• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи научные Сушко П.Н. Украинские народные иконы «Спас-Пантократор» в собрании музея-заповедника

Сушко П.Н. Украинские народные иконы «Спас-Пантократор» в собрании музея-заповедника

УДК 85.103(2)

Описываются православные украинские народные иконы Иисуса Христа в композиции Пантократор, рассматривается влияние католических икон Западной Европы на их композиции

Ключевые слова: икона, Иисус Христос, Пантократор, держава, скипетр, православие, католицизм, Украина, Восточно-Казахстанская область

UKRAINIAN  FOLK ICONS "SAVIOR-PANTOKRATOR" IN THE COLLEKTION OF THE MUSEUM- RESERVE

Describes the Orthodox Ukrainian folk icons of Jesus Christ in the composition Pantokrator, examines the impact on their composition of the Catholic icons of Western Europe

Keywords: icon, Jesus Christ, Pantocrator, power, scepter, Orthodoxy, Catholicism, Ukraine, East Kazakhstan region

 

С  1979 по 2017  год собрание музея-заповедника пополнилось шестью   народными украинскими  иконами «Спас-Пантократор», преимущественно  примитивного письма,  фряжского типа, большинство из них собраны в этнографических экспедициях. 

При идентичности композиций, образы отличаются  лишь колористическими характеристиками и стилистическими особенностями письма. В большинстве икон Иисус Христос одет в   алый хитон и   синий гиматий, только  на одной иконе  - хитон - коричневый, а гиматий - черный. Вместо нимба – вокруг головы – сияние. Иконы преимущественно небольшого размера, написанные маслом или темперой  на тонких досках во второй половине XIX и начале  XX века. География бытования: Усть-Каменогорск, Большенарымский район и Лениногорский регион (ил.1-2,4).

Иконы «Спаса-Пантократора (Господа Вседержителя)» музея-заповедника  объединяет одна характерная особенность композиции, в правой части  которой присутствуют особые сакральные атрибуты:  держава и   скипетр, которые Иисус Христос придерживает кистью левой руки.

Вместе с тем,  подобные атрибуты в композиции «Господь Вседержитель»  нетипичны  для   русской иконописной школы.

Так что же характерно для канонической  иконографии Спаса-Вседержителя  в русской иконе?

Композиция поясной иконы «Господь Вседержитель» в  православных лицевых подлинниках включает в правом нижнем секторе в качестве обязательного атрибута Святое  Евангелие (как правило, закрытое, а  в поздний период – открытое) или свиток с текстом. Головы Иисуса Христа  окрудает  крестчатый нимб [Государственный исторический музей, с.21,22].

Канонические цвета одеяний: алый хитон, синий гиматий. Кисть правой руки  поднята  в жесте православного  благословения. Взаиморасположение пальцев -  именословное. По православному канону  прямой мизинец означает церковно-славянскую букву «І», соприкасающийся с большим - безымянный палец – букву «С». Выпрямленный указательный с подсогнутым средним пальцем - букву «Х», что вместе составляет аббревиатуру «ІС ХС» [Кукина, с.51-52 ], [Скляревская, с.115].

Какую же  символическую нагрузку в музейных иконах несет держава?

Этот предмет издревле назывался державным яблоком, иначе, державой, которая  в европейских королевских дворах, а с XVII века и в России, символизировала монархическую власть [Брокгауз, с. 266], [Полная энциклопедия символов, с.390].


  

                                       

 

 

В западноевропейских католических образах Христа это  символ духовного могущества и верховной власти на Земле Иисуса Христа в ипостаси Господа Вседержителя [Апостолос-Каппадона, с. 63].

Так, например, одетый в царский саккос и корону Иисус Христос, в композиции «Спаситель Мира» (по-латински,  Salvador Mundi),  придерживает  левой  рукой державу, совмещенную со скипетром на центральной створке Гентского полиптиха  (Бельгия)  кисти Яна ван Эйка [Сарабьянов, с. 9]. К державному яблоку  прикасается Христос  на центральной створке «Триптиха семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена  в Луврском  музее (Франция)[Путеводитель по Лувру, с.321] и в образе Эль Греко из кафедрального собора в Толедо (Испания) [De la Serna, ил.84].

Кроме того, у ряда европейских художников в этой  композиции держава изображается в виде стеклянной сферы. Такую державу мы видим  на иконе «Спаситель Мира»,   приписываемой кисти Леонардо да Винчи (ранее – в  коллекции Роберта Саймона (Нью-Йорк) [Леонардо да Винчи, с.60].  Во всех названных композициях вокруг головы Христа имеется  сияние.

Младенец Христос, как будущий Пантократор, играет со стеклянной  державой на католических иконах  Боно да Феррара (Италия) из Музея изящных искусств (Будапешт) [Мравик, ил.14] и неизвестного итальянского  живописца Раннего Возрождения «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» из Новосибирского музея изобразительных искусств [Клушин, с.27].

Скипетр в свою очередь символизирует могущество и власть верховного правителя, созидательные силы и плодородие [Апостолос-Каппадона, с. 205/ Полная энциклопедия символов, с.147].

Сюжетной основой для  этой разновидности композиции «Спаситель Мира» явились  слова Вселенского святителя Григория Нисского: «Бог есть Вседержитель, ибо Он держит в ладони земную сферу и измеряет рукой глубину моря, объемлет в Себе  всякое духовное творение, дабы все могло пребывать в бытии…» [Go.mail.ru]. В первом послании коринфянам апостол Павел говорит: «Христос – Божия сила и Божия премудрость» [Библия, 1 Кор., 1, 24].

В ряду  православных иконописных школ, украинская школа отличается тем, что для  ее репертуара типичны  иконы «Спаса Пантократора» фряжского письма с державой.

           Так на большой  украинской иконе из собрания Софийского музея-заповедника в Киеве  избражен Иисус  Христос изображен в царском саккосе, с  архиепископской митрой на голове, в правой руке Его – царственный скипетр, в левой – держава. Его окружают святители и другие святые [Акчасова, с.73].   

В 2009 году автор статьи познакомился с фондовой  коллекцией  украинских икон в Черниговском областном художественном музее, где хранится несколько икон  Спаса-Пантократора с державой.   В этом  собрании имеется икона «Спаса Пантократора», конца XIX начала XX.,  близкая к народным образам из Восточно-Казахстанского музея-заповедника (Іконопис, ил.3). Кроме того по лику она  перекликается  с  иконой № ГИК-20-6614,  значительно пострадавшей от времени (ил.4). Имеются лишь несущественные отличия: на черниговской иконе  Иисус Христос поддерживает державу левой рукой снизу, а не сверху, и голову Спаса окружает нимб в сочетании с сиянием (ил.3). Разумеется, черниговская  икона написана  более профессиональным иконописцем, в отличие от  народных по письму икон музея-заповедника.

 

 

 

                                               

                               

                            

 

Совершенно логично, что  в  репертуаре  образов украинской иконописной школы появился   фряжский извод Пантократора с державой. Этой  иконографической особенности способствовала географическая  близость Украины к Западной Европе, в   сакральной культуре которой существенное место занимает католическая религиозная живопись.

Таким образом, мы установили, что музей-заповедник имеет в своем собрании народные украинские  иконы «Спас Пантократор» с иконографией,  нетипичной для русской иконописи. Композиция их восходят к католическим  западноевропейским образам «Спасителя Мира» (Salvador Mundi) [Go.mail].

Народные «Спасы Пантократоры» были характерны для крестьянских божниц  от  XVIII века до  пореформенного  периода  в Российской империи на территориях Малороссии и   Южной России и  вместе с украинскими крестьянами-переселенцами мигрировали  по территории Сибири, Алтая и Казахской степи.

Возможно, к такому же Спасу-Пантократору в  Межигорском монастыре,  Белому Спасу, как его назвали в народе,  шел поклониться на склоне жизни удалой казак с Киевского Подола, чтобы затем принять монашеский постриг. Об этой истории в экспрессивной стилистике кобзарей написал Тарас Шевченко в стихотворении «Чернецъ» [Тарас Шевченко, с.357].

 Посвящаю статью памяти моего прадеда, черниговского малоземельного крестьянина Сушко Андрея Ефремовича, переселившегося  со своей семьей в Казахские степи в 1910 году,  в период Столыпинской реформы.  

 Список литературы

1.Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства. – Челябинск: Урал Л.Т.Д,  2000.  – 268 с.

2.Библия (в русском переводе).

3.Брокгауз И.А., Ефрон Ф.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Современная версия. – М: Эксмо,  2006. -  960 с.

4.Государственный исторический музей. Иконные образцы XVII-начала XIX века.  Иконография Иисуса Христа, сост. Морозова З.П.- М: ГИМ,  1994, 31с.

5.Клушин А.Д. Старая западноевропейская живопись//журнал: Антиквариат, предметы искусства и              коллекционирования.-  М: Редакция журнала, 2011, №13. – 142 с.

6.Кукина Е.М. Мир русского искусства. Энциклопедический словарь. – М: Русский язык Медиа,  2005. – 484 с.

7.Леонардо да Винчи, сост. Борисюк А.- М: Эксмо,  2015. – 96 с.

8.Мравик Л. Северо-итальянская живопись XVI века. - Будапешт: Корвина,  1984. 34 с.

9.Путеводитель по Лувру. Париж: Лувр/ Editions/ RMP, 2007. -  480 с.

10.Полная энциклопедии символов, сост. Рошаль В.М - М: ACT/ Сова, 2007. - 515 с.

11.Сарабьянов А.Д. Ян ван Эйк. - М: Изобразительное искусство, 1990. - 64 с.

12.Скляревская Г.Н.Словарь православной церковной культуры.- М: ACT/ Астрель,   2008.- 447 с.

13.Акчасова В.Н., Тоцька І.Ф. Софійский заповідник у Киева. -  Киів: Мыстэцтво, 1986, 224 с.

14.Іконопис XVII - поч. XX століття.  Каталог творів з фондів музею, сост. Курач С.М. -  Чернигів: Домінант, 2008. – 76 с.

15.Тарас Шевченко. Кобзар. - Киiв:  Державне видавництво художньой литератури, 1961.-  628 с.

16.De la Serna, R.G. El Greco - Dresden:VEB verlag der Kunst 1982.-274 с.    

17.Go.mail.ru/sеаrch?fm=18q=яндекс.словарь+изобразительного искусства% 2с+ Пантократор (дата обращения: 06.09.2015).                

 ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Сушко Петр Николаевич, старший научный сотрудник

отдела редких книг и иконописи.

Восточно-Казахстанский областной архитектурно-

            этнографический и природно-ландшафтный музей-

            заповедник,  г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан

Spn4@inbox.ru

            ABOUT THE AUTHOR

            Sushko, Peter Nikolaevich, senior researcher

            the Department of rare books and iconography

            East Kazakhstan regional architectural-

            ethnographic and natural landscape Museum-

            reserve, Ust-Kamenogorsk, The Republic Of Kazakhstan 

Сушко П.Н.©

                                   

                       

 Статья опубликована в сборнике: МАКАРЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Материалы XIII международной научной конференции

(17-19 сентября 2018 года),РФ, г.Горно-Алтайск, Горно-Алтайский Государственный университет, с.218-221

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы