Автор каталога старообрядческих икон представляет его первое издание. Описываются подготовительные исследования и атрибуции, структура каталога, систематизация, особенности иконографии икон коллекции, география поступлений, в каких толках старообрядчества бытовали иконы, поставлены вопросы проблематики изучения старообрядческих икон.
Ключевые слова: Восточный Казахстан, музей-заповедник, старообрядческие иконы, атрибуции, структура и систематизация каталога, иконография, география бытования, проблемы исследования икон коллекции.
FIRST EDITION OF THE OLD-AGE ICON CATALOGUE
IN EAST KAZAKHSTAN REGIONAL ARCHITECTURAL AND ETHNOLOGICAL AND NATURAL LANDSCAPEMEMORIAL MUSEUM-RESERVE
Sushko P.N.
The author of the catalogue of old-fashioned icons presents its first edition. Preparatory research and attribution, the structure of the catalogue, systematization, peculiarities of iconography of icons of the collection, geography of receipts, in what ways of old-fashioned icons existed, questions of study of old-fashioned icons are posed.
Keywords: East Kazakhstan, museum-reserve, old-fashioned icons, attribution, structure and systematization of the catalogue, iconography, geography of existence, problems of research of icons of the collection.
В каталог вошли 190 русских старообрядческих икон, поступивших в коллекцию музея в период с 1977 по 2016 годы [Сушко. Каталог, 2018,- с.212].
По времени написания большинство икон относятся к XIX веку, меньшее число – к XVIII и началу XX веков.
В качестве прототипа в построении каталожных статей взят «Каталог древнерусской живописи» Государственной Третьяковской галереи [Антонова, Мнева Каталог, , 1963, том первый - с.394, второй,- с.570].
Каталожные статьи сгруппированы по сюжетам. Внутри сюжетных групп статьи расположены по типу письма, в последовательности: канонические, канонические провинциальные и крестьянские. Внутри разделов по типу письма - последовательность хронологическая.
Большая часть икон происходят из региона города Риддера, Глубоковского района и города Усть-Каменогорска, остальные - из Шемонаихинского, Зыряновского, Катон-Карагайского и Курчумского районов. Отдельные группы старообрядческих икон поступили от коллекционеров, осуществивших сбор на территории Восточно-Казахстанской области: Серова В. М. из города Лениногорска (ныне Риддер), Похиленко И. Г., ныне жителя города Алматы и Курилова В.Н. из города Усть-Каменогорска. 46 икон по приемным актам бытовали в семьях старообрядцев белокриницкой иерархии (австрийского согласия), поморского, федосеевского, стариковского и самодуровского толков. Большинство икон, поступивших в музей без указания конфессии, происходит из мест компактного проживания старообрядцев Восточно-Казахстанской области.
По типу письма – иконы канонические, классические и провинциальные. Небольшая группа икон относится к крестьянскому типу письма.
Классические старообрядческие иконы отличаются высоким качеством письма, текстов и наличием ковчега.
Блестящим образцом старообрядческого образа является храмовая икона XVIII века «Положение во гроб» (ГИК-14-4121), написанная по строгим канонам древлеправославного искусства. Сакральное действо разворачивается на золотом фоне с кремнистыми горками и Голгофским Крестом в центре верхнего сектора. По мастерству письма, суровому стилю и изысканности колорита икона принадлежит к шедеврам старообрядческой коллекции музея-заповедника и не уступает лучшим образцам византийской и русской новгородской школ иконописи [Лазарев История византийской живописи, 1986, т.I-c.332, т.II- таб.597// Лазарев Страницы истории Новгородской живописи, 1983, с.269].
Положение во гроб (ГИК-14-4121) |
Для старообрядческого круга характерны редкие изводы икон святых. Таким примером является образ преподобного Мария Певца (ГИК-20-6607), который более четверти века хранился в музее-заповеднике с предположительным наименованием «Святой Лаврентий». Исследование помогло установить подлинное имя святого. Им оказался сирийский монах-пустынник Марий. Надпись фрагментарно сохранилось в правом верхнем углу ковчега и выполнена в старообрядческой транскрипции: «Марій» вместо «Мар» [Сушко. Об атрибуции иконы «Преподобный Марий Певец», 2008,-С.281-283].
К подобному типу принадлежит миниатюрная икона «Священномученики Власий Севастийский, Афанасий и святитель Медост» (КП-НВ-13-8080). Образ получен в дар музею-заповеднику от Агапова П. К. во время риддерской этнографической экспедиции лета 2008 года. Исследование иконы позволило установить бесспорную принадлежность артефакта к старообрядческому кругу. По старообрядческому канону написаны жесты благословения святых, исполнены надписи и транскрипция имени патриарха Иерусалимского Модеста как «Медоста». Но самым значимым элементом композиции является изображение на верхнем поле образа особой ипостаси Христа – Ангела Благое Молчание. [Сушко Русская старообрядческая икона с образом «Спас Благое Молчание»,2016,- С.326-330].
Преподобный Марий Певец (ГИК-20-6607) |
Власий Севастийский, Афанасий и святитель Медост (КП-НВ-13-8080) |
Более 30 лет хранился в фондах музея безымянный образ Богородицы. Исследование позволило установить наменование иконы как «Пресвятой Богородицы Избавление от бед страждущих» (ГИК-24-8847). Богоматерь предстает в образе Царицы Небесной: с городчатой короной на голове, в пофироносном плаще, застегнутом на фибулу в виде цветка. Позолота фона, короны и ассист на одеяниях подчеркивают эту царственность. Икона бытовала в семье потомственного старообрядца Щетникова Я. С., в ныне исчезнувшем селе Александровка Зыряновского района [Сушко К вопросу об иконографической атрибуции, 2018, - С.345-350].
Для старообрядческих икон характерны композиции, усложненные символами. К такому типу принадлежит икона «Пресвятая Богородица Акафистная» (ГИК-25-9086), где изображение Богоматери окружено символами, восходящими к тексту старообрядческого акафиста: двери Церкви, царский трон (царево седалище), евхаристический потир, кадильница златая, гора, стена, лествица, роза иерихонская и т.д.
Пресвятая Богородица Избавление от бед страждущих (ГИК-24-8847) |
Пресвятая Богородица Акафистная (ГИК-25-9086) |
В ряде сибирских старообрядческих икон музея-заповедника прослеживаются восточные мотивы. Среди них выделяется подчеркнуто спиралевидный прием в изображении облаков и водяных валов, предположительно, восходящий к графической традиции буддйских икон (тханок) в искусстве ряда сибирских народов, исповедующих ламаизм [Сушко. Русские иконы с восточными мотивами, 2016,- С.129-131].
Ярким примером такого изобразительного приема являются икона «Святой Архистратиг Михаил Архангел» (ГИК-24-8682). Примечательно, что в изображении водных валов использован прием спиралей со встречными векторами направления, отдаленно напоминающий силуэт китайского символа Янь-ин.
Икона, написанная не без влияния старообрядческого лубка, праздничная по колориту, воспринимается как сказка или былина о благородном народном защитнике. Всадник скачет «посолонь» (т.е. по солнцу). Такая композиция широко представлена в поморской, невьянской и великопоженской старообрядческих иконописных школах [Алехина, Зотова, Комашко. Искусство Поморья , 2013,- С. 22// Ройзман. Боровик. Невьянская икона, 2010, - ил 21, С.14// Афанасьевы, Плаксина. Великопоженская икона, 2011, С. 10].
В иконе «Святые мученики Тарсийские Кирик и Улита» (ГИК-20-6619) присутствует комплекс приемов, характерных для икон старообрядческого круга: жесты Спасителя, Улиты и Кирика по старообрядческому канону, старообрядческая форма имени Иулитты как «Улиты», спиралевидные волны реки, древний тип лентообразного облака, окружающего полуфигуру Христа, высокое качество письма и наличие ковчега. Аналогичная композиция встречается в федосеевской иконописной школе, отличаясь лишь поясным изображением Богородицы в верхнем левом углу [Игнатова (Котрелёва). «Написан бысть съи стыи образ…»,2013, С.15].
Архистратиг Михаил Архангел (ГИК-20-6619) | Мученики Кирик и Улита (ГИК-24-8682) |
В отдельных старообрядческих иконах сибирского типа письма святые имеют монголоидные лики. Такой лик у Христа в иконе «Спас Великий Архиерей» (КП-1-12411, ИДТ-126). Образ имеет ряд паспортных признаков старообрядчества: симультанный тип композиции (мученик Христофор в двух ипостасях, человечьей и песьеголовой), древний лентообразный тип облачного обрамления в круглом клейме Иисуса Эммануила и транскрипция имени мученика Конона как «Канон» [Сушко. Святой Христофор, 2010. – С.29-32].
