У каждого человека свое представление о камне. Для архитектора, строителя или каменотеса под этим словом понимается материал, используемый для строительства и отделки зданий, для геологов – это объект изучения горных пород и минералов. Для ювелира, художника, работающего с камнем – это не только прекрасный поделочный минерал, но и частица земной красоты, неиссякаемый источник вдохновения. Камень будит фантазию, подсказывая художнику подчас самые неожиданные пластические и колористические решения. Даже невзрачные на первый взгляд бросовые камушки могут сослужить художнику неоценимую службу. Ведь каждый камень таит в себе загадку, и человек, работающий с ним, должен выявить и раскрыть перед нами природную красоту этого камня [4].
Многочисленные приемы обработки камня, разработанные многими поколениями старых мастеров, успешно применяют в своем творчестве современные художники г.Зыряновска (ныне город Алтай). Талантливые мастера-камнерезы Восточного Казахстана создают произведения, которые украшают залы музеев не только Казахстана, но и зарубежья. В них отражается природа родного края.
«Камнем» или Бухтарминским краем называли в XVIII – XIX веках Горную часть нынешней Восточно-Казахстанской области. Издавна привлекал этот живописный край путешественников, ученых, писателей [1,с. 99].
Восточный Казахстан знаменит и богат своими необычайно красивыми в полировке поделочными камнями, идущими на крупные поделки. В XVIII веке на колыванских заводах были изготовлены ряд ваз из местного камня. С давних пор украшают Павловский дворец (г.Санкт-Петербург) вазы, выполненные из риддерской брекчии. Одна из ваз диаметром 5 метров и весом свыше 19 тонн, изготовленная на Колыванской шлифовальной фабрике из красивейшей зеленоватого тона ревневской яшмы, хранится в Эрмитаже.
Когда-то в Восточном Казахстане в городе Зыряновске на горнодобывающем предприятии был создан цех по изготовлению сувениров и ювелирных изделий из камня. Основателем и первым руководителем был Владимир Феофанович Миков, известный в Зыряновске природовед. Он первым начал работать с местным камнем, освоил технологию обработки, а потом научил этому других, передавая свой бесценный и уникальный опыт.
Самые разнообразные породы камней, собранные и привезенные из разных уголков планеты, вошли в его богатейшую коллекцию.
Мастер-энтузиаст на голом месте создал уникальный участок, который просуществовал более 10 лет, и за это время было выпущено до 50-ти наименований только ювелирных изделий. С годами отработали технологию, повысили качество, постоянно улучшали эстетические характеристики изделий. В перспективе задумывались над расширением рабочих мест (планировалось создать 145 мест). Но не суждено было этому осуществиться. Продукция перестала быть востребованной, не стало заказов, соответственно прекратилась реализация. В конце концов, цех стал убыточным, и администрация фабрики была вынуждена продать участок частному предпринимателю Переверзеву Виктору Аркадьевичу.
Виктор Аркадьевич большой романтик и любитель природы, директор ТОО «ЭНВИ» уверен, что времена делают люди, а это значит, что на казахстанской земле, богатой самоцветами и полудрагоценными камнями, есть будущее. Как из неприметных камушков рождаются, произведения искусства знают в мозаично-камнерезном цехе ТОО «ЭНВИ».
Камнерезный цех признан лучшей мозаико-камнерезной мастерской Казахстана. В 2012 году имя В. Переверзева было внесено в Большую международную энциклопедию «Лучшие люди», Европейская научно-промышленная палата наградила его золотой медалью – это одна из самых престижных наград Евросоюза.
Благодаря этому, в настоящее время камнерезных дел мастеров, знают не только в Казахстане, но и за его пределами. Сегодня камнерезный цех «ЭНВИ» славится уникальными художественными изделиями из природного поделочного камня. Камнерезное производство было освоено в 1994 г. – художниками-мастерами В.А. Перевезевым и Н.И. Пахомовым. В сложный период экономического развития молодого государства предприниматели организовали творческую команду по дизайну продукции, проектно-сметную группу. Основополагающей деятельностью «ЭНВИ» стало строительство и дизайн интерьеров, затем в 2004 году было, приобретено оборудование камнерезного цеха и на его базе, открылась мозаично-камнерезная мастерская.
Флорентийская мозаика – бренд камнерезов. Сегодня в ассортименте «ЭНВИ» - шкатулки, подсвечники, плакетки, напольные вазы, а также панно и картины, выполненные в стиле флорентийской мозаики (рис. 1; 2). Каждое мозаичное произведение предприятия собирают от трех до десяти месяцев из тысяч тщательно подобранных по цвету и текстуре полированных каменных срезов по уникальной бесшовной технологии. Большинство таких изделий выполняется по индивидуальным заказам, в которых заранее оговаривается тематика, сложность и палитра камней Восточного Казахстана.
Флоренция подарила миру имена известных мастеров-камнерезов и образцы мозаичных произведений.
В наше время флорентийская мозаика чаще всего употребляется при оформлении интерьеров. Но мастером флорентийской мозаики дано стать далеко не каждому, так как здесь требуется особый талант.
Мастера-камнерезы пошли дальше итальянцев – они освоили технологию с применением оттенков и полутонов. Это словно оживляет картину, делает ее богаче и глубже. Камни, миллионы лет хранившие тайны, оживают и становятся теплыми, как будто раскрываются по-новому. Кроме того каменные картины вечны – они не осыпаются, не крошатся и не выцветают.
Главный принцип, которого придерживается Переверзев в своей работе, - изделия должны изготавливаться из местного сырья, а сюжеты на картинах, - изображать красоту нашего края. Мастера рассказывают, что когда-то они пробовали делать изделия из камней, привезенных из Китая. Не получилось. Мягкий состав не позволяет делать из них достаточно тонкие пластины, необходимые для производства флорентийской мозаики. Вернулись к «своим» камням, добытым в ВКО. Время показало, что они лучше всего подходят для каменной мозаики, обладают нужной прочностью и структурой.
Мастера используют для своих картин яшму, змеевик, агат, халцедон, микрокварцит, гранит, мрамор, диарит и др. камни.
Для изготовления маленькой картины с несложным рисунком, например, размером с настольный календарь, требуется 10 кг. камней. Процент выбраковки очень высок, порой достигает 70-80 процентов. Трудно представить себе, сколько сил и умения вложено в каждую работу. Для обработки камней в творческой мастерской работают 12 станков, и все они самодельные. Ведь подобного производства в Казахстане нет. В мастерской рассказывают, что дорогостоящие картины берут на подарки к юбилеям, работы попроще и подешевле покупают бывшие соотечественники, скучающие по Казахстану. Именно основной сюжет всех каменных полотен – природа Восточного Казахстана, но в последние годы стал появляться интерес к национальной тематике. Сейчас, к примеру, в цехе работают над созданием триптиха, посвященного культуре казахского народа.
Специфика камнерезного искусства «ЭНВИ» заключается в эксклюзивности использования технологии флорентийской мозаики по стране.
Изготовление картин – долгий ручной процесс. Один экземпляр выполняется до трех месяцев. Камнерезы занимаются штучным производством.
По информации мастеров, чаще всего картины заказывают жители Нур-Султана, ближнего и дальнего зарубежья. Однажды камнерезы одновременно собирали два пейзажа для представителей двух стран – Казахстана и России. На каждом из них была изображена Белуха. На одной – казахстанский склон, на другой – российский.
Опытные мастера обучают молодежь, желающих приобрести знания и навыки в этом нелегком, но очень привлекательном ремесле. Мастера-камнерезы знают и любят свой край и потому стараются воплотить эту любовь в своих произведениях.
Коллектив камнерезного предприятия через свои работы стремится показать всю уникальность недр Рудного Алтая, а также постоянно ищет новые способы раскрытия красоты местного камня. Самый распространенный сюжет каменных картин – это живописная природа нашего края. Яркая, в желто-оранжевом одеяние, осень; бурлящие реки, через которые можно пройти по деревянным мостикам; высокие зеленые ели, огромные кедры, стройные березки, густые леса и заснеженные горы … (рис.3;4; 5).
При изготовлении картины художник заранее составляет эскиз, по нему из тонких каменных пластин вырезает элементы рисунка и плотно подгоняет их друг к другу. Составляются они из самых разнообразных кусочков – фрагментов камней. Каждая такая картина – единственная в своем роде, так как выполнена по индивидуальному эскизу художника. Чем разнообразнее окраска и природный рисунок, тем богаче палитра мозаичиста. Часто сам камень подсказывает сюжеты мозаичной композиции. При этом мастер умело использует все особенности отдельных камней, каждый раз добиваясь желаемого эффекта. Всевозможные наплывы, цветные пятна, полоски, точки, завитки, штрихи и прожилки помогают усиливать выразительность мозаики.
Рабочий эскиз мозаики художник выполняет в натуральную величину. Когда контуры всех деталей окончательно найдены, рисунок переводят с помощью копировальной бумаги на другой лист чистой бумаги. Из него, ориентируясь на контуры, аккуратно вырезают ножницами шаблоны всех деталей, входящих в мозаичный набор. Каждую деталь аккуратно наклеивают на заранее приготовленные каменные пластинки, имеющие подходящий рисунок и цвет [2].
Бумагу приклеивают на камень только таким клеем, который не боится влаги например БФ-2 или же эпоксидной смолой (очень токсичное вещество). Когда клей окончательно высыхает, приступают к вырезанию из каменных пластинок детали мозаики. Детали вырезают, ориентируясь на шаблоны, приклеенные на каменные пластинки.
