• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи научные Асылова Л.М. К вопросу о казахских серебряных шейно-нагрудных украшениях из фондов Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника

Асылова Л.М. К вопросу о казахских серебряных шейно-нагрудных украшениях из фондов Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника

В настоящее время актуально обращение к своим историческим и генетическим истокам во всех сферах.  Возрождение и сохранение духовной и материальной культуры помогут сохранить идентичность этноса.

Ювелирное искусство является одним из базисных разделов материальной культуры казахов, отражающее традиции и художественный вкус народа.

Казахские шейно - нагрудные украшения из фондов "Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея - заповедника" РК являются объектом исследования данной статьи.  Целью исследования является возможное выявление видовых особенностей этих украшений, морфология и технология их изготовления, территориально-хронологические группы, эволюционные пути и аналогии.  Для этого применяются методы описательного и сравнительного анализа предметов по декоративным особенностям, региональной принадлежности на основе  музейной  коллекции и имеющихся данных о предметах. Хронологические рамки исследования охватывают период II половины XIX – начала ХХ веков.

Шейно - нагрудные украшения делятся на две подгруппы: изделия для шеи и для груди. Все главные зоны человеческого тела были защищены с помощью украшений. Это было важно для казашек, так как верили, что украшения для шеи, например, защищают горло, шею. Украшения для шеи имели основу из металла или ткани. В украшении «тамақалқа» основу составляли камни в оправе. Этот вид был распространен в Костанайской области. «Тікжаға»  в виде высокого бархатного воротника, декорированного серебряными украшениями, монетами, вышивкой канителью получил распространение в Западном Казахстане.

 Единственное серебряное украшение для шеи «тамақша» (фото № 1) из фондов музея изготовлено в Тамдинском районе Навоисской области Узбекистана, в месте массового проживания этнических казахов. Состоит из двух основных частей прямоугольной формы, закругленных с двух сторон, и двенадцати подвесок на цепочках.     Центральное    поле    предмета    золотистого   цвета, украшено роговидными узорами. В центре каждой части в касте имеется красно-коричневый камень, сверху которого перекрестно расположены две металлические полоски. Каждая деталь предмета заключена в орнаментальную рамку из скани. Основные детали изделия соединяются шарнирным способом. С двух сторон к закругленным краям прикреплены небольшие петельки с колечками для тесемок. К нижней части украшения прикреплены двенадцать пикообразных подвесок на цепочках, по шесть с каждой стороны. Приобретено у профессионального ювелира и коллекционера Баширова С. М.

Нагрудные украшения были особенно актуальны, потому что главной функцией женщины считалось рождение детей. Кормящая мать должна была сохранить здоровье груди, а значит и здоровье своих младенцев. Материнское молоко было необходимым питанием грудных детей. Грудь оберегали от злых духов, болезней и другого негатива.

Нагрудные украшения делятся на украшения из ткани, металла и камней. Изделия с матерчатой основой – «өңірше» прямоугольной формы или в виде полулуния. Прямоугольные нагрудники украшали серебряными пластинами со вставками из сердолика или вышивкой. Такие изделия особенно были распространены в Западном Казахстане. Украшения в виде полулуния декорировали металлическими бляхами, камнями в серебряной оправе, пуговицами, монетами, бисером. Края нагрудников часто обшивались бахромой. «Тамақтыалқа» - украшение в виде полулуния с воротником - стойкой, оформленное бусами из жемчуга, коралла, бирюзы. Такие изделия получили распространение в Северном, Центральном и Восточном Казахстане.

Особенно масштабны и торжественны металлические нагрудные украшения «өңіржиек», получившие распространение в Западном Казахстане, Восточном Приаралье. В фондах музея       имеется такое украшение (фото № 2). Оно состоит из трех деталей, называемых «тақта», «алақан», подвижно соединенных между собой цепочками сложного плетения. Верхняя деталь прямоугольной формы, средняя круглой формы, нижняя в виде сложной фигуры, верхняя часть которой в виде прямоугольника, нижняя - каплевидной формы. Все детали украшения спаяны из двух пластин и боковой ленты.

 Верхняя деталь декорирована двумя выпуклыми фигурными столбиками. Средняя часть украшена треугольниками зерни, образующими при совмещении ромбики. Средняя и нижняя части украшения декорированы по центру соответственно контурам элементов круглой и каплевидной вставками с тонированным  стеклом розового и бордового цвета.

 Еще одно  нагрудное украшение «алқа» состоит из основной части круглой формы и цепочки (фото № 3). Основная часть в виде диска. С лицевой стороны и с боков  диск украшен геометрическим выпуклым орнаментом.

В центре лицевой стороны в глухом круглом касте  стекло,  задняя поверхность которого окрашена в красный цвет. Лицевая поверхность стекла декорирована круглой деталью с резным геометрическим орнаментом. Обратная сторона диска неровная. У верхнего края на кольцах крепится цепь, состоящая из крупных, в виде развернутых восьмерок, звеньев. Приобретено в антикварном магазине города Ленинграда (Санкт-Петербурга).

В некоторых украшениях используются стекла с подсветкой, имитирующие натуральные камни.

Украшение алқа имело разнообразные виды. Это ожерелья, состоящие из одной пластины с подвесками, из цепей с различными подвесками, из отдельных элементов в виде медальонов или в виде камней в оправе. Также получили распространение ожерелья из камней и бисера. «Моншақты алқа» - ожерелья, состоящие из нескольких рядов коралловых, жемчужных, сердоликовых, бисерных и других бус. Ожерелья в виде плетеной сетки из кораллов, перламутра, бисера с нашивными монетами, ромбовидными серебряными пластинами встречались в Жамбылской области.

Многие обереги носили в основном на груди, среди них всевозможные подвески «алқа» из сердолика. Одна из таких подвесок состоит  из металлического стержня, вдетого в него плоского, светло-оранжевого сердолика овальной формы. Нижний конец стержня пирамидальной формы декорирован двумя металлическими скрещивающимися рифлёными полосками с загнутыми вовнутрь концами. От основания петли стержень обвит проволокой. Сердолик являлся одним из любимых камней. Ему приписывали особые защитные свойства, также он считался камнем радости и благоденствия.

Казахский женский костюм неразрывно связан с национальными украшениями. В этом плане центральное место занимают шейно-нагрудные украшения. Так как именно эти украшения, прилегая к одежде,  создают единый образ. Ювелирное украшение – это мощная идеология в изящной форме. Поэтому сохранение и изучение артефактов казахского ювелирного искусства является одной из первостепенных задач, необходимых для общества.

 

Литература

1. Леви Э. О свойствах камней или о талисманах. М., Мик, 1990

2. Маргулан А. Х., Акишев К. А., Кадырбаев М. К., Оразбаев А. М. Древняя культура           Центрального Казахстана / под ред. А. Х. Маргулана. – А.А., 1966.

3. Сычева Н. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана. -                                М.: Советский художник, 1984.

4. Тажмуратов А. Казахское прикладное искусство (на казахском языке). Алматы: Казахстан, 1977.

5. Тохтабаева Ш. Ж. Казахские ювелирные украшения. - Алматы: Өнер, 1985.

6. Тохтабаева Ш. Ж. Серебряный путь казахских мастеров. Алматы: Дайк-Пресс, 2005.

7. Ювелирное искусство Казахстана XIX – XX вв. Каталог. / Под ред. К. Ж. Мукажанова, Е. М. Ким, Г. И. Сырлыбаева. – Алматы, 2008.

 

 

 

                                             Фото № 1

 

 

                                           Фото № 2

 

 

  

 

                                             Фото № 3

 

 

Асылова Л. М. - старший научный сотрудник

отдела казахской этнографии музея-заповедника

 

Опубликована в национально-этнографическом журнале «Дәстүр»

Номер: 3 (64), 2019 ж. Стр. 38-42

 

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы