вокруг которых декор из ложной зерни. Посередине проходит ободок, на который напаяны восемь петель.
Вторая пуговица имеет основу яйцевидной формы из пластмассы красного цвета. Верхняя часть пуговицы в виде бутона с маленьким шаровидным навершием. Нижняя часть конусообразной формы с четырьмя кольцами по низу. Металлический стержень пуговицы завершается внизу двойной петлей. Детали украшены зернью и сканью.
Среди металлических пуговиц в единичном экземпляре ажурная пуговица из Северо-Западного Казахстана, состоящая из четырех ажурных листовидных граней и небольшой петли на основании пуговицы (фото № 4). Каждая грань состоит из двух спиралевидных кругов с шариками зерни в центре и вокруг. Кончик пуговицы в виде трехгранной пирамиды, унизанной зернью. Пуговица приобретена у Баширова С. М.
Самая крупная в коллекции пуговица – «торсылдақ түйме» («торсылдақ» в переводе примерно «надутый») с пирамидальным кончиком из Западного Казахстана. Состоит из основной части яйцевидной формы, с кончиком в виде трехгранной пирамидки на цилиндрическом основании, и петли, прикрепленной к цилиндрическому стержню. По центру проходит орнаментальная полоса, состоящая из двух рядов узора «мүйіз» - «рог», между которыми полоса из зерни. Такими же орнаментальными полосами разграничены вдоль верхнее и нижнее полушария пуговицы. Узорные полосы разделяют пуговицу на восемь примерно равных частей. Каждый сегмент украшен семью треугольниками зерни. Пирамидальный кончик украшен зернью, цилиндрическое основание – узорами «мүйіз» - «рог» и зернью. Общий фон пуговицы золотистого цвета. Приобретена у Баширова С. М. Такие крупные пуговицы были предназначены для верхней одежды.
Пуговица из Южного Казахстана состоит из основной части яйцевидной формы и медной петельки на основании пуговицы. По окружности пуговицы проходит поясок, делящий поверхность на две примерно равные части, украшенные узорами в виде дуг с точками. Верх пуговицы украшен горсточкой зерни, опоясанной двумя витыми ободками и рисунком в виде шестилепесткового цветка. Таким же узором украшено основание пуговицы. Передана в дар Государственным музеем золота и драгоценных металлов (г. Астана).
Вот такой небольшой предмет прочно закрепился на нашей одежде, так как очень удобен и прост в использовании. Всевозможные замки-молнии, липучки и другие приспособления для скрепления частей одежды не вытеснили пуговицы. Пуговица несмотря на размер является важным элементом одежды.
Известно, что имя французского короля Франциска I неразрывно связано с историей пуговиц – именно он заказал ювелиру 13600 крохотных золотых пуговичек для отделки своего бархатного костюма.
Интересно, что Джеймс Харпер, избранный мэром Нью-Йорка в 1844 году, ввел новую полицейскую форму. Особенностью этой формы были блестящие медные пуговицы. Медь по-английски звучит как «cooper». Именно благодаря медным пуговицам полицейских вскоре стали называть «копами».
Таким образом, как и застежки, пуговицы выполняли практическую функцию по соединению частей одежды. Семантико-символическое значение этих украшений связано с защитной функцией предметов. Некоторые исследователи считают, что в русском языке, например, слово пуговица происходит от слова «пугать», то есть предназначение предмета связано с отпугивающей функцией от злых духов и другой нечисти. В музейной коллекции больше половины пуговиц округлой формы, остальные овальные и другой более сложной формы. Для декора пуговиц применены в большинстве геометрические, космогонические, зооморфные и растительные узоры.
Значимость изучения казахских серебряных пуговиц очевидна ввиду ограниченного количества исследовательского материала. Поэтому больше информации и изучения по этой теме в дальнейшем пополнит научно-исследовательскую базу этого вида украшений. Пуговица несмотря на размер является важным элементом одежды.
Литература:
1. «Все обо всем». Солставитель Г.П. Шалаева, ООО «Фирма «Издательство АСТ», Москва 1999, С. 418-420
2. Козыбаев М. К., Аргынбаев Х. А., Муканов М. С. Казахи. / Под ред. Г. Е. Тайжановой. - Алматы: Казахстан, 1995.
3. Маргулан А. Х., Акишев К. А., Кадырбаев М. К., Оразбаев А. М. Древняя культура Центрального Казахстана / под ред. А. Х. Маргулана. – А.А., 1966.
4. Сычева Н. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Советский художник, 1984.
5. Тохтабаева Ш. Ж. Казахские ювелирные украшения. - Алматы: Өнер, 1985.
6. Тохтабаева Ш. Ж. Серебряный путь казахских мастеров. Алматы: Дайк-Пресс, 2005.
7. Ұ. М. Әбдіғапбарова. Қазақтың ұлттық ою-өрнектері. – Алматы: Өнер, 1999.
Асылова Л.М. - старший научный сотрудник
отдела казахской этнографии
Опубликована в журнале «Культурное наследие», № 4, г. Астана, 2017 г., стр. 103-105.
< Предыдущая | Следующая > |
---|