В апреле 2017 года была опубликована статья Первого президента Казахстана, направленная на модернизацию общественного сознания. Сохранить и приумножить духовные и культурные ценности — вот основная цель работы по программной статье президента «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» («Курс в будущее: духовное обновление»). За прошедшие два года сделано немало, преобразования коснулись всех сфер культурной жизни общества. Свою лепту в это благородное дело вносит и Восточно-Казахстанский областной музей-заповедник. Но сегодня речь пойдет не об этом. Небольшой экскурс в историю: программа «Рухани жаңғыру» возникла не случайно, ей предшествовала программа «Мәдени мұра» («Культурное наследие»), которая претворялась в жизнь с 2004 по 2009 годы. Отдел казахской этнографии в рамках этой программы организовал ряд научных экспедиций, в том числе и в Западную Монголию. Вэтой статье я хотел бы поделиться воспоминаниями об этом удивительном времени.
В декабре 2007 года исполнилась давняя мечта сотрудников отдела казахской этнографии - побывать в Ьаян-Ольгийском аймаке, находящемся в Западной Монголии, где проживает казахская диаспора (93 тыс. из 100 тыс. населяющих край). Осуществилась зарубежная командировка при поддержке областного акимата и областного управления культуры. Главной целью командировки было налаживание культурных связей, заключение соглашения о сотрудничестве, обмен опытом работы.
Мы (зам. директора музея по науке Каирбекова Ж.Ж., зав. отделом казахской этнографии Еликпай Б.М., младший научный сотрудник Асылова Л.М.) вылетев из Усть-Каменогрска 4 декабря, в 12часов 15 минут, на самолете АН -24, через полтора часа приземлились в аэропорту Баян-Ольгия. Директор музея Кыжабаулы Кызылбай с сотрудниками встретил нас.
На следующий день мы посетили музей, Краевой музей основан в 1948 году, ныне находится в трехэтажном здании, построенном в 1988 году. На первом этаже находится зал «Природа края», на втором – «Исторический зал», на третьем «Этнография». В экспозиции хорошо представлены казахская национальная одежда, конское снаряжение, юрта с убранством, ювелирные изделия и предметы религиозого культа малочисленных этносов края – урянхайцев и дурбеутов. В фондах музея хранится более 5000 экспонатов, из них более половины экспонируются.
Согласовав все пункты предстоящего соглашения, ознакомившись с работой музея, нам удалось поработать с населением не только Баян-Ольгия, но и двух населенных пунктов: Алтын соксе и Сагсая. Хотелось бы остановиться на местных названиях. «Баян-Ольгий»-«Бай өлке» («Богатый край»), хотя мы слышали и другие названия, например «Бай бесік»-«Богатая колыбель», «Алтын соксе»-«Золотая чаша(тостаган)», «Сагсай» («Косогор»), Уланхус («Красная береза»), аул-бақ, совхоз –сумын (сомон), хотя некоторые говорили, что сумын –это район.
И так, «Алтын соксе». 45 км от центра аймака. Зима малоснежная, температура вохдуха около -10, но ощющение -20. Было холодно. До пункта назначения мы ехали по безжизненному пространству, пока не встретили наездника на верблюде. По селу нас сопровождал сотрудник музея Мажек Куренморин. Остновимся на нескольких моментах. Побывали в доме Багдатулы Машу(Мәшу), 1947 г.р., из племени Керей-Жантекей, который работал завхозом позднее животноводом. Самое нитересное, он оказался народным лекарем, который лечит детей и поныне. Он поделился с нами секретами врачевания. Супруга его Нукишкызы Апия, 1950 г.р., Керей-Жадик. Занимается вышивкой, изготовлением войлочных ковров-сырмаков. У Апии –апай мы приобрели женский пояс, серебряные пуговицы. Женский кожаный пояс был для нас удачной находкой, потому что женских кожаных поясов в наших фондах было ничтожно мало. Побеседовали о пятичастном сырмаке. Она пояснила, что центральное поле его называется «ортасы», боковые бордюры –«жаны», поперечные части –«басы», а пестрые шнуры-«жиек», которые окантовывают сырмак -«шеті». Мы досих пор бокоые бордюры называли –«шеті». Очень полезная информация. О поясах «кемер белдік» здесь представления не имеют, но утверждают, что женские пояса были широкими, а мужские - узкими. Здесь же встретили внука знаменитого Оспан батыра –Касенулы Тунгышбая (по его утверждению), 1952 г.р., местного жителя, работающего в местной администрации, хранящего седло, железные путы – темір кісен и другие предметы легендарного батыра.
Сагсай сумын, 35 км от центра. Погода была великолепной, солнечной, накануне выпал снег, был легкий морозец. Встретили ювелира Кайдара Калашулы, осмотрели его маленькую мастерскую. Работы его нам понравились: приобрели 3 кольца, брошь. В дом к Кайдару был приглашен охотник –беркутчи Ислахан Харасхан, который дал очень много интересной информации. У него же мы приобрели уникальный предмет-балдақ (подставка для рук беркутчи) и совок –жемсаптыаяқ для кормления ловчей птицы. Балдак изготовлен из металла, рога горного козла и декорирован цветным стеклом, Совок деревянный, местные казахи называют его «жем сау», при этом «сау» монгольское слово, обозначающая посуду. Посетили музей, где были собраны предметы, рассказывающие об истории этих мест.
Подведем итоги:
Командировка осуществлена в период с 4 по 11 декабря 2007 года
в рамках второго этапа Государственной программы «Мәдени мұра» - «Культурное наследие». В ходе командировки была проведена следующая работа:
а) Ознакомились с экспозицией и фондами, с компьютерной программой, массово-просветительской работой Баян - Ольгийского краевого музея;
б) Оказана методическая помощь;
в) Переданы в дар книги, методическая литература по музейному делу, сувениры;
г) Встретились с акимом Баян-Ольгийского аймака Сакейулы Кабылом,
рассказали ему о цели нашего визита. Он в свою очередь оказал нам помощь,
выделив транспорт для поездки в сельскую местность (Алтын соксе, Сагсай);
д) Собрано 12 экспонатов (женский пояс – белдік, серебряная брошь, серебряные пуговицы, 3 кольца, тускиизы, принадлежности охотника – беркутчи: подставка для рук –балдак, совок для кормления беркута – жем сау).
е) Заключено соглашение между музеями о сотрудничестве на 5 лет (до 2012 года)
ж) Договорились об организации выставки из фондов Баян-Ольгийского музея и выставки мастера-зергера Касымулы Нарбека в 2008 году.
З)Выяснили для себя, что могут возникнуть сложности во время вывоза предметов музейного значения через Таможню Баян-Ольгия.
е)Заключили договор о совместной научной экспедиции по Баян-Ольгийскому аймаку в июле 2008 года.
Сомвестная научная экспедиция. Июль 2008 года. Сразу отметим, что лето выдалось прохладным, потеплело лишь к моменту нашего отъезда. Исполняя условия договора, в том же составе, мы прибыли в Ольгий 24 июля. По условиям договора транспорт предоставлял Краевой музей, а за бензин платил ВК областной музей-заповедник. В первый же день посетили музей, но экспозицию не смотрели, ибо там шел ремонт (музей готовился к 60-летию). Нам необходимо было посмотреть экспонаты выставленные в салоне для продажи. Важно было знать сколько стоят конская сбруя, тускиизы, тканые ленты –баскуры и бау, пояса, национальная одежда и др., ибо мы планировали выезд в сельскую местность, где все было значительно дешевле. Первый населенный пункт Бугат сумын, что в 5 км от центра округа. У Биакынулы Мугрета мы увидели кузнечные меха, кожаные пояса кісе с ножнами, плетки «сарыала», которым казахи придают магические свойства. Владелец отказался продавать, потому что он хранит их как наследие предков. В другом доме обнаружилась конская сбруя, металлический декор которых имел желтый цвет, хозяин утверждал что это позолота. Стоимость данного седла с уздечкой, подхвостником и нагрудником оказалась для нас непосильной. Позолота ли это могла определить только опробация, понятно, что в полевых условиях это сделать невозможно. В Бугате мы обнаружили тканые изделия-баскуры и бау с прекасной орнаментикой и в хорошем состоянии.
До поездки в Бугат были у Кызылбая дома, посмотрели юрту установленную во дворе. Юрта с полным убранством: прекрасный баскур, седло, посуда и другие предметы произвели приятное впечатление. Увидели подойник- конек для доения кобылиц и кесекап из бересты, что редко увидишь, ибо конек изготавливают из кожи, а кесекап из ивовых прутьев или из дерева, покрытого кожей. Вечером того же дня посмотрели убранство 5-крылой юрты у сестры Кызылбая-Майры. Понравились женские кожаные калоши-кебіс, в хорошей сохранности, но хозяйка хранит их как память о матери. Нужно заметить, что многие местные казахи в летнее время устанавливают юрты во дворе для приема гостей, да и сами не прочь посидеть за дастарханом в прохладе. Далее побывали у младшего брата Кызылбая (его зовут Сарай), во дворе которого размещены печь-мор для распарки купольных жердей юрты и станок –тез для сгиба и выпрямления деталей юрты. Записали всю информацию об устройстве их, сфотографировали. В будущем мы тоже планировали установить печь и тез в парке «Жастар» нашего музея. Вечером в номере гостиницы нас поджидал Мажек, который по согласованию с нами работал в Ольгие. Он принес предметы принадлежащие монголам-серебряную статуэтку Будды (Бурхан)и серебряную курительную трубку –най, декорированную цветным стеклом. Решили повременить с приобретением ибо в приоритете были исконно казахские предметы.
Уланхус сумын, что в 43 км от Ольгия. Дорог в нашем понипании здесь нет, есть направления, т.е. проселочные дороги, наезженные внедорожниками. Совершили подворный обход, в результате которого приобрели: у Дорба Кульзаги вышивной настенный тускииз, у Динсилам Синат тускииз, подзор, наволочки для подушек, выполненные в технике ковровой вышивки, которая бытовала и у нас в 50-60-е годы XX года. Приобрели еще 2 тускииза декор которых отличался от настенных ковров, хранящихся в наших фондах. К сожалению, нам не продали серьги, браслеты, брошь, тканые ленты-баскур, тускиизы. Ювелирные изделия хранятся как память об умерших родственницах, а тканые и вышивные изделия отнимают очень много времени. В 4 км от Уланхуса посетили жайляу-летовку. В Уланхусе вынуждены были остаться на ночлег, причина банальна: сломалась машина.
Вечером следующего дня в гостиницу принесли темір кісен-железные путы. Такого рода пут в наших фондах не было. Владелец Абак Мугалимулы рассказал легенду экспоната. Железные путы изготавливались кузнецами-уста (у монголов-дархан) по заказу состоятельных людей, для быстроногих скакунов, опасаясь что их могут украсть конокрады. Путы закрывались на ночь ключом, конюх, замкнув путы отдавал ключ хозяину. На путах были видны следы попыток пиления. В округе бесчинствовал знаменитый конокрад Кырыкканбас Назар, который однажды попал в руки одного из местных богачей и был закован в эти путы. Ему удаолось бежать, но освободиться от пут не удавалось (рубцы на путах –попытки распилить путы). Долго мучился конокрад, пока не узнал, что такие путы делает уста Нурынкат (1897 – 1981 г.г.). Уста заново изготовил ключ и освободил вора. К. Назар на радостях оставил путы и был таков. Мы сошлись по цене и приобрели путы. Это были первые железные путы в фодах нашего музея. В этот же вечер решался вопрос о приобретении статуэтки Будды и курительной трубки. В нашем музее работает отдел изучающий этнографию малочисленных этногрупп, исходя из этого мы решили пртобрести ряд предметов, относящихся к культуре монголов, урянхайцев и дербетов.
Жайляу Сарыколь, 25 км от Ольгия. Я писал уже о том, что летом многие местные казахи выезжали на летовки-жайляу, поэтому воочию увидеть это было заманчиво. Перед нами открылась следующая кртина: зеленая равнина, усыпаная белыми юртами, недалеко пасущийся скот, журчащие ручейки. Освещение осуществляется с помощью солнечных батарей, Рядом с юртами расположены өре для сушки курта на 4-х шестах( кольях) с чиевой циновкой. Но одна из юрт выделялась тем что у нее купол был конической формы, выяснили, что это юрта урянхайцев. Попросили Кызылбая, владеющего языком, провести в юрту. Готовясь к своей лекции «Юрта-основа мироздания», я много читал о различиях монгольской и тюркской (казахской) юрт, Различия как утверждали исследователи были в изогнутых (у казахов) и прямых(у монголов, джунгар) уыках-купольных жердях, размерах шанырака (диаметр казахских юрт больше), одностворчатых (у монголов и джунгар) и двустворчатых (у казахов) дверцах. Впервые своими глазами увидел эти отличия, потрогал руками, убедившись, что этнографы были абсолютно правы. Любопытный факт: на шаныраке висела уздечка. Оказывается у урянхайцев есть поверье, что во время сильных ветров уздечка придает юрте устойчивость, сдерживая силу ветра. За чаем побеседовали об украшениях для юрты, национальной одежде и других поврьях урянхайцев. Наблюдая за убранством этой юрты пришел к выводу, ччто оно значительно скромнее казахского по декору, некоторые изделия переняты у казахов (утверждение Кызылбая). Заглянули и в казахские юрты, пробуя кумыс, поговорили об интересующих нас вопросах. Несколько слов о поясах и одежде, вывешенной почти в каждой юрте. Известно, что пояс для мужчин являлся оберегом и олицетворением жизненной силы. Существовал казахский обычай - вывешивать на шесте мужской пояс в случае смерти его хозяина. До настоящего времени в быту казахов прослеживается культ вещей умерших близких, особенно деда. Чаще всего такими вещами были мужской пояс и оружие, которые берегут и верят в их благопожелательную и охранную силу. Воочию пришлось наблюдать, как почитают одежду и пояс умерших предков во время экспедиции. В каждой юрте, на почетном месте вывешивается одежда (чаще всего шапан), головной убор и обязательно пояс умершего отца или деда. Можно смотреть, разглядывать отдельные детали, слушая рассказы родственников о благих деяниях ушедших в мир иной аксакалов, но купить их нельзя, они не продаются. В благожелательную и охранную силу этих вещей наши соплеменники верят до сих пор.
До сих пор в памяти моей удивительная атмосфера тех дней: всюду слышна была казахская речь, казахские песни и музыка, значительно чаще видишь соплеменников в национальной одежде, сплошь и рядом окружают тебя изделия казахских мастеров и мастериц. Перефразировав известного поэта так и хочется сказать; «Баян-Ольгий! Как много в этом слове для сердца тюркского слилось! Как много в нем отозвалось...».
Елікпай Болат Мүбәрәкұлы,
научный сотрудник ВК областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника. 3.04.2019 г.
Фото к статье
Обелиск в центре г. Ольгий.
Баян-Ольгийский краевой музей.
Рабочий момент. Еликпай Б.М. и Асылова Л.М. Бугат сумын.
По пути в Уланхус. Слева направо: Каирбекова Ж.Ж., Кыжабаулы К., Асылова Л.М
Опубликована в национально-этнографическом журнале «Дәстүр»
Номер: 3 (64), 2019 ж. Стр. 38-42