• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи научные Солонец М.А. Русские полотенца из коллекции Восточно-Казахстанского этнографического музея-заповедника

Солонец М.А. Русские полотенца из коллекции Восточно-Казахстанского этнографического музея-заповедника

В работе представлены результаты научной систематизации и исследования уникальной коллекции полотенец конца XIX – середины ХХ вв., бытовавших в среде русских крестьян Юго-Западного Алтая из фондов Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника. Проводился количественный подсчет и систематизация полотенец по следующим атрибутам: время изготовления, место бытования. В работе дается характеристика фондовой работы музея в области сбора полотенец с периода основания музея в 1968 году  и до настоящего времени.

Ключевые слова: Юго-Западный Алтай, старообрядцы, русское полотенце, музейная коллекция.

 

RUSSIAN TOWELS FROM THE COLLECTION OF THE EAST-KAZAKHSTAN REGIONAL MUSEUM-RESERVE

 

The paper presents the results of processing of unique collection of towels that existed among the Russian peasants of the Southwest Altai from the funds of the East Kazakhstan Regional Architectural- Ethnographic and Natural Landscape Museum-Reserve. Quantitative calculation and systematization of towels was carried out according the following attributes: production time, place ofexistence. This paper has givenf characteristic of the share work of the museum in the field of collecting towels since the period of the museum foundation from 1968 till the present time.

Keywords: Southwest Altai, old believers, russian towel, museum collection.

 

В традиционной культуре каждого народа существует обрядность, связанная с использованием материальных предметов, которые, выделившись из обширного предметного мира, заняли в нем особенное место. У русского народа приобрели ритуальное значение обережные пояса, иконы, головные уборы и другие элементы народного костюма. К этому же ряду особо значимых предметов относится и русское полотенце, являющееся ярким примером искусности и трудолюбия народных мастериц и неотъемлемой частью традиционных обрядов, народных поверий и праздников.

Коллекция традиционных полотенец русских крестьян, собранная в Восточно-Казахстанском областном архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике (далее ВКЭМЗ), по праву оценивается специалистами как уникальная, одна из богатейших на Алтае. Народная культура на данной территории представлена творчеством русских старообрядцев, имеющих особые местные названия. Это «поляки» и «каменщики», основавшие на правобережных притоках Иртыша многие поселения [Бломквист Е.Э.Гринкова Н.П., 1930, с. 7-15].

Собирательская работа первых сотрудников музея носила плодотворный характер. Этому в большей степени способствовало место расположения школьного бутаковского музея на территории Юго-Западного Алтая. Юго-Западный Алтай представлял собой регион благоприятный для консервации материальной и духовной культуры, бытовых традиций, занесенных из центральных областей России: отдаленное расположение от центра, гористая трудно проходимая местность, суровые природные условия, обособленность населенных пунктов. Здесь с середины ХVІІІ в. проживали и ревностно оберегали традиции предков русские крестьяне старообрядцы.

Коллекция полотенец, бытовавших в среде русского сельского населения Юго-Западного Алтая, хранящаяся в ВКЭМЗ, собрана на территории современной Восточно-Казахстанской области в период с 1968 г. до 2018 г. Собрание полотенец является частью фондовой коллекции тканей и составляет 927 единиц. Среди них выделено 760 единиц декорированных полотенец, что составляет 81,98%, от коллекции. В свою очередь, их состав не однороден, и среди декорированных полотенец выделяются полотенца из льняного домотканого полотна в количестве 671 единица – 72,38% от коллекции, в том числе полотенца из хлопчатобумажного фабричного полотна белого цвета, а также полотенца из так называемого красного кумача – 89 единиц – 9,6% от коллекции. Полотенца из коллекции несут на себе отпечатки старины: длинные (до трех с половиной метров), узкие (35-45 см. в зависимости от кросна), с богато декорированными краями (до 140 см.). Кроме этого, к коллекции русских полотенец, мы относим фрагменты рушников – 104 единицы – 11,22% от коллекции (фрагмент - декорированная часть полотенца, лишенная основного полотна – длинного домотканого льняного холста белого цвета, либо фабричного хлопчатобумажного полотна белого, красного (кумачового), иногда желтого, синего цветов), а так же наконечники – 63 единицы – 6,8% (наконечник – вязание или шитье, завершающее полотенце).

Сбор экспонатов в музее, в том числе и полотенец, проводился с момента его основания в стенах восьмилетней школы с. Бутаково в 1968 г. В Бутаково и окрестных селах в тот период основное население представляли потомки русских старообрядцев, основавших многие села на территории правобережного Прииртышья. Приверженность старообрядцев к старине способствовала сохранению в их среде предметов быта, в том числе и полотенец. Первые сборы экспонатов проводились учащимися школы села Бутаково. Они же участвовали в первых экспедициях в ближайшие села: Черемшанка, Малая-Убинка, Поперечное, «8-е марта», Топиха, Тарханка, Быструха, Орловка. Экспедиции по этим местам продолжались в последующие годы уже штатными сотрудниками музея. Во время экспедиций сотрудниками применялась методика подворного обхода. С одной стороны, обходя дом за домом, участники экспедиции выявляли предметы интересные с этнографической точки зрения. С другой – музей комплексно исследовал наличие источниковой базы на местах.

В 1978 г. организована экспедиция в Большенарымский (упразднен с 1997 г., территория распределена между Катон-Карагайским и Курчумским районами) и Катон-Карагайский районы, села Печи, Коробиха, Белое, Язовая, Фыкалка, Катон-Карагай, и другие. В 1978-1979 гг. началось «собирательское освоение» Шемонаихинского района в селах Верх-Уба, Большая речка, Сакмариха, Ермолаевка, г. Шемонаиха. Летом 1979-81гг. состоялись долгосрочные экспедиции в Зыряновский район, села Зубовка, Тургусун, Снегирево, Бородино, Баяновка, Новокрестьянка, Маяк, Путинцево, Соловьево, Средигорное, Солоновка, Александровка, Лесная Пристань, г. Зыряновск, в результате которой удалось собрать большое количество традиционных полотенец. В целом, Зыряновский р-н был открыт музеем как кладезь старинного кержацкого быта [Музей открытый…, 2014, с. 130-150]. В дальнейшие годы маршруты музейных экспедиций повторялись в плоть до начала 90-х гг. ХХ в. В этот период истории музея наблюдается практически полное прекращение экспедиционной деятельности.

Населенный пункт

Кол-во

 

Населенный пункт

Кол-во

Населенный пункт

Кол-во

Населенный пункт

Кол-во

Населенный пункт

Кол-во

Населенный пункт

Кол-во

 

Глубоковский район

 

Зыряновский (Алтай) район

Шемонаихинский  район

Катон-Карагайский район

Курчумский район

Усть-Каменогорск

109

Тарханка

18

Зыряновск  (Алтай)

103

Верх-Уба

56

Белое

9

Маралиха

(Маралды)

5

Меновное

7

Бобровка

5

Соловьево

2

Большая Речка

3

Фыкалка

(Бекалка)

8

Дарственное

(Барак Батыра)

2

Всего

116

 

Белоусовка

2

Бедаревка

(упразд.)

5

Выдриха

2

Коробиха

5

Курчум

2

Риддер (Лениногорск)

62

Бутаково

54

Прапорщиково

5

Снегирево

6

Сакмариха

1

Язовая

2

Бородулихинский район

8 марта

6

Предгорное

16

Тургусун

17

Шемонаиха

4

Катон-Карагай

8

Троицкое

1

Ульба-строй

4

Быструха

69

Осиновка

2

Кандыковка

2

Сенное

3

 

 

Белый луг

2

Зимовье

4

Путинцево

15

Большой Камень

1

Новополяковка

6

Кокпектинский район

Фонды ЛИКМ

14

Малая-Убинка

5

Маяк

4

Гусляковск

1

Ульяновка (упраздн.)

1

Каменка

(Уланский)

1

Всего

142

 

 

Волчиха

4

Быково

1

Ермолаевка

2

Хайрузовка

3

 

 

Секисовка

3

Богатырево

24

Крюковка

3

Парамоновка

(Кундызды)

1

Павлодарская область

 

Топиха

5

Зубовск

20

Всего по р-ну

75

Огнево

(Каражал)

1

Шаровка

1

Черемшанка

62

Малеевск

1

 

 

Урыль

7

 

 

Орловка

44

Никольск

3

Всего по р-ну

54

Алтайский край

Пихтовка

4

Бородино

6

 

 

Кормиха

1

Поперечное

6

Александровка

12

Сростки

1

Новомихойловка

4

Парыгино

7

 

 

Черногорка

1

Бояновка

3

Семипалатинск

2

Березовка

6

Кутиха

1

 

 

Белокаменка

3

Новокрестьянка

9

Всего прочие

16

Отрадное

1

Лесная пристань

7

 

 

Глубокое

1

Крестовка

3

 

Веселовка

1

Андреевка

3

Всего по р-ну

269

Серебрянка

1

 

 

Всего по р-ну

255

Всего за период 1968-2018 гг. специалистами музея-заповедника собрано 927

Сбор коллекции русских полотенец музея-заповедника 1968-2018 гг.

Русские полотенца из коллекции музея-заповедника собраны в районах, являющихся наиболее давними по времени заселения. Это Глубоковский, Шемонаихинский, Зыряновский, Катон-Карагайский районы, села городской администрации г. Риддера (Лениногорска), города Усть-Каменогорск, Зыряновск, Шемонаиха. Причем, подавляющее число экспонатов из г. Риддера (Лениногорска) и сел городской администрации г. Риддера – Бутаково и другие – 15,5%, г. Усть-Каменогорск и с. Меновное 12,5% от общего числа коллекции.

По районам сбор полотенец распределился следующим образом: Глубоковский - 29%, Зыряновский – 27,5%, Шемонаихинский – 8%, Катон-Карагайский – 5,8%, другие – 1,7%. В частности, в Глубоковском районе наибольшее число рушников было собрано в с. Быструха 25,6%, с. Черемшанка – 23%, с. Орловка 16,3% от общего сбора коллекции в данном районе. В Зыряновском районе большинство полотенец собрано в г. Зыряновске –40,4% от общего сбора по району; также стоит отметить населенные пункты Тургусун, Путинцево, Богатырево, Зубовск. Основная часть полотенец из Шемонаихинского района собрана специалистами музея в селе Верх-Уба – 74,6% по району. В Катон-Карагайском районе сбор распределен относительно равномерно.

В целом сбор производился в пяти районах области и 83-х населенных пунктах. Наиболее массовый сбор отмечен в конце 1970-х – начале 1980-х гг. по понятным причинам: это период активной экспедиционной деятельности по территории, представляющей огромный этнографический интерес и ранее не охваченной собирательской работой. Кроме этого, еще живо поколение, родившееся в начале ХХ в., сами мастерицы и их потомки, являющееся подлинными свидетелями крестьянского быта. Уменьшение количества собранных полотенец наблюдается уже в конце 1980-х. Это связано, прежде всего, с сокращением самого материала, ценного и интересного с этнографической точки зрения, большинство уже было собрано, а с чем-то владельцы не желали расставаться.

Детальный сбор показан в таблице «Сбор коллекции русских полотенец музея-заповедника 1968-2018 гг.» и проиллюстрирован на одноименной картосхеме, составленных по материалам фондовой документации ВКЭМЗ - акты приема экспонатов 1977-2018 гг.

В качестве картографической основы использована картосхема, на которой дано современное административное деление Восточно-Казахстанской области и нанесены населенные пункты, в которых производился сбор полотенец, существующие и упраздненные с новыми и старыми названиями. Картосхема отражает охват музейными экспедициями рассматриваемого района, количественный сбор полотенец, а также расселение отдельных этнографических групп (бухтарминские «каменщики» и «поляки») русских на территории Юго-Западного Алтая. Селения, основанные «поляками», находятся на территории современной Восточно-Казахстанской области в Глубоковском и Шемонаихинском районах, «каменщиками» - в Зыряновском, Катон-Карагайском районах.

Также в коллекции имеются полотенца русских крестьян не старообрядцев - мирских, как их называли староверы. К сожалению, в легендах многих предметов отсутствует информация о принадлежности хозяина к старообрядчеству, поэтому произвести точный количественный подсчет «бухтарминских», «поляцких» и мирских полотенец в коллекции музея-заповедника не представляется возможным. Если же условно считать, всех сдатчиков Глубоковского и Шемонаихинского районов «поляками», а Зыряновского и Катон-Карагайского - «каменщиками», то наибольшее количество полотенец сдавали «поляки» 52% от коллекции, «каменщики» - 34,2%, остальное сдано жителями г. Усть-Каменогорска и других регионов.

Значительное количество в коллекции фрагментов и наконечников наталкивают на вопросы об их происхождении. Основное полотно отрезалось самими владельцами по разным причинам. Основная часть могла износиться, и ее заменяли на новую. Или льняное полотно отрезалось для хозяйственных нужд, его часто перешивали в одежду. При этом декорированную часть, которая зачастую являлась семейной реликвией, бережно хранили.

Дефицит нового холста объясняется изменениями в жизни крестьянства. А именно привлечением на работу крестьян в образовавшиеся совхозы и колхозы в 1930-х гг. Семейные хозяйства ликвидируются, что приводит к сокращению льняных посевов, обрабатываемых крестьянскими семьями в домашних условиях. И как следствие этих процессов - к середине ХХ в. льняное полотно домашней выработки, которое шло на изготовление одежды и полотенец уже не изготавливается в прежних объемах [Грибанова, 2013, c. 62].

Поэтому в тяжелые годы ломки устоявшихся традиций хозяйствования и быта, в период острой нужды, в военное время, традиционное полотенце имеющее длину от 160 до 300-сот сантиметров и более перешивались в предметы, необходимые в хозяйстве. Есть сведения, что полотенца отдавали в фонд помощи фронту, отделяя основное полотно от декорированной части [Грибанова, 2013, c. 63]. Впоследствии, льняное полотно домашней выработки было полностью заменено фабричной тканью.

Особое значение для формирования полного представления о бытовании и функционировании полотенец изучаемой коллекции представляет музейная фондовая документация Главная инвентарная книга Восточно-Казахстанского областного этнографического музея-заповедника (далее – ГИК ВКЭМЗ, или ГИК) содержит ценную информацию о мастере, времени и месте изготовления предмета, его назначении.

Например, рушник ГИК 10 – 2293 принадлежал Поляковой Евдокии Лазаревне, 1915 г.р., уроженке и жительнице с. Быстуха. Рушник достался ей от матери Дубравиной Пелагеи Дмитриевны, 1885 г.р. Рушник мать изготовила сама «в девках» и отдала дочери «в замуж». [Фондовая документация ВКЭМЗ, 1978].

Большинство предметов коллекции датированы рубежом XIX – середина ХХ вв. В коллекции большая часть – 58% – относится к первой четверти ХХ в. Вторая по численности группа рушников изготовлена в период с 1925 г. по 1950 г. Наиболее ранние полотенца относятся к последней четверти ХIХ в. и составляют 16% от общего числа русских полотнец музея-заповедника. Самая малочисленная группа рушников относится ко вротой половине ХХ в., и составляет 2%.Столь небольшое колличество наиболее новых по времени изготовления полотенец говорит об утрате традиции изготовления большого колличества полотенец и их ритуального значения. Также 5% коллекции рушников не имеет датировки.

Распределение коллекции русских полотенец ВКЭМЗ

по дате изготовления, %.

Во второй половине ХХ в. исследователями отмечается использование в быту полотенец, ранее имевших обрядовое или декоративное назначение. Отмирание традиций использования полотенец в обрядовой культуре, позволяло владельцам (потомкам мастериц) применять их в быту [Грибанова, 2013, с. 46]. Об этом свидетельствует неудовлетворительная сохранность многих полотенец с богатой орнаментацией, большим количеством проставок и нашивок.

Анализируя уровень сохранности коллекции полотенец музея-заповедника в целом, стоит отметить, что все предметы имеют разную степень сохранности. Есть довольно ветхие экземпляры, после реставрации. Например, полотенца, фрагменты декора которых утрачены или заменены новыми. Есть экземпляры со следами бытового использования. Но это не уменьшает их ценности как предметов исследования и образцов материальной и духовной культуры русского народа.

 

Фондовая коллекция полотенец аннотирована по месту бытования, времени и месту изготовления. Необходимо отметить, что сведения касающиеся места и времени изготовления являются релятивными, поскольку в некоторых случаях это не удавалось выяснить у владельца. Например, рушник ГИК 18 – 5851 принадлежал жительнице поселка Белый Луг г. Лениногорск Поляковой Ольге Ефимовне, 1917 г.р. старообрядческой веры поморского толка. Рушник достался ей от матери Полтораниной Евдокии Степановны, 1891 г.р. Ткала рушник мать Евдокии Степановны, бабка Ольги Ефимовны – Ксения (отчество и г.р. не помнит), возможно, готовила себе в приданое. Рушник праздничный, вешали на зеркало [Фондовая документация ВКЭМЗ, 1979]. По косвенным фактам дана примерная датировка данного предмета – конец 1880-х – начало 1890 гг.

Необходимо подчеркнуть особое отношение к декорированному полотенцу. Русский крестьянин вкладывал в него не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести. Рушник считается символическим напоминанием о связи человека с его предками. Используемое в семейной обрядности, полотенце передавалось от дочери к матери и становилось семейной реликвией. В качестве примера: рушник ГИК 19 – 6294 принадлежал Бесединой М.В., 1908 г.р., уроженке и жительнице с. Путинцево, Зыряновского района, ВКО. Рушник ей достался от бабушки Литвиновой Аксиньи Александровы, 1868 г.р., уроженки и жительнице с. Чистый Яр на Иртыше. Бабушка подарила рушник внучке на память о себе в 1940 г. [Фондовая документация ВКОЭМ, 1979].

В заключении стоит отметить, что в последние десятилетия вопрос о сборе предметов, относящихся к крестьянскому быту, поставлен очень остро. Это связано с полным исчезновением крестьянского жизненного уклада из сельских районов. Данный факт подтверждает и фондовая документация, регистрирующая поступление предметов, характеризующих культуру русского крестьянства, в том числе и полотенец. За период с 2000-2018 гг. в фонды музея поступило 51 полотенце. Уходят последние свидетели старины, но память о прежнем укладе жизни бережно хранится музеями и продолжает удивлять нас своей неповторимой красотой.

 

         Список литературы

 

  1. Бломквист Е.Э.Гринкова Н.П. Кто такие бухтарминские старообрядцы // Бухтарминские старообрядцы. Л., 1930. – С.1-48.
  2. Грибанова Н.С. Полотенце в культуре сельского населения Алтая в конце XIX- начале XX века: монография / Н.С. Грибанова. – Барнаул, 2013. – 256 с.
  3. Музей открытый миру: Восточно-Казахстанский Областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник.– Караганда, 2014. – 507 с.
  4. Фондовая документация ВКОЭМ. Акт приема экспоната № 269. – Усть-Каменогорск, 1978.
  5. Фондовая документация ВКЭМЗ. Акт приема экспоната № 1678. – Усть-Каменогорск, 1979.
  6. Фондовая документация ВКЭМЗ. Акт приема экспоната № 1798. – Усть-Каменогорск, 1979.

 

 

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Солонец Марина Андреевна, Младший научный сотрудник отдела русской этнографии,

Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник, г. Усть-Каменогорск, Казахстан

solonec.m@mail.ru

 

 

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Marina A. Solonets, Junior researcher, Department of the Russian Ethnography,

The East Kazakhstan regional architectural and ethnographic and natural landscape museum-reserve, Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan

solonec.m@mail.ru

 

Статья опубликована в сборнике материалов

международной научно-практической конференции:

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЮГО-ЗАПАДНОЙ СИБИРИ И

СОПРЕДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ (КАЗАХСТАН, МОНГОЛИЯ, КИТАЙ),

проходившей в Горно-Алтайском государственном университете 16-18 сентября 2019 года страницы 242-248.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы