Аннотация
В статье рассмотрены этап становления и первые годы деятельности профсоюза работников искусств (Рабис) на территории Казахской АССР в 1919–1929-е гг. Посредством анализа организационных, структурных, нормативно-правовых основ деятельности профсоюзных организаций Оренбургской, Уральской и Семипалатинской губерний КАССР показаны особенности формирования общереспубликанского Рабис. Определяющими факторами процесса формирования Рабис в этнорегионе выступили: крайняя малочисленность сложившихся профессиональных творческих коллективов и отсутствие разветвленной художественной инфраструктуры дореволюционного периода. Данные факторы предопределили незначительность социальной базы республиканского профсоюза, вызвали трудности организационного, кадрового и методического характера этапа становления. Вместе с тем, исследование показало тесную связь республиканского и общероссийского профсоюзного движения, модернизационный характер Рабис, его практическую и социальную направленность деятельности.
Ключевые слова: Казахская АССР; Рабис; губернские и уездные профсоветы; коллективные договоры; борьба с голодом; состав и численность профсоюза.
HISTORY OF CREATION AND
THE FIRST YEARS OF ACTIVITY RABIS TRADE UNION
(BASED ON THE MATERIALS OF THE KAZAKH ASSR of THE 1919–1929-ies.)
Rakhmatulina E. Yu.
Altai State University, Barnaul (Russia)
East Kazakhstan Regional Architectural-Ethnographic and Natural-Landscape Museum-Reserve, Ust-Kamenogorsk (Kazakhstan)
Abstract
The article considers the stage of formation and the first years of activity of the trade union of art workers (Rabis) in the territory of the Kazakh ASSR in the 1919-1929-ies. By analyzing the organizational, structural, regulatory and legal bases of the activities of trade union organizations of the Orenburg, Ural and Semipalatinsk provinces of the KASSR, the features of the formation of the all-Republican Rabis are shown. The determining factors of the process of forming Rabis in the ethnoregion were: the extreme small number of established professional creative collectives and the lack of an extensive artistic infrastructure of the pre-revolutionary period. These factors determined the insignificance of the social base of the republican trade union, caused difficulties of the organizational, personnel and methodological nature of the formation stage. At the same time, the study showed a close connection between the republican and all-Russian trade union movement, the modernizing nature of Rabis, its practical and social orientation.
Keywords: Kazakh ASSR; Rabis; provincial and county trade union councils; collective agreements; fight against hunger; composition and size of the trade union.
.
Исследование выполнено при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации в рамках проекта НШ-2693.2020.6 «Государственное регулирование социальных процессов в Центральноазиатском регионе России имперского и советского периодов».
Как известно, профсоюзная организация работников искусств республики Казахстан насчитывает богатую историю развития, связанную с социально-политическими изменениями послереволюционной эпохи. Несмотря на данное положение в советской и современной казахстанской историографии проблематика формирования республиканского профсоюза Рабис, специфика процесса разработаны слабо, упор сделан на изучение истории профсоюзов отраслей тяжелой промышленности, железной дороги, медицины и т.д. В этой связи мы попытались проанализировать особенности становления профсоюза Рабис в этнорегионе, сопряженные с основными организационными, структурными и профессиональными аспектами деятельности организации в период 1919–1929 гг.
Первые организации профсоюзов работников культуры Киргизского (Казахского) края возникли в период Гражданской войны в конце 1919–начала 1920-х гг. в крупных административных центрах и районах к ним тяготевшим: в Оренбурге (столице автономии до 1925 г.), Уральске и Семипалатинске. На базе оренбургского отдела Рабиса в течение 1919, 1920 гг. неоднократно созывались первые конференции работников искусств, на которых присутствовали представители Актюбинска, Кустаная, Акмолинска и других районов. Союз Рабис в г. Оренбурге с вхождением в Общероссийское Объединение был образован 2 сентября 1919 г., куда вошли 134 человека различных отраслей производства. В Уральске Союз Рабис был основан на базе Союза Арт-Фото-Кино и профессионального Союза музыкантов в 1919 г., параллельно появлялись уездные отделения в Гурьеве, Илеке, Калмыкове. В Семипалатинской губернии на базе русской драматической труппы, украинской труппы, коллективов хора и кинотеатра 16 февраля 1920 г. был основан Семипалатинский губернский Союз искусств, за которым последовала организация уездных отделений в Усть-Каменогорске, Павлодаре и Бухтарме [12, с. 121–132].
По замечаниям современников, начальный этап для региональных профсоюзов проходил в тяжелейших условиях лишений и нехватки самых необходимых материалов. Так, с трудностями столкнулся Семипалатинский губернский Союз искусств, что было определено отсутствием методической помощи из ЦК Всерабиса, закрепленного административного помещения и фактического противодействия в работе со стороны местного комитета Народного образования. Слабая связь центра с уездными отделениями вследствие расстояний в 250–500 верст, а также конфликты с Губернским отделом народного образования, плохой транспорт и отсутствие профессионалов в уездных отделах кроме Гурьевского были характерными явлениями для Уральской губернии [12, с. 127–132].
25 января 1921 г. состоялось первое совещание профсоюзов Казахстана при поддержке Оренбургского губпрофсовета. Совещание наметило конкретные меры улучшения работы, определило состав Киргизского (Казахского) Бюро Всероссийского Центрального совета профессиональных Союзов (ВЦСПС) членами которого были избраны Заромский, Журевский, Глуховский и Маркович [13]. 18 октября 1921 г. в Оренбурге прошла первая краевая конференция профсоюзов Казахстана, где особое внимание было уделено организационному укреплению объединений. Делегатами конференции был избран новый руководящий состав Киргизского (Казахского) бюро ВЦСПС. По существу, конференция стала отправной точкой к формированию единой сети профсоюзов республики.
Отрицательными последствиями для профсоюзных организаций центра и этнорегиона обернулось слияние Всерабиса и Всероссийского профсоюза работников просвещения (Всеработпроса), инициированное в январе 1921 г. президиумом ВЦСПС [14, с. 20]. В результате чего произошло падение общей численности членов Рабис на местах, ухудшилось регулирование отрасли. После проведения анализа и учета негативных итогов шестимесячной работы в общем Союзе, 13 мая 1922 г. Президиумом ВЦСПС была подписана резолюция о восстановлении статуса Всерабиса и Всеработпроса как отдельных организаций. Как следствие в регионах были осуществлены повторная регистрация членов организаций и перевыборы Правлений. Воссозданные профсоюзные организации работников искусств, объединили представителей театров, оркестров, кинотеатров, художественных студий. По профессиональным группам численно преобладали театральные актеры и работники кинотеатров. В структуре Союза выделялись местные комитеты, уездные и губернские отделения.
Общее количество членов профсоюзной организации в начале 1920-х гг. достигало нескольких сот человек, однако их распределение по губерниям было неоднородным. Наибольшей численностью отличалась Оренбургская губерния – 444 человека, в Семипалатинской зарегистрировано – 169, в Уральской губернии – 112 [5, с. 98; 16, с. 106; 4, с. 280]. Значительная численность по Оренбургской губернии объяснялась сформированностью региональной художественной инфраструктуры, наличием широкого спектра отраслевых бюро. Так, в составе губернского профсоюза выделялись бюро театральных работников, оркестрантов, музыкантов, присутствовали Народные артисты КАССР и Герои труда [12, с. 122]. В тоже время вовлеченность в профсоюзное движение коренного населения автономии была крайне незначительной, например, в Семипалатинской губернии за период 1924–1926 гг. не было зарегистрировано ни одного представителя коренного этноса [4, с.280]. К 1925 г. проблема вовлечения коренных национальностей в профсоюзное движение была обозначена и на Всесоюзном уровне. Действительно, вовлеченность казахского населения в общее профсоюзное движение республики была незначительна. На 1 января 1923 г. во всех профсоюзах республики насчитывалось 3 181 чел. или 5,8% всех членов-казахов. К 1929 г. в результате различных мероприятий: проведения разъяснительных собраний, направления специалистов на обучение в центральную Россию численность участия коренного населения в профсоюзном движении увеличилась, составляя в совокупности 25%. Незначительно выросла численность республиканского Рабис, профсоюз постепенно приобретал черты многонационального. Хотя в составе по-прежнему заметно преобладали русские 80, 59 %, доля казахского этноса составила 3,93 % , общая численность членов организации достигла 917 человек [7, с. 173].
Отметим, что одним из первых нормативных документов, призванных регламентировать трудовую деятельность и упорядочить систему поощрения работников культуры был, принятый в сентябре 1920 г. ВЦК Всерабиса документ «Положение о премировании работников художественного труда работников искусств» [10, с. 38–39]. Положение детально регламентировало основания и процедуру премирования работников искусств, определяло формулы расчета премии, а также штрафные санкции за нарушение трудовой дисциплины. Несмотря на небольшой срок действия по 31 декабря 1920 г. его введение явилось определяющим фактором трудовой жизни интеллигенции, призванным унифицировать трудовые требования по всем губернским и уездным учреждениям, мобилизовать работников в тяжелый период Гражданской войны. С завершением Гражданской войны в республике были созданы условия для распространения коллективных договоров [9, с. 43]. Вводимая практика, отразила важный модернизационный аспект становления системы социальной защиты работников культуры, принятый на государственном уровне. 16 марта 1922 г. Наркомтруд СССР объявил коллективные договоры «основным методом регулирования труда» [6, с. 126]. В том же году был введен новый Кодекс законов и труде, содержащий определение коллективного договора, под которым понималось соглашение, заключенное между профессиональным союзом как представителем рабочих и служащих, с одной стороны, и нанимателем с другой [6, с. 127]. К 1927 г. процент охваченных договорами по Казахстану предприятий, в том числе среди учреждений культуры равнялся 85–90 % [1, с. 8].
Острейшей проблемой профсоюза Рабис 1920-х гг. стала борьба с голодом. В задачи Центрального и местного фондов помощи безработным входила выдача денежных пособий (однократно, в размере от 2 до 5 рублей), организация медпомощи, устройство столовых и общежитий. Данными видами помощи могли пользоваться только члены профсоюзной организации [11, с. 38]. Также на местах Союз организовал помощь своим более нуждающимся членам постановкой спектаклей, добровольным перечислением процентов с заработной платы. Например, в Уральске члены профсоюза Рабис помимо агитационной и финансовой поддержки голодающим отвечали на материальные запросы рабфаков, занимались поддержкой голодающих Германии, принимали участие в организации «Дома крестьянина», вели культурно-шефскую работу над Красной Армией [12, с. 133]. Также местные профсоюзы добивались и того, чтобы всю сверхурочную работу выполняли безработные члены профсоюза работников искусств [15, л. 3–4].
На контроле профсоюзов было и решение важного тарифного вопроса. Фактически уровень заработной платы деятелей искусства региона зависел от бюджетных ресурсов, подчас очень скромных. С 1925–1926 бюджетного года начала проводиться реформа в области регулирования заработной платы в учреждениях культуры. Реформа основывалась на новом принципе, вместо определения заработной платы по коллективным договорам, устанавливались твердые должностные оклады [3, с. 222].
Большие задачи выдвигались перед профсоюзами в области культурно-просветительной работы. Распространенной формой деятельности стала шефская работа среди населения, в аулах и деревнях, культармейцы проводили среди населения беседы, читки, организовывали клубы и кружки.
В 1923 г. было образовано Центральное правление профсоюза работников искусств, что стало серьезным шагом в развитии отраслевого профсоюза [8]. В тоже время, в связи с изменениями территориальных границ автономии: к республике были присоединены две новые губернии – Джетысуйская, Сыр-Дарьинская и Кара-Калпакская область, к РСФСР отошла Оренбургская область, организационный период для республиканского профсоюза не был завершен. Важными вехами организационного этапа Рабис стали также решения республиканских съездов 1925–1929 гг., обсуждавшие насущные вопросы экономического положения, организационные задачи, культурно-просветительную работу [2, с. 42].
Таким образом, анализ материалов показывает, что формирование профсоюза работников искусств на территории Казахской АССР в 1920-е гг. проходило в русле общероссийского профсоюзного движения и было обусловлено стремительными социальными трансформациями, вызванными революционной эпохой. При общих предпосылках, процесс становления профсоюза Рабис в этнорегионе отличался рядом важных аспектов: малочисленность профессиональных творческих коллективов дореволюционного периода предопределила слабость социальной базы профсоюза в 20-е гг. ХХ, вызвала значительные трудности кадрового и методического характера. Однако, благодаря выстроенному комплексу мер на государственном уровне, в том числе введению основополагающих нормативно-правовых документов, масштабному проведению коренизации профсоюзного движения, а также целенаправленной организационной политике удалось скоординировать действия в профсоюзной отрасли, сформировать к концу 1920-х республиканскую структуру Рабис.
Литература:
- Аселкан А.А. Профсоюзы Казахстана в период первой пятилетки: Автореф. дис… канд. ист. наук. – Алма-Ата, 1968. 19 с.
- Ахметов А., Кузьмин-Закс М., Рахимов А. Профсоюзы советского Казахстана. Краткий исторический очерк. – М., 1961. 176 с.
- ВЦСПС. Профессиональные союзы СССР: Отчет ВЦСПС к VII съезду профессиональных союзов – М., 1924–1928 . 455 с.
- Движение числа членов профсоюзов Семипалатинской губернии // Ежегодник Семипалатинской губернии. Обзор за 1925–1926 гг. – Семипалатинск, 1927. 429 с.
- Движение членов профсоюзов Уральской губернии с 1922 г. по 1/VII –1924 г. // Статистический справочник по Уральской губернии. Выпуск. 1. Казакская АССР. – Уральск, 1925. 111 с.
- Кулешов Г.Н. История становление институтов коллективных договоров в России // Проблемы экономики и юридической практики. – 2017. –№ 2. – С. 126–128.
- Национальная политика ВКП (б) в цифрах. – М., 1930. 328 с.
- Общественное объединение «Казахстанский отраслевой Профессиональный Союз работников культуры, спорта, туризма и информации». – URL: https://kasiptik-odaq.kz/istoriya/ (дата обращения: 18.01.2021).
- От союзов – к Профсоюзу. История и современный этап развития. – М., 2010. 556 с.
10.Положение о премировании работников художественного труда работников искусств // Вестник работников искусств. –1920. –№ 1. – С. 38–41.
11.Положение о центральном и местных фондах помощи безработным // Вестник работников искусств. – 1923. – № 7–8. – С. 38–39.
12.Пять лет Всерабиса: 1919–1924: исторический очерк. – М., 1924. 148 с.
13.Селкебаева А.Т. Профсоюзы Республики Казахстан в 20–30-е гг. ХХ в. – URL: http://www.rusnauka.com/pdf/283462.pdf (дата обращения 18.02.2021).
14.Сибиряков И.В. Профсоюз и искусство – совместимая несовместимость // Вестник Челябинского государственного университета. – 2007. –№ 3 (81) – С. 12–22.
15.Центр документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области (ЦДНИ ВКО). Ф. 112. Оп. 1. Д. 24.
16.Численность членов Профсоюзов по Оренбургской губернии за 1925 г. // Статистический справочник Оренбургской губернии. – Оренбург, 1926. 149 с.
Сведения об авторе: Рахматулина Евгения Юрьевна - заместитель директора по выставочной работе.
ВКО архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник (Казахстан, г. Усть-Каменогорск).