Спас Великий Архиерей (КП-1-12411) |
Пресвятая Богородица Одигитрия Смоленская (КП-9-17676-8) |
Монголоидные лики мы видим у Богоматери и Младенца на иконе канонического провинциального письма, безупречного по своей графике, имеющей ковчег «Пресвятая Богородица Одигитрия Смоленская» (КП-9-17676-8). Младенец благословляет свою Мать по старообрядческому канону.
Монголоидные лики встречаются в образах красноуфимской и невьянской старообрядческих иконописных школ, на российском Урале [Ройзман. Красноуфимская икона ,2010,- С.12,19// Ройзман, Боровик. Невьянская икона, 2010,- С. 4, 5, 6, 14].
Одним из паспортных признаков старообрядческой композиции является образ Господа Саваофа. Так в иконе «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (ГИК-5-1160, ИДТ-3) в небесном регистре изображен Господь Саваоф, благословляющий Предтечу по старообрядческому канону. Сфера, где находится Саваоф, упирается в спиралевидные облака. Близкие по композиции иконы имеются в поморской и гуслицкой иконописной школах [Алехина, Зотова, Комашко. Искусство Поморья, 2013,- С.14// Нечаев, Чернов. «Гуслицкие письма», 2012,- ил. 25, С.19].
Признаком старообрядческой иконы является насыщение композиции большим количеством фигур святых и сцен в клеймах. Этот прием характерен для иконы «Воскресение Христово» (ГИК-29-11742) с изображением Спасителя, попирающего сломанные врата Ада. Подобная композиция встречается в поморской и невьянской старообрядческих иконописных школах [Ройзман, Боровик. Невьянская икона, 2010, - ил.10,12// Ройзман. «Невьянские» складни, ил. 10, с. 22// Алехина, Зотова, Комашко. Искусство Поморья, 2011,- с.12].
Усекновение главы Иоанна Предтечи (ГИК-5-1160) | Воскресение Христово (ГИК-29-11742) |
Сибирская икона «Царь Царем» (ГИК-6-1199), изображающая Спасителя, восседающего на широком царском троне с предстоящими - Пресвятой Богородицей и Пророком Иоанном Предтечей, имеет особый элемент оформления. Лузга и внутренняя рамка ковчега украшена золотистым фитоморфным орнаментом на черном фоне. Такой тип композиции широко представлен в старообрядческих иконописных школах.
Интересным примером сочетания в одной иконе двух иконописных стилей, канонического и примитивного представляет икона «Не рыдай Мене, Мати» (ГИК-24-8744). Старинная икона врезана в поздний киот, расписанный в традиции алтайской народной росписи. Иконы со сценой оплакивания мертвого Христа встречается в старообрядческой романовской иконе из ярославской провинции, в частности, в коллекции Рыбинского музея-заповедника [Хохлова Романовские письма].
Царь Царем (ГИК-6-1199) | Не рыдай Мене, Мати
(ГИК-24-8744) |
Образцом древних изобразительных приемов является икона «Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст» (KP-6-15864). Вселенские святители, одетые в богато украшенные священнические одеяния, благословляют по старообрядческому канону. Типы пробелов на ликах святых и оглавного Спаса Нерукотворного, напоминают приемы письма школы древнерусского иконописца Феофана Грека [Алпатов. Феофан Грек, 1979,-С.200].
Три вселенских святителя (KП-6-15864) |
Се, Агнец Божий (КП-1-12836) |
В поздней старообрядческой иконе «Се, Агнец Божий» (КП-1-12836) пророк Иоанн Предтеча изображен поясно, с евхаристическим потиром в левой реке. В чаше потира лежит обнаженный Младенец Христос, благословляющий Иоанна Предтечу по старообрядческому канону. Такой тип композиции широко распространен у старообрядцев Восточного Казахстана, в частности, в Риддерском регионе и, наиболее часто, в меднолитых иконах.
Для старообрядческого круга характерны деревянные складни с килевидными навершиями и отдельными ковчегами для каждого сюжета. Образцом такого типа икон является фрагмент складня со святыми и праздниками (KП-17-20255). В верхнем регистре расположены изображения ветхозаветных пророков Илии и Моисея, в среднем – Сретение и Богоявление Господне, в нижнем – святой апостол Петр и архангел Михаил. Не смотря на значительное потемнение и утраты красочного слоя, форма и композиционные приемы складня свидетельствуют о древней традиции иконного письма.
