С чего начинается музей? С интересных предметов старины, которые редко где увидишь! Настоящий музей, музей с большой буквы «М» оставляет в душе прекрасный и приятный след. Он имеет свое лицо. Ощущение чистоты, красоты, самого лучшего из быта прошлого пробуждает чувство любви к своей Родине, к своему народу. И только увлеченный энтузиаст может создать такой шедевр! Кем и является Николай Алексеевич Зайцев, директор ВК областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.
В далеком 1968 году обычные школьники восьмилетней школы села Бутаково, что в близи города Риддера, под руководством своего учителя и наставника Зайцева Н.А. начали сбор «редкостей» у жителей Бутаково. Среди собирателей были ученики Н. Полторанина, А. Яковлев, В. Подгорбунский, В. Ермошкин, П. Черепанов и др. [1]. Первыми музейными экспонатами, согласно записям главной инвентарной книги 1977 года, были предметы, собранные у местных жителей. Например, пояс (Гик-03) кон. XIX в. сдала Егорова Ульяна Ивановна, платок (Гик 2-323) нач. ХХ в., сдала Петрова Людмила Агаповна, прялка расписная (Гик 4 - 922) нач. ХХ в., сдала Тютенькова Наталья Федоровна и др [2]. Именно с них началось формирование коллекции предметов по старообрядческой культуре. Именно эти редкости положили начало фондовой коллекции музея, которому суждено будет стать уникальным и многопрофильным музеем, известным не только по всему Казахстану, но и за его пределами!
Шел 1978 год, музей продолжает развиваться, ему уже присвоен статус областного этнографического музея. В этом же году состоялась экспедиция в Большенарымский район, где под руководством научного сотрудника Яковлева А.А. были собраны первые экспонаты по казахской этнографии [1]. Согласно записям главной инвентарной книги это были женский головной убор кемешек (Гик 9 - 1998) от Энтыкбаева А. с. Хайрузовки, алаша (Гик 9 - 2001) от Урзаменовой Кульжауар с. Жулдыз, сапты-аяк (Гик 9 - 1994), купленная за 5 р. у жителя села Жулдыс Алтыбаева Б., и др [2].
Эти экспонаты дали основание для образования нового отдела в этнографическом музее – «Отдела казахской этнографии». Таким образом, музей расширяет границы своей деятельности и кроме русской этнографии, изучает историю и культуру казахского народа.
1987 год запомнился этнографическому музею декадами культур союзных республик. В стенах музея проходили выставки культур народов Советского Союза, после чего у музея появилась возможность приобрести предметы по культуре других народов. Спустя два года, в 1989 году директором музея Зайцевым Н.А. назначается человек, которому поручают изучение этнографии других народов. Таким образом, помимо изучения этнографии казахского и русского народов, музей начинает изучать историю заселения, культуру и быт малочисленных этнических групп Восточного Казахстана [1].
Восточный Казахстан многонациональный уникальный регион, где в мире и согласии живут представители 105 народов. На сегодняшний день в фондах музея-заповедника хранятся предметы характеризующие культуру около 40 народов. Среди них достойное место занимает коллекция по культуре и быту кавказских народов: чеченцев, армян, грузин и азербайджанцев.
Первые азербайджанские предметы поступили в фонды музея-заповедника в конце 80-х гг. прошлого века. Ими стали женский пояс (КП 8 - 16712) и нагрудное украшение монисто (КП 8 - 16713), датируемые началом ХХ века, бытовавшие в азербайджанской семье [3]. Они были приобретены у жителя г. Усть-Каменогорска в 1986 году, Шукюрова Илгара Гастрат оглы, уроженца села Агсбир, Агдатского района, Азербайджанской ССР. Предметы принадлежали его матери [4].
До 1999 года в фондах музея-заповедника по азербайджанскому народу имелись только эти предметы. В результате обращения сотрудников музея в 1999 г. к министру культуры Азербайджанской Республики, известному певцу и композитору Поладу Бюль-Бюль оглы, музей получил в дар богатую коллекцию предметов по материальной и духовной культуре азербайджанского народа. Это образцы мужского (КП 23-22786, КП 23-22787) и женского (КП 23-22781, КП 23-22782, КП-23-22780) национальных костюмов, музыкальные инструменты – тар (КП 23-22783), гавал (КП 23-22785) и кяманча (КП 23-22784 1-2) [3], аудиокассеты с записями песен Полада Бюль-Бюль-оглы, литература по истории и этнографии азербайджанского народа. Эти предметы положили начало самостоятельному разделу по культуре азербайджанского народа в музейной экспозиции [4].
Следующее пополнение коллекции произошло в мае 2006 года, когда Министерство культуры Азербайджана передало музею коллекцию из 94 предметов. В Казахстан ее доставил и лично передал исполняющий обязанности главного консультанта сектора музейной работы Министерства культуры и туризма Республики Азербайджан Исмайлов Али Гамид оглы [4]. Среди них были: костюм девочки, мужской головной убор (КП 45-28516), традиционная посуда, оружие (КП 45-28488 (а-б)), женские ювелирные украшения, сувениры, книги, буклеты, альбомы. Притягивают взгляд образцы керамической посуды (КП 45-28501, КП 45-28507), поражает необычными формами медная посуда (КП 45-28490, КП 45-28491, КП 45-28517 и др.) [3].
В 2010 - 2011 гг. Посольством Азербайджанской Республики в Республике Казахстан была передана в дар в фонды музея-заповедника коллекция сувенирных изделий [4]. В июне 2016 года музей вновь получил посылку от Министерства культуры Азербайджана, с альбомами, журналами и книгами, содержащими ценные сведения по культуре азербайджанского ковроткачества (KП 78- 37251 - KП 78 - 37255) [3].
Сотрудниками музея-заповедника ведется работа с местной азербайджанской диаспорой, члены которой поддерживают связь с исторической родиной. Так, в 2017 году, благодаря содействию Д. Аскерова, активиста местного азербайджанского этнокультурного объединения «Азери», появилась возможность пополнить фондовую коллекцию. В музей поступили национальные барабаны гоша-нагара (KП 81 - 38059 A-В), нагара (KП 81 - 38060), традиционная обувь ичиги (KП 81 - 38057 1-2) [3], предметы национального мужского костюма (чуха KП НВ 23 -12823, кейнек KП НВ 23 -12824) [5].
На сегодняшний день коллекция предметов музея-заповедника по азербайджанской культуре является самой многочисленной среди кавказских народов.
В 2005 году была организована выставка «Вайнах» («Наш народ») в составе общей музейной экспозиции по культуре народов Восточного Казахстана, где были представлены экспонаты из семейных реликвий представителей чеченской диаспоры. По окончании работы выставки по инициативе председателя чеченского этнокультурного объединения «Вайнах» Кагермановой Татьяны Абдуловны музею были переданы а дар чеченские национальные костюмы – мужской, состоящий из черкески, кожаного пояса, рубахи и шапки-папахи (KП 40- 27149, KП 40 - 27150) и женский, состоящий из туники, распашного платья и головного платка (KП 40 - 27152, KP 40 27153, KP 40 27154) [3].
В конце 2009 года по окончанию выставки «Под стук вагонных колес», к 65-летию депортации чеченского народа, организованной совместно с этнокультурным объединением «Вайнах» фонды музея поступили новые предметы: настенный коврик - шамаиль с вышитым изречением из Корана (KП 44 - 28169), мюридка - мужской головной убор, одеваемый во время молитвы (KП 49 - 29979) [3].
Интересны подлинные фотографии и документы чеченцев – спецпереселенцев 1944 года (КП-НВ 8-6344(1,2), КП-НВ 8-6335), собранные во время командировки в Бородулихинcкий район сотрудниками отдела [5].
Интерес представляют настоящая праздничная бурка верта (KП 65 - 33745), выполненная из высококачественного белого войлока, каракулевая шапка холхозан куй (KП 65 - 33746) и сувенирный кинжал в бархатном футляре (KП 65 - 3357), переданные в фонды музея-заповедника в 2012 году [3]. Эти редкости музею передал житель села Бескарагай ВКО Боранкулов Тельман Алемжанович. По словам сдатчика, эти предметы подарил ему уроженец Чеченской Республики Садыков Рамзан, которые он привез с Кавказа специально для подарка [6].
Коллекция музея, характеризующая самобытную культуру чеченского народа, не многочисленна, но, несмотря на это в значительной мере передает самобытную культуру вайнахов.
Фондовая коллекция экспонатов, характеризующих историю, культуру и быт армянского народа также не многочисленна. Основу коллекции составляет книжный фонд, состоящий из книг на армянском и русском языках художественного, поэтического и исторического характера, учебников и книг, знакомящих с богатым культурным наследием армянского народа.
Коллекция начала формироваться с середины 2000-х годов. В марте 2007 года получена дарственная коллекция от А.М. Карапетяна – председателя Ассоциации армянских культурных центров «Наири» Республики Казахстан. Более 30 экспонатов, среди которых: книга «Духовное наследие Армении» с лучшими образцами армянской поэзии, сувенирный вариант хачкара креста – камня (КП НВ 11-7862), панно «Армянский алфавит» (KП НВ 11 - 7865), национальный духовой музыкальный инструмент зурна (КП 50-30070), традиционная посуда - коньячный сервиз (KП НВ 11 - 7864 1-7), металлическое блюдо (KП НВ 11 - 7863) [3, 5].
Активисты местного армянского этнокультурного объединения «Арарат» принимали активное участие в формировании коллекции.
В 2006 году по просьбе музея заместитель председателя армянского этнокультурного объединения «Арарат» Сероп Георгиевич Геворкян приобрёл на свои средства и доставил из Еревана экспонаты по культуре Армении. Интересны детский головной убор (KП 45 - 28418), резное панно «Месроп Маштоц и армянский алфавит» (KП 45 - 28417), сувенир «Хачкар» деревянный (KП 55 - 31346) [3].
Особую этнографическую ценность представляет деревянная ступа с пестом нач. ХХ в. (KП 48 - 29604), переданная в дар председателем армянского этнокультурного объединения «АРАРАТ» Карэном Мамиконовичем Нариманяном в 2007 году. Ступка принадлежала его тёще - Гуар Федраковне Аракелян (1912-1979 гг.), а затем жене - Анжеле Акоповне Нариманян.
Невероятно красивый металлический свадебный букет роз (KП 23 - 22588) хранится в фондах музея. Букет когда-то принадлежал армянской семье, ранее живущей в Усть-Каменогорске. Семья приехала в Усть-Каменогорск в 60-е гг. ХХ в., букет в день свадьбы подарили супруге Семеновой Надежде Александровне, армянке, 1939 г.р., уроженке г. Ереван. Подобный букет было принято дарить невесте на свадьбу, он символизирует чистоту и красоту невесты. Льняное полотенце с традиционной вышивкой (KП 29 - 24453) бытовало в семье Овсепян Валентины Арутьюновны, 1939 г.р., уроженки г. Зайсан, армянки по национальности.
Кроме предметов быта, в фондах хранится небольшая коллекция культовых предметов. В 2011 году армянский священник Маркос Саргсян, служащий в армянском храме Сурб Карапет (Святого Карапета) города Алматы передал в дар музею-заповеднику молитвенник на армянском языке (KП 66 - 34027), репринтное издание библии на западно-армянском языке, 1906 г. (KП 66 - 34026), иконы армянские «Распятие Иисуса Христа» (KП 66 - 34031), «Святой апостол Варфоломей» (KП 66 - 34030), «Житийная икона Святого Григория Просветителя» (KП 66 - 34029), «Богоматерь с младенцем Иисусом Христом» (KП 66 - 34032) [3].
В 2015 году, после обращения музея в Министерство диаспоры Республики Армения, в дар музею-заповеднику были переданы экспонаты: сувенирные панно «Армянский алфавит», (KП НВ 21 - 12034), «Герб Армении» (KП НВ 21 – 12035-1-2), декоративные вышитые панно (KП 77 - 37034-1-2, KП 77 – 37035-1-2, KП 77 – 37033-1-2), буклеты, фильмы, музыкальные диски [3, 5].
В 2014 году на Левобережном комплексе музея-заповедника гостеприимно распахнула двери Грузинская усадьба конца ХIХ века начала ХХ веков.
Такой подарок для музея-заповедника сделал меценат города, генеральный директор ТОО «Беакрис» господин Гомарели Гиви Отарович. Усадьба была построена на его личные средства. Ее строительство - это акт дарения и поддержки музея-заповедника [7].
Кроме строительства дома, Гиви Отарович обеспечил его подлинными грузинскими предметами быта, общим количеством около 120 единиц. Большинство экспонированных в доме предметов изготовлены фирмой господина Гомарели Г.О., часть этнографических материалов доставлены Гиви Отаровичем из самой Грузии [7].
Особый интерес и этнографическую ценность представляют традиционные грузинские ковры ручной работы, которые спускаются со стен на кровати, называемые «пардаги», бытовавшие когда-то в грузинской семье (KП 74 – 36132 - KП 74 - 36134) [3].
Не меньший интерес вызывает традиционная столовая утварь - чаши, кувшины, рога - ханци, чинчилы, горшки, сковороды «кеци». В фондах музея хранятся подлинные кеци, ранее бытовавшие на кухнях грузинских хозяек (KП НВ 20 - 11435 - KП НВ 20 - 11442) [5].
Все предметы, переданные Гомарели Г.О. уникальные, и занимают достойное место в постоянной музейной экспозиции.
Так сформировалась фондовая коллекция предметов, характеризующих культуру кавказских народов. В будущем перед отделом этнографии народов и малочисленных этнических групп стоит задача по дальнейшему пополнению коллекции. Первостепенной задачей является приобретение национальных костюмов, детских костюмов, а также верхней одежды. Для этого, сотрудники планируют продолжать собирательскую работу с Министерствами культуры и посольствами кавказских стран, а также представителями кавказских диаспор Восточного Казахстана.
Литература
`1. Музей, открытый миру. Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографически и природно-ландшафтный музей-заповедник. – Караганда, ТОО «Литера», 2014. – 507 с.
2. Гик №1, 2, 4, 9 (Главная инвентарная книга). - Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографически и природно-ландшафтный музей-заповедник
3. КП № 8, 23, 29, 40, 44, 45, 48, 49, 50, 55, 65, 66, 74, 77, 78, 81 (Книга поступлений основного фонда). - Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографически и природно-ландшафтный музей-заповедник
4. Каталог. Коллекция азербайджанских предметов в собрании музея-заповедника. Составитель М. А. Солонец – Усть-Каменогорск, ВКО архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник, 2017. – 112 с.
5. КП НВ № 8, 11, 20, 21 (Книга поступлений научно-вспомогательного фонда). - Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографически и природно-ландшафтный музей-заповедник
6. Солонец М. А. «Первый дом джигита - бурка» Республиканский журнал «Достық», №3, 2013. –С. 56-61
7. Солонец М. А. «Другой красы душа не понимает…» Республиканский журнал «Достық», №4, 2014. – С. 48-57
.
Солонец М.А. - МНС отдела этнографии народов
и малочисленных этногрупп ВКО музея-заповедника.
Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств).
Научный журнал № 3.-Барнаул: Издательство Алтайского Государственного института культуры, 2018. – С.31 – 34
< Предыдущая | Следующая > |
---|