Музей - «грандиозная памятная книга человечества», необычно сложное общественное явление, где сливаются воедино мысль и слово, наука и искусство, духовная жизнь отдельного человека и всего общества.
В самом центре нашего города, на пересечении старых его улиц, находятся залы ВК областного архитектурно - этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника. Здания музея - это памятники истории и архитектуры: бывший магазин купца И.М. Кожевникова, построенный в 1914 году; бывшее Мариинское женское училище, открытое в 1902 году; бывшее здание мужского училища, построенного в 1886 году. Сейчас здесь размещены экспозиции и выставки музея- заповедника по казахской и русской этнографии, материальной и духовной культуре народов и малочисленных этногрупп, проживающих в ВКО.
Музей был открыт в 1968 году в селе Бутаково при 8- летней школе.
Основателем музея является Заслуженный работник культуры Республики Казахстан Зайцев Николай Алексеевич [1.с. 22].
Каждый музей РК в своей работе руководствуется « Инструкцией по учету, хранению, использованию и списанию музейных предметов музейного фонда Республики Казахстан», которая была принята 1.01. 1916 года. При необходимости музеи вправе разрабатывать внутримузейные инструкции, учитывая особенности своего музея, состава собрания, степени научной и учетной обработки фондов [2.с.9-10]. Проблема сохранения музейных предметов и музейных коллекций всегда относилась к числу приоритетных в деятельности музея. Из всех музейных функций, в число которых входят комплектование, хранение, изучение и презентация музейных предметов, именно хранение можно назвать наиважнейшей. Так, например, изучением предмета без хранения может заниматься научный институт. Экспонировать предметы без хранения может выставочный зал. Наконец, сбор экспонатов (комплектование фондов музея) вообще без хранения не может существовать. Поэтому хранение музейных предметов при перечислении целей и задач музеев всегда стоит на первом месте.
Когда-то главный хранитель Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН Л.В. Матюшин сказал: «Что останется через 100 лет в музее из того, что сейчас в нем находится? Сегодняшние экспозиции изменятся и забудутся, научные статьи за сто лет устареют… Останутся сохраняемые навеки музейные предметы и учетные документы»[3.с.20].
Что значит «сохранять музейный предмет»? Это значит - регулярно проверять наличие предмета как такового и соответствие его с той информацией, которая имеется в учетных документах об этом предмете.
Цель сверки наличия – это получение реальной информации о наличии музейных предметов в фондах музея. В нашем музее сложилась своя система сверок наличия. На 1 января 2020 года фонды музея насчитывали 69 000 предметов. Хранителей в отделе 5 человек. С самого начала существования музея предметы стали относить в ту или иную коллекцию по типу материала: Ткани; Дерево; Металл; Фарфор; Книги; Керамика и.т.д. Всего 22 коллекции, которые разделены между хранителями. Один человек ведет книгу поступлений основного и научно- вспомогательного фонда. Он же проставляет номера на предметах. С 2007 года музей внедрил программное обеспечение « Музеолог» как форму современных технологий в музее. «Музеолог» - это компьютерная программа по созданию информационных каталогов музейных коллекций. Проще говоря - электронный каталог. Это инструмент, с помощью которого музей реализует следующие задачи:
1.Сохранение принадлежащей ему коллекции;
2.Учет и управление этой коллекцией;
3.Изучение этой коллекции с целью углубления знаний об экспонате;
4.Обеспечение доступа общественности к коллекции;
5.Издание публикаций.
Сверка наличия коллекций
Кроме приема музейных предметов на материально - ответственное хранение, их выдачу, научным сотрудникам в случае необходимости, ежегодно сотрудники фондового отдела , по имеющемуся плану, проводят сверку наличия своих коллекций. Результаты сверки фиксируются в специальных «Актах сверки наличия» согласно действующей «Инструкции по учету, хранению, использованию и списанию музейных предметов музейного фонда РК».
В конечном итоге проверяется наличие предмета, его сохранность и соответствие записей об этом предмете в первичной учетной документации музея: Актах приема, Книгах поступлений, в специальных книгах учета предметов из драгоценных металлов и камней: КДМ; КДМзсб; КДМзсв.
За годы существования музея у нас сложилась определенная практика проведения сверок, которая периодически усовершенствуется и видоизменяется.
Проведение сверки наличия ставит перед сотрудниками, кроме подтверждения наличия предмета еще и следующие задачи:
1.Выявление отсутствующих;
2.Записанных дважды;
3.Подлежащих переводу в о.ф. или, наоборот, в н.в.ф;
4.Подлежащих списанию по состоянию сохранности;
5.Требующих внесения изменений в учетную документацию, если предмет был отреставрирован или по - новому атрибутирован.
Сверки проходят согласно приказу директора. Создается комиссия, в которую входят главный хранитель, хранитель данной коллекции, представитель сектора учета, заместитель по научно-исследовательской работе. Наш музей-заповедник, наверное, единственный в Республике Казахстан, которому не надо при сверке наличия пользоваться Книгами поступлений, Актами приема, потому что каждый хранитель, на каждую свою коллекцию, сделал подробнейшую своеобразную развернутую топоопись в виде таблицы, в которой указаны все нужные сведения:
1.Название предмета;
2.Номер предмета;
3.Акт поступления;
4.Сведения о сдатчике;
5.Сведения о мастере (если это ДПИ).
6.Сохранность предмета.
7.Размер предмета.
8.Завод - изготовитель (если это, например, фарфор).
9.Стоимость, если предмет платный.
10.Национальность (музей архитектурно - этнографический, в домах оформлены интерьеры, показывающие культуру и быт народов, населяющих наш край).
11.Место хранения (указывается хранилище, шкаф, полка).
12.Фотография предмета.
13.Дата изготовления.
14.«Примечание», где указываются какие - то изменения.
Как человек, проработавший в музее 44 года, из них 42 года в должности заместителя директора по фондовой работе, я горжусь тем, что мы это придумали сами. Они служат нам не только для сверки наличия, но и других важных ситуаций: составления каталогов, написания статей, чтения лекций. Например, научному сотруднику нужно взять из коллекции фарфора для написания каталога, фарфоровые керосиновые лампы. Программа фильтрует коллекцию фарфора, имеющуюся в фондах и выдает список фарфоровых ламп. Далее идет научная обработка коллекции. Также и другие коллекции. Например, коллекция «Дерево». Понадобились прялки расписные для написания статьи - получаешь готовый список прялок. Понадобились самовары - получаешь список самоваров, работаешь с коллекцией - открывается прекрасная выставка «Русская чайная традиция». Такие примеры можно приводить до бесконечности. И не нужно сидеть, перелистывать книги поступлений, тем более, что их более 100, а самые первые печатались 50 лет назад, на плохой бумаге. Когда в музее появились компьютеры, директор музея, Зайцев Н.А., пригласил ТОО «Архив сервис» и они перевели все книги поступлений в электронный вариант. Теперь у каждого сотрудника научно- исследовательского отдела, есть возможность смотреть весь имеющийся фонд в своем персональном компьютере. Что очень удобно для сотрудников, особенно при строительстве экспозиций.
В ходе сверки наличия музейные предметы вносятся в таблицы с указанием места хранения. В ходе сверки проверяется наличие на предмете номера. Если номер осыпался, стерся сразу можно все поправить. При необходимости, внести какие - то дополнения в описание, воспользовавшись при этом не только Книгами поступлений и Актами приема, но и информацией «Музеолога», который ведется в музее с 2007года.
Итоги сверки наличия оформляются «Актом проверки наличия», форма которого утверждена Министерством культуры Республики Казахстан. Если в результате сверки обнаруживается, что тот или иной предмет в силу давности просто разрушился или был украден из экспозиции, то составляется «Акт на списание». До 1.01.2016года списание основного фонда осуществляло Министерство культуры Республики Казахстан. Предметы научно - вспомогательного фонда, потерявшие музейное значение, списывало Управление культуры Восточно-Казахстанской области.
В 2016 году музеи Казахстана получили новую « Инструкцию по учету, хранению, использованию и списанию музейных предметов», согласно которой списывать предметы разрешено комиссии, созданной из сотрудников музея.
Надо отдать должное сотрудникам отдела по учету и хранению фондов. Отдел самый стабильный в музее. Люди работают по 20, 30, 40 лет. Сверки наличия делаются ежегодно. Если в ходе сверки комиссия видит, что какие-то предметы нуждаются в реставрации, они направляются в отдел реставрации, который существует в музее почти столько же лет, сколько и отдел учета и хранения музейных предметов. Сотрудники отдела реставрации музейных предметов успешно реставрируют следующие коллекции:
-ткани
-металл
-дерево
-керамика
-кожа и многое другое.
Таким образом, сверка наличия не только фиксирует наличие предметов в фондах, но и улучшает в целом систему их учета и хранения.
В 2019 г. была проведена сверка наличия коллекции фарфора. Коллекция насчитывает более 4000 (четырех тысяч) предметов. Хранение организовано так, что коллекции хранятся по типам материалов: «Дерево», «Ткани», «Книги», «Иконы», «Металл», «Керамика», «Фарфор» и.т.д. Общая площадь хранилищ 831,5 м2. Площадь небольшая для 69000 предметов, но нас спасает этнодеревня Левобережного комплекса музея под открытым небом, где в 17 усадьбах, в экспозициях каждого дома, наряду с другими экспонатами, есть и фарфор. Кроме того, в этнопарке имени К. Кайсенова также есть уникальная экспозиция под открытым небом из 11 усадеб. В каждом доме обязательно представлен фарфор. Хочу отметить, что даже сами дома - уникальны. Это не новоделы, это постройки, выявленные в селах нашей области и перевезенные в этнопарк.
На сегодняшний день площади, отведенной под фарфор, хватает. Вся коллекция фарфора поделена на 2 части: посуда и статуэтки. Посуда хранится в кубах, которые образуют своеобразную «стенку», а статуэтки в специально изготовленных шкафах. Хранение осуществляется по заводам. Музей может гордиться тем, что в коллекции представлены самые именитые заводы России: Императорский завод, который был основан в 1744 году императрицей Елизаветой. Это одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Был расположен в Петербурге.
Завод Гарднера был основан в 1766 году в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии купцом Францем Яковлевичем Гарднером.
Завод Кузнецовых в Дулеве. Основан в 1832 году во Владимирской губернии.
Завод Попова. Куплен в 1811 году купцом А.Г. Поповым у Карла Мелли, бывшего комиссионера завода Гарднера.
Завод братьев Корниловых. Основан в 1835 г. купцом М.С. Корниловым с братьями в Петербурге. Завод существовал до 1917 года.
Завод «Товарищества М.С. Кузнецова» в селе Вербилки. Куплен у последней владелицы завода Е.Н. Гарднер в 1892г. [4.с.266-274].
И это только часть коллекции музея. Есть в фондах небольшие коллекции китайского, японского, корейского, польского, английского, немецкого фарфора.
Во время сверки наличия коллекции, которая осуществлялась силами двух сотрудников фондового отдела в течении всего 2019 года, каждый предмет был осмотрен, сфотографирован, отмечен в топоописи. При необходимости восстанавливались стертые или осыпавшиеся номера. Обязательно указывалось в топоописи местонахождение предмета. Что сильно облегчает хранителю впоследствии работу при выдаче нужного предмета.
По такой же схеме делают сверку наличия сотрудники фондового отдела, на материально - ответственном хранении которых находятся остальные коллекции.
Подводя итоги, хочу сказать, что:
1.Под предметом сверки понимается контроль музейными сотрудниками наличия и состояния сохранности музейных предметов.
2.Музеи обязаны систематически проводить переучет музейных предметов, сверку их с Книгами поступлений, Актами приема и другими учетными документами.
3.Музеи с небольшим (до 3000) предметов ежегодно проводят сверку всего наличия предметов.
4.Музеи, обладающие более крупными собраниями, ежегодно проводят проверку наличия части музейного собрания, в соответствии с утвержденными планами. Итоги проверки фиксируются в Акте сверки наличия.
5.Переучет должен производиться комиссией в составе не менее 3 человек.
6.Следующим элементом проверки является приказ о проверке. Приказ должен иметь номер, дату его выхода, подписан директором музея.
Кроме проверки наличия и состояния сохранности предметов, музеи обязаны проводить проверку наличия номенклатуры дел в учетных подразделениях.
Проверка книг поступлений заключается в следующем: проверяется целостность книг, наличие названия и шифра по номенклатуре дел, целостность прошивки. Книга должна быть пронумерована, подписана должностным лицом, опечатана печатью. Особое внимание уделяется утвержденным формам и аккуратности ведения Книг поступлений, Актов приема, Актов выдачи, Протоколов закупочной и отборочной комиссии. Таким образом, завершая нашу тему можно сказать, что сверка наличия музейных фондов решает проблемы дальнейшего использования музейных предметов. Объединенные в коллекции, музейные предметы закрепляются за конкретными сотрудниками - хранителями, несущими за их наличие и сохранность материальную ответственность. Главная задача сверки наличия - оформление перемещения внутри музея и вне его, контроль за принадлежащими музею предметами, оформление изменений, происходящих в их наличии, сохранности, закрепления за определенным сотрудником.
Литература
1.Музей, открытый миру. Караганда: ТОО «Литера»,2014г.-с.507.
2.Инструкция по учету, хранению, использованию и списанию музейных предметов. Принята 1.О1. 2016г.-с.24.
3.П.П.Брюшкова. Учет и проверка наличия музейных ценностей. Методические рекомендации. Москва:2006г.-36с.
4.В.А.Попов. Русский фарфор. Частные заводы. Ленинград: Художник РСФСР, 1980г.-316с.
Лабецкая В.П. – старший научный сотрудник
отдела фондов музея-заповедника
Материалы ежегодной научно-практической конференции «Кастеевские чтения-2020.
Роль музеев в сохранении культурного наследия. К 85-летию со дня основания ГМИ РК им. А. Кастеева, Алматы, 2020 г., стр. 360-368
< Предыдущая | Следующая > |
---|