Старообрядческие иконописцы нередко совмещают на одной доске несколько самостоятельных икон. Такой прием использован в иконе «Распятие Христово с клеймами в ковчеге» (КП-26-23601). В клеймах изображены старообрядческие изводы икон Пресвятой Богородицы: Умягчение злых сердец, Утоли Моя печали, Взыскание погибших, От бед страждущих. В верхней части ковчега написана полуфигура Господа Саваофа, благословляющего по старообрядческому канону.
Для старообрядческого круга типичен образ «Пресвятой Богородицы Троеручицы» (ГИК-25-9113), связанный с почитанием святого преподобного Иоанна Дамаскина. в старообрядческой среде. Красный цвет мафория в колорите иконы символизирует принадлежность к Дому библейского царя Давида.
Высокое качество письма и безукоризненное следование древнему лицевому подлиннику мы видим в старообрядческой иконе «Святой апостол Иоанн Богослов в молчании» (ГИК-7-1527). Наиболее близка музейному образу поморская выговская икона из московского Музея древнерусского искусства имени А.Рублева [Алехина, Зотова, Комашко. Искусство Поморья, 2013,- С.28 ].
Пресвятая Богородица Троеручица (ГИК-25-9113) |
Апостол Иоанн Богослов в молчании (ГИК-7-1527) |
Изучение и анализ композиций старообрядческих икон в собрании музея-заповедника позволяет прийти к выводу, что иконописное искусство старообрядцев в лучших образцах является подлинным преемником богатых художественных традиций древнерусской иконописи. Вместе с тем, разрозненность иконописцев в многочисленных старообрядческих толках и региональных группах сформировала характерные только для провинциального старообрядческого круга иконографические варианты древних лицевых подлинников.
Феномен старообрядческой иконы ожидает глубоких и фундаментальных исследований, предпосылки которых только предвосхищаются в многочисленных разрозненных исследовательских публикациях об артефактах старообрядческих школ иконописи. Наш каталог – скромный вклад в глобальную научно-исследовательскую тему под названием «Русская старообрядческая икона».
Список литературы
1.Алпатов М.В. Древнерусская иконопись, М.: Искусство,1984.- 332 с., 203 ил.
2.Алпатов М.В. Феофан Грек, М.: Изобразительное искусство, 1979.- 200 с.
3.Алпатов М.В.Андрей Рублев, М.: Изобразительное искусство, 1972.- 206 с.
4.Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации, том первый, XI - начало XVI века, М.: Искусство, 1963.- 394 с.+ 256 ил.
5.Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации, том второй, XVI - начало XVIII века, М.: Искусство, 1963.- 570 с.+ 179 ил.
6.Демина Н.А. Андрей Рублев и художник его круга, М.: Наука, 1972.- 171 с., 47 ил.
7.Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2005 год, М.: изд. единого Совета Древлеправославной Поморской Церкви, 2004.- 200 с.
8.Кукина Е.М. Мир русского искусства. Энциклопедический словарь, М.: Русский язык Медиа, 2005.- 484 [12] с.+ 32 ил.
9.Лазарев В.Н. История византийской живописи. Том I и II, М.: Искусство, 1986.- т. I – 332 с., том II – 597 таблиц.
10.Лазарев В.Н. Страницы истории Новгородской живописи. Двухсторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде, М.: Искусство, 1983.- 269 с.+ 25 ил.
11.Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви, Барнаул: БГПУ, 1999.-557 с.
12.Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры, 2-е изд., М.: АСТ/ Астрель, 2008.- 447 с. [1+ 31 л. ил.]
13.Сушко П.Н. Каталог: Русские старообрядческие иконы в собрании музея-заповедника (XVIII- 20-е гг. XX в.), РК, Усть-Каменогорск: Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник, 2018.- 212 с. + ил.
14.Сб. Православные традиции в народной культуре восточнославянского населения Западной Сибири в конце XIX-XX вв., Новосибирск: изд-во инст-та археологии и этнографии СОРАН, 2005.- 112 с.
15.Урушев Д.А. История русского старообрядчества, М.: ООО «Издательство «Вече».- 256 с.
16.Алехина Л., Зотова Е., Комашко Н. Искусство Поморья XVII-XIX веков// ж. «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» (далее –АПИК), Москва, июнь , 2013.- С. 4-29.
17.Афанасьевы А. и Ю. Иконы старообрядческих иконописных школ// ж. «АПИК», Москва, январь-февраль 2010.- С.4-13.
18.Афанасьевы А. и Ю., Плаксина Н. Великопоженская икона// ж. «АПИК», Москва, май 2011.- С.4-15.
19.Афанасьевы А. и Ю. Великопоженская икона в цивилизационном контексте старообрядчества// ж. «АПИК», Москва, ноябрь 2012.- С.4-16.
20.Игнатова (Котрелёва) Т. «Написан бысть съи стыи образ… в Москве в Преображенском» (к вопросу об организации труда московских иконописцев-федосеевцев)// ж. «АПИК», Москва, ноябрь, 2013.- С. 10-12.
21.Нечаева Т., Чернов М. «Гуслицкие письма»: иконы и иконописцы// ж. «АПИК», Москва, июль-август, 2012.- С. 4-40.
22.Нечаева Т. Еще раз о гуслицкой иконе// ж. «АПИК», Москва, октябрь, 2009.- С. 4-17.
23.Ройзман Е. Красноуфимская икона// ж. «АПИК», Москва, октябрь , 2010.- С. 4-20.
24.Ройзман Е., Боровик М. Невьянская икона// ж. «АПИК», Москва, январь-февраль, 2010, с. 4-20.
24.Ройзман Е. «Невьянские» сладни// ж. «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», Москва, октябрь , 2011, с. 4-25.
25.Сушко П.Н. Русские иконы с восточными мотивами в собрании музея-заповедника// сб. материалов VI международной научно-практической конференции «Россия, Сибирь и государства Центральной Азии: взаимодействие народов и культур», Барнаул: АлтГПУ, 27-28 апреля 2016.- С. 129-131.
26.Сушко П.Н. Об атрибуции иконы «Преподобный Марий Певец»// сб. материалов VII международной научно-практической конференции «Этнография Алтая и сопредельных территорий», вып. 7, Барнаул: БГПУ, 2008.- С.281-283.
27.Сушко П.Н. Святой Христофор с песьей головой (особенности символики старообрядческой иконы)// сб. научных докладов конференции «Кастеевские чтения», Алматы: Гос. музей искусств РК им. А.Кастеева, Алматы, 2012.-С. 186-191.
28.Сушко П.Н. Русская старообрядческая икона с образом «Спас Благое Молчание» в собрании музея-заповедника// сб. XV Международной научной конференции «Государство, общество, Церковь в истории России XX-XXI веков», РФ, Иваново: ИГУ, 2016.- С.326-330.
29.Сушко П.Н. Старообрядческий список иконы Пресвятой Богородицы Ченстоховской в собрании музея-заповедника// сб. материалов IX международной научно-практической конференции «Этнография Алтая и сопредельных территорий», вып.9 , Барнаул: БГПУ, 2015.- С. 301-304.
30.Сушко П.Н. Икона Пресвятой Богородицы Казанской со спиральным орнаментом (о символике в русской пореформенной иконе Западного Алтая)// сб. материалов республиканского научно-практического семинара «Музейные собрания по традиционной культуре этносов Казахстана: проблемы изучения и перспективы сохранения», РК, Алматы: КазНУ им. Аль-Фараби, 28-29 ноября 2008.-С.66-68.
31.Сушко П.Н. К вопросу об иконографической атрибуции старообрядческой иконы Пресвятой Богородицы «Избавление от бед страждущих» из собрания музея-заповедника// Материалы XVII международной научной конференции «Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI веков», РФ, Иваново:ИГУ, 28–29 марта 2018 –С.345-350 .
32.Хохлова И.Л. «Романовские письма». Старообрядческая иконопись Ярославской провинции XVIII-XIX в.// http://family-values.ru/religiosnoe_znanie/romanovskie_pismastaroobryadcheskaya_3553//21.06.2016
33.Чернов М. Народная икона и старообрядчество// ж. «АПИК», Москва, сентябрь, 2011.- С. 64-86.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Сушко Петр Николаевич, старший научный сотрудник отдела редких книг иконописи Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника, с июня 2019 года – пенсионер.
г.Усть-Каменогорск, Республика Казахстан.
spn4@inbox.ru
AUTHOR DATA
Sushko Petr, Senior Researcher of the Department of Rare Books of Iconography of the East Kazakhstan Regional Architectural-Ethnographic and Natural-Landscape Museum-Reserve, since June 2019 - retired.
Ust-Kamenogorsk, Republic of Kazakhstan.
©Сушко П.Н.
Статья опубликована в сборнике XIV Международной научной конференции «Макарьевские чтения», 24 – 26 октября 2019 г. в Горно-Алтайском государственном университете (Россия, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай), с.220.
< Предыдущая | Следующая > |
---|