После обрезки края заготовки обрабатывают на обдирочном круге. На боковой поверхности обтачивают края, идущие по прямой линии. После того как все детали вырезаны достаточно точно, выполняют сухой набор мозаики, На стекло или какую-нибудь другую поверхность кладут рабочий эскиз и сверху, согласно рисунку, раскладывают готовые детали. Если контуры смежных деталей совпадут и плотно прилягут к друг другу, приступают к наклеиванию их на основу.
На следующем этапе приступают к креплению деталей набора на подножке-основе. Основой чаще всего служат асбоцементные и каменные плиты.
Детали мозаики приклеивают на основу-подложку самыми различными клеевыми составами, однако в последнее время многие мастера чаще всего предпочитают эпоксидные смолы. Они органично соединяются с камнем, имеют высокую прочность, легко окрашиваются в любой цвет и хорошо полируются.
Готовую мозаику шлифуют и полируют до получения зеркального блеска. Но следует помнить, что хорошей равномерной полировки можно добиться только при условии, что все камни, входящие в мозаичный набор, имеют, если не одинаковую, то хотя бы близкую твердость.
Сделав для флорентийской мозаики специальную окантовку из металла или дерева, ее используют как самостоятельное панно
Работа с камнем требует, помимо таланта мастера, особого терпения и усидчивости. Так, на изготовление одной картины уходит от одного до трех месяцев. А когда есть «интересный» камень, появляется художественная идея, вдохновение, тогда и рождается эта неземная красота.
Красота текстурного рисунка и окраски поделочных камней постоянно привлекала внимание художников во всех странах. Поэтому, как только появилась возможность распиливать цветные камни на тонкие пластинки в большом количестве, сразу же возникла уникальная техника, известная во всем мире под названием флорентийская мозаика. Это название произошло от итальянского города Флоренция, где в XVI веке стали появляться мастерские, изготовлявшие в основном мозаичные наборы для украшения мебели [5, с.54]
Мастера освоили эту сложную, но очень привлекательную технику и упорно трудились над созданием произведений. В качестве основного материала мастера используют мрамор, который отличается своей небольшой твердостью и разнообразием рисунков и окраски. При разработке эскиза мозаичного панно, прежде всего, учитываются декоративные возможности камней. Чем разнообразнее окраска и природный рисунок, тем богаче палитра. Мастера умело используют все особенности отдельных камней, добиваясь желаемого эффекта. Также, в создании картин, панно, ваз применялись такие камни, как: лазурит, агат, яшма и другие декоративные камни.
Не раз они выставляли свои изделия на выставках в музеях нашего города и области, а также выезжали за пределы региона, в частности экспонировали свое искусство на республиканских выставках в городах Алматы, Астаны и Караганды, где были неоднократно награждены грамотами, дипломами и денежными премиями. Произведения мастеров увозят с собой гости из ближнего и дальнего зарубежья (Германии, Южной Кореи, России и другие страны [3]. Пользуются они популярностью и у наших сограждан. И это не случайно, так как велика волшебная сила искусства, когда мастер, вкладывая в свое изделие частичку своей души и энергии, словно «оживляет» камень, заставляя его раскрывать перед нами свою удивительную и таинственную «душу», красоту окружающего нас мира природы). Коллекцию зыряновских мастеров можно увидеть во многих городах Казахстана, создана передвижная выставка. Вечные картины из плотного камня так похожи на тонкую и легкую акварель…Невозможно, глаз оторвать от специально подсвеченного стенда с каменной красотой. Сколько в ней человеческого труда, вдохновения, мастерства и теплоты.
Список литературы:
Бардина Р.А. Учебник «Изделия народных художественных промыслов», Москва «Высшая школа» 1990.
Мухамеджанова Р.Ч., Черкашина В.А. «В мире радужных ремесел», справочно-информационный сборник, Усть-Каменогорск 2016.
Мухамеджанова Р.Ч. Таинственный мир камня, журнал «Деловой Усть-Каменогорск» 2007.
Сырнев В.А. Книга-альбом «Облака, женщины, птицы», Бишкек 2012:7
Федотов Г.Я. Камень, Москва, «ЭКСМО», 2002: 54
Мухамеджанова Раиса Черяздановна
заведующая отделом народного и декоративно-прикладного искусства музея-заповедника, руководитель Ресурсного центра ремесленников ВКО
В сборнике «Макарьевские чтения: материалы XVI международной научно-практической конференции»,
Горно-Алтайск, 23-24 сентября 2021 г. / отв. Ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2021 г.. – 363 с., стр. 187-193
< Предыдущая | Следующая > |